СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный итоговый проект ученицы 9 класса К.Агафоновой "Влияние СМИ на речь подростков Огнево-Заимковской СОШ".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном исследовательском проекте ученица 9 класса К.Агафонова под руководством своего научного руководителя рассматривает проблему влияния средств массовой информации на речь ее сверстников, учащихся МКОУ "Огнево-Заимковская СОШ".

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный итоговый проект ученицы 9 класса К.Агафоновой "Влияние СМИ на речь подростков Огнево-Заимковской СОШ".»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Огнево - Заимковская средняя общеобразовательная школа»







Индивидуальный итоговый проект

ВЛИЯНИЕ СМИ НА РЕЧЬ ПОДРОСТКОВ

ОГНЕВО-ЗАИМКОВСКОЙ СОШ



Предмет: русский язык

Вид проекта: исследовательский








Выполнила:

ученица 9 класса

Агафонова Кристина



Руководитель:

учитель русского

языка и литературы

Михеева Ю.И.





Огнева Заимка – 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________________3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ________________________________________________________________________4

1.1.ЧТО ТАКОЕ СМИ?________________________________________________________4

1.2.ВЛИЯНИЕ СМИ____________________________________________________________5

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ______________________________________________________6

2.1. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ”ВЛИЯНИЕ СМИ НА РЕЧЬ ПОДРОСТКОВ

ОГНЕВО-ЗАИМКОВСКОЙ СОШ”_________________________________________________6

2.2.СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ ПРОБЛЕМ. РЕКОМЕНДАЦИИ______________________________________________________________8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________________9

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ___________________________10

ПРИЛОЖЕНИЯ_________________________________________________________11





















Введение:

В последнее время я стала обращать внимание на речевую безграмотность в обществе. Множество речевых и грамматических ошибок допускают как подростки, так и взрослые, образованные люди. Порой кажется, что забыты все правила русского языка. Мне стало интересно: почему люди говорят и пишут с ошибками? Ведь несколько лет назад человечество было грамотнее, об этом нам свидетельствуют различные результаты исследований, проведённых учёными. СМИ прочно вошли в жизнь человеческого общества. Они являются мощным средством воздействия на человека. Я поняла, что взрослые люди – вчерашние школьники, недостаточно овладевшие нормами русского языка. Заинтересовавшись данной проблемой, я выбрала тему проекта: «Влияние СМИ на речь подростков Огнево-Заимковской СОШ».

Практическая значимость данного проекта состоит в использовании его материалов на уроках русского языка по изучению уровня речевого развития школьников.

Актуальность исследования:

Свободное обращение с языком непростительно для развитого общества, а утрата чистоты языка станет для него большой проблемой.

Цель:

исследование влияния средств массовой информации на речь подростков МКОУ “Огнево-Заимковская СОШ”.

Задачи:

1)Найти источники, в которых рассматривается проблема влияния СМИ на речь подростков;

2)Найти и проанализировать материалы публичных выступлений по телевидению, тексты песен популярных певцов, содержание объявлений, речь блоггеров, содержание сочинений школьников Огнево-Заимковской СОШ;

3)Провести опрос среди учащихся Огнево-Заимковской школы с целью выявления влияния СМИ на их речь.

Объектом данного исследования стали просмотры телепередач, видеороликов, прослушивание текстов песен, чтение объявлений, содержание диалогов школьников, их письменных работ.

Предмет исследования:

Культура речи СМИ и ее влияние на речь школьников.

Гипотеза:

Ошибки, допускаемые СМИ, регулярное использование грубых и нецензурных выражений, ведут к снижению языковой грамотности учащихся и в целом снижают культуру общения между людьми.

Методы исследования:

1) Сбор, анализ и обобщение информации;

2) Наблюдение;

3) Анкетирование.



Теоретическая часть

Глава 1

1.1 Что такое СМИ?

