СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ по дисциплине Мировой художественной культуре Тема проекта Музыка культуры Забайкалья

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ по дисциплине Мировой художественной культуре Тема проекта Музыка культуры Забайкалья»

Балейский филиал ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»











ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ





по дисциплине Мировой художественной культуре



Тема проекта

Музыка культуры Забайкалья





Выполнила: Матафонова Вероника

Александровна

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

113 группа

Подпись

Проверила: Яркова Елена Геннадьевна

Преподаватель МХК


Подпись











Балей, 2018

Паспорт индивидуального исследовательского проекта

Актуальность










Культура любого народа оставляет человечеству не только материальные и духовные ценности, но и определенный тип сформированной личности. Одним из главных показателей становления личности является развитие музыкальной культуры.

Музыкальная культура народа является важнейшим условием ее гармоничного развития. В музыке как части жизни содержится генетический код человечества, его интеллектуальный, волевой, художественный заряд, вобравший в себя всю палитру духовной и материальной культуры народов, все разнообразие облика человечества (эпохи, этносы, традиции, идеалы и др.).

Цель

Изучить музыкальную культуру Забайкальского края на примере знаменитых композиторов и самодеятельных авторов

Задачи

1.Познакомиться с музыкальной народов проживающих на территории Забайкальского края (Читинской области);

2.Познакомиться и прослушать произведения знаменитых Забайкальских композиторов;

3. Изучить необходимую литературу по данному вопросу;

4.Систематизировать и обобщить материал;

5.Изучить творчество самодеятельных авторов города Балея.


Методы

Изучение литературы; обобщение.

Готовый продукт

Запись диска с музыкальными произведениями (песнями) авторов и композиторов Забайкальского края.



Использованная литература

1.Анжелика Панибрашина, Александр Смирнов, Вести-Чита.

gtrkchita.ru/news/?id=699

2.Голубева, И.В. Древнерусские церковно-певческие традиции в культуре «семейских» Духовная книга в образовании и воспитании человека: Восьмые Иннокентьевские чтения: материалы науч.-практ. Конференции.- Чита, 2005.

3.Китов. В. В.Оркестр бурятских народных инструментов.-Улан-Удэ,2001.

4.Пискунова (Филиппова) Т.; «Радость бытия» Балей 2006г.

5.Пискунова Т.; «Улицы нашего города» Чита 2014г

6.Секисова Л.; « Багулова нежность» Балей 2005г.

7.Читинская областная универсальная научная библиотека им. А. С.Пушкина. Отдел абонемента.

http://cheloveknauka.com/narodnaya-pesennaya-kultura-semeyskih-vostochnogo-zabaykalya#ixzz5D1fUm7Pd

http://webotvet.ru/articles/opredelenie-muzika.html.

http://nazaccent.ru/content/6838-muzykalnaya-vizitka-zabajkalya.html.


Выводы

Музыкальное творчество, усовершенствовалась от исторических корней наших предков и на данный момент это музыкальное творчество продолжается, мы видим творческих людей города Балея и знаменитых композиторов Забайкальского края.



Содержание

Введение

5

  1. Музыкальное творчество Забайкалья

6

  1. Творческие люди города Балея

11

Заключение

13

Список литературы

14





ВВЕДЕНИЕ

Музыкальная культура Забайкальского края находится в русле музыкального краеведения, в основе которого лежит идея изучения музыкальной культуры.

Основные направления развития национального образования связаны с необходимостью возрождения национальных культур народов Забайкальского края, приобщения к культурам разных народов.  В современных фиксациях музыкального фольклора народа существуют музыкальные "ландшафты" разных этапов истории формирования и развития этой этноконфессиональной группы. Формирование музыкальной культуры - сложный процесс, при котором, с одной стороны, происходит внимание популяризации золотого фонда классического музыкального наследия и аутентичного фольклора. С другой стороны, имеет место система целенаправленного музыкального воспитания и образования, большие возможности которой реализуются не в полной мере. Отчуждение подрастающего поколения от традиционной культуры своего народа, десятилетиями формировавшееся этнически нивелированное индивидуальное сознание, в том числе художественное; одностороннее увлечение развлекательной музыкой среди молодежи, чаще всего не способствующее развитию эстетического сознания.

Актуальность: Культура любого народа оставляет человечеству не только материальные и духовные ценности, но и определенный тип сформированной личности. Одним из главных показателей становления личности является развитие музыкальной культуры. Музыкальная культура народа является важнейшим условием ее гармоничного развития. В музыке как части жизни содержится генетический код человечества, его интеллектуальный, волевой, художественный заряд, вобравший в себя всю палитру духовной и материальной культуры народов, все разнообразие облика человечества (эпохи, этносы, традиции, идеалы и др.).

