СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через наглядное моделирование методом мнемотехники»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перспективный план по самообразованию по проблемной теме-мнемотехника.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через наглядное моделирование методом мнемотехники»»

«Бекiтiлдi»

«Утверждено»

№4 орта мектебiнiн директоры

Жусупова Б.К.______________







Перспективный план по самообразованию

на 2013-2018 гг.







Воспитатель м/ц «Гулдер» средней школы №4

Габченко Нина Григорьевна, 2 категория.




Индивидуальный план повышения профессионального уровня

на межаттестационный период 2013-2018 учебные года.


Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через наглядное моделирование методом мнемотехники»


Цель:

  1. Повысить собственный уровень знаний, профессионального мастерства и компетентности путем изучения необходимой литературы.

  2. Повысить уровень развития связной речи у дошкольников методами мнемотехники.

  3. Выявить эффективность использования приёмов мнемотехники.


Задачи:

  1. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии связно, последовательно и выразительно пересказывать и составлять рассказы, пересказывать тексты, учить стихотворения.

  2. Формировать навыки речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей. учить небольшие сказки, рассказы;

  3. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление и воображение.

  4. Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.

  5. Использовать приемы мнемотехники для повышения уровня развития связной речи у детей.

  6. Разработать дидактический материал по развитию связной речи, занятия, мероприятия, направленные на решение поставленной цели работы.



Актуальность:

В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи является наглядность. Рассматривание  предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.



Источники самообразования: СМИ, в том числе специализированная литература (методическая, научно – популярная), Интернет, медиа информация на различных носителях, семинары, мероприятия по обмену опытом, мастер классы, курсы повышения квалификации.



 Формы самообразования:

- индивидуальная - через индивидуальный план;

- групповая - через участие в деятельности МО воспитателей, а так же через участие в жизни школы и через сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернета.







Этапы реализации


Сроки

Этапы реализации

Задачи

2013-2015 уч. г.

Информационно-подготовительный

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.

2. Использовать ресурсы Интернета для ознакомления с опытом коллег и внедрение инновационных технологий.

2015-2017 уч. г.

Практический

1. Разработка диагностического материала.

2.Изготовление методических пособий, подбор игр и упражнений, материалов для детей.

2017-2018 уч. г.

Итоговый

1.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

2. Анализ созданных педагогических условий для развития.


Информационно – подготовительный этап 2013-2015 учебный год.


Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.

2. Использовать ресурсы Интернета для ознакомления с опытом коллег и внедрение инновационных технологий.


Сроки

Содержание деятельности

Форма представления

Октябрь-Декабрь 2013г.

Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования.

Анализ литературы по проблемной теме.


Январь-Март

2014 г.

Изучение дидактического пособия Н.В.Нищеева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»

Методическое пособие Т.Б.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей: «Метод моделирования в образовательном процессе мини- центра » на заседании МО м/ц «Гулдер»


Разработка проекта: «Фopмиpoвaние связнoй pечи у дoшкoльникoв пoсpедствoм испoльзoвaния пpиёмoв мнемoтехники»

Апрель-Май

2014 г.

Изучение методической литературы, статей в журналах, газетах, интернет ресурсах направленных на развитие речи у детей дошкольного возраста.

Подготовка к проведению районного семинара на тему: «Актуализация творческого потенциала в образовательном процессе посредством развивающих технологий»

Создание картотеки стихов и мнемотаблиц к ним.

Создание папки- передвижки для родителей: «Правильно ли говорит ваш ребенок?».



Разработка конспектов занятий с использованием мнемотехники.

Сентябрь-Октябрь 2014 г.

Изучение вопросов организации и проведение непосредственно-образовательной деятельности.

Проведение районного семинара в условиях мини- центра.

Презентация проекта на районном семинаре: «Актуализация творческого потенциала в образовательном процессе посредством развивающих технологий», на базе м/ц «Гулдер» ГУ «СШ №4».

Ноябрь 2014г -Январь 2015 г.

