СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Индивидуальная работа с учащимися как средство повышения качества обучения "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретический материал для методического объединения учителей начальных классов, по теме " Неуспевающие дети". Приложение: план работы со слабоуспевающимиуспевающими, анкета анализа успеваемости.

Просмотр содержимого документа
«"Индивидуальная работа с учащимися как средство повышения качества обучения "»

Индивидуальная работа с учащимися как средство повышения качества обучения



Неуспеваемость – это результативность школьного обучения, несоответствующая нормативным критериям и являющаяся следствием неспособности ребенка полноценно освоить учебный материал и выполнять учебные задания.
Русский советский философ, педагог и психолог Павел Петрович Блонский, составляя общую типологию школьников, выделил типы неуспевающих школьников.


Первый тип он назвал «плохой ученик». Для учеников данного типа характерны следующие черты:
1) ученик задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит;
2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы);
3) не подмечает своих неудач и трудностей;
4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;
5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно;
6) индифферентно относится к результатам работы. Указанные черты неуспевающего школьника характеризуют его деятельность в учебном процессе, поэтому могут быть использованы в определении неуспеваемости.


Другой выделенный тип назван патологическим – это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих.
Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и неудачи.


Жалобы неуспевающих детей:

1. Хроническая усталость.

2. Сонливость в дневные часы.

3. Пассивность на уроках из-за плохой подготовки дома.

4. Отказ от умственного напряжения.

5. Нестойкость интересов.



Среди психологических причин неуспеваемости выделяются следующие:

  • несформированность приемов учебной деятельности;

  • недостаточное развитие психических процессов (главным образом – мыслительной сферы).

Ребенок приходит в школу и сталкивается с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность. 

Он не всегда готов  самостоятельно найти правильные приемы работы.
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
1) не способен  устанавливать причинно-следственные связи;
2) не может организовать свое время;
3) не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
Неуспевающие дети  часто отвлекаются, очень подвижны, неусидчивы, быстро утомляются и у них медленный темп работы;  они часто конфликтуют  со сверстниками, учителями, отказываются от усилий в учебной деятельности.
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

Программа работы с неуспевающими детьми


ЦЕЛЬ:  Повышение качества образования отдельных учащихся и школы в целом, защита прав учащихся,педагога, создание благоприятного микроклимата школы.

ЗАДАЧИ:

Выявление возможных причин снижения успеваемости и качества ЗУН учащихся.

Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости.

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.

Проводить диагностику учащегося в начале учебного года с целью выявления уровня обучаемости ребенка.

Использовать на уроке различные виды опроса (устный, индивидуальный, письменный и т.д.) для объективности результата.

Регулярно и систематически опрашивать, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки ответа, чтобы учащийся мог их устранять в дальнейшем).

Учитель после первичного контроля знаний должен отрабатывать тему на уроке с учащимися, показавшими низкий результат, после чего можно проводить повторный контроль;

Учитель не должен опрашивать ученика или давать ему контрольную работу в первый день занятий ( после отсутствия в школе по болезни или уважительной причине)

Учитель должен в случае затруднения дать ему консультации.

Учитель должен выставлять полученные учащимися неудовлетворительные оценки в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей.

Учитель должен дать возможность учащимся сдать пройденный материал в виде проверочной работы или собеседования не менее чем за неделю до окончания четверти;

Учитель должен поставит в известность  классного руководителя или непосредственно родителей ученика о понижении успеваемости учащегося;

Учитель не должен снижать оценку ученику за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия на ученика;

Только при выполнении всех пунктов учитель имеет право выставить учащемуся за четверть неудовлетворительную оценку.


ПРОГРАММА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  КЛАССНОГО  РУКОВОДИТЕЛЯ

Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося.

(методы работы: анкетирование ученика, анкетирование родителей, собеседование)

-Возможные причины неуспеваемости:

-Пропуск уроков

-Недостаточная работа дома

-Слабые способности

-Нежелание учить предмет

-Недостаточная работа на уроке

-Необъективность выставления оценок на уроке

-Предвзятое отношение учителя на уроке

-Большой объем домашнего задания

-Недостаточное внимание учителя

-Высокий уровень сложности материала

Другие причины

В случае пропуска учеником уроков классный руководитель должен провести с ним индивидуальную работу по выявлению причин отсутствия, немедленно проинформировать родителей об успеваемости ученика через запись в ученическом дневнике или иным способом.

В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями.

В случае указания учащимся на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан решить этот вопрос.


ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА.

Ученик обязан выполнять домашние задания, письменные задания своевременно представлять учителю на проверку.

Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.

Ученик, пропустивший урок без уважительной причины, обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения может обратиться к учителю за консультацией.

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником, его посещаемость.

Родители обязаны помогать ребенку в случае его длительного отсутствия по болезни или другим уважительным причинам в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем

Родители ученика в случае затруднения имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, администрации школы, психологу


ПЛАНИРУЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ:

Ликвидация неуспеваемости.

Повышение уровня успеваемости учащихся.

Повышение качества знаний учащихся.

Повышение мотивации к учению.



Для мотивации, для того, чтобы вызвать у младших школьников неподдельный интерес к уроку, помогает использование разнообразных дидактических игр

должны учитывать дидактические требования к уроку, а именно  должна носить обучающий характер, иметь дидактическую цель и быть связанной с материалом урока.
Для развития интеллекта используются интеллектуально-развивающие игры -  разного рода головоломки, шарады, ребусы. Среди подобных игр наиболее популярны у учеников начальной школы игры в загадки.

