Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»
Индивидуальный образовательный маршрут
обучающегося ……….
…………………….
Дата составления: 10.01.2022 составитель: Деева С.Е.
Пояснительная записка
Индивидуальный образовательный маршрут по предмету «Музыка» 7 класс (Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская) составлен для преодоления у обучающегося низкой учебной мотивации и трудностей в обучении (несформированности учебной деятельности).
На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, имеющим проблемы в обучении – одна из актуальных задач общеобразовательного учреждения.
Цель: компенсация трудностей в обучении во втором полугодии и дальнейшее успешное освоение предметного материала .
Задачи индивидуального образовательного маршрута:
создать благоприятные условия для усвоения учебных материалов по предмету Музыка, в том числе путем удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении индивидуальных консультаций;
работать над формированием умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
развивать общую музыкальную эрудицию, расширять свой кругозор;
способствовать формированию у учащегося положительную оценку себя и своих способностей.
Планируемые результаты:
научится включаться в деятельность по формированию творческой активности и познавательного интереса при решении учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности;
получит возможность реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности;
будут сформированы у учащегося соответствующие данному возрасту знания о музыке.
Используемые понятия
Обучение – целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.
Метод обучения – совокупность относительно однородных приёмов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи (обучение в группе, объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдение, работа с книгой, игра, упражнение, практическая работа, самостоятельная работа).
Методика – описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в образовательных процессах.
Приёмы – элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода (создание воображаемой ситуации, обращение к индивидуальному опыту ребёнка, использование музыки и поэтического слова).
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Маршрутный лист – индивидуальная форма организации занятия, специально подобранные задания для конкретного ученика в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.
Основные направления реализации индивидуального образовательного маршрута:
содержательное (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);
деятельностное (специальные педагогические технологии);
процессуальное (организационный аспект).
Определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Структура индивидуального образовательного маршрута
Включает следующие компоненты:
целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);
содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);
технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей);
результативный (формулируются ожидаемые результаты).
Достигается это путем:
структурирования педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);
сопровождения (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);
регулирования (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности).
Формы работы с обучающимися, имеющими низкую учебную мотивацию, неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися:
• На этапе актуализации знаний
• Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
• Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
• Предложение учащемуся примерного плана ответа.
• Использование наводящих вопросов.
• Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими
излагать суть явления.
• Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
• На этапе освоения новых знаний
• Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.
• Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами,
выясняющими степень понимания ими учебного материала.
• Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов,
опытов и т.д.
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении,
к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
• На этапе закрепления
• Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
• Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
• Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
• Напоминание приема и способа выполнения задания.
• Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий,
требованиях к их оформлению.
• На этапе самостоятельной работы на уроке
• Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда
простых.
• Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающего.
• Более тщательный контроль за его деятельностью, указание на ошибки,
проверка, исправление.
• На этапе формулировки домашнего задания
• Проведение подробного инструктажа о порядке выполнения задания, о
возможных затруднениях.
• Определяется объѐм заданий и не допускается перегрузка учащихся.
Лист индивидуального образовательного маршрута обучающегося
ФИ ребёнка: …………..
Класс: 7
Общие сведения:
Программа обучения: Общеобразовательная программа по Музыке 7 класс под редакцией Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.
Форма организации образования: очная в классе.
Факты, способные повлиять на успеваемость ребёнка:
пассивный контроль за учёбой ребёнка со стороны родителей .
Ребенок не успевает по программе «Музыка 6 класс», уровень эрудиции не совсем соответствует возрастным особенностям
(недостаточный объём внимания, памяти, мышления).
Программу 6 класса первого полугодия не освоил .