Изучение методической литературы, интернет ресурсов, направленных на развитие культурно-гигиенических навыков дошкольников с помощью алгоритмов.

Создание картотеки алгоритмов культурно-гигиенических навыков.


Мастер-класс для родителей «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми»

Февраль-Март

Подготовка к районному конкурсу «Лучший воспитатель года 2015»

Показ открытого занятия на районный конкурс.

Тема: «Зимний хоровод. Масленица» (девочки в длинных шубках)- коллективная лепка.


Участие в районном конкурсе «Лучший воспитатель»

Апрель

Выступление на итоговом педсовете мини-центра «Гулдер»

Доклад для педагогов «Использование мнемотехники в развитие связной речи детей»

Май

2015 г.

Составление плана работы и диагностика.


Проведение мониторинга по владению детьми связной речью.

Составить перспективный план по развитию связной речи через мнемотехнику, с учётом результатов диагностики.


Итоги информационно – подготовительного этапа 2013-2015гг.

  • Изучила методическую и научную литературу по проблемной теме.

  • Подобрала и провела диагностику на основе наблюдения за детьми и анкетирования родителей.

  • Пополнила предметно- развивающую среду группы.

  • Провела консультация для коллег «Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» на заседании МО м/ц «Гулдер»

  • Представила презентацию проекта «Фopмиpoвaние связнoй pечи у дoшкoльникoв пoсpедствoм испoльзoвaния пpиёмoв мнемoтехники» на районном семинаре «Актуализация творческого потенциала в образовательном процессе посредством развивающих технологий» на базе м/ц «Гулдер» ГУ «СШ №4».

  • Показ открытого занятия на районный конкурс: «Зимний хоровод. Масленица» (девочки в длинных шубках)- коллективная лепка.

  • Принимала участие в районном конкурсе «Лучший воспитатель года 2015»

  • Ведётся работа по проекту: «Фopмиpoвaние связнoй pечи у дoшкoльникoв пoсpедствoм испoльзoвaния пpиёмoв мнемoтехники»

  • Представила доклад педагогам на тему: «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

  • Разрабатываю сборник конспектов занятий с использованием мнемотехники.

  • Разрабатываю картотеки мнемотаблиц по разучиванию стихотворений, пересказа сказок, закрепления культурно- гигиенических навыков, для описательных рассказов, дидактических игр на развитие памяти и развитию речи.




Практический этап 2015-2017 учебный год.

Задачи:1. Разработка диагностического материала.

2.Изготовление методических пособий, подбор игр и упражнений, материалов для детей.


Сроки

Содержание деятельности

Форма представления

Сентябрь 2015

В течение года

Диагностика знаний детей.

Разработать перспективный план работы по развитию связной речи дошкольников среднего возраста с использованием мнемотехники.

Консультация для воспитателей: «Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»


Создание рабочей программы: «Зашифрованные таблицы»

Октябрь

Изготовление пособий для занятий.

Анкетирование педагогов «Что такое мнемотехника?».

Информационная ширма «Мнемотехника для детей».

Пополнить картотеки игр по развитию связной речи дошкольников.

Ноябрь-Декабрь

2015 г.

Разработка информационного материала для родителей.

Опрос родителей. Анкета «Развитие речи вашего ребёнка»

Консультация для родителей: «В какие игры поиграть с ребенком дома» (дидактические игры по развитию связной речи).

Январь

2016 г.

Подготовка к участию в заочном конкурсе: «Лучшая методическая разработка интегрированного занятия с детьми дошкольного возраста»

Участие в заочном районном конкурсе: «Лучшая методическая разработка интегрированного занятия с детьми дошкольного возраста»


Февраль


Копилка из конспектов по ОУД с использованием мнемотаблиц.

Пополнить копилку разработок занятий с использованием мнемотаблиц.

Март

Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 4-5 лет.

Памятки для родителей.

Папка- передвижка для родителей: «Правильно ли говорит ваш ребенок?».

Апрель


Отслеживание результатов данной работы с помощью мониторинга и тестирования.

