СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный итоговый проект

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый человек должен знать, как оказать первую помощь.Знание основ первой помощи при наиболее часто встречающихся травмах необходимо, так как от первой помощи, в первую очередь, зависит жизнь пострадавшего человека.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный итоговый проект»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4







Индивидуальный итоговый проект


Тема: «Когда первая помощь в наших руках»


Предмет: основы безопасности жизнедеятельности




Выполнила:

Варинская Анастасия

9 класс МБОУ СОШ № 4

н.п. Ёнский

Руководитель: Аверин Алексей Васильевич


учитель ОБЖ

МБОУ СОШ № 4

н. п. Ёнский










Ёнский

2021

Оглавление


1

Введение

3-4

2

Основная часть

5-13


Глава 1 . Первая помощь

5-6


Глава 2. Когда первая помощь в наших руках

7-13

3

Заключение

14

4

Литература

15

5

Приложения

16-26



























  1. ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек должен знать, как оказать первую помощь тому, кто в этом нуждается. Речь не идет о полноценном медицинском понимании тех или иных сложностей, связанных с различными видами болезней.

Но при наиболее распространенных видах симптомов заболеваний, травм, ожогов и прочих увечий – просто необходимо уметь оказывать первую помощь (ПП).

Первая помощь – это вид помощи, которую должен оказать человек постра­давшему непосредственно на месте проис­шествия до приезда скорой медицинской помощи. Основная задача первой помощи – устранение опасных факторов, которые мо­гут привести к гибели человека или ухудшение его состояния.

Таким образом, оказание первой помощи в большинстве случаев занимает небольшой промежуток времени (иногда всего несколько минут) до прибытия на место происшествия более квалифицированного сотрудника. Но без оказания первой помощи в этот короткий промежуток времени пострадавший может потерять шанс выжить в экстренной ситуации, либо у него разовьются тяжелые нарушения в организме, которые негативно повлияют на процесс дальнейшего лечения.

Актуальность: Своевременное оказание первой помощи может оказать решающее значение в сохранении жизни и здоровья пострадавшего.

От того, насколько умело и быстро оказана первая помощь, зависит жизнь пострадавшего.

Чтобы узнать, насколько актуальна данная тема, мы протестировали учащихся, работников нашей школы. Результаты говорят о том, что не все знакомы с основными правилами оказания первой помощи. Мы считаем эти знания необходимыми.

Гипотеза исследования: знание основ первой помощи при наиболее часто встречающихся травмах необходимо, так как от первой помощи, в первую очередь, зависит жизнь пострадавшего человека.

Объект исследования: первая помощь.

Предмет исследования: оказание первой помощи пострадавшим для сохранения и уменьшения ущерба здоровью до прибытия скорой медицинской помощи.

Цель проекта: обобщение теоретических знаний по оказанию первой помощи, получаемых на уроках, классных часах, беседах для дальнейшего использования в практике.

Задачи проекта:

  1. Проанализировать литературу по оказанию первой помощи.

  2. Собрать информацию о различных видах травм; обозначить правила оказания первой помощи при различных видах травм.

  3. Подготовить презентацию по оказанию первой помощи.

































  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1 . ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

1.1. Первая помощь - это простейшие, срочные и целесообразные меры для спасения жизни человека, которые следует предпринять на месте происшествия до прибытия медработника скорой помощи или доставки пострадавшего в лечебное учреждение.

Сущность первой помощи заключается в прекращении дальнейшего воздействия травмирующих факторов, в предупреждении опасных последствий травм, кровотечений, инфекций и шока.

Основными задачами первой доврачебной помощи являются:

  1. Осуществление первоначальных мероприятий для ликвидации угрозы жизни пострадавшего.

  2. Предупреждение осложнений, которые могут возникнуть в будущем, вследствие получения травмы.

  3. В наиболее сжатые сроки обеспечить максимально благоприятные условия для транспортировки пострадавшего в медицинское учреждение.

Оптимальным сроком оказания первой помощи является 30 минут после получения травмы. 

В настоящее время первая помощь определяется как комплекс мероприятий, направленных на поддержание жизни и здоровья, оказываемых до оказания медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, участниками оказания первой помощи. Цель ее состоит в устранении явлений, угрожающих жизни, а также - в предупреждении дальнейших повреждений и возможных сложнений.