Цель: Изучить музыкальную культуру Забайкальского края на примере знаменитых композиторов и самодеятельных авторов

Задачи:

1.Познакомиться с музыкальной народов проживающих на территории Забайкальского края (Читинской области);

2.Познакомиться и прослушать произведения знаменитых Забайкальских композиторов;

3. Изучить необходимую литературу по данному вопросу;

4.Систематизировать и обобщить материал;

5.Изучить творчество самодеятельных авторов города Балея.

Методы: Изучение литературы; обобщение.

1. МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

Музыка- это искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками, а также сами произведения этого искусства.

Музыка-это исполнение произведений на инструментах в отличии от вокального искусства.

Музыка, она существовала всегда с появления человека. С появлением всевозможных человеческих орудий.

Музыка сопровождает нас везде, всюду наяву и даже во сне. Музыка рождается во всем, что нас окружает. Даже собственное дыхание можно, услышав, рассматривать как напевы. Уникальность музыкальной культуры Забайкалья создается на протяжении всего времени. Протяжными песенными распевами старообрядцев, и лихими плясовыми напевами забайкальских казаков, и неповторимым звучанием бурятских голосов и народных инструментов, цыганской музыки.

Музыкальная культура Забайкалья, своими корнями уходит к старообрядцем - семе́йским — высланные правительством Российской империи в Забайкалье в XVIII веке при разделе Речи Посполитой. В ходе Всероссийской переписи населения 2010 года отнесены к русским.

История семейских Забайкалья тесно связана с расколом, происшедшим в Русской Православной Церкви в середине XVII века в период царствования Алексея Михайловича Романова.

С первых дней переселения в Забайкалье раскольники пытались сохранять обычаи, нравы и веру своих предков.

Весь уклад семейских Забайкалья, их говор и наряды, домашняя утварь и убранство горницы, обычаи и обряды, способ ведения хозяйства и внешний вид усадьбы отличались самобытностью, красочностью.

Семейские расселились крупными группами, образовав сёла и деревни на территории нынешних Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского и частично Хоринского, Заиграевского, Селенгинского, Кижингинского районов Республики Бурятия, а также Красночикойского района Забайкальского края.

Старообрядцы крепкий, певчий и сильноголосый народ. Появились во времена, когда патриарх Никон решил провести реформу, направленную на исправление церковных богослужебных книг, в которых как считалось, из-за неграмотности переписчиков, было много ошибок и нелепых словосочетаний, искажающих смысл текста.

Вплоть до конца XIX века основным видом пения семейских было культовое пение и духовный стих, народная же песня не приветствовалась. Вплоть до 1920-х годов в крупных семейских селах сохранялась традиция обучения крюковому пению. Крюковое пение — основной вид древнерусского богослужебного пения. Название происходит от невменых знаков — знамён, использовавшихся для его записи, обусловленная нуждами церковного обихода старообрядцев.

На рубеже XIX-XX веков, особенно после Октябрьской революции, культовое пение и народная песня у семейских поменялись местами: народная песня звучала свободно и заняла главное место в духовной жизни сельской общины.

В прежние годы в семейских селах были распространены молодежные вечорки, когда деревенские девушки и парни собирались в одной большой избе и играли, пели игровые песни.

А также Забайкалье наполняют буряты и эвенки.

Буряты — монгольский народ, говорящий на бурятском языке. Наиболее северный монгольский народ.

Они не имели в прошлом развитой письменной художественной литературы. Первая нотная запись бурятской народной песни была сделана в 1741 г. одним из исследователей Сибири профессором И.Г. Гмелиным и опубликована в его труде.

Исследованием бурятских песен как самостоятельного жанра занимался А.М. Позднеев «Путешествие через Сибирь». Ученый впервые дал жанровотематическую классификацию и выделил несколько разновидностей бурятской народной песни: семейно-бытовые, патриотические, военные, казачьи и исторические.

Одними из архаичных жанров бурятского народного музыкального творчества являются улигеры–крупные эпические поэмы, в которых преломились мифологические представления и тысячелетняя история, борьба далеких предков бурят за этническое единство, их взаимоотношения с окружающими племенами и народами. В улигере воплощены многовековые художественные традиции устной поэзии, сконцентрированы характерные черты древнего фольклорного отражения действительности.

Улиге́р — общее название для народных сказаний в жанре героико-исторического эпоса у бурят.