Казалось бы, этот вопрос не должен вызывать затруднений. Большинство людей, скорее всего, ответят на него примерно так: СМИ – это любое издание, выходящее с какой-либо периодичностью и рассчитанное на некую аудиторию. Однако такое определение не является исчерпывающим. Согласно действующему законодательству, таковыми можно считать только те издания, которые выпускаются тиражом не менее 1000 экземпляров и выходят в свет не реже раза в год.

Итак, средства массовой информации – это ключевое звено, формирующее речевую культуру человека, так как они являются связующим элементом между обществом и личностью, помогают нам узнавать всё, что происходит в современном мире. Изначально СМИ выполняли информационную и развлекательную функцию, но сейчас открыто утверждают, что СМИ характеризуют в первую очередь как «формирующие общественное мнение». Они перестали быть однонаправленной коммуникацией, потому как существует механизм так называемой обратной связи, когда аудитория непосредственно может влиять на форму подачи информации и выражать свою точку зрения.

К СМИ не относятся библиотеки, конференции, форумы, стенгазеты и тому подобное. Хотя в наше время появляется всё больше работ о том, что, возможно, книга также является средством массовой информации.

СМИ имеют следующие признаки:

массовость (применительно к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);

периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;

принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей.

В России СМИ обязаны регистрироваться в органах Роскомнадзора, предоставлять в библиотеки экземпляры своей печатной продукции, либо хранить в течение 1 года записи каждого выпуска (телерадиовещание) и т. д. В то же время им предоставлены определённые права и гарантии, запрещена предварительная цензура.

В настоящее время весьма большой популярностью пользуются блоги, которые представляют собой дневники событий. Востребованность блогов растет, и вместе с тем растет влияние самой блогосферы на коммуникативное пространство. Чем информация из блога отличается от той, что представлена в газете? Автор, пишущий в глобальную сеть, свободен в выражении мнения. Он пишет так, как хочет, потому что так оно и было. Этого не может позволить себе обычный штатный журналист – цензура. Блоги в этом плане откровенней. Блоггинг – явление относительно новое, постепенно приобретающее все большее влияние на массовую аудиторию.






1.2 Влияние СМИ

Состояние русской языковой культуры волнует сегодня многих. Об этом говорят и пишут педагоги и журналисты, писатели, ученые - языковеды, специалисты - все, кому дорог и небезразличен родной язык. Если раньше СМИ служили примером уровня речевой культуры, способствовали его повышению, то в настоящее время СМИ в большой степени способствуют его деградации: речь многих ведущих развлекательных, а иногда и аналитических программ неправильно построена, зачастую даже загрязнена словами-паразитами. А так как телевидение, радио и пресса – уже неотъемлемые спутники большинства людей, то и речь последних тоже стала ухудшаться.

Люди, работающие в публичной сфере, должны проверять информацию и следить за тем, что они предоставляют зрителю, читателю или слушателю.

С одной стороны, массовые коммуникации пополняют язык новыми терминами, помогают нам быть в курсе всех происходящих событий. В языке современных российских СМИ существует положительная тенденция развития культуры речи. Она направлена на усовершенствование речевой культуры, на стремление реалистического отображения действительности, предполагает воспитательную функцию материала. На радио и телевидении есть специальные программы, ориентированные на воспитание правильной культуры речи («Говорите правильно!» - канал «Эхо Москвы», НТВ, «Живое слово» - канал «Культура» и другие).

К сожалению, такие передачи показывают в неудобное для школьников и их родителей время. К тому же, ведущие интеллектуально-развлекательных программ, например, «Мы - грамотеи», сами допускают ошибки.

