СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный образовательный маршрут ученика как средство повышения эффективности работы по вовлечению одарённых детей в конкурсное и олимпиадное движение

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В общеобразовательной школе обучение по индивидуальным образовательным программам в настоящее время является актуальной задачей, поскольку именно индивидуальная образовательная программа лежит в основе концепции профильного образования. Использовании индивидуальных образовательных маршрутов с целью повышения эффективности работы по вовлечению одарённых детей в конкурсное и олимпиадное движение.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный образовательный маршрут ученика как средство повышения эффективности работы по вовлечению одарённых детей в конкурсное и олимпиадное движение»

Задорожная Наталия Васильевна

Управление образования администрации муниципального района

«Новооскольский район» Белгородской области










Индивидуальный образовательный маршрут ученика как средство повышения эффективности работы

по вовлечению одарённых детей в конкурсное

и олимпиадное движение









Автор опыта: Задорожная Наталия Васильевна, учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Голубинская средняя общеобразовательная школа» село Голубино Новооскольского района Белгородской области












г.Новый Оскол

2016 г.


Содержание


Стр.


1. Информация об опыте ……......………………………………….3


2. Технология опыта………………………………………………...6


3. Результативность опыта …… ……………..……………………11


4. Библиографический список……………………………………..13


5. Содержание приложений …………………………..…………...14
































1. Информация об опыте


Условия возникновения и становления опыта

Педагогическую деятельность автор осуществляет в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Голубинская средняя общеобразовательная школа» с. Голубино Новооскольского района Белгородской области с 2011 года в качестве учителя биологии и химии.

Представленный опыт формировался в условиях средней школы в течение четырёх лет в работе с учащимися 6 - 9 классов.

Анализ результатов анкетирования учащихся 6 класса в сентябре 2011 года показал, что 16 % обучающихся в период обучения в начальных классах имели опыт участия в районных очных конкурсах, 30% - в заочных олимпиадах для начальных классов. Один и тот же ребёнок участвовал в нескольких различных конкурсах, олимпиадах, не всегда становясь победителем или призёром. В результате учащийся становится пассивным и начинает терять интерес.

Таким образом, необходимо было создать образовательное и воспитательное пространство, ориентированное на успех. Возникла идея разработать индивидуальный образовательный маршрут для повышения эффективности работы по индивидуализации обучения.

Началом работы по теме опыта стало проведение анкетирования учащихся на выявление их общей и предметной одарённости, используя методики Савенкова А.И. «Как я вижу себя» (самооценка обучающегося) и «Карта одарённости» (Приложение 1). В результате был выявлен круг мотивированных учащихся, отличающихся нестандартным мышлением, проявляющих интересы в области биологии.


Актуальность опыта

В условиях внедрения ФГОС в основной школе, на первый план выходит развитие личности учащегося. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому учащемуся, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.

Очевидно, что при максимальном учете индивидуальных особенностей ребенка, для формирования комплекса умений его самосовершенствования (от самопознания до самореализации) в образовании идеальным может считаться индивидуализация образования.

В общеобразовательной школе обучение по индивидуальным образовательным программам в настоящее время является актуальной задачей, поскольку именно индивидуальная образовательная программа лежит в основе концепции профильного образования.

В ходе работы над опытом была выявлено объективное противоречие между недостаточной ориентацией существующей традиционной системы организации образовательного процесса на индивидуализацию обучения и необходимостью включения в образовательный процесс индивидуальных маршрутов, направленных на повышение результативности достижений одарённых детей.


Ведущая педагогическая идея опыта

Идея опыта заключается в использовании индивидуальных образовательных маршрутов с целью повышения эффективности работы по вовлечению одарённых детей в конкурсное и олимпиадное движение.


Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с сентября 2011 года по май 2015 года, т.е. четыре учебных года: 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015.


Диапазон опыта

Педагогический опыт включает систему урочной и внеурочной работы по биологии с 6 по 9 классы.


Теоретическая база опыта

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.

Признание идеи неповторимости и индивидуальности каждой личности побуждает к поиску таких технологий, методов и приемов обучения и воспитания, которые бы способствовали развитию ребенка, сохраняя при этом уникальность его образа. Неслучайно в современной педагогике индивидуализация названа одной из ведущих стратегий обучения одаренных детей, одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования одаренных [1].

Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении школьников по индивидуальным образовательным маршрутам.

Под индивидуальным образовательным маршрутом понимается целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при педагогической поддержке его самоопределения и самореализации. (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) [6].