Улигеры имеют стихотворную форму и насчитывают от сотен до нескольких тысяч строк.

Историческая песня, как самобытный и самостоятельный жанр бурятского музыкального фольклора, прошла путь развития от ранних героических песен до произведений с острым социальным содержанием. Появление этого жанра было обусловлено историческим процессом образования народности, процессом роста национального самосознания, самоидентификации. В исторических песнях отразились наиболее важные, поворотные моменты истории, их характер и значимость.

Музыкальная жизнь Забайкалья, в частности города Читы складывается, как «ядро» профессиональной музыкальной культуры в дооктябрьский период — открываются музыкально-образовательные учреждения. Работают государственные учебные заведения: музыкальная школа (с 1918 г.), Народная консерватория (1921—1923), музыкальный техникум (1923—1925). Инициаторы их создания— семья Крушельницких. Усилиями специалистов-музыкантов осуществляется широкая просветительская работа Саломеи Амвросиевны Крушельницкой, выступает во всех концертах. Приехавшая в 1922 г. из Благовещенска профессиональная певица 3. Д. Шварева-Павлова организует оперную труппу. В учебные исполнительские коллективы: хор, симфонический оркестр, оркестр народных инструментов — привлекаются музыканты-любители. В рабочих клубах и воинских частях устраиваются лекции, исполняются популярные классические произведения. Дирижеры оркестров — военные музыканты или талантливые любители. Это время — период расцвета читинской музыкальной культуры.

Музыка звучит в исполнении самодеятельных, армейских, а также редко гастролирующих профессиональных коллективов. Центрами музыкальной культуры становятся клуб «Красный Октябрь» и музыкальная редакция Читинского радио, начавшего вещание в 1925 г. Первый в истории города радиоконцерт состоялся в 1928 г. Примечательно, что выдающемуся певцу Л. В. Собинову, участвовавшему в этом концерте, по его просьбе аккомпанировала С. А. Крушельницкая.

Вначале 1930-х гг. позиции музыкальной культуры в Чите укрепляются. В 1930 г. открывается Детская музыкальная школа, которая в течение 20 лет была единственным музыкально-образовательным учреждением в городе. В ней работают музыканты, ранее преподававшие в техникуме. С 1936 г. на радио и в музыкальной школе активную исполнительскую и педагогическую работу ведет пианистка, выпускница Ленинградской консерватории Б. Г. Павликовская. Попытки возродить музыкально-театральную жизнь приводят к организации в 1936 г. опереточной труппы.

В 1940 г. организуются ансамбль русских народных инструментов к радиокомитете и оркестр народных инструментов в Клубе железной дороги.

В годы Второй Отечественной войны, При музыкальной школе организуется балетная студия.

Государственные финансовые вложения в разные сферы экономики и культуры, связанные с интенсивным освоением Восточно-Сибирского региона в 1950-е гг., послужили необходимым условием для укрепления системы музыкального образования. Среди открывающихся высших и средних учебных заведений — Культурно-просветительная школа (1951), реорганизованная несколько позже в Культурно-просветительное училище (1959), Детская музыкальная школа №2 (1956), Музыкальное училище (1957).

Большой вклад в музыкальное искусство края внесли выдающиеся композиторы.

Василий Николаевич Волков родился 8 января 1931 года в старинном Забайкальском городе Нерчинске в рабочей семье. Василий Николаевич успешно сочетает свою работу с творческой и общественной деятельностью: сочиняет музыку, является активным членом секции композиторов Забайкалья. Написал песни: «Мое Забайкалье», «Вишневый полушалок», «Говорят о Забайкалье».

Петр Петрович Зубарев Родился 25 мая 1938 г. Шилкинского района Читинской области. Умер 20 марта 1995 г. в Чите. Петр Петрович Зубарев родился в семье, где любили песню. С детства и на всю жизнь сохранил Петр Зубарев любовь к баяну, к музыке, к пению. Написал песни: «Забайкальская земля», «Колосья», «Ох, не слышно подкрались закаты»

Анатолий Михайлович Васильковский родился в 1925 году. Один из тех композиторов Забайкалья, имя которого широко известно в нашем крае, песни его знают, любят и поют повсеместно. А мелодия песни «Забайкальские березки» стала позывным одной из программ Читинского радио. Написал песни: «Край забайкальский родной», «Горячая земля Афгана».