1.2. Нормативно-правовая база, определяющая права, обязанности и ответственность при оказании первой помощи

  1. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет первую помощь как особый вид помощи (отличный от медицинской), оказываемой лицами, не имеющими медицинского образования, при травмах и неотложных состояниях до прибытия медицинского персонала [1, ст. 31].

2. Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков [1, ст. 31 ч.4].

3. Законодательство разного уровня устанавливает обязанность по оказанию первой помощи для лиц, которые в силу профессиональных обязанностей первыми оказываются на месте происшествия с пострадавшими.

4. Также обязанность «...принять меры для оказания первой помощи...» возникает у водителей, причастных к ДТП [2, п.2.6]. В том случае, если водитель не причастен к ДТП, но стал его свидетелем, водитель вправе добровольно оказать первую помощь [1, ст.31 ч.4].

5. Для лиц, обязанных оказывать первую помощь, предусмотрена ответственность за неоказание первой помощи вплоть до уголовной. Для очевидцев происшествия, оказывающих первую помощь в добровольном порядке, никакая ответственность за неоказание первой помощи применяться не может.

1.3. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, перечень мероприятий по ее оказанию

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» [3, приложение 1], первая помощь оказывается при следующих состояниях:

1. Отсутствие сознания.

2. Остановка дыхания и кровообращения.

3. Наружные кровотечения.

4. Инородные тела верхних дыхательных путей.

5. Травмы различных областей тела.

6. Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения.

7. Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур.

8. Отравления.

При указанных состояниях выполняются конкретные мероприятия, перечень которых также указан в этом приказе [3, приложение 2]

Общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших представлена Универсальным алгоритмом оказания первой помощи [рис.1].

Итак, первая помощь - эта основа жизни человека. Необходимость её оказания, способы и последовательность действий, ответственность за неоказание первой помощи подробно описаны в нормативно-правовых документах.



ГЛАВА 2. КОГДА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В НАШИХ РУКАХ

2.1. Итоги анкетирования

Опрос проводился среди учащихся 6-11 классов и работников школы [Приложение 1]. Итоги опроса говорят о том, что с ситуацией, когда человеку требовалось оказать неотложную помощь, сталкивалось 70% опрошенных, но самостоятельно оказывали необходимую помощь лишь 37% из них. Смогли бы полностью применить все свои знания – 22%. 37% не уверены, что делали бы всё правильно, но помочь бы пытались. Обучение оказанию первой неотложной доврачебной помощи проходили по долгу службы – 26%, в учебных заведениях – 59%. Благодаря этому 96% смогли бы проверить наличие пульса и дыхания, 56% - провести искусственное дыхание, 70% - остановить кровотечение, 85% - обработать рану, 44% - наложить шину. Не смог бы оказать первую помощь – 0%

Очень приятно отметить, что при обнаружении ДТП на дороге, 74% опрошенных остановились бы, чтобы убедиться, что участникам ДТП не требуется помощь. Затруднились с ответом – 22%. И лишь 4% опрошенных продолжили бы путь, не останавливаясь.

Участвующие в анкетировании не оставят в беде лежащего на улице человека. 40% вызовут скорую помощь (полицию и т.д.) и сообщат об увиденном, 58% в любом случае проверят, требуется ли ему помощь (проверят пульс, наличие повреждений и т.д.)

Если же на оживлённой улице человек потерят сознание, схватится за сердце и т.д., 44% сами попытаются сделать всё возможное до приезда скорой помощи, чтобы спасти его.

Но только 56% уверены в том, что большинство людей, которые окружают нас на улицах, в транспорте, на работе, учёбе и т.д., смогли бы правильно оказать первую неотложную помощь в случае необходимости,

Правила оказания ПП мы изучаем на уроках ОБЖ, начиная с 6 класс. Конечно, количество часов недостаточно для того, чтобы полностью изучить все необходимые приёмы и способы оказания помощи в различных ситуациях. По 5 часов отводится на изучение данного вопроса в 7, 8, 10 и 11 классах, 4 часа в 6 классе и 2 часа в 9 классе. Итого – 26 часов за всё время обучения. Если учащиеся уходят после 9 класса – у них получается всего 16 часов за 5 лет обучения. Недостаточное количество, однозначно. Я считаю, нужно увеличить количество часов на такие темы, как оказание первой помощи в природных условиях и быту.