Провести сравнительный анализ по результатам проведённого тестирования.

Май

2016 г.

Выступление на итоговом педсовете мини-центра «Гулдер»

Представить опыт работы по организации развития связной речи с использованием мнемотехники.

Проведение диагностики, подбор мнемотаблиц по лексическим темам.

Презентация для коллег «Мнемотехника или использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Август- Сентябрь

Разработка открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Показ открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром. «Какие мы?» с элементами мнемотехники

Октябрь- Ноябрь

Реализация разработанной системы работы по развитию связной речи методами мнемотехники.

Подготовка к проведению сказочной викторины.

Проведение викторины «Знаешь ли ты сказки?»

Декабрь

2016г.

Разработка информационного материала для родителей.

Подготовка памяток для родителей.

Родительское собрание «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Январь

2017г.

Систематизировать методический материал по мнемотехнологии.

Разработки занятия, методического материала.

Провести сравнительный анализ по результатам проведённого тестирования.

Февраль

В течении года

Пополнение наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала в группе.

Участие в республиканских и международных конкурсах.

Оформить сборники наглядно-дидактических пособий: «Игры на развитие связной речи», «Алгоритмы для дошкольников».

Март

Отслеживание результатов данной работы с помощью мониторинга и тестирования.

Проведение открытого занятия по ФЭМП «В стране Геометрических фигур»


Апрель

Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов.

Выступление на МО на тему: «Мнемотехника - один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей».

Май

2017 г.

Повышение самообразования.

Курсы повышения квалификации.









Итоги практического этапа 2015-2017 гг.


  • Проведение диагностики (стартовой и конечной по Ушаковой О.С.). Сравнительный анализ.

  • Консультация для воспитателей: «Метод моделирования в образовательном процессе мини- центра «Гулдер»

  • Консультации для родителей: «В какие игры поиграть с ребенком дома» (дидактические игры по развитию связной речи), «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми»

  • Информационные ширмы «Мнемотехника для детей», «Правильно ли говорит ваш ребенок?».

  • Участие в заочном конкурсе: «Лучшая методическая разработка интегрированного занятия с детьми дошкольного возраста»

  • Создание и работа по программы «Зашифрованные таблицы»

  • Проведение викторины «Знаешь ли ты сказки?»

  • Показ открытого занятия по основам экологии «Какие мы?» с элементами мнемотехники.

  • Показ открытого занятия по математике «Страна Геометрических фигур» с элементами коллажа.

  • Курсы повышения квалификации.


Методические разработки.


  • Проект «Формирование связной речи у дошкольников посредством использования приёмов мнемотехники»

  • Сказочная викторина «Знаешь ли ты сказки?» Развлечение

  • Сборник занятий с использованием мнемотехники.

  • Программа «Зашифрованные таблицы»


Итоговый этап 2017-2018 учебный год


Задачи: 1.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

2. Анализ созданных педагогических условий для развития.


Сроки

Содержание деятельности

Форма представления

Сентябрь 2017

Разработка научно- методической работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через наглядное моделирование методом мнемотехники»

Пополнение предметно - развивающей среды.

Презентация на МО школы, отчёт по теме: «Развитие связной речи детей через мнемотехнику»

Создание программы «Мнемотехника для малышей»

Октябрь

Обобщение опыта работы на республиканском и международном сайтах, в печатных изданиях.

Участие в республиканских и международных конкурсах.

Участие в республиканских и международных конкурсах.

Разработка методического материала по развитию речи через мнемотехнику.

Ноябрь

2017г.-Январь

2018г.

Обобщение опыта работы на районном МО, городском, республиканском уровне.

Стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком.

Создание дидактического материала.

Работа над созданием УМК к Программе «Зашифрованные таблицы»

Февраль

Подготовить консультацию для педагогов «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ГОС ДОУ».

Разработать презентацию на МО на тему: «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ГОС ДО».

Март- Апрель

Дополнить собственные авторские разработки новым материалом в соответствии с обновлённым ГОС ДО.