Забайкальский композитор, заслуженный работник культуры России Юрий Смородников отмечает юбилей – 80 лет. Его вклад в развитие музыкального искусства не оценим. Его произведения – в списке рекомендуемых в методических программах музыкальных учебных заведений России. Это настоящий самородок из глубинки. Так до сих пор говорят многие, кто знаком с произведениями музыканта. Юрий Смородников с детства мечтал посвятить себя музыке. Вспоминает, будучи ребёнком во время рождественских колядок впервые увидел ряженых с гармонью. Будущего музыканта настолько заинтересовал народный инструмент, что спустя какое-то время родители подарили сыну предмет его обожания. Отслужив на морском флоте, поступил в Читинское музыкальное училище по классу народных инструментов. Юрий Смородников, заслуженный работник культуры РФ: “Я рос в сельской местности, это же не город, в деревне только можно на гармошке, балалайке играть. Я был влюблен, когда по-настоящему услышал баян, и заболел им”. Окончив училище, Юрий Васильевич работал преподавателем по классу баяна и аккордеона в городской детской музыкальной школе имени Николая Будашкина. Создал и руководил легендарным оркестром баянов школы. Затем стал директором. Больше 50 лет он посвятил себя не только музыкальному искусству, но и детям, для которых делал всё, что идёт на пользу музыкального воспитания. Романс забайкальского композитора Юрия Смородникова «Когда на прошлое оглядываюсь я» вошёл в книгу «Современная сибирская песня», которую выпустили в Красноярске.

Забайкальский композитор Анатолий Соколов подарил новую жизнь поэме поэта Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом». К строкам знаменитого произведения Анатолий Геннадьевич написал музыку.

Про таких говорят - самородок. У композитора Анатолия Соколова нет специального образования, но это не помешало ему всю свою жизнь посвятить музыке. Выбрать профессию было несложно, ведь родился он в творческой семье. Отец - аккордеонист, мама - хореограф.

Анатолий Геннадьевич родился через несколько лет после окончания Великой Отечественной войны. И дед, и отец - воевали. Рассказывает, что даже воздух тогда был пропитан еще живыми воспоминаниями о тяжелых военных годах. Вернувшись из армии, услышал поэму «Я убит подо Ржевом», написанную Александром Твардовским, и эти строки остались в памяти музыканта на долгие годы.

Анатолий Соколов, композитор: "У него вообще эти тексты про войну, они все цепляют, и не мог меня этот текст не зацепить, потому что мы дети этой вот победы. Я родился через девять лет после победы. И понятно, что все в крови и по сей день победа в крови. И конечно она не могла меня оставить в покое, я сделал до конца".

Песня «Я убит подо Ржевом» уже представлена широкой публике, она вышла в эфир в одной из программ Радио России. А вскоре появится в продаже песенный альбом Анатолия Соколова «Народ единый», где также есть эта песня.

Таким образом, мы можем сказать, что музыкальная культура нашего края достаточно разнообразна, которая воспевалась и усовершенствовалась от исторических корней наших предков до наших дней: от народных напев до виртуозных произведений.










2. ТВОРЧЕСКИЕ ЛЮДИ ГОРОДА БАЛЕЯ

Хотелось бы отметить музыкальное творчество людей города Балея. Настоящий самородок из глубинки обладает многими гранями самобытного таланта.

«Я знала девчушку по имени Злата,

Была невысока она, небогата.

Зато уваженье в народе имела

За доброе сердце, за песни, что пела»

Эти слова были написаны Людмилой Петровной Секисовой. Это творческий человек, который проживает в городе Балей.

Людмила Петровна Секисова родилась в послевоенном пятидесятом. Детство прошло в городе Балее. В 1965 году, окончила среднюю школу № 5. В 1968 году получила диплом товароведа в Читинском кооперативном техникуме.

Всю свою трудовую деятельность проработала бухгалтером. После ухода на заслуженный отдых работала в ДК «Горняк» в качестве технического персонала.

Людмила Петровна – участница областных фестивалей, телевизионных конкурсов, лауреатов и дипломат поэтических и песенных конкурсов Забайкалья.

Сейчас свое время посвящает творчеству. Людмила Петровна является членом клуба «Балейские самородки».

Написала песни: « Балейский вальс», «Зимняя вишня»

Не жалейте слов добрых, люди,

Желайте всем только добра!

Тогда и вам добро всем будет,

И будет ваша жизнь светла!

Ещё один самодеятельный автор – Пискунова Татьяна Алексеевна.

Татьяна Алексеевна родилась в 1951 году в г. Балей. Закончила 8 классов средней школы №3 и поступила в Балейское педагогическое училище, которое закончила в 1971 году.

Работала в школах города и района.