Сейчас мы имеем хорошую возможность пополнить наши знания и отработать навыки на тренажёрах, посещая занятия в «Точке роста».

2.2. Распространённые травмы и оказание правильной первой помощи

Невозможно подробно описать оказание первой помощи при всех неотложных состояниях. Поэтому я решила остановиться в своём проекте на самых распространённых, а в презентации показать как можно больше.

Согласно статистике самые распространённые травмы – это ушибы (30%), раны и порезы (25%), сотрясение мозга (20%), переломы (15%), растяжение и повреждение связок (10%).

Первая помощь при ушибах, растяжениях, разрывах, сдавливании и вывихах

Ушиб. Наиболее распространенным повреждением мягких тканей является ушиб, который чаще всего возникает вследствие удара тупым предметом. На месте ушиба быстро появляется припухлость, а часто и кровоподтек (синяк). При разрыве крупных сосудов под кожей могут образовываться скопления крови (гематомы). Ушибы приводят к нарушению функции поврежденного органа. Если ушибы мягких тканей тела вызывают лишь боль и умеренное ограничение движений конечностей, то ушибы утренних органов (мозг, печень, легкие, почки) могут привести к тяжелым нарушениям во всем организме и даже к смерти.

При движениях в суставе, превышающих его физиологический объем, или при движении в несвойственном суставу направлении возникают растяжения и разрывы связок, укрепляющих сустав. Растяжение характеризуется появлением резких болей, быстрым развитием отека в области травмы и значительным нарушением функций суставов.

Очень тяжелой травмой конечности является так называемое сдавливание, при котором происходит размозжение мышц, подкожной жировой клетчатки, сосудов и нервов. Эти повреждения возникают от давления больших тяжестей (стена, балка, земля) во время обвалов, землетрясений. Сдавливания сопровождаются развитием шока, а в последующем — отравлением организма продуктами распада разрушенных мягких тканей.

Первая помощь при ушибе. Прежде всего, необходимо создать покой поврежденному органу. На область ушиба необходимо наложить давящую повязку, придать этой части тела возвышенное положение, что способствует прекращению дальнейшего кровоизлияния в мягкие ткани. Для уменьшения болей и воспалительных явлений к месту ушиба прикладывают холод — пузырь со льдом, холодные компрессы.

Первая помощь при растяжении связок такая же, как и при ушибах, т. е. прежде всего иммобилизация конечности. При разрыве сухожилий, связок первая помощь заключается в создании больному полного покоя, в наложении тугой повязки на область поврежденного сустава, чтобы прочно фиксировать его. Для уменьшения болей пострадавшему можно дать 0,25—0,5 г анальгина или амидопирина, а к области травмы приложить пузырь со льдом. При любом растяжении необходимо обратиться к врачу, так как подобная симптоматика может быть и при трещинах кости.

Первая помощь при сдавливании. Основной задачей первой помощи при сдавливании является организация мер по немедленному извлечению пострадавшего из-под обрушившихся на него тяжестей. Сразу после освобождения от тяжестей для предотвращения поступления ядовитых продуктов распада в организм из размозженных тканей конечностей на последние необходимо наложить жгуты как можно ближе к основанию конечности, как при остановке артериального кровотечения, обложить конечности пузырями со льдом или тканью, смоченной холодной водой. Поврежденные конечности иммобилизуют при помощи шин [рис. 2]. У таких больных очень часто уже в момент травмы развивается тяжелое общее состояние — шок. Для борьбы с шоком или для его профилактики больного следует тепло укрыть, дать горячего кофе или чая. Больной подлежит немедленной транспортировке в лечебное учреждение в положении лежа.

Вывихи. Повреждения суставов, при которых происходит смещение соприкасающихся в полости сустава костей с выходом одной из них через разрыв капсулы из полости сустава в окружающие ткани, называются вывихом (вывих стопы, вывих плеча, вывих бедра и т.д.

Симптомами вывиха являются: боль в конечности, резкое западание области сустава, отсутствие активных и невозможность пассивных движений в суставе, фиксация конечности в неестественном положении, не поддающемся изменению; изменения длины конечности, чаще ее укорочение.