Игры «на превращение слов». ( из большого слова составить другие слова, поменять местами слоги, убрать звук, или добавить для образования нового)

Такие игры  развивают у учеников орфографическое чутьё, позволяют предупредить некоторые ошибки, и, конечно же, даёт возможность повторить и закрепить правила грамматики. Подобные игры направлены и на развитие речи.
С целью повышения эффективности обучения, для предупреждения отставания в учёбе и неуспеваемости учитель должен придавать особое значение целенаправленному развитию познавательного интереса. 

Особенно важен для формирования познавательного интереса у учащихся подбор образного, яркого, занимательного учебного материала, добавление этого материала к общему роду учебных примеров и заданий. Использование этого метода позволяет создать в классе атмосферу эмоциональной приподнятости, которая возбуждает положительное отношение к учебной деятельности. Помогает и проведение уроков в необычной форме, с использованием раздаточного материала, разрезных карточек, презентаций.

Формирование проблемных ситуаций делает учебное занятие интересным и занимательным.

Значительно стимулирует желание учиться интересные практические занятия, экскурсии, наблюдения, а также активное участие детей


На занятиях очень важно организовывать различные виды самоконтроля и взаимоконтроля: предоставлять учащимся право спрашивать своих одноклассников. Можно дать возможность ученикам составлять самим тексты диктантов, диктовать их, проверять самостоятельные работы друг друга, давать задания соседу по  парте, объяснять задания, составлять презентации и делать сообщения. Соревновательный момент тоже может побудить учеников, например, диктант составляет тот, кто лучше выполнил какое-либо задание.
Большую помощь в организации индивидуальной работы оказывают карточки  разной  сложности, памятки, карточки-помогайки, алгоритмы по всем изучаемым темам уроков русского языка, математики, окружающего мира. Использование карточек повышает не только интерес детей к работе на уроке, но и помогает систематически учитывать уровень знаний школьника, характер их затруднений в изучении учебного материала.
Рекомендации, которые необходимо помнить при работе со слабоуспевающими учениками:
1.  Во время опроса «слабоуспевающих» учеников необходимо дать им алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при выполнении домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать краткие предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
2.  Помогать последовательно изложить материал, задавая ученикам наводящие вопросы, если есть такая возможность.
3.  В обязательном порядке проверять усвоение материала по темам тех уроков, на которых ученик отсутствовал по какой-либо причине.
4.  Создавать атмосферу доброжелательности в ходе опроса и при анализе его результатов.
5.  Учитывая особенность «слабоуспевающих» учеников, а именно, нежелание задавать вопросы тогда, когда что-то неясно, в процессе изучения нового материала следует обращать внимание учеников на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к ним с вопросами для выяснения  понимания им учебного материала, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
6. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим ученикам рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при устных ответах или в письменных работах.
7. Почаще хвалите учеников, особенно это важно эмоционально-зависимым ученикам. Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения  и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.


Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

  

Предложения учащемуся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

 

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

 

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

 

 

Привлечение их в качестве помощников при подготовке к уроку.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

В ходе  самостоятельной работы на уроке 

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

 

 

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или  правило.

 

 

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

 

 

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

При организации самостоятельной работы

 


Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

 

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

















ПРИЛОЖЕНИЯ

приложение №1


План работы

со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися


п\п

Мероприятия


Срок


Ответственный


1

Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущего года обучения.

Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.




2

Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, врачом, встречи с отдельными родителями и в ходе беседы с самим ребенком.




3

Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть, обновлять по мере необходимости.




4

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.




5

Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса.



6

Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.




приложение №2



План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.

(образец)

ФИО учителя ….………………………………………                            

Фамилия ученика (класс)………………………………….

Предмет   ………………………………………..

Пробелы в знаниях уч-ся (тема, проблема) ………………………….

 

  Планируемые мероприятия.  

1.Индивидуальные дополнительные  занятия.

Тематика занятий.

 

 

 

 








приложение № 3



Анкета

(анализ причин неуспеваемости учащихся)

Ученик____________________________ класс______ школа________

Состояние здоровья:

Слабое; Удовлетворительное; Хорошее

Успеваемость в начальной школе и в последующих классах, повторные годы обучения____________________________________________________________________

Предметы, по которым возникла неуспеваемость:__________________________________

____________________________________________________________________________

Причины неуспеваемости по мнению учителя______________________________________

_____________________________________________________________________________

Причины неуспеваемости по мнению ученика______________________________________

_____________________________________________________________________________

Знание учеником критериев оценивания___________________________________________

Понимание изучаемого материала на уроках

Умение концентрировать внимание_______________________________________________

Оперативное (быстрое) запоминание______________________________________________

Умение повторить изложенное___________________________________________________

Умение самостоятельно выполнять задания на уроках_______________________________

Уровень развития учебных умений:

Чтение_______________________________________________________

Письмо_______________________________________________________

Счет_________________________________________________________

Речь_________________________________________________________

Понимание прочитанного_______________________________________

Умение преобразовать учебную информацию (выделение главного, систематизация, составление моделей информации)_______________________________________________

Владение приемами развития памяти_____________________________________________

Уровень ответов без конспектов__________________________________________________

Владение методами выполнения творческих заданий (сравнение, определение причин и следствий, взаимосвязь, планирование деятельности)

Посещение дополнительных занятий:

По предметам_________________________________________________________________

Виды учебной деятельности  на занятиях__________________________________________

Самостоятельные дополнительные занятия________________________________________

Выполнение домашних заданий:

Частота выполнения домашних занятий___________________________________________

Причин отсутствия домашних занятий____________________________________________

Последовательность выполнения домашних заданий________________________________

_____________________________________________________________________________

виды учебной деятельности, которые вызывают затруднения_________________________

_____________________________________________________________________________

виды помощи при выполнении домашнего задания__________________________________

_____________________________________________________________________________

Дополнительные занятия в каникулярное время:

Предметы____________________________________________________________________

Виды занятий_________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс