СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 по сенсорному развитию 7 год обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 по сенсорному развитию 7 год обучения»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и

физическому развитию.

АООП разработана на основании:

  • Конвенции о правах ребенка;

  • Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ (ред. от 28.12.2013г.);

  • Конституции Российской Федерации;

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

  • СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального, основного общего и среднего общего образования»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014г. № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Распоряжения Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации";

  • Устава ГКОУ УР «КШ №7 г. Можги»;

  • Учебного плана ГКОУ УР «КШ № 7 г. Можги УР» на 2022-2023 учебный год;

  • Положения о рабочих программах учителя ГКОУ УР «КШ № 7 г. Можги».

Целью обучения является создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Программно-методический материал включает 7 разделов: «Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков», «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов», «Восприятие запаха и вкуса, «Восприятие пространства», «Восприятие времени».

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например- эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ


Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Умение согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога. Укрепление моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.

Зрительное восприятие

Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).

Слуховое восприятие

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация не подвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

Кинестетическое восприятие

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное(вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; название основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображение по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление предметов контрастных величин по высоте, длине, толщине; обозначение слов. Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале.

Восприятие пространства

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой/ руки/ ноги, правой/ левой/ части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа - слева, вверху - внизу и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад, и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, /низ/, правая /левая/ сторона).

Восприятие времени

Сутки, части суток, Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Возможные предметные результаты освоения АООП заносятся в СИПР с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся, а также специфики содержания предметных областей и конкретных учебных предметов.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Обучающиеся должны знать:

  • правила пользования письменными принадлежностями;

  • кинезиологические упражнения.

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;

  • распознавать основные эмоции;

  • выполнять несложные графические работы под диктовку педагога;

  • составлять предмет из частей.

Восприятие формы, цвета, размера.

Обучающиеся должны знать:

  • названия основных цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый;

  • названия основных размеров: длина, ширина, высота;

  • названия форм предметов;

  • цвет – свойство предмета.

Обучающиеся должны уметь:

  • выделять из группы предметов один или несколько, обладающих определенными свойства: (цвет, размер, форма, назначение);

  • анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;

  • различать и называть основные цвета;

  • классифицировать геометрические фигуры;

  • сравнивать предметы по размерам;

  • сравнивают предметы по характеру материала: гладкий, шершавый, прочный, бьющийся; из чего изготовлен: стеклянный, деревянный, каменный, железный;

  • различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;

  • различать звуки окружающей действительности: шуршание листьев, звон колокольчика, гудок автомобиля, голоса животных, людей.

Развитие пространственно-временного восприятия.        

Обучающиеся должны знать:

  • название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко;

  • отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом за, следующий за;

  • названия дней: вчера, сегодня, завтра;

  • названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;

  • названия времен года: осень, зима, весна, лето.

Обучающиеся должны уметь:

  • определять положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе;

  • ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре), верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы;

  • ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;

  • применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации;

  • определять положение предметов в пространстве, сравнивать расположение относительно себя или другого предмета;

  • выделять части суток и определять порядок дней недели;

  • ориентироваться на поле бумаги;

  • определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве.

Раздел определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

  • составлять предмет из 2—3 частей.



ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЯ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


В соответствии с учебным планом ГКОУ УР «КШ № 7 г. Можги» описание места сенсорного развития представлено в следующей таблице:


Класс

Количество часов

в неделю

Количество учебных недель


Количество часов

за год

7 год обучения



34 уч. недель



34ч

8 год обучения


34ч

9 год обучения

34ч

10 год обучения


34ч

11 год обучения




34ч

12 год обучения



34ч


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

7 год обучения


Раздел

Тема



Кол-во часов

Изучение нового

Контроль

1

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

9

9

-

2

Тактильно – двигательное восприятие


2

2

-

3

Кинестетическое и кинетическое развитие.

2

2

-

4

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

3

3

-

5

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

3

3

-

6

Восприятие основных свойств предметов

3

3

-

7

Развитие слухового восприятия

2

2

-

8

Восприятие пространства

2

2

-

9

Восприятие времени

8

8

-


Итого

34

34

-





Наименование

Календарно-тематическое планирование

Предмет

Сенсорное развитие

Год обучения

7 год

Наименование раздела

Номер урока

Тема урока

Планируемый результат

Домашнее задание

Диагностика

1

Диагностика

Определение образовательного маршрута



2

Диагностика

Определение образовательного маршрута


Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

3

Метание в цель

Формирование произвольности и точности движений рук



4

Повороты и броски, наклоны и повороты.

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела



5

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус)

Формирование произвольности и точности движений рук, развитие целенаправленности движений рук




6

Графический диктант (по показу)

Формирование навыка зрительного контроля



7

Графический диктант (по показу)

Формирование навыка зрительного контроля



8

Работа в технике «рваной» аппликации

Формирование произвольности и точности движений рук, развитие целенаправленности движений рук




9

Работа в технике «рваной» аппликации

Формирование произвольности и точности движений рук, развитие целенаправленности движений рук



Тактильно – двигательное восприятие


10

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины

Умение определять на ощупь форму и величину предметов



11

Работа с пластилином

Формирование произвольности и точности движений рук, развитие целенаправленности движений рук


Кинестетическое и кинетическое развитие

12

Выполнение упражнений по заданию

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы



13

Имитация движений и поз (повадки зверей, птиц)

Умение имитировать повадки животных


Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов


14

Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений



15

Работа с геометрическим конструктором

Умение различать геометрические фигуры




16

Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (4-5 деталей).

Умение различать геометрические фигуры



Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

17

Обследование предметов, состоящих из 4-5 деталей, по инструкции

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза



18

Дифференцированное зрительное восприятие 3-х предметов

Умение находить общие и отличительные признаки



19

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

Умение выполнять зрительную гимнастику


Восприятие основных свойств предметов


20

Развитие дифференцированных осязательных ощущений словесное обозначение


Умение сравнивать ощущения и обозначать словом



21

Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха


Знать и узнавать приборы для измерения температуры воздуха, воды и тела уметь измерять температуру



22

Сладкий - слаще, кислый - кислее, и т. д.); словесное обозначение

Уметь сравнивать вкусовые ощущения сладкий-слаще, кислый-кислее, вкусный-вкуснее, уметь обозначать их словом


Развитие слухового восприятия


23

Различение звуков окружающей среды

Умение различать звуки природы



24

Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам

Умение различать неречевые и речевые звуки


Восприятие пространства


25

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой/руки/ноги, правой/левой/ части тела.

Умение ориентироваться на собственном теле



26

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.)

Умение ориентироваться в помещении


Восприятие времени


27

Порядок месяцев в году

Знать название и порядок месяцев в году



28

Порядок месяцев в году

Знать название и порядок месяцев в году





29

Работа с календарём

Знать виды календарей, находить дату по календарю




30

Работа с календарём

Знать виды календарей, находить дату по календарю




31

Определение времени по часам

Уметь определять время по часам



32

Определение времени по часам

Уметь определять время по часам



33

Определение времени по часам

Уметь определять время по часам



34

Итоговое занятие

Диагностика

Знание пройденного материала





МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕКОЕ ОСНАЩЕНИЕ


-оборудованная сенсорная комната, сухой (шариковый) и водный бассейны;

-игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;

-образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;

- сенсорные панели;

-наборы аромабаночек, вибромассажеров;

-ноутбук, телевизор и т.д..









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!