Первая помощь при вывихах заключается в проведении мероприятий, направленных на уменьшение болей: холод на область поврежденного сустава, применение обезболивающих (анальгин, амидопирин и др.), иммобилизация конечности в том положении, которое она приняла после травмы. Верхнюю конечность подвешивают на косынке или перевязке из бинта, нижнюю - иммобилизуют при помощи шин или подручных средств. Свежие вывихи вправлять значительно легче, чем застарелые. Уже через 3 - 4 ч после травмы в области поврежденного сустава развивается отек тканей, скапливается кровь, что затрудняет вправление. Вправление вывиха - врачебная процедура, поэтому пострадавшего необходимо скорее доставить к врачу. При вывихах верхних конечностей больные могут прийти сами в больницу или быть доставлены на любом транспорте в положении сидя, больных с вывихом нижних конечностей транспортируют в положении лежа.

Не следует пытаться вправить вывих, так как иногда трудно установить, вывих это или перелом, тем более что часто вывихи сопровождаются трещинами и переломами костей.

Переломы. Первая помощь при переломах.

Переломом называется нарушение целости кости. Травматические переломы делятся на закрытые (без повреждения кожи) и открытые, при которых имеется повреждение кожи в зоне перелома.

Открытые переломы опаснее закрытых.

Для перелома характерны: резкая боль, усиливающаяся при любом движении и нагрузке на конечность, изменение положения и формы конечности, нарушение ее функции (невозможность пользоваться конечностью), появление отечности и кровоподтека в зоне перелома, укорочение конечности, ненормальная подвижность кости.

При открытом переломе нередко в рану выступает отломок кости, являющийся прямым указанием перелома. Проводить ощупывание и исследование области перелома запрещается.

Первая помощь при переломах. Основными мероприятиями первой помощи при переломах костей являются:

1) создание неподвижности костей в области перелома;

2) проведение мер, направленных на борьбу или предупреждение развития шока;

3) организация быстрейшей доставки пострадавшего в лечебное учреждение. Быстрое создание неподвижности костей в области перелома уменьшает боль и является главным моментом в предупреждении развития шока.

Неподвижность достигается наложением транспортных шин или при помощи шин из подручного твердого материала (доски, лыжи, палки, прутья, пучки камыша, соломы, картон и т. д.) [рис.2].

Наложение шины нужно проводить непосредственно на месте происшествия, и только после этого можно транспортировать больного. Шины необходимо накладывать осторожно, чтобы не сместить отломки и не вызвать у пострадавшего боль. Шину нельзя накладывать непосредственно на обнаженную конечность, она предварительно должна быть обложена ватой или какой-либо тканью.

При открытом переломе [рис. 3].сначала рану необходимо обработать настойкой йода или другим антисептиком и наложить асептическую повязку. При отсутствии стерильного материала рана должна быть закрыта любой чистой хлопчатобумажной тканью. Не следует пытаться удалять или вправлять в рану торчащие костные отломки — это может вызвать кровотечение и дополнительное инфицирование кости и мягких тканей. При кровотечении из раны должны быть применены способы временной остановки кровотечения (давящая повязка, наложение жгута, закрутки или резинового бинта).

В случае закрытого перелома [рис.4]:

1. Попросите пострадавшего поддерживать поврежденную конечность рукой, положите ее на подушку или воспользуйтесь предметами одежды, чтобы предотвратить ненужные движения.

2. Положите холод (пакет со льдом) на больное место.

3. Удостоверьтесь в том, что поврежденной конечности обеспечен покой, пока не прибудет помощь.

4. Если скорую вызвать невозможно и транспортировку придется организовывать самостоятельно, на сломанную конечность накладывается шина.

В случае открытого перелома:

1. При открытых переломах сначала остановить кровотечение.

2. Обеспечьте неподвижность места переломов костей с помощью шин или подручных средств (ветка, доска) поверх одежды.

3. Вызовите (самостоятельно или с помощью окружающих) скорую помощь.

4. Наложите на рану нетугую асептическую повязку.

5. Положите холод (пакет со льдом) на повязку над раной.

6. Укутайте пострадавшего теплым одеялом, одеждой.

Раны и порезы.

Формы ранящего предмета определяют вид раны. Они бывают резаные, ушибленные, колотые, рубленые, укушенные, рваные и т.д. [рис.5].

Остановка кровотечения [рис.6].

Кровотечение несет основную угрозу для жизни пострадавшего.

Артериальное кровотечение - возни­кает при повреждении артерии. Кровь изли­вается сильной пульсирующей струей ярко- красного цвета.