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы), существующими стандартами содержания образования [2].

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного. Индивидуальный образовательный маршрут имеет три основных составляющих:

– представлений – «знаю»;

– субъективных отношений – «хочу»;

– индивидуальных технологий деятельности – «могу»[6].

Развитие индивидуальных технологий связано с практической сферой жизнедеятельности ребенка и предусматривает формирование соответствующих умений и навыков[7].

Развитие ребенка в процессе освоения им индивидуального образовательного маршрута осуществляется в трех направлениях:

– личностный рост ребенка;

– совершенствование и развитие его в избранном виде деятельности, т.е. предметно-деятельностной сфере;

– повышение его функциональной грамотности.

Сфера личностного роста – это целенаправленное педагогическое развитие ребенка, осмысление им своего жизненного пути, формирование, стремление к раскрытию своих способностей, путь к самосовершенствованию.

Базовыми принципами для построения индивидуального образовательного маршрута являются:

– вариативность;

– гибкость;

– ориентация на личность каждого ребенка как неповторимой, самоценной индивидуальности, проявляющей себя не только в познании, но и в многообразии человеческой деятельности [7].

Основаниями для выбора индивидуального образовательного маршрута являются:

– жизненные планы обучающихся;

– достижение обучающимися уровня образованности, необходимого для успешного продвижения ребёнка по данному образовательному маршруту;

– успехи в творческой, социальной деятельности;

– состояние здоровья ребёнка.

Индивидуальные образовательные маршруты ориентированы на:

– динамичность образовательного процесса как социального явления, выступающего естественной составляющей жизни человека, обретающего возможность для развертывания и реализации его жизненного пути;

– стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способности к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию;

– активное и деятельностное усвоение содержания образования, прогнозирование возможностей его применения в различных ситуациях;

– обобщение жизненного опыта ребенка, соотнесение этого опыта с исторически сложившейся системой ценностей;

– самостоятельную оценку ребенком тех или иных действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего поведения;

– новое восприятие научного знания с его ярко выраженной тенденцией к многообразию и овладению специализированными языками наук в группах юных исследователей;

- преемственность содержания различных видов образования с учетом эволюции личностного сознания ребят и развития всего многообразия форм их жизнедеятельности. [5].

Субъекты образовательной деятельности имеют минимальную возможность выбора целей, методов, форм, темпа, содержания образования. В этой связи представляется весьма актуальным создание благоприятных условий для формирования навыков инициативной, самостоятельной, ответственной деятельности. Эти задачи эффективно решаются при реализации в образовательном учреждении принципа индивидуализации. Индивидуализация предполагает развитие навыков самоорганизации, самосовершенствования, самоконтроля, навыков осуществления индивидуального ответственного свободного выбора [4].

Показателем эффективности реализации индивидуальных образовательных маршрутов является удовлетворенность детей своей деятельностью повышение уровня их индивидуальных достижений (результативностью) в образовательных областях, к которым у них есть способности и увеличение числа таких детей [2].

Под результативностью образовательного процесса в ходе формирования данного педагогического опыта понималось результативность участия обучающихся в олимпиаде, конкурсах.


Новизна опыта

Автором предложены педагогические условия для создания системы работы по вовлечению одарённых детей в конкурсное и олимпиадное движение, составлены рекомендации для педагогов и родителей ученика.


Характеристика условий,

в которых возможно применение данного опыта

Применение данного опыта возможно в условиях любого образовательного учреждения с различным уровнем обученности детей.


2. Технология опыта


Цель работы заключалась в обеспечении положительной динамики эффективности работы по вовлечению одарённых детей в конкурсное и олимпиадное движение посредством разработки индивидуальных образовательных маршрутов.

Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить в педагогической литературе методические аспекты использования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

  2. Разработать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся и использовать в работе учреждения.

  3. Разработать рекомендации для педагогов и родителей ученика.

Анализ литературы и опыт работы автора позволили сформулировать ряд педагогических условий повышения эффективности работы по вовлечению одарённых детей в конкурсное и олимпиадное движение посредством разработки индивидуальных образовательных маршрутов:

  1. Мониторинг интересов и склонностей обучающихся. Раннее выявление обучающихся, мотивированных в области «Биология».

  2. Включение в содержание учебного предмета «Биология» заданий повышенного уровня, олимпиадных заданий.

  3. Проведение неаудиторных занятий по подготовке к муниципальному этапу Всероссийской предметной олимпиады школьников.

  4. Включение обучающихся в дистанционные предметные олимпиады, конкурсы.

