Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры.
Индивидуальная подготовленность обучаемых определяется их двигательной эрудицией, богатством двигательного опыта. Обучаемость выше у тех, у кого этот опыт богаче. Ученики с богатым двигательным опытом часто способны воспроизвести новое действие сразу после показа, те же, у кого опыт невелик, осваивают действие долго, как правило, по частям. Я предлагаю знакомить всю группу обучаемых с изучаемым действием в его натуральном варианте. Способные воспроизвести его изучают действие в целом, а остальные осваивают элементы, объединившись в группы, сформированные по признаку не удающегося элемента.
Следующее направление заключается в подходах к дифференцированной нагрузке для групп учащихся разной подготовленности. Эффективность повышения физической подготовленности учащихся во многом определяется величиной применяемых на уроках физических нагрузок. Величина нагрузки на уроке прежде всего зависит от объема и интенсивности используемых физических упражнений. Предлагаю для контроля за физической нагрузкой упражнений оценивать значения ее компонентов: продолжительность выполнения упражнении, их интенсивность, продолжительность интервалов и характер отдыха, число повторений .Когда студентам дается одинаковая для всех физическая нагрузка, то для одних она оказывается оптимальной, для других - недостаточной, а для третьих - слишком большой. В итоге первые работают с хорошим тренировочным эффектом, у вторых получается только поддерживающий режим, а третьи реагируют на нагрузку снижением результатов. Поэтому, я более тщательно слежу за индивидуальными реакциями каждого учащегося на физическую нагрузку, варьируя ее в зависимости от физической подготовленности. При прохождении одинакового для всей группы программного материала видоизменяю и уточняю задания применительно к особенностям отдельных групп обучающихся; особенно важен, дифференцированный подход в отношении студентов, отнесенным по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, а также к тем, кто пропускал занятия по болезни. Дифференцирую нагрузку путем выбора индивидуальной скорости бега, подбором соперников по забегу, регулированием количества повторений и условий выполнения упражнений . С учетом биологического возраста студентов даю возможность большинству из них не только справляться с требованиями учебной программы, но и без особого напряжения значительно опережать их. Физическое воспитание строго базируется на принципах последовательности, постепенности и посильности.
Много внимания уделяю студентов с низким уровнем физического развития. Разнообразны формы организации работы со слабоуспевающими: провожу регулярные занятия в группе общей физической подготовки, другие - индивидуальные для каждого, спланированные на год задания и объемы физических нагрузок, третьи на основе результатов тестирования их физической подготовленности заводят на каждого студента индивидуальный дневник, в который вношу все результаты тестирования. Помимо результатов тестирования заношу в дневник и те нормативы, которые должен выполнить студент в будущем. Также закрепляю за слабыми и средними сильных обучающихся из их группы с высоким уровнем физической подготовленности . Таким образом, слабые подтягиваются до уровня средних, а средние постепенно достигают уровня сильных. Для того чтобы студент почувствовал ответственность за свою работу, чаще даю ему небольшие задания, выполнение которых позволит проводить самооценку полученных результатов и чувствовать продвижение в учебе.
Студенты со слабыми способностями больше других нуждаются в создании ситуации успеха. Студенты средних способностей более чем другие нуждаются в постоянном стимулировании учебных действий, поэтому в своей работе чаще пользуюсь методами поощрения. С учетом уровня физического развития и двигательной подготовленности разрабатываю учебные карточки, с помощью которых внимание каждого студента акцентируется на конкретной, необходимой ему для достижения цели двигательной деятельности. Такие учебные карточки дают возможность каждому студенту выполнять (выбирать самостоятельно) конкретные учебные задания, которые необходимы и доступны именно ему. Вот образцы заданий:
1) карточки-задания со специальными упражнениями на развитие определенных двигательных качеств; 2) карточки-информации по изучению техники упражнений; 3) карточки-методички общеразвивающих упражнений; 4) карточки-варианты подвижных игр.
Для успешного овладения студентами различной подготовленности двигательными умениями также дифференцирую задания с помощью учебных карточек, в которые записываю упражнения на данный урок или серию уроков. Более подготовленные студенты выполняли упражнения в целом, менее подготовленные - простые элементы.
В содержании учебных карточек для подготовленных студентов предлагаю давать лишь графическое изображение, без текста, но с указанием максимального количества повторений. Сильные студенты, объединенные в одну группу, занимаются по своим заданиям. В карточке для менее подготовленных под рисунком подробно описываю упражнение, его дозировку. Таким образом, с помощью учебной карточки каждый студент, может самостоятельно выбрать для себя доступные варианты решения поставленной двигательной задачи. Вся работа направлена на достижение конкретного результата - повышение уровня физической подготовленности студентов, их знаний, умений и навыков по физической культуре.
Введение стандартов, единых механизмов измерения результатов остро ставит проблему оценивания. Сегодня нас не удовлетворяет традиционный подход к отметке, основанной на принципе "вычитания". Отметка должна отражать персональное развитие студента, совершенство его учебной деятельности.
Я в своей работе отдают приоритет индивидуализации контроля уровня физической подготовленности. Наиболее объективным способом оценки успеваемости студентов считаю, будет оценка за качество выполнения домашнего задания и за показатели сдвигов в физической подготовленности по тестам.
Как показала практика, при организации работы по системе тестирования необходимо придерживаться определенных принципов:
1) не следует оценивать результаты выполнения тестов при первом их выполнении; вначале они должны служить отправным ориентиром;
2) контрольные прикидки по тестам рационально проводить в конце каждого семестра, с тем чтобы поддерживать у студентов интерес к занятиям и иметь время для коррекции используемого материала, не ожидая конца учебного года;
3) контрольные прикидки не должны носить соревновательного характера; показатели одного студента нельзя сравнивать с показателями другого.
Единственное, что можно сопоставлять - это интенсивность роста показателей каждого студента по отношению к самому себе. Я считаю, что студентов следует оценивать не за достижения и показатели, а за сдвиги в физической подготовленности.
Оценивать от достигнутого к достижимому. Подход к физической подготовленности студентов с точки зрения усредненных показателей не согласуется с общей концепцией педагогики о дифференцированном подходе к обучению и воспитанию. Поэтому разница между планируемыми результатами контрольных упражнений остается такой же, как в учебной программе, но сами результаты соответствуют уровню подготовленности каждого студента.
Предлагаемая система выставления отметок помогает освободиться от неудобств и недостатков, вытекающих из существующей практики сдачи учебных нормативов. Для оценки физической подготовленности.
Таким образом, проведенный мной самоанализ позволяет выделить пять аспектов при построении системы дифференцированного образования:
- особенности распределения студентов на группы разной подготовленности;
- подходы к дифференциации нагрузки для групп студентов разной подготовленности;
- выбор форм организации студентов на уроке в условиях дифференциации;
- дифференциация и индивидуализация заданий с помощью учебных карточек;
- поиск эффективных способов контроля и оценки деятельности занимающихся.