Венозное кровотечение - возникает при повреждении вен. Кровь вытекает мед­ленно, равномерно и непрерывно, темно­красного цвета.

Капиллярное кровотечение - возника­ет при повреждении мелких сосудов, кровь смешанная и сочится по всей поверхности раны.

Основную опасность имеет не объем потерянной крови, а скорость кровотечения. Нужно сразу останавливать кровотечение одним из следующих способов:

1. Оказать давление на рану. Способ подходит при колотых и резаных повреждениях. Травмированного человека нужно положить на спину, приложить к повреждению салфетку или платок и надавить на рану пальцами.

2. Прижать артерию пальцем. Способ хорош в комбинации с предыдущим и позволяет снизить интенсивность кровопотери, что важно для оценки ситуации и выбора дальнейших действий. В зависимости от локализации раны прижимается височная, сонная, плечевая или бедренная артерии к кости.

3. Сделать тампонаду. Способ подходит для остановки кровотечения при резаных или рубленых открытых ранах, имеющих большую глубину повреждения. Раневой канал тампонируют чистой салфеткой (не бумажной), платком или обрывком ткани.

4. Наложить давящую повязку. Применяется при остановке венозного кровотечения и кровотече­ния из мелких артерий. На рану, накладывают слои стерильной марли, затем толстый слой ваты, и все туго прибинтовывается круговыми витками бинта.

5. Наложить жгут. Кровоостанавливающий резиновый жгут является наиболее эффективным средством временной остановки кровотечения. Он накладывается при артериальном крово­течении выше раны на 10-15 см. Перед на­ложением жгута на тело помещают мягкую и гладкую ткань. Жгут закрепляют на зацепы, оставляя при этом записку о дате и времени наложения жгута.

Дезинфекция открытой раны

После остановки кровотечения нужно принять меры для предотвращения инфицирования через раневой канал. Сделать это можно в следующей последовательности:

- обработать руки и края раны дезинфекционным раствором (йодом, спиртом, одеколоном и т.д);

- наложить чистый платок или отрезок ткани поверх открытой раны;

- наложить повязку [рис.7]. Она должна полностью покрывать рану и не быть сильно тугой.

Если ранение образовалось на ноге или руке – нужно принять меры по их обездвиживанию. Для этого накладывают шины или фиксируют конечность с помощью перевязки (косынки) в подвешенном состоянии. Подобные меры помогут предупредить появление гнойной раны и облегчат дальнейшее лечение пострадавшего.

Внимание! Ни в коем случае не заливайте рану йодом или зеленкой.


Сотрясение мозга.

Сотрясение головного мозга – это закрытая черепно-мозговая травма (ЧМТ) легкой степени, не влекущая существенных отклонений в функционировании головного мозга и сопровождающаяся преходящей симптоматикой.

Признаки сильного сотрясения – тошнота и рвота.

Помощь: чтобы восстановиться после сотрясения, нужно «вылежать» 1-2 недели. Если на следующий день появляются признаки ухудшения зрения – нужно срочно обращаться к врачу.

Таким образом, первая помощь - это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего. Ее должен оказывать тот, кто находится рядом с пострадавшим (взаимопомощь), или сам пострадавший (самопомощь) до прибытия медицинского персонала.
























3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа посвящена приёмам оказания первой помощи. Анализ внезапных смертей пострадавших показывает, что причина гибели значительной части людей является необоснованной. Смерть их наступает от несвоевременно оказанной первой помощи. Владение приемами оказания первой помощи и сердечно-легочной реанимации является не только частью безопасности жизнедеятельности отдельного человека, но и рассматривается как часть общей культуры цивилизованного общества.

Результаты нашего проекта показали, что при обучении вопросам оказания первой помощи и проведению базовых реанимационных мероприятий важно использовать стандартизированный подход. Независимо от того, что случилось с пострадавшим, все действия должны осуществляться в строго определенной последовательности. Следуя этому правилу, оказывающий помощь человек, всегда сможет выявить или предупредить тяжелые осложнения у пострадавшего.

В работе были рассмотрены травмы, наиболее часто встречающиеся в повседневной жизни. Осуществлено обобщение теоретических знаний, получаемых на уроках, классных часах, беседах для дальнейшего использования в практике.