Оформить и систематизировать накопленный материал по проблемной теме.

Май

Отчет о проделанной работе за учебный год.

Представление материалов на педсовете мини-центра.

















Итоги на 1.12.2017 г.


  • Проведение диагностики (стартовой и конечной по Ушаковой О.С.).

  • Научно-методическая разработка по теме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через наглядное моделирование методом мнемотехники»

  • Участие в республиканских и международных конкурсах.

  • Публикация проекта в Международном научно- методическом, педагогическом журнале «Еуразия білімі. Eurasian education. Евразийское образование», в электронном Республиканском журнале «Просвещение».

  • Родительское собрание «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

  • Работа по программе «Мнемотехника для малышей»



Методические разработки.


  • Дидактическое пособие «Воспитанные детки» (культурно-гигиенические навыки, правила поведения в социуме)

  • Дидактическое пособие « Мир вокруг» (лексические темы, ознакомление с окружающим миром)

  • Дидактическое пособие «Расскажи мне сказку».

  • Дидактическое пособие «Времена года».

  • Дидактическое пособие «Волшебные картинки» (сюжетные картинки)

  • Сборник дидактических игр для развития связной речи дошкольника.

  • Рекомендации для педагогов по использованию приёмов мнемотехники.















Этапы работы с детьми по проблемной теме:

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста через наглядное моделирование методом мнемотехники»


Реализации педагогической работы с детьми по развитию связной речи проходила в несколько этапов:


  1. Мотивационный этап.

Цель этапа: стимулирование интереса к деятельности, потребности детей в общении, развитие активности речи.

На данном этапе выделила следующие задачи:

  • Развитие диалогической речи.

  • Развитие информационно – коммуникативных умений.

  • Развитие умения спорить, убеждать, приходить к общему мнению.

  • Развитие умение высказываться.

Для реализации данного этапа использовала следующие методы:

  • методы стимулирования и мотивации речевой деятельности в общение детей: сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, решение исследовательской задачи, проблемного вопроса.

Формы взаимодействия:

  • Ситуация общения;

  • Образовательные ситуации поддержки в самостоятельной деятельности ребенка:

  • Коллективное обсуждение проблемы.


  1. Этап накопления содержания для общения и речи.

Цель этапа: обогащение представлений по теме.

Задачи:

  • Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать планирующую функцию речи.

  • Воспитывать инициативность и активность в речевой и познавательной деятельности.

  • Развивать умение выбирать партнера для совместной деятельности, поддерживать и оказывать помощь в ходе сотрудничества.

  • Развивать умение работать в подгруппе: распределять обязанности, определять последовательность деятельности, сообща преодолевать трудности.

Методы работы над содержанием детской речи и общения:

  • наглядные методы: показ, демонстрация, словесные методы: чтение и рассказывание;

  • практические методы: организация исследовательской деятельности, изготовление поделок и атрибутов для игр, упражнения в умениях, отгадывание ребусов, сочинение загадок, составление коллажей.


  1. Этап освоения детьми речевых форм и коммуникативных умений.

Цель этапа: развитие у детей умения передавать свои мысли в понятных для слушателей и адекватных ситуации речевых формах с использованием формул речевого этикета.

Задачи:

  • Развивать умения составлять описательный и повествовательный рассказ, рассказ- рассуждение в процессе доказательства, объяснения и планирования деятельности.

  • Развивать умение пересказывать художественные и познавательные тексты, развивать звуковую культуру речи, грамматически правильную речь, интерес к литературе.

Методы, обеспечивающие освоение языковых и речевых форм:

  • пересказ литературных произведений;

  • моделирование;

  • рассказывание по схеме;

  • образец рассказа;

  • анализ образца рассказа;

  • составление плана рассказа;

  • анализ плана монолога;

  • рассказы по плану;

  • совместное рассказывание;

  • коллективное составление рассказа;

  • составление рассказа по частям.


  1. Творческий этап.

Цель этапа: развитие самостоятельности и творчества детей в речевой деятельности и организации общения со взрослыми и сверстниками.

