СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя-дефектолога Тулаевой Н.И.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема самообразования: «Социализация и адаптация детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе обучения и воспитания».

Цель: создание доступной среды, способствующей максимальной адаптации и социализации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе обучения и воспитания.

Задачи:

1.Рассмотреть процесс адаптации, как одно из необходимых условий при социализации школьника;

2.Изучить уровень социализированности детей на различных возрастных этапах;

3.Исследовать методики изучающие социализацию умственно отсталого школьника;

4.Проводить индивидуальную работу с детьми с учетом их индивидуально — психологических особенностей в учебно - воспитательном процессе школы и в семье;

5.Определить индивидуальные особенности и склонности личности обучающихся, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

6.Создать специальные социально — психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя-дефектолога Тулаевой Н.И.»







Образование: высшее


Квалификационная категория: первая


Педагогический стаж: 22 года

Стаж в данной должности: 10 лет

Тема самообразования: «Социализация и адаптация детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе обучения и воспитания».

Актуальность темы. Проблема социализации детей с умственной отсталостью в науке раскрыта достаточно обширно и полно, ее рассматривали такие деятели науки как Т. А. Власова, Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, Д. Б. Эльконин, К. C. Лебединская, В. В. Лебединский, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн, У. В. Ульенкова, Ж.Пиаже.

В каждой стране есть дети с ограниченными интеллектуальными возможностями, возможно, скоро восприятие таких детей в нашем обществе станет нормой. Но трудности восприятия общества возникают у ребенка. Имеющийся дефект, приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте - основное, в чем нуждаются дети и подростки, отстающие в развитии. И эта проблема была и будет актуальна, так как в Российской Федерации, по данным Государственного доклада о положении детей, наблюдается большой рост детей в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида, а также в специальных группах ДОУ общего вида.

На основе исследования особенностей умственно отсталых детей Л. С. Выготский показал, что у всех детей, в том числе и умственно отсталых, под воздействием среды (прежде всего, обучения) формируются сложные виды психической деятельности «психологические функции». В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ограниченными возможностями имеют равное со всеми право на образование. Для них предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватное условие и равные возможности для получения образования, лечения и оздоровления. Для успешной социальной адаптации рекомендуется расширять бытовой и социальный опыт детей с нарушениями интеллекта. Эту задачу можно решать средствами специального образования, но при этом возникает проблема: учащиеся с трудом могут применять в повседневной жизни знания, получаемые на отдельных предметах. Поэтому при обучении необходимо уделять внимание востребованности теоретических знаний в повседневной жизни. Для этого необходимо связывать любые теоретические понятия с окружающей действительностью (Трубачева Т.П., Сементайн Н.А., 1998). На предметах общеобразовательного цикла рекомендуется по возможности приближать учебный процесс к реальным, жизненным условиям, например, моделировать жизненные и производственные ситуации (Антропов А.П., 1990; Белопольская Н.Л., 1997). При обучении детей с нарушением интеллекта рекомендуется включать их в процесс активной практической деятельности (Баряева Л.Б., 1990; Белопольская Н.Л., 1997). Усвоение предметных действий будет наиболее эффективным при создании условий для эмоционального, ситуативно-делового общения с взрослым (Кулеш Э., 1990). И сейчас задача педагогов и психологов, помочь особому ребенку без труда влиться в общество, найти работу, и быть социально полезным гражданином нашей страны. Для этого нужно видеть лучшие качества ребенка, развивать его коммуникативную сферу, диалогическую речь, и научить его взаимодействию в том микроклимате, в котором он сейчас находится.

Эта проблема актуальна на сегодняшний день, т.к. наблюдается большой рост детей в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида, а также в специальных группах ДОУ общего вида.



Цель: создание доступной среды, способствующей максимальной адаптации и социализации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе обучения и воспитания.

Задачи:

1.Рассмотреть процесс адаптации, как одно из необходимых условий при социализации школьника;

2.Изучить уровень социализированности детей на различных возрастных этапах;

3.Исследовать методики изучающие социализацию умственно отсталого школьника;

4.Проводить индивидуальную работу с детьми с учетом их индивидуально — психологических особенностей в учебно - воспитательном процессе школы и в семье;

5.Определить индивидуальные особенности и склонности личности обучающихся, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

6.Создать специальные социально — психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении.

