Индивидуальная программа профессионального саморазвития учителя русского языка и литературы
Злодеевой Натальи Владимировны на 2015-2020 годы
I. Тема работы методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ № 8 им. П.А. Щипанова города Кузнецка: «Совершенствование качества образования через освоение компетентностного, ресурсного и системно-деятельностного подходов к образованию».
Цель: совершенствование работы по повышению качества знаний учащихся по предметам гуманитарного цикла путем повышения эффективности педагогического процесса.
Задачи:
1. Изучать и внедрять виды и формы индивидуальной и дифференцированной работы, способствующей творческому развитию учащихся.
2. Внедрять разнообразные виды и формы по развитию устной и письменной речи учащихся.
3. Осваивать инновационные формы проведения уроков с использованием ИКТ.
4. Подготовить учащихся к ЕГЭ и ГИА по русскому языку и литературе как форме итоговой аттестации учащихся.
II. Тема по самообразованию:
«Инновационная деятельность и формирование УУД учащихся на уроках русского языка и литературы»
Курсовая подготовка: «Методика преподавания учебных дисциплин. Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе в условиях перехода на ФГОС общего образования», 2017-2018 учебный год год.
Аттестация: 2019-2020 учебный год.
Категория (планируемая категория после аттестации – высшая)
Цель:
формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности учителя; совершенствование работы с одаренными детьми и наиболее подготовленными учащимися через конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции; уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе; обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла; через работу по самообразованию - создать условия для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала, для развития самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей
Задачи:
- изучить современную литературу по теме самообразования;
- ознакомиться с инновационными методами преподавания русского языка и литературы учителей города и республики;
- продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания русского языка и литературы;
-разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
- повысить интерес учащихся к информационным технологиям, развить творческие способности, логическое мышление;
- обеспечить внедрение современных инновационных технологий для активизации самопроверки и самоанализа учащихся;
- диагностика склонностей и познавательных интересов, познавательных мотивов обучающихся;
- создать условия для развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения истории и обществознания;
- создать условия для интеллектуального, нравственного, духовного развития детей.
Предполагаемые результаты:
-формирование УУД учащихся на уроках русского языка и литературы
- совершенствование технологии овладения методикой работы по использованию ИКТ;
- Поиск материала и составление пакета материалов сценариев уроков с применением информационных технологий,
- усиление положительной мотивации обучения;
- активизация самостоятельности;
- активизация познавательной деятельности учащихся.
- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
- разработка новых форм, методов и приемов обучения
- доклады, выступления
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
- создание комплектов педагогических разработок
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Основные направления самообразования:
- Профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии),
- Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей),
- Охрана здоровья,
- Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.),
- Эстетическое (гуманитарное).
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет-ресурсы; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности школьного методического объединения учителей русского языка и литературы, а также через участие в жизни школы.
Пояснительная записка
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или программой развития педагога, - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.
Опыт работы по теме, позволит подтвердить, что личность ребёнка - слишком многогранное и сложное понятие, чтобы её ценность определять только лишь степенью усвоения программы. Ребёнок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть личность со своим неповторимым мироощущением в другом человеке.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности, учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Сегодня в век информационно- коммуникативных технологий в области образования учителя МО ставят перед собой и своими учениками новые задачи и проблемы.
Проблема: повышение качества преподавания учебных предметов, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
1.Изучить литературу по данной проблеме:
1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования
мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2000
3. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
6. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
2. План работы по самообразованию:
№ | Разделы плана | Содержание деятельности | Сроки | Форма результатов |
1 | Изучение методической литературы | 1.Чтение научно-методической литературы. 2. Теоретическое изучение темы. Журналы и газеты: «Русский язык и литература в школе», «Первое сентября. Русский язык». Обзор в Интернете информации по русскому языку, литературе, педагогике, психологии, инновационным технологиям. | Систематически | Статьи Конспекты Памятки Рекомендации Брошюры |
2 | Изучение информационно- коммуникационных технологий | 1.Изучение методов и способов применения информационных технологий. 2. Поиск материала и составление пакета материалов в электронном виде. | В течение 2015-2020 гг. | Конспекты Методико- дидактические материалы Презентации |
3 | Участие в методическом школьном объединении, в жизни школы | 1.Проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, недели русского языка и литературы. 2. Выступления на заседаниях школьного МО, педагогических советах. 3. Общение с коллегами своей школы, школ города. | В течение года, по плану ШМО, по плану РМО учителей русского языка и литературы | 1.Анализ открытых уроков, внеклассных мероприятий 2. Конспекты выступлений 3. Тезисы из статьи |
4 | Обобщение опыта | 1. Разработка конспектов уроков. 2.Разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся. 3.Разработка комплекта входных и выходных самостоятельных, контрольных работ, в том числе и тестов. 4.Разработка комплекта олимпиадных задач. 5.Участие в открытых мероприятиях школы. | В течение 2015-2020 гг. | Комплекты методико- дидактических материалов |
5 | Работа с одарёнными детьми | 1. Определение уровня развития личности ученика при помощи психологического мониторинга и мониторинга обученности и деятельности по русскому языку и литературе; 2. Выявление траектории развития личности ученика; 3. Составление индивидуального плана самообразования; 4. Создание ситуации успеха; 5. Индивидуальный прогресс ученика. | В течение 2015-2020 гг. | 1.Структурно-логические схемы с выявленными индивидуальными траекториями развития способностей отдельно взятых учащихся. 2.Индивидуальный план развития. 3. Индивидуальные карточки |
6 | Инновационная деятельность. | 1. Продолжение внедрения в работу Решу ОГЭ, как одного из видов современного получения информации и дистанционного обучения через сеть Интернет. 2.Электронный документооборот | В течение 2015-2020 гг. | 1.Увеличение количества пользователей Решу ОГЭ. 2.Сдача отчетов в электронном виде. 3.Конспекты, задачи, индивидуальный материал |
7 | Повышение квалификации по русскому языку и литературе. | 1. Решение задач, тестов и других заданий по русскому языку и литературе повышенной сложности или нестандартной формы. 2. Посещение уроков своих коллег. 3. Прохождение предметных курсов по русского языка и литературы. | В течение 2015-2020 гг. | Конспекты, анализы уроков и мероприятий, удостоверения, справки |
8 | Аттестация учителя | 1. Подготовить результативность освоения обучающимися образовательных программ и динамику их достижений за последние 5лет. 2. Создать программу по формированию универсальных учебных действий. | В течение 2015-2020 гг. 2019-2020 ученый год | 1.В печатном виде для аттестации. 2. Папка со всеми материалами для аттестации |
Формы самообразования
Индивидуальная — через индивидуальный план.
Групповая — через участие в деятельности школьных методических объединений, а также через участие в жизни школы.