Построение индивидуального образовательного маршрута состоит из следующих этапов:

  1. Диагностический.

Определение круга интересов и склонностей ребёнка, его характеристики общих способностей проводилось, начиная с 5 класса, по методикам Савенкова А.И. «Диагностика одарённости», «Как я вижу себя», Климова И.И. «Карта интересов».

2. Определение целей и задач, которые должны быть достигнуты обучающимся по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута.

Исходя из результатов диагностики, совместно с ребёнком и его родителями ставятся цели и задачи маршрута (Что я хочу? Что я должен сделать?).

3.Определение времени.

Срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами. Невозможно определить весь маршрут обучения и развития одарённого ребенка сразу, задав его направление, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка. Практика работы показывает, что наиболее оптимальный период работы – это планирование на 1-3 месяца или 1 год.

4.Определение роли родителей ребёнка в реализации маршрута.

Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определение целей в совместной творческой деятельности со своим ребёнком.

5.Разработка учебно-тематического плана.

Подбор темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы учащегося, его возможности и поставленные цели (Приложение 2).

6.Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приёмов и методов, формы определения итогов.

Учитывая особенности одарённых детей, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута (таблица 1) [8].

Таблица 1

Качества личности

Характеристика качеств личности

Методы и формы

1.Любопытство – любознательность – познавательная потребность

Любопытство характерно для каждого ребенка и одаренного и обычного. Любознательность – признак одаренности. Ребенок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Одаренным детям в большей степени, чем их нормальным сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира.

Исследовательская деятельность

2.Сверхчувствительность к проблеме

Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.

Проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания.

3.Склонность к задачам дивергентного типа

Дивергентное мышление - особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Оно характеризуется тем, что психологи называют беглостью восприятия (то есть способностью генерировать несколько идей), гибкостью (то есть способностью переходить на другую точку зрения) и оригинальностью (то есть способностью вырабатывать нетривиальные идеи).

Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов.

4.Оригинальность мышления

Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, а так же способность разрабатывать существующие идеи, что особенно ценится в художественном творчестве.

Работа по разработке новых идей или уже существующих.

5.Высокая концентрация внимания

Выражено это, во-первых, в высокой степени погруженности в задачу, во-вторых, — в возможности успешной настройки на восприятие информации, относящейся к выбранной цели даже при наличии помех. С концентрацией внимания связана и такая отличительная черта одаренных, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям.

Сложные и сравнительно долговременные задания.

6.Отличная память

Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать не редко выражается в склонности к коллекционированию.

Задания на развитие памяти, внимания и мышления.

7.Способность к оценке

Производное критическое мышление

Задание по анализу или чужой деятельности

8.Широта интересов

Одаренные дети могут если не все, то многое

Развивать и поддерживать широту интересов


Используя данную таблицу, при разработке индивидуального образовательного маршрута можно подобрать методы работы с одарённым ребёнком и добавить их к традиционным методам базовой программы.

7.Интеграция с другими специалистами.

Исходя из содержания учебно-тематического плана, педагог решает, нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным ребёнком других специалистов. (Например, если у ребёнка есть психические особенности, то ему необходимы занятия с психологом.)

8.Определение способов оценки и самооценки успехов.

Способ оценки и самооценки успехов учитель выбирает совместно с ребёнком. Самооценку обучающийся может провести по схеме самоанализа (Приложение 3).

Индивидуальный образовательный маршрут реализуется различными способами:

1. Занятие в классе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной классно-урочной системе.

2. Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно предполагает различный уровень самостоятельности. Для него характерны консультации, которые получает ученик в процессе выполнения заданий.

3.Групповые занятия. Для группы учащихся может быть организовано групповое выполнение отдельного модуля в рамках неаудиторной занятости.

4. Исследовательская и проектная деятельность. Главная форма обучения школьников с повышенной мотивацией в интеллектуальной сфере. В соответствии с индивидуальным планом, школьник изучает методику и организацию проектной и исследовательской деятельности, которые реализуются в виде проектов и исследовательских работ.

5. Олимпиада. Участие школьников в олимпиадах позволяют не только выявить учащихся с высоким уровнем подготовки по школьным дисциплинам, но и способствуют развитию у них творческого мышления, мотивации к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности.