Источники самообразования: СМИ, интернет, мастер-классы, конференции, семинары, конкурсы профессионального мастерства, курсы повышения квалификации, методическая литература.

Формы самообразования:

  1. Индивидуальная – через индивидуальный план.

  2. Групповая – через участие в деятельности МО, участие в жизни школы, участие в конференциях, семинарах, мастер-классах, конкурсах, родительских всеобучах.



План реализации темы

Содержание и вид деятельности

Дата и место проведения

 

Форма представления результатов работы

1.Повышение профессиональной компетентности. Освоение инновационных образовательных технологий. Знакомство с новыми психолого-педагогическими технологиями через изучение методической литературы, практических материалов, методического опыта педагогов, материалов Интернет. Использование ИКТ и ЭОР на занятиях, родительских всеобучах.

В течение межаттестационного периода



Конспекты открытых занятий, предметных недель, внеклассных мероприятий по предмету.

2.Проведение семинаров-практикумов, собраний, консультаций для педагогов и родителей


В течение межаттестационного периода



Анализы работы, программы, протоколы, памятки

3.Участие в районных, городских семинарах и конференциях, Республиканских и Международных конференциях, вебинарах

В течение межаттестационного периода


Сертификаты участника

4.Участие в мероприятиях профессиональной направленности районного, городского, Республиканского, Всероссийского и Международного уровней (Международный конкурс – выставка «Вектор успеха», Городские фестивали творчества детей с ОВЗ «Весенняя капель», Республиканский фестиваль детей с ОВЗ «Возьмемся за руки, друзья!» и другие)

В течение межаттестационного периода


Грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма

5.Участие в конкурсах различного уровня по предмету и внеклассной работе: «Дорога БЕЗ опасности», «Майский ветер», «Наука и творчество» и др.


В течение межаттестационного периода

Грамоты, сертификаты, дипломы


6.Участие в инновационной, экспериментальной деятельности школы, района, республики

В течение межаттестационного периода

Сертификаты, дипломы


7.Публикации статей, методических разработок в сборниках, журналах, альманахах

В течение межаттестационного периода


Свидетельства о публикации

8.Прохождение курсов повышения квалификации


2022г.

Удостоверение курсов повышения квалификации

9.Аттестация на высшую квалификационную категорию по должности «учитель» (подтверждение)

2023г.


Приказ

10.Пополнение персонального сайта учителя, регистрация на других педагогических сайтах, публикации авторских материалов

2019- 2023 гг.

Свидетельства о публикациях

11.Посещение уроков, мероприятий коллег и участие в обмене опытом

В течение межаттестационного периода

Отзыв о посещенных занятиях

12.Разработка адаптированных основных общеобразовательных программ, адаптированных дополнительных образовательных программ, рабочих программ

2019-2023 гг.

АООП, АДОП, рабочие программы

13.Создание методических разработок занятий, уроков с применением новых технологий в соответствии с требованиями ФГОС

2019-2023 гг.

Методические разработки занятий, уроков

14.Оформление школьного кабинета

2019-2023 гг.

Паспорт кабинета учителя



Участие в системе методической работы

Мероприятие


Сроки


Выполняемые виды работ

(решаемые задачи)

Форма представления результатов работы


Начало

Оконча-

ние



Рабочая группа по разработке локальных нормативных актов ГБОУ «Казанская школа № 76»

2019г.

2023г.

Участие в разработке

Локальные нормативные акты, положения


Рабочая группа по разработке проектов учебных планов в рамках реализации АООП ФГОС УО (ИН)

2019г.

2023г.

Участие в разработке

Проекты учебных планов

ШМО учителей среднего и старшего звена, начальных классов, надомного обучения, трудового обучения

2019г.

2023г.

Участие в МО

Доклады, выступления

Школьная аттестационная комиссия (ШАК)

2019г.

2023г.

Член ШАК

Протоколы

Школьная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)

2019г.

2023г.

Член комиссии

Протоколы ПМПК

Педагогический совет (педсовет)

2019г.

2023г.

Участие в проведении, выступление с докладами

Протоколы педсовета






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!