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося 6 класса на
II полугодие 2022 учебного года
№ | Мероприятия | Дата | Ответственные | Особенность проведения |
1. | Анкетирование учащегося и учителя (приложение 1) | Первый урок | Учитель | Учитель и ученик отвечают на вопросы одной и той же анкеты |
2. | Обсуждение анкеты | Первая неделя января | Учитель | Учитель и ученик обмениваются информацией (этап знакомства и доверия) |
3. | Собеседование с родителями | Январь – обязательно и по мере необходимости | Учитель, классный руководитель | Определение потребностей и запросов, дальнейших планов |
4. | Проведение учёбы по изучению опыта работы учителей, работающих с детьми с пониженной мотивацией | В течение второго полугодия | Заместитель директора, учителя-предметники | Практикумы, взаимопосещение |
5. | Проведение консультаций | В течение полугодия | Учитель музыки | Выявление трудностей, успехов, дополнительные занятия |
6. | Защита проекта «Мой любимый композитор» | Апрель | Библиотекарь | Стимулирование творческой активности |
7. | Расширение банка методической литературы по работе с учащимся | В течение полугодия | Учитель музыки | Рaбота с образовательными сайтами |
8. | Использование специальных развивающих методик | В течение полугодия | Учитель музыки | Во время индивидуальных консультаций, не входящих в учебный план |
9 | Анкетирование «Мотивация обучения» (приложение 2) | 2 раза в течение полу годия | Учитель музыки | Сравнение данных двух анкетирований |
10 | Использование на уроках маршрутных листов | В течение полугодия на каждом уроке | Учитель музыки | Пополнять банк листов, использовать тематические папки |
Тематическое содержание индивидуальных консультаций
Тема | Формы работы | Формы занятия | Формы контроля | Отметка о выполнении |
Классика и современность | Самостоятельная работа | Индивидуальная | Собеседование,тестирование, проверка домашнего задания | |
В музыкальном театре. Опера. | Составление кроссвордов на сайте https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html | Индивидуальная | Опрос, индивидуальная работа по карточке, проверка домашнего задания | |
Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля. | Конспектирование | Индивидуальная | Собеседование. тестирование, проверка домашнего задания | |
Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны. Картинная галерея. Опера Ж. Бизе«Кармен». Самая популярная опера в мире. | Конспектирование | Индивидуальная | Опрос, индивидуальная работа по карточке, проверка домашнего задания | |
В музыкальном театре. Балет. Балет Р.К. Щедрина «Кармен-сюита» | Самостоятельная работа | Индивидуальная | Собеседование,проверка домашнего задания | |
Героическая тема в музыке. Галерея героических образов | Пересказ темы | Индивидуальная | Собеседование,проверка домашнего задания | |
Героическая тема в музыке. Галерея героических образов | Пересказ темы | Индивидуальная | Собеседование,проверка домашнего задания | |
Жанр джаз. | Создание презентации | Индивидуальная | Собеседование,проверка домашнего задания | |
Мой народ – американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля. | Создание презентации | Индивидуальная | Опрос, индивидуальная работа по карточке, проверка домашнего задания | |
Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. | Создание презентации | Индивидуальная | Собеседование,проверка домашнего задания | |
Такие разные песни, танцы, марши Взаимодействие и взаимообогащение народных и профессиональных музыкальных жанров. | Конспектирование | Индивидуальная | Индивидуальная работа по карточке | |
Такие разные песни, танцы, марши Взаимодействие и взаимообогащение народных и профессиональных музыкальных жанров. | Конспектирование | Индивидуальная | Собеседование,проверка домашнего задания | |
Такие разные песни, танцы, марши Взаимодействие и взаимообогащение народных и профессиональных музыкальных жанров. | Создание ребусов на сайте http://kvestodel.ru/generator-rebusov | Индивидуальная | Индивидуальная работа по карточке | |
Музыка к драматическому спектаклю Д. Кабалевского «Ромео и Джульетта». П. И Чайковский Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта» | Самостоятельная работа ( найти материал на интернет – сайтах) | Индивидуальная | Собеседование,проверка домашнего задания | |
Современный и классический балетный спектакль. Балет Эйфмана Урок – обобщение | Создание кроссворда на сайте https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html | Индивидуальная | Тестирование | |
График работы по индивидуальному маршруту
День недели | Уроки | Индивидуальные консультации |
Понедельник | | + |
Вторник | | |
Среда | + | |
Четверг | | |
Пятница | | |
Приложение 1.
Анкета для ученика и учителя
Задание 1
Вопросы:
Любишь ли ты свою школу? Почему?
Что тебе нравится в школе?
Что тебе не нравится в школе?
Где лучше, дома или в школе?
Какие уроки ты больше всего любишь? Почему?
Есть ли уроки, которые ты не любишь? Если есть, то почему?
Зачем дети ходят в школу?
Для чего нужно быть грамотным?
Какое твое самое любимое занятие в школе? Чем оно тебе нравится?
Чем ты не любишь заниматься на уроках? Почему?
Задание 2
Обменяйтесь ответами на следующие вопросы
Вопросы:
Что ты любишь делать в свободное время?
Любишь ли ты читать книги?
О чем ты любишь читать больше всего?
Смотришь ли ты фильмы?
О чем ты любишь смотреть фильмы?
Слушаешь ли ты музыку?
Какая музыка тебе нравится?
Какое твое самое любимое занятие в школе? Почему?
Приложение 2.
Опросник «Учебная мотивация школьников»
(модифицированный вариант анкеты школьной мотивации
Н.Г. Лускановой)
Цель: выявить уровень мотивации и определить особенности отношения детей к школе, учебному процессу на основе эмоционального реагирования на школьные ситуации.
Вопросы для опроса:
1. Тебе нравится в школе?
А) не очень
Б) нравится
В) не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
А) часто хочется остаться дома
Б) бывает по-разному
В) иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, сто завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался дома?
А) не знаю
Б) остался бы дома
В) пошёл бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
А) не нравится
Б) бывает по-разному
В) нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
А) хотел бы
Б) не хотел бы
В) не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
А) не знаю
Б) не хотел бы
В) хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
А) часто
Б) редко
В) не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
А) точно не знаю
Б) хотел бы
В) не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
А) мало
Б) много
В) нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
А) нравятся
Б) не очень
В) не нравятся
Ключ:
№ вопроса | Ответ А) | Ответ Б) | Ответ В) |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
По количеству набранных баллов определяется уровень сформированности мотивации к обучению:
0-10 баллов – низкая школьная мотивация, негативное отношение к школе, школьная дезадаптация;
11-20 баллов – хорошая школьная мотивация, положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью;
21-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Выводы и рекомендации: ……..