В 1990 года пришла работать в педагогическое училище, позже переименованное в колледж. Преподавала трудовую деятельность и изобразительное искусство, руководила практикой в базовой школе № 9, вела кружковую работу. Заочно закончила ЧГПИ им. Н. Г.Чернышевского в 1991г.

Сегодня Татьяна Алексеевна является библиотекарем нашего педагогического колледжа. Во всём помогает студентам: сочиняет стихи и загадки к урокам и занятиям, рисует, клеит, шьёт, вяжет и учит этому других.

Писать стихи и мелодии к ним начала в 2005 году. На вопрос, что подтолкнуло вас на творчество, Татьяна Алексеевна задумалась: - наверное, время пришло…

Выпустила сборник стихов и песен 2006 году «Радость бытия», позже записала диск своих песен « Ах, не кончалось бы бабье лето…»

Так же в Чите был издан краеведческий сборник «Улицы нашего города»

Татьяна Алексеевна неугомонный человек, участвует в ежегодном фестивале патриотической песни, который традиционно проходит в нашем городе в феврале. Была участницей конкурса «Дамы бальзаковского возраста». В 2013г. была победительницей краевого конкурса «Социальная звезда». Активная участница поэтического клуба «Балейские самородки». Печатается в газете «Балейская новь», «Земля». Её стихи напечатаны в профсоюзном сборнике «Зажечь звезду», в сборнике забайкальских поэтов в альманахе «Вместе», в журнале «Слово Забайкалья».

Тихоньких Владимир Иванович родился 22 января 1949 года в селе Онохово Балейского района. Учился в поселке Саранная. После окончания 8 классов поступил в Балейское педагогическое училище, «бросил» из-за тяжелого материального положения. Закончил Балейское педагогическое училище в конце 60-х годов. С 1985 по 2009 год работал в Балейском педагогическом колледже преподавателем музыки. Был организатором струнного ансамбля, ансамбля баянистов в него вошли самые способные студенты. Не было ни одного в колледже праздника, в котором не принимал участие Владимир Иванович. Автор слов песен и музыки о родном крае «Травы луговые», «Песня о зиме» и др.

После ухода на заслуженный отдых работал в родном селе Подойницына в детском саду музыкальным руководителем. Любит природу, огород; ведет небольшое хозяйство.

Таким образом можно сказать, что в каждом уголке мира есть свои творческие личности. Так и в нашем небольшом городе Балее есть свои талантливые люди.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыкальная культура творческий процесс воссоздания музыкальных произведений средствами исполнителей разных народов, самодеятельных людей и знаменитых композиторов, музыка включает очень разнообразные мелодии, отражающих действительность в звуковых художеств. Ведь музыка появилась от самых исторических корней нашей жизни и все же она продолжает существовать, наполняя нашу жизнь разными чувствами: красочными, веселыми и даже грустными мелодиями.

В результате исследования, мы пришли к выводу, что нужно больше интересоваться культурой своего края, музыкальной культурой. Узнавать историю, биографию людей, которые прославляют наш край своим талантом и творчеством. В данном исследовательском проекте мы познакомились с историей возникновения музыкальной культуры Забайкалья, с творчеством забайкальских композиторов и с творчеством самодеятельных авторов-исполнителей г. Балея.

В музыке открывается история и культура нашего народа, слышатся такие чувства, интонации, которые раскрывают образ народа, Родины, страны, в которой мы живем, которой гордимся.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Анжелика Панибрашина, Александр Смирнов, Вести-Чита.

gtrkchita.ru/news/?id=699

2.Голубева, И.В. Древнерусские церковно-певческие традиции в культуре «семейских» Духовная книга в образовании и воспитании человека: Восьмые Иннокентьевские чтения: материалы науч.-практ. Конференции.- Чита, 2005.

3.Китов. В. В.Оркестр бурятских народных инструментов.-Улан-Удэ,2001.

4.Пискунова (Филиппова) Т.; «Радость бытия» Балей 2006г.

5.Пискунова Т.; «Улицы нашего города» Чита 2014г

6.Секисова Л.; « Багулова нежность» Балей 2005г.

7.Читинская областная универсальная научная библиотека им. А. С.Пушкина. Отдел абонемента.

http://cheloveknauka.com/narodnaya-pesennaya-kultura-semeyskih-vostochnogo-zabaykalya#ixzz5D1fUm7Pd

http://webotvet.ru/articles/opredelenie-muzika.html.

http://nazaccent.ru/content/6838-muzykalnaya-vizitka-zabajkalya.html.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!