Индивидуальный образовательный маршрут ЕГЭ по обществознанию 2020 г
ученицы _ класса МБОУ «Аниховская СОШ»
________________________________________________________
Экзаменационная работа охватывает содержание предмета «Обществознание» и состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий:
- часть 1 (1-20) содержит 20 заданий с кратким ответом, которые записываются в виде цифры, последовательности цифр или слова (словосочетания) в бланке ответов № 1
- часть 2 (21-29) содержит 9 заданий с развёрнутым ответом, которые выполняются на бланке ответов № 2.
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
По уровню сложности: Б – 12; П – 10; В – 7.
Максимальный первичный балл – 64, минимальный – 42 б.
Обозначение уровня сложности задания: Б — базовый, П — повышенный, В — высокий.
Содержание заданий | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания (мин.) | № | № | № | № |
1. Анализ схем и таблиц | Б | 1 | 2 | | | | |
2. Выбор обобщающего понятия | Б | 1 | 2 | | | | |
3. Соотнесение видовых понятий с родовыми | Б | 1 | 2 | | | | |
4. Человек и общество | П | 2 | 7 | | | | |
5. Человек и общество | Б | 2 | 7 | | | | |
6. Человек и общество | П | 2 | 7 | | | | |
7. Экономика | П | 2 | 7 | | | | |
8. Экономика | Б | 2 | 7 | | | | |
9. Экономика | П | 2 | 7 | | | | |
10. Экономика | Б | 1 | 4 | | | | |
11. Социальные отношения | П | 2 | 5 | | | | |
12. Социальные отношения | Б | 1 | 7 | | | | |
13. Политика | П | 2 | 7 | | | | |
14. Политика | Б | 2 | 7 | | | | |
15. Политика | П | 2 | 8 | | | | |
16. Право | Б | 1 | 8 | | | | |
17. Право | П | 2 | 2 | | | | |
18. Право | Б | 2 | 8 | | | | |
19. Анализ ситуаций | П | 2 | 8 | | | | |
20. Определение терминов и понятий | П | 2 | 8 | | | | |
21 (C1). Анализ источников | Б | 2 | 8 | | | | |
22 (C2). Анализ источников | Б | 2 | 8 | | | | |
23 (C3). Анализ источников | В | 3 | 8 | | | | |
24 (C4). Анализ источников | В | 3 | 8 | | | | |
25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту | В | 4 | 8 | | | | |
26 (C6). Раскрытие теоретических положений на примерах | В | 3 | 8 | | | | |
27 (C7). Задание-задача | В | 3 | 8 | | | | |
28 (C8). Составление плана доклада по определенной теме | В | 4 | 8 | | | | |
29 (C9). Эссе | В к1-смысл к2-теория к3-логика к4-пример | 6 | 29-45 | | | | |
Критерии оценивания заданий по обществознанию ЕГЭ 2020
(с развёрнутым ответом)
21 задание по обществознанию оценивается:
Правильно даны ответы на три вопроса — 2 балла.
Правильно даны ответы на любые два вопроса — 1 балл.
Правильно дан ответ на любой один вопрос. ИЛИ Ответ неправильный — 0 баллов.
Максимальный балл — 2
22 задание по обществознанию оценивается:
Правильно приведено объяснение и даны ответы на два вопроса — 2 балла.
Правильно приведены любые два элемента ответа — 1 балл.
Правильно приведён любой один элемент ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный — 0 баллов.
Максимальный балл — 2
23 задание по обществознанию оценивается:
Правильно названы два источника (пути) и приведены по 2 примера (всего 4 примера) — 3 балла.
Правильно названы два источника (пути), приведены любые 2-3 примера — 2 балла.
Правильно названы один-два источника (пути), приведён любой 1 пример. ИЛИ Правильно назван 1 источник (путь) и приведены соответствующие ему 2 примера — 1 балл.
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный — 0 баллов.
Максимальный балл — 3
24 задание по обществознанию оценивается:
Правильно названы и пояснены три функции — 3 балла.
Правильно названы две-три функции, две из них пояснены — 2 балла.
Правильно названы одна–три функции, одна из них пояснена. ИЛИ Правильно названы только три функции — 1 балл.
Правильно названы только одна-две функции. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный — 0 баллов.
Максимальный балл — 3
25 задание по обществознанию оценивается: 25.1 Раскрытие смысла понятия — 2 балла
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) — 2 балла.
Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, ИЛИ в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу — 1 балл.
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу. ИЛИ Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. ИЛИ Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла — 0 баллов.
Указания по оцениванию:
Не засчитывается: – характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт; – в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания; – объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.
Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов.
25.2 Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия — 2 балла
Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия — 2 балла.
Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания — 1 балл.
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла — 0 баллов.
Указание по оцениванию:
При оценивании не засчитываются:
предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов;
предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний;
словосочетания, нераспространённые предложения.
Максимальный балл — 4
26 задание по обществознанию оценивается:
Правильно названы и проиллюстрированы примерами три функции — 3 балла.
Правильно названы две-три функции, две из них проиллюстрированы примерами — 2 балла.
Правильно названы одна–три функции, одна из них проиллюстрирована примером(-ами) — 1 балл.
Правильно названы только одна–три функции. ИЛИ Приведено любое количество примеров без указания функций. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный — 0 баллов.
Максимальный балл — 3
27 задание по обществознанию оценивается:
Правильно указаны сфера, тип стратификации и три критерия — 3 балла.
Правильно указаны сфера, тип стратификации и один-два критерия. ИЛИ Правильно указаны сфера и три критерия — 2 балла.
Правильно указаны сфера и тип стратификации. ИЛИ Правильно указаны сфера и один-два критерия — 1 балл.