С другой стороны, под воздействием СМИ, происходит изменение речевой культуры, формируются процессы, ведущие к снижению качества речи. Особое беспокойство вызывает факт негативного влияния современных средств массовой информации на молодое поколение. Ведь именно молодежь, являясь  объектом и субъектом развития, носителем русского языка и культуры речи, непроизвольно впитывают в себя всё, что её окружает.  СМИ влияет не только на грамотность населения, но и на поведение людей. Насилие, агрессия, разрушения, отсутствие духовных лидеров, нецензурные выражения - во всем этом СМИ играет не последнюю роль. Интернет-блоггеры, телеведущие развлекательных программ, колумнисты (авторы популярных журнальных колонок и статей) употребляют в речи неправильную лексику: жаргонизмы, слова-паразиты. Тем самым они влияют отрицательно на культуру школьников.























Практическая часть

Глава 2

2.1. Проведение исследования “Влияние СМИ на речь подростков Огнево-Заимковской СОШ”.



В первую очередь, СМИ влияет на подростков. Подрастающее поколение формирует свои мнения и вкусы практически на все сто процентов благодаря развлекательному телевидению и Интернету. Большую часть информации, которая получают школьники из интернета, они начинают считать собственным мнением.

В своём исследовании я постаралась найти ответы на следующие вопросы: действительно ли существует проблема снижения уровня культуры речи и грамотности? В чём её причины? Каковы последствия? Возможно ли остановить падение уровня грамотности и культуры речи школьников, и как это сделать?



Исходя из этого, я провела несколько опросов для учащихся 6-11 классов с целью выяснения их отношения к современным источникам информации. Анкетирование проводилось в течение третьей четверти.

Вначале я задала вопрос: «Как вы думаете, влияют ли СМИ на вашу речь?» и получила следующие результаты. 70% учащихся ответили утвердительно. Это показало, что ребята сами осознают, что их уровень грамотности сильно зависит от просматриваемых ими телепередач и видеороликов.

Второй вопрос был следующим: «Как часто вы сталкиваетесь с объявлениями?». Ответ был таким: 75% учащихся часто сталкиваются с объявлениями.

Проанализировав плакаты и объявления, висящие на первом этаже Огнёво-Заимковской школы, я нашла в них следующие ошибки: орфографические (землЯтрЕсение), пунктуационные: пропуск необходимых знаков препинания («Осторожно секта» и др.), грамматические: разноформленные сказуемые, пропуск необходимых членов предложения. Можно сделать вывод, что школьники, читающие данные объявления, сами будут допускать ошибки.

Далее я хотела выяснить, влияют ли газеты и журналы на речь огнёво-заимковских школьников. С этой целью я задала такой вопрос: «Читаете ли вы газеты и журналы?». Получила такие результаты: 90% опрошенных ответили, что не увлекаются чтением газет и журналов. Вследствие чего можно сказать, что печатные издания в большей части не оказывают влияния на школьников.

Следующий вопрос был таким: «Смотрите ли вы программы, ориентированные на воспитание правильной культуры речи?». Ответ был удручающим: данные передачи смотрят всего 3%, зато подростки очень любят смотреть мультфильмы. Жаргонные слова из речи персонажей популярных мультфильмов: «дурдом какой-то», «припёрлись, блин», «брякнет по башке», «сопляк» («Смешарики»), «отвалите», «притормози, лохматый» («Мадагаскар») и др. Следовательно, мультфильмы также оказывают влияние на культуру речи школьников. В советских мультфильмах нет жаргонных выражений, но они не стоят на первых местах по популярности. Из других телепередач подростки смотрят «Новости» по Первому каналу, телеканалам «Россия» и «НТВ».

Ошибки в речи телеведущих:

1)По телеканалу НТВ 13 августа 2018 года в программе «Сегодня» Квашнин Анатолий Васильевич – в прошлом полномочный представитель президента – ошибся в ударении, сказав: «Есть плюсА и минусА».

2) 21 ноября 2018 года по телеканалу «Россия 1» была допущена ошибка в ударении слова «осведомИться».

3) 26 декабря 2018 года. Телеканал «Первый», программа «Новости»: была допущена ошибка в ударении «снЯта».