Все основные правила и рекомендации по оказанию первой помощи вы сможете увидеть в моей презентации, которая будет доступна всем в кабинете «Точки роста», и в прилагаемой памятке [Приложение 2].

Таким образом, полученные результаты дают возможность утверждать, что продукт нашей исследовательской работы является актуальным и востребованным.

Большинство случаев внезапной смерти возникает, как правило, вне лечебных учреждений. Поэтому фактор времени начала помощи является ключевым. В реальной ситуации помочь пострадавшему до прибытия скорой помощи или спасателей сможет только человек, оказавшийся рядом (очевидец), и лишь в том случае, если он обучен и владеет практическими приемами первой помощи. Наш опрос показал, что только 22 % уверены, что смогли бы оказать реальную помощь пострадавшему.

Первая медицинская помощь – это чрезвычайно важная вещь в нашей жизни. Никто не знает, в какой неожиданный момент эти навыки могут пригодиться.

Может быть, кто-то из нас уже завтра спасет человеку жизнь! Значит, гипотеза нашего исследования подтвердилась.





ЛИТЕРАТУРА

Учебная литература

  1. Первая помощь: учебное пособие для лиц, обязанных и (или) имеющих

право оказывать первую помощь. М.: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, 2018 г., 97 с. Авторы: Л.И. Дежурный, Ю.С. Шойгу, С.А. Гуменюк, Г.В. Неудахин, А.Ю.

Закурдаева, А.А. Колодкин, О.Л. Куров, Л.Ю. Кичанова, А.Ю. Закурдаева, А.А. Эмке.

  1. Ужегов Г Н. Зона особого внимания: Первая помощь. — СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2014. —224 с.

Электронные ресурсы

1. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (последняя редакция) [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/

2. Правила дорожного движения Российской Федерации [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/824c911000b3626674abf3ad6e38a6f04b8a7428/ 3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 мая 2012 г. N 477н "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129862/ 4. https://obuchonok.ru/node/6439 - «Шпаргалка» по оказанию первой помощи

5. https://fireman.club/statyi-polzovateley/okazanie-pervoy-pomoshhi-pri-ranah/ - Оказание первой помощи при ранах: резаные, рваные, рубленные.

6. http://interesnyefakty.org/pervaya-meditsinskaya-pomoshh/ - Первая медицинская помощь

7. http://www.svdeti.ru/index.php?id=1675&option=com_k2&view=item - Оказание первой помощи при различных видах травм










ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Анкета «Когда первая помощь в наших руках»


п/п

Вопрос

%

1

Сталкивались ли вы когда-либо с ситуацией, когда на ваших глазах человеку требовалось оказать неотложную помощь?

да - 70

нет - 30

2

Как вы поступали в таких ситуациях?


Ушёл прочь

0

Вызвал скорую, но самостоятельных действий не предпринимал

41

Выполнял указания того, кто взял на себя инициативу по оказанию помощи

22

Самостоятельно оказывал необходимую помощь

37

Наблюдал за происходящим со стороны

0

3

Как вы думаете, смогли бы вы в такой ситуации оказать реальную

помощь пострадавшему?


Точно смог бы полностью применить все свои знания

22

Не уверен, что делал бы всё правильно, но помочь бы пытался

37

Сам бы не стал оказывать помощь, но вызвал бы скорую, позвал бы на помощь других

41

Не стал бы ничего делать

0

Я не знаю, как бы я повёл себя в данной ситуации

0

4

Проходили ли вы где-нибудь обучение оказанию первой неотложной

доврачебной помощи?


Да. Обучался по долгу службы

26

Да. Рассказывали в школе (техникуме, институте и т.д.)

59

Да. Рассказывали на курсах вождения

4

Нигде не проходил, но изучал самостоятельно

4

Нигде не проходил, но читал, смотрел передачу и т.д.

0

Нет, нигде не проходил

7

5

Какие действия по оказанию первой помощи при необходимости

вы бы могли выполнить?


Проверить наличие пульса и дыхания

96

Провести искусственное дыхание

56

Остановить кровотечение

70

Обработать рану, повреждение

85

Наложить шину

44

Другое

7

Не смог бы оказать первую помощь

0

6

Если вы обнаружите ДТП на дороге, не слишком серьёзное ДТП,

то какими будут ваши действия?