Правильно указана только сфера. ИЛИ Сфера не указана (указана неправильно) независимо от наличия других элементов ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный — 0 баллов.
Максимальный балл — 3
28 задание по обществознанию оценивается: 28.1 Раскрытие темы по существу — 3 балла
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу — 3 балла.
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу — 2 балла.
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу — 1 балл.
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. ИЛИ Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов) — 0 баллов.
Указания по оцениванию:
Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Если по критерию 28.1 выставляется 0 баллов, то по критерию 28.2 выставляется 0 баллов
28.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана — 1 балл
Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей - 1
Все иные ситуации 0
Максимальный балл — 4
29 задание по обществознанию оценивается: 29.1 Раскрытие смысла высказывания — 1 балл.
Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или сформулированы один или несколько тезисов в контексте высказывания, который(-е) требует(-ют) обоснования — 1 балл.
Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован. ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания. ИЛИ Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом — 0 баллов.
Указание по оцениванию:
Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов.
29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения — 2 балла.
(объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений)
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения — 2 балла.
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены. ИЛИ В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт. ИЛИ В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений — 1 балл.
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания. ИЛИ Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания — 0 баллов.
Указание по оцениванию:
Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов.
29.3 Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов — 1 балл.
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод — 1 балл.
Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания — 0 баллов.
29.4 Качество приводимых фактов и примеров — 2 балла.
Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом — 2 балла.
Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод. Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом. ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом. ИЛИ Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом — 1 балл.
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла 0 — 0 баллов.
Указание по оцениванию:
В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.).
Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников
Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании.
Максимальный балл — 6
Критерии оценивания ЕГЭ по обществознанию – количество баллов за тестовую часть, эссе и другие задания в 2020 году
Большие изменения произошли в 25-ом задании. Критерии оценивания стали более жесткими и разбиты на 2 группы.
В первой части понадобится дать объяснение какому-либо понятию. При этом пояснение должно быть четким и недвусмысленным. В объяснении нежелательно использовать метафоры, аллегории или отрицания. Ошибкой считаются нераспространенные предложения, поэтому выпускникам рекомендуют давать полный ответ, без сокращений и использования словосочетаний. Во второй части задания, где требуется составление предложений, раскрывающих суть понятия, следует писать только корректную информацию, которая касается непосредственно научного обществознания.
Изменения коснулись 28 и 29 заданий. Поменялась формулировка вопросов. Теперь при составлении плана в 28 задании необходимо указывать 2 детализированных пункта, которые должны полностью раскрывать тему. Общая сумма балов также изменилась, теперь можно заработать не 64, а 65 баллов на ЕГЭ по обществознанию.
Структура заданий по обществознанию
Структура заданий по обществознанию существенно не изменилась. Давайте более подробно разберемся с темами и категориями вопросов.
Первая часть (тестовая):
1-3 — это базовый уровень;
4-6 — это задания, которые проверяют знания учащихся по теме «Общество и человек» (вопросы могут касаться духовного и культурного развития человека);
7-10 — это задания, которые ориентированы на проверку знаний по экономике (для выполнения некоторых задач потребуется умение читать графики);
11-12 — задания ориентированы на взаимоотношения человека и социума;
13-15 — проверка знаний в области политики;
16-19 — задания направлены на проверку правовых знаний (следует внимательно ознакомиться с конституцией РФ).
Втора часть
21-24 — это составное задание, которое направлено на проверку умения находить главное в тексте
25 — задание, в которое внесли правки в 2020 году (здесь необходимо грамотно дать формулировку понятий);
26 — проверка умений иллюстрировать полученные теоретические знания примерами (способность привести пример дает экспертам возможность понять, насколько теоретические знания выпускник может применить в жизни);
27 — в этом задании необходимо проанализировать предоставленную информацию, например, статистическую, графическую, или объяснить связи социальных объектов;
28 задание — это развернутый план на предложенную тему;
29 задание — это эссе, которое необходимо написать, выбрав одну из пяти тем (каждая тема — это высказывание, которое необходимо продолжить, написав сочинение).
Стоит отметить! В 2018 году за выполнение 29 задания добавили 1 балл. Его можно получить, если эссе написано грамотно и в нем использованы теоретические понятия и аргументы. Также добавлен один бал за правильное выполнение 25 задания.
Как оценивают работы?
Как оценивают работы по обществознанию? За все 29 заданий, которые будут выполнены правильно, можно получить 65 баллов. Эта сумма соответствует максимальному результату — 100 баллов.
Оценка по 5-балльной шкале | Баллы, полученные на ЕГЭ |
5 | 65 баллов |
4 | 58-64 балла |
3 | 42-57 баллов |
2 | 0-41 балл (экзамен не сдал) |
Чтобы получить аттестат, надо набрать минимальный балл — 42.
Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию?
Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию? Секрет хорошей подготовки кроется в нескольких факторах, которым следует уделить внимание:
Подготовку к экзамену следует начинать заранее. Это даст возможность изучить более подробно информацию и литературу.
Не ленитесь и выполняйте пробные варианты заданий.
Обращайте внимание на слабые стороны, пробелы в знаниях.
Подбирайте качественную литературу. Например, для теории можно взять учебник Боголюбова или Никитина. А вот с вопросами, которые касаются права, поможет справиться книга Певцова.
Следует более внимательно подготовиться к написанию сочинения. В нем важно выдержать структуру:
цитата (она же тема эссе);
проблема, которую поднимает автор;
раскрытие смысла цитаты;
собственная точка зрения на проблему;
аргументы;
примеры;
вывод.
В написании сочинения допускается использование фраз-клише, например:
«Я согласен с автором в том, что…»;
«Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу…»;
«На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании…»;
«Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…» и другие.
Однако не следует использовать в сочинении цитаты, их могут посчитать ошибкой. Только четкие определения и аргументы.