В данном этапе детям очень нравиться создавать на основе других мнемотаблиц свои собственные.

Задачи:

  • Развивать индивидуальные способности детей: организаторские, художественные, творческие.

Методы:

  • Сочинение рассказов по аналогии,

  • придумывание окончание рассказа,

  • сочинение рассказа или сказки по плану или схеме,

  • придумывание загадок, составление мнемотаблиц для характеристики предметов.


  1. Оценочно – результативный этап.

Цель этапа – развитие умения доброжелательной и конструктивной оценки и самооценки речевой и коммуникативной деятельности.

Мною было организованы различные образовательные ситуации, направленные на решение постепенно усложняющихся задач:

  • научить способам доброжелательного делового общения с собеседником;

  • научить задавать вопросы;

  • выстраивая их в логической последовательности;

  • учить обобщать полученные сведения в единый рассказ;

  • учить способам презентации составленного текста.


Параллельно с этой работой используются речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Для индивидуальной работы с детьми использую компьютерную программу «Учимся говорить правильно», разработанную на основе приёмов мнемотехники, серию компьютерных презентаций «Школа весёлого колобка» для составления описательных рассказов.

Для повышения уровня речевой активности детей были разработаны консультации для родителей, где предоставлен теоретический и практический материал по развитию речи, который помогает заинтересовать и совместными усилиями добиться плодотворной работы в данном направлении, так как развитие речи детей не должно идти стихийно.

Родители вели параллельный образовательный процесс дома в соответствии с возрастными задачами по разработанным консультациям и памяткам. Ведь семья, по - прежнему, остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных ценностей.

Осознанное включение родителей в совместный с педагогами структурного подразделения образовательный процесс позволило значительно повысить уровень речевого развития детей.

Результаты проведенной работы следующие:

  1. Разработана и включена в образовательный процесс система приёмов мнемотехники для развития связной речи дошкольника.

  2. Созданы и прошли апробацию Программа и Проект по мнемотехнике.

  3. Разработаны дидактические пособия.

  4. Разработана система диагностики эффективности деятельности.

Результаты работы с детьми по развитию связной речи:

  1. Составляют рассказы, пересказывают небольшие литературные произведения с опорой на мнемотаблицу. 

  2. Выражают свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях.

  3. Умеют сравнивать объекты, выделять главные и второстепенные признаки, рассуждая и обосновывая свою точку зрения, аргументировано оценивают высказывание сверстника.

  4. Понимают прочитанный тест и отвечает на поставленные вопросы.

  5. Могут полноправно участвовать в беседе.

  6. Читают наизусть небольшие стихотворения.

  7. Проявляют желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории.

  8. Сформированы коммуникативные качества (преодолевается робость, застенчивость, свободно держатся перед аудиторией).

  9. Бережно относятся к книге, проявляют интерес к книгам, рассматривают иллюстрации.


Вывод: Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает положительные результаты.







Список литературы:

  1. Ткаченко Т. А. Составление описательных рассказов по опорным схемам. Методическое руководство, картинный комплект/ Т.А. Ткаченко –Москва, 2005

  2. Лурия, А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р. Лурия – Москва,1994

  3. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т. В. Большева – СПб., 2005

  4. Смольникова Н. Г. , Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.

  5. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.

  6. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4

  7. Н.А. Олейник «Формирование связи образа и слова при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники», Новосибирск, 2008.

  8. С.А. Петухова «Задания и упражнения для развития памяти, внимания и воображения у детей 5-7 лет», СПб, 2009.

  9. зной речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР», Москва, 2003 г.

  10. Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», СПб, 2009 г.

  11. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3.

  12. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991

  13. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред.Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с., ил., 4 л. ил.

  14. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001

  15. Ушакова О.С., Сохин Ф.А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993

  16. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников - М.: Институт психотерапии, 2001. - 240 с., стр.57.

  17. Ушакова О. С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288

  18. Фомичёва Г.А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч.пособие 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!