Понятие проблема и позиция при осуществлении проектирования
Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна
Проектирование - есть процесс разработки проектного замысла и его фиксации в какой-то внешне выраженной знаковой форме — буквенно-цифровом тексте, графическом изображении, объемном макете, действующей модели и т.д.
К настоящему моменту принято связывать выдвижение проекта с решением некоторой проблемы.
Стадии проекта:
1. Выдвигается исходно-плодотворная гипотетическая идея, содержательное ядро, зародыш смысла, способный к дальнейшему росту и развитию. 2. Из первоначально туманной идеи вырисовывается постепенно усложняющийся проектный образ, возникает некая морфология — детальная картина, многоплановая панорама, ясно представимые сцены желаемого будущего. Предметом такого опережающего образного представления может быть что угодно — какой-то неизвестный продукт . 3. Составление проектно-технологической документации. Там подробно описываются все операции и процедуры, которые нужно произвести для того, чтобы реализовать проектный замысел.
Связь темы проекта и проблемы
Постановка проблемы влияет на выбор методов и методик. Обоснование проблемы – это поиск аргументов в пользу необходимости ее решения, научной или практической ценности ожидаемых результатов.
Ситуация имеет проблемный характер, если: - есть противоречия, которые необходимо разрешить; - нужно установить связи между явлениями; - нужно установить сходство и (или) различия; - нужно выявить или доказать достоинства и недостатки того или иного явления (или выбора); - знания о явлении недостаточны и это мешает принятию решения, чтоб это явление изменить в лучшую сторону.
ПРОБЛЕМА
Проблема: сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения ; противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения,
в узком смысле – ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели
Постановка проблемы /действия/:
- Сбор информации, мнений о состоянии дел в той области, которая выбрана для работы;
- Определить взгляды на развитие существующей ситуации;
- Определить позиции взглядов (предметные области);
4. Анализ противоречий
между позициями;
5. Предложить вариант
разрешения существующего
противоречия
Выдвижение проекта – решение некоторой проблемы
Проблемы :
- научные
- мировоззренческие
- практические
Набор позиций с точки зрения решения проблемы проекта:
Готовность браться за решение проблем связана с занятием определённой позиции. В проекте должно быть учтено разное видение существующей проблемы, т. е. видение с разных профессиональных позиций:
- учёный исследователь;
- проектировщик;
- конструктор;
- организатор;
- инвестор;
- представитель власти
Проблема: ( пример)
обеспечение транспортной доступностью малонаселённых районов РФ.
Позиция конструктора: нужно спроектировать, например, летательный аппарат с определёнными характеристиками, обеспечивающими ему возможность приземляться на малые, необорудованные взлётно-посадочные полосы и взлетать с них Позиция финансиста: нужно обеспечить этим районам налоговые льготы для малого и среднего бизнеса, а также для производства товаров и услуг на основе местных преимуществ
Позиция учёного: нужно заселить обширную территорию нашей страны более или менее равномерно
При решении любой комплексной проблемы необходимо рассматривать её с разных сторон, т. е. учитывать её разные аспекты: технический, экономический, исторический, географический, социокультурный и др. За каждым из аспектов стоит определённая деятельностная позиция.
Экраноплан
Экраноплан - транспортные средства, летающие на малой высоте над ровной поