Программное содержание:
- Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [р]. Учить правильно произносить звук [р] в прямых слогах и в словах с этими слогами.
- Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, развитие фонематического восприятия. Овладение грамматическими категориями словоизменения. Развитие пространственной ориентации и координации тонких движений кисти и пальцев рук.
- Воспитание положительного интереса к логопедическим занятиям, стремления овладеть правильной речью.
Ход занятия.
Орг. момент.
Сегодня к нам на занятие придёт гость, отгадай загадку и узнаешь, кто это.
Он пушистый, полосатый, да к тому ж еще усатый.
Озорной, ну как котенок, а зовут его … (Тигренок)
Вот он и сам. Тигренок умеет рычать: р-р-р, это его любимый звук. И мы с тобой сегодня будем учиться говорить звук [р] красиво и правильно в слогах и словах. А тигрёнок нам поможет. Он приготовил тебе много разных заданий.
Подготовительная часть.
1.Сначала надо подготовиться. Помнишь ли ты, что необходимо делать, чтобы чётко говорить? (чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить).
Сделаем зарядку для пальчиков. «Пальцы - дружная семья».
Постарайка ся дружок
Сложить пальчики в кружок
Раз кружок два кружок
Три четыре пять
Начинаем все опять
2. Развитие артикуляционной моторики. Теперь надо подготовить наш язычок. Чтобы язычок стал сильным и ловким, надо заниматься упражнениями.
Язычок на спортплощадке занимается зарядкой.
Хотя это нелегко, потянулся высоко. Опустился низко, к подбородку близко.
Ловко сделал мостик, вниз он спрятал хвостик. (катушка)
Поспешил на ипподром, на лошадку сел верхом.
Язычок остановился, в гриб на ножке превратился.
А теперь язык как мячик за зубами сверху скачет.(барабан)
Язычок у нас гимнаст, завернулся вверх сейчас. (парус)
А теперь он развернулся, лёг и в трубочку свернулся.
Язычок у нас устал и немножко полежал. (лопатка)
Основная часть.
1. Для того чтобы красиво зарычать надо вспомнить, где должен находится язычок, в каком положении губы и зубы. Посмотрим на картинку (профиль артикуляции звука [р]).
Ротик свой мы открываем, язычок приподнимаем, в бугорочки упираем,
Краешки к зубам прижмем, да и сильно дуть начнем
Язычок наш задрожит, никуда не убежит.
А теперь порычим как тигры: р-р-р-р-р. Молодец. А теперь ты сам порычишь. Не забывай, что рот приоткрыт.
2. Тигрёнок очень любит кататься на машине и участвовать в соревнованиях. Он предлагает тебе задание: помочь водителю спортивной машины проехать по дороге от старта до финиша. Дорога, по которой едет машина, трудная. Поэтому будь внимательным, проведи сначала пальчиком по дорожке, а затем — карандашом, повторяя: «р-р-р-р-р». Молодец.
3. Тигрёнок принёс тебе свой любимый цветок – ромашку. На ней нарисованы буквы. Чтобы увидеть какая буква находится в серединке надо сдуть листик с цветка. В серединке буква Р, а на лепестках: А, О, У, Ы, Э. С этой ромашкой тигрёнок поёт свои песенки, чтобы рычать ещё лучше, послушай их: ра, ро, ру, ры, рэ. Попробуй и ты спеть эти песенки, проводи пальчиком от серединки к лепесткам и произноси слоги-песенки. Чтобы потренироваться, надо произнести песенки несколько раз. Вот тебе кубик «Посчитай-ка», подбрось его, какая цифра выпадет, столько раз и надо «пропеть» каждую песенку. Молодец. Очень хорошо у тебя получилось.
4. Теперь ты сможешь выполнить следующее задание тигрёнка, пройти по лабиринту. Начинается лабиринт с старта, пройди вместе с тигрёнком по лабиринту и называй картинки и направление стрелок: вверх, вниз, вправо или влево. Названия всех картинок в этом лабиринте начинаются с любимого звука тигрёнка [р]. Звук [р] надо произносить чётко. Очень хорошо. А запомнил ли ты названия картинок в лабиринте?
5 Сейчас мы с тигрёнком проверим это, поиграем с тобой в игру «Прятки». Закрой глаза, а я спрячу какую-нибудь картинку под весёлым экраном. Ты откроешь глаза и постараешься вспомнить название картинки (3-4 раза). Молодец. Все картинки запомнил.
6 Давай поиграем в игру «Эхо». Послушай слова, запомни их и повтори в том же порядке вместе с тигрёнком, выделяя звук [р].
Ромашка-Рак-Ракета
Работа- Рука-Радуга-Ракушка
Роза-Рома-Рыба
Карандаш – Ручка - Буратино
7. Тебе понравились задания тигрёнка? Надо его поблагодарить, подарить ему подарки-картинки с его любимым звуком. Ты помнишь, какой это звук? Правильно, звук [р]. Тигрёнок поедет домой на поезде. Посмотри на картинки, назови их и подари тигрёнку те, в названии которых есть звук [р]. Составь картинки-вагоны за паровозом.
Итог занятия.
Молодец. Мы хорошо потрудились. Ты сегодня научился красиво и правильно говорить звук [р] в слогах и словах.
Тигрёнок тоже приготовил тебе подарок, свой портрет. Но у него не было карандашей и портрет не цветной. Ты можешь раскрасить его дома.
Отдел образования администрации Петровского района г. Донецка
Дошкольное образовательное учреждение ясли-сад №313 г. Донецка
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
Индивидуальное логопедическое занятие
по автоматизации звука [р] в слогах и словах.
Подготовила:
Учитель – логопед
Конох. Е.С .
Донецк 2016