Высокий научный уровень заданий, выходящий за рамки школьной программы, определяет реализацию интеллектуального потенциала участников олимпиад. Спецификой олимпиады по биологии является расширенная научная составляющая содержания. Таким образом, предметная олимпиада – это творческое соревнование, сочетание науки и образования, проводимое в форме интеллектуального поединка. Поэтому в содержание учебного предмета «Биология» автором опыта были включены творческие задания, задания повышенного уровня и олимпиадные задания по каждому разделу. (Приложение 4)

5.Неаудиторная занятость школьников включает теоретический раздел, отработку практических навыков, исследовательскую деятельность, подготовку к участию в олимпиадах, конкурсах, ГИА.


3. Результативность опыта


Для оценки результативности опыта работы были определены следующие показатели:

1) участие обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников;

2) участие в конкурсах.

На протяжении работы над опытом качество знаний по биологии возросло на 3%. По первому показателю количество участников школьного этапа Всероссийской олимпиады с 2011/ 2012 уч.г. по 2014/2015 уч.г. увеличилось на 42%, количество призёров и победителей возросло на 37%. Количество участников муниципального этапа увеличилось на 40%, количество победителей и призёров за данный период осталось стабильным (Таблица 1).

Таблица 1.

Победители и призёры Всероссийской олимпиады

№ п/п

Уровень мероприятия

Кол-во участников/количество победителей и призёров

2011-2012 уч.г.

2012-2013 уч.г.

2013-2014

уч.г.

2014-2015 уч.г.


1

Школьный

11/5

14/4

14/6

19/8

2

Муниципальный

3/2

4/2

3/2

5/3

3

Региональный

1/0

0

0

0


По второму показателю из года в год наблюдается стабильность участия учащихся в конкурсах муниципального уровня (таблица 2).

Таблица 2.

Результативность участия в конкурсах

Учебный год

Название конкурса

Уровень

Ф.И. участника

Результат

2011-2012

Природоохранная акция «Марш парков» (номинация «Заповедный мотив»)

Муниципальный

Зорикова М.

призёр

2012-2013

Выставка выгоночных цветочно-декоративных растений:

-номинация «Декоративное цветоводство»;

-номинация «Выгонка»

Муниципальный

Зеленская А.,

Ивашова В.

Призёр


призёр

2013-2014

Конкурс сельскохозяйственных профессий:

-номинация «Юный садовод»;

-номинация «Юный овощевод»

Муниципальный




Моисеенко Е.,

Пархоменко Е.




призёр


призёр

Выставка выгоночных цветочно-декоративных растений:

-номинация «Выгонка»

Муниципальный

Зеленская А., Суюнова Н.

призёры

2014-2015

Всероссийский конкурс «Юннат» (номинация «Полеводство»)

Региональный

Пархоменко Е.

призёр

Конкурс сельскохозяйственных профессий:

-номинация «Юный садовод»

Муниципальный

Чернышова Т.

призёр

Экологическая акция «Живи, Земля»: номинация «Земля без огня»

Муниципальный

Пархоменко Е.

призёр


Можно сделать следующие выводы о перспективности использования индивидуальных образовательных маршрутов:

1. В педагогической литературе широко освещены вопросы использования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в процессе обучения школьников в общеобразовательных учреждениях.

2. В ходе работы были разработаны индивидуальные образовательные маршруты обучающихся и использованы в работе по подготовке одарённых учащихся, ориентированных на занятия биологией.

3. Результативность опыта заключается в обеспечении положительной динамики результативности участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах.

4. Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одаренной личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

5. Работу по разработке индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся целесообразно проводить систематически, начиная с первого года обучения.



  1. Библиографический список


1. 1. Абакумова, И.В. Особенности смысловой сферы одарённых подростков / И.В. Абакумова // Одарённый ребёнок: научно-практический журнал. – 2008. – № 3. – С. 6-11.

2. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-120.

3. Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. – 2008

4. Индивидуальная образовательная траектория ученика //Начальная школа плюс до после. - 2007. - №12.

5. Князева Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. — СПб.: Речь, 2007.

6. Князева, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР/ Т.Н. Князева // Коррекционная педагогика. - 2005. -№1.

7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М., 2005.

8. Система работы с обучающимися с повышенным уровнем интеллектуального развития в условиях современного образовательного учреждения // сост. И.А. Боброва, О.В. Чурсинова – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 177 с.












5. Содержание приложений

Приложение 1. Методика самооценки для обучающегося.

Приложение 2. Примерные схемы индивидуального образовательного маршрута.

Приложение 3. Схема самоанализа ученика, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту.

Приложение 4. Олимпиадные задания по биологии.

Приложение 5. Рекомендации педагогам и родителям ученика, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту.




































15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!