Не стану останавливаться и продолжу путь дальше

4

Остановлюсь, чтобы убедиться, что участникам ДТП не требуется помощь

74

Затрудняюсь ответить

22

7

А если вы встретите серьёзное ДТП, но вокруг уже будет достаточно много народа, какими будут ваши действия?


Проеду мимо, потому что знаю, что не смогу помочь

7

Проеду мимо, но только при условии, что будет стоять машина скорой помощи или других спецслужб

37

В любом случае остановлюсь, чтобы убедиться, что моя помощь точно не требуется

44

Затрудняюсь ответить

12

8

А если вы встретите на улице лежащего человека,

то какими будут ваши действия?


Вызову скорую помощь (полицию и т.д.) и сообщу об увиденном

40

Пройду мимо, наверняка, он находится в состоянии опъянения

4

В любом случае проверю требуется ли ему помощь (проверю пульс, наличие повреждений и т.д.)

52

Затрудняюсь ответить

4

Другое

0

9

А если же на оживлённой улице человек потерят сознание,

схватится за сердце и т.д., как вы поступите?


Удостоверюсь, что люди обратили на него внимание, и пойду дальше

8

Позвоню в скорую помощь, но сам оказывать помощь пострадавшему не стану

41

Сам попытаюсь сделать всё возможное до приезда скорой помощи, чтобы спасти его

44

Затрудняюсь ответить

7

10

Как вы думаете, большинство людей, которые окружают вас на улицах,

в транспорте, на работе, учёбе и т.д., смогли ПРАВИЛЬНО бы

оказать первую неотложную помощь в случае необходимости?


Уверен, что да

0

Скорее всего, да

56

Скорее всего, нет

30

Уверен, что нет

0

Затрудняюсь ответить

14






















Приложение 2

Памятка «Основные правила оказания первой помощи»

1. При кровотечениях - остановка его одним из временных способов: пальцевое прижатие сосуда на протяжении; придание конечности возвышенного положения; максимальное сгибание конечности в близлежащем суставе; наложение асептической давящей повязки; при повреждении крупных артерий конечностей - кровоостанавливающий жгут. Провести простейшие противошоковые мероприятия: дать обезболивающие, обеспечить обильное питье, согревание, щадящее обращение.

2. При ранах – обработать кожу вокруг нее 5%-ным спиртовым раствором йода, спиртом, 2%-ным раствором бриллиантового зеленого или другими антисептиками. Запрещается при оказании ПП удалять инородные тела из раны. При необходимости выполнить иммобилизацию. Провести простейшие противошоковые мероприятия.

3. При закрытых повреждениях – для уменьшения кровоизлияния и отека применяют холод (пузырь со льдом, пакет с холодной водой или снегом); тугое бинтование, а при сильных ушибах, растяжениях и разрывах связок, мышц, сухожилий – иммобилизация; при болях – обезболивающие.

4. При переломах – обезболить; выполнить транспортную иммобилизацию, которая осуществляется с помощью стандартных шин, подручного материала (доски, фанера, палки, рейки, ветки и др.) и простейшей иммобилизации (прибинтовывание верхней конечности к туловищу, а нижней поврежденной конечности - к здоровой ноге). Принцип фиксации перелома - обеспечение неподвижности в суставах выше и ниже перелома.

5. При вывихах - обеспечить покой поврежденному суставу путем его обездвиживания, приложить к суставу холод, обезболить. Вывих не вправлять!

6. При синдроме длительного сдавливания (краш-синдром) - освобождение конечности от сдавления; тугое бинтование конечности от центра к периферии, транспортная иммобилизация, обкладывание конечности холодом, обезболивание, простейшие противошоковые.

7. При химических ожогах – прекратить воздействие травмирующего фактора; промывать ожоговую поверхность холодной водой в течение 15-20 минут или 2%-5%-ным нейтрализующим раствором, обезболить, наложить асептическую повязку; иммобилизировать; дать обильное питье.

При термических ожогах - прежде всего, необходимо погасить на пострадавшем одежду (водой, снегом, накинув на него то, что имеется под рукой); наложить сухую асептическую ватно–марлевую повязку без удаления с ожоговой поверхности прилипшей обгоревшей ткани, напоить горячим сладким чаем.

8. При отморожениях – немедленное прекращение воздействия холода; согревание ( дать горячий чай, кофе, спирт); пораженные конечности поместить в ванну со слабым раствором перманганата калия, постепенно повышая температуру с 18 до 380 С, на 40 – 60 минут, затем наложить ватно-марлевую повязку; дать обезболивающие средства.

9. При поражении электрическим током – немедленно прекратить действие электротока (выключить рубильник, снять предохранители, отбросить провода сухой палкой), оттащить пострадавшего за одежду, не касаясь частей голого тела; при кратковременной потере сознания дать вдохнуть нашатырный спирт, затем сердечные средства, успокаивающие, болеутоляющие; при остановке дыхания и сердечной деятельности проводятся искусственная вентиляция легких и закрытый массаж сердца в течение 2-3 часов.

10. При утоплении – Сразу же после извлечения утонувшего из воды – перевернуть его лицом вниз и опустить голову ниже таза. Проверить реакцию зрачков на свет и наличие пульса на сонной артерии. При отсутствии пульса на сонной артерии – приступить к реанимации (провести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца). Если признаки жизни есть (реакция зрачка на свет или слабая пульсация), очистить рот от инородного содержимого и слизи. Резко надавить на корень языка. При появлении рвотного и кашлевого рефлексов – добиться полного удаления воды из дыхательных путей и желудка. Если нет рвотных движений и кашля - положить на спину и приступить к реанимации. При появлении признаков жизни – перевернуть лицом вниз и удалить воду из легких и желудка. Вызвать "Скорую помощь".

11. При тепловом ударе (перегревании, гипертермии): пострадавшего перенести в прохладное место; снять стесняющую одежду, положить холод (пузырь со льдом, холодной водой, мокрое полотенце) на голову, область сердца, крупные сосуды (шея, подмышечные, паховые области). Полезно обернуть пострадавшего смоченной в холодной воде простыней. При сохраненном сознании - обильное питье (подсоленную воду или минеральную, холодный чай, кофе) небольшими порциями (по 75—100 мл), многократно; дать понюхать нашатырный спирт. При необходимости - искусственное дыхание.

12. При клинической смерти

1 этап: восстановить проходимость дыхательных путей (пострадавшего уложить на спину на твердой поверхности, голову максимально запрокинуть назад, нижнюю челюсть выдвинуть вперед, пальцем, обмотанным салфеткой или бинтом, очистить ротовую полость от песка, ила, слизи, рвотных масс);

2 этап: выполнить искусственное дыхание одним из способов (Способ "ото рта ко рту": оказывающий помощь кладёт одну руку под шею, другую на лоб и максималь­но запрокидывает голову назад. Одновременно большим и указательным пальцами той руки, которая находится на лбу, зажимает пострадавшему нос. Сделав глубокий вдох, оказывающий помощь плотно прижимает свой рот к открытому рту пострадавшего и производит выдох продолжительностью не менее 2-х секунд, наблюдая за движением грудной клетки оживляемого. После её подъёма вдувание прекращает и создаёт условия для пассивного выдоха. Частота вдуваний - примерно 12 в минуту. Следует помнить, что объём вдуваемого воздуха важнее, чем частота дыхания. Рекомендуемый дыхательный объем у большинства взрослых составляет приблизительно 10мл/кг (700-1000мл).

Способ "ото рта к носу": оказывающий помощь одной рукой запрокидывает голову назад, а другой захватывает подбородок и закрывает рот. Затем производит глубокий вдох, охватывает нос пострадавшего губами (но не сжимает!), и вдувает воздух в лёгкие. На выдохе рот больного должен быть раск­рыт, поскольку возможна клапаноподобная закупорка носовых ходов).

3 этап: - выполнить наружный (непрямой) массаж сердца. Оказывающий помощь располагается слева или справа от пострадавшего, нащупывает нижний край грудины (мечевидный отросток) и устанавли­вает ладонную поверхность кисти примерно на 2 пальца выше мечевидного отростка, ближе к левому краю грудины. Вторую руку распола­гает сверху под прямым углом. Очень важно, чтобы пальцы не ка­сались грудной клетки, затем толчкообразно нажимает на грудину, стараясь сместить её по направлению к позвоночнику на З-5 см, удержать в этом положении примерно полсекунды и затем быстро расслабить руки, не отрывая их от грудины. У взрослого количество толчков должно быть не менее 100 в минуту.










Рисунок 1










Рисунок 2



Рисунок 3

Рисунок 4









Рисунок 5

Рисунок 6


Рисунок 6






Рисунок 7










31



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!