4)15 февраля 2019 года на телеканале «Россия», в программе «Доброе утро» ведущий допустил ошибку, сказав: «В апреле месяце вас ждёт распродажа…» (слово «месяц» - лишнее).

5) 19 февраля 2019 года на телеканале «Первый» ошибка допущена в предложении: «Катание с такой горки – такое себе развлечение»

(сленговое словосочетание «такое себе»).

6) Телеканал «Россия», ошибка допущена в словосочетании «в двухтысячно девятнадцатом году» (неправильное склонение имени числительного).

Пятый вопрос был таким: «На кого из блоггеров (ведущих электронный сетевой дневник) вы подписаны?». Подписчиками различных блоггеров оказались 36 человек из 50. Чаще всего подростки просматривают видеоролики Мармока, Литвина и А.Ивлеевой. Проанализировав речь данных популярных личностей, я выявила следующие жаргонизмы в речи пранкера (человек, который разыгрывает других) Литвина: «прикинь», «блин», «братан», «подкатить», «безбашенный», «тёлка», «типо». Жаргонизмы в речи Мармока: «братан», «в курсе», «блин», «прикинь», «хамло». Также присутствовали в их речи мат и грубые вульгарные выражения. Такой же лексикон присутствует и в видеообращениях Насти Ивлеевой. Также подростки подписаны на Ю.Хованского и О.Бузову. В их речи тоже есть подобные слова: «пивас», «лям» (миллион), «тёлка», «бабло» (Ю.Х.), «лузеры», «тряси арбузами», «тусить», «кидать» (оставлять), «зацепить» (привлечь внимание) – Ольга Бузова. Неудивительно, что большинство подростков употребляют в разговорах данные слова. Макс Вещенко употребляет слова: «фотка», «чисто лайф», «видос», «друган».

Шестой вопрос был следующим: «Ваши любимые музыкальные исполнители?». Самыми популярными оказались Элджей и Макс Корж. Просмотрев тексты песен Элджея, я увидела, что слова, употребляемые им, такие же, как и у высшеперечисленных блоггеров: «шмотки», «палево», «прикинь», «братан», «бабки» ( деньги), «туса», «тачки», «в моей башке», «тёлка», «они такие тупые», нецензурные выражения. Жаргонизмы в текстах песен Макса Коржа: «бухло», «шмотки», «бабло», «тачка», «братан», «кроссы», «придурок», нецензурные выражения.

В моём исследовании я также использовала метод наблюдения. Общаясь с одноклассниками и их друзьями, я выяснила, что 70% ребят используют в речи нецензурные выражения.

По словам учителей русского языка Огнево-Заимковской СОШ Ю.И.Михеевой и М.В.Гурских, учащиеся 6-11 классов в своих сочинениях допускают большое количество речевых ошибок. Среди них встречаются разговорные и жаргонные выражения: «Фигура у моей мамулечки просто отпад», «Если бы они были друзьями, Ленский бы не попер Онегина на бал», «Если бы Грушницкий не допустил косяк…», «стройная, худенькая, и это шикарно» и другое.

Прослеживается очевидная тенденция между словами, употребляемыми персонажами мультфильмов, интернет-блоггерами и музыкальными исполнителями, и словами сленга, которые употребляют школьники в процессе общения. Ошибки, допускаемые телеведущими и авторами печатных объявлений, влияют на формирование речевых норм самими учащимися.











Глава 2.

2.2. Способы решения выявленных проблем. Рекомендации.

Я убедилась в том, что СМИ негативно влияют на речь школьников Огнево-Заимковской школы. Из-за неграмотной и малокультурной речи блоггеров, музыкальных исполнителей, из-за ошибок, допускаемых тележурналистами и авторами объявлений, мы сами говорим и пишем неправильно.

    Я думаю, что «противоядием» такой ситуации может быть сознательная работа по повышению культуры речи человека. Если люди, распространяющие массовую информацию, будут показывать пример чистой, грамотной речи – устной и письменной, любви к чтению хорошей литературы, мы сможем противостоять вредному влиянию СМИ на сознание подростков.

Я хотела бы дать следующие рекомендации моим одноклассникам и их друзьям:

1)Больше читать классическую и научно-популярную литературу (электронная библиотека «Литмир», «RoyalLib.com);

2)Выбирать контент и просматривать развивающие видеоролики, фильмы, телепередачи (образовательная платформа «Лекториум», группы в «Вконтакте»: «Прогулки сквозь века», «Art Traffic. Культура. Искусство», «Наука и техника», телеканал ВВС, электронная библиотека «КиберЛенинка», портал «Техника-молодежи»);

3)Сокращать количество времени, проведённого за компьютером и планшетом (за компьютером – не более 3 часов в день, за планшетом – не более 2 часов.);

4)Слушать много разнообразной и качественной музыки;

5)Не гнаться за модой;

6)Следить за своей речью (не употреблять грубые слова, нецензурные выражения и жаргонизмы).

«Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием...» (И.С. Тургенев)









































Заключение:

Исследование показало, что грамотность речи школьников неизбежно падает и способствует этой тенденции множество факторов: СМИ, образование, друзья, семья, но наибольшее влияние оказывают СМИ, в том числе интернет. Произошло смещение акцента с книг и журналов, газет и печатных изданий на интернет и телевидение, чей язык не соответствует нормам культуры речи: певцы и музыканты, интернет-блоггеры используют жаргонизмы, вульгаризмы, непечатную лексику, телеведущие также допускают ошибки, хотя и в меньшей степени. Но хуже всего то, что «сниженные» выражения воспринимаются школьниками как норма.

Таким образом, на основе практической части данной работы, я убедилась в том, что СМИ негативно влияют на речь человека, в частности, подростка. Из-за того, что уровень речевого этикета людей, работающих в СМИ, неизбежно падает, мы и сами говорим неправильно. А это означает лишь то, что средства массовой информации манипулируют не только речью общества, но и его сознанием. А. Н. Толстой, устремляя внимание на проблему культуры речи человека, писал: «Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». От каждого из нас зависит в той или иной мере здоровье общей языковой среды, которую мы хотим сохранить для новых поколений в чистоте и свежести. Мощь, мудрость и красота русского слова открывается во всей своей широте только перед человеком просвещенным и знающим.





































Использованная литература и интернет-ресурсы:


  1. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ — русский язык для всех. [Электронный ресурс//gramota.ru];

  2. Колмакова В. В., Федоненко К., Савельев Т. Влияние СМИ на речевую культуру // Молодой ученый. — 2016;


3)https://moluch.ru/archive/111/28221/ (дата обращения: 19.02.2019);


4)Справочный портал «Калькулятор» (https://www.calc.ru/funktsii-sfer-i-elementov- obshchestva.html);


5)Каталог статей (https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/06/20/vliyanie-sredstv-massovoy-informatsii-smi-na-mirovozzrenie-i-psihiku);


6)Новости России и мира сегодня (https://lenta.ru);


7)Информационный портал (https://life.ru).





















































Приложение 1

Опрос «Как вы думаете, влияют ли СМИ на вашу речь?» (для учащихся 6-11 классов)









Приложение 2

Опрос «Как часто вы сталкиваетесь с объявлениями?» (для учащихся 6-11 классов)























Приложение 3

Опрос «Читаете ли вы газеты и журналы?» (для учащихся 6-11 классов)









Приложение 4

Популярные блоггеры























Приложение 5

Любимые музыкальные исполнители







Приложение 6

Любимые телепередачи











Приложение 7

Использование школьниками нецензурных выражений











Приложение 8

«Смотрите ли вы программы, ориентированные на воспитание правильной культуры речи («Говорите правильно», «Живое слово» и др.)?»





















Приложение 9

Ошибки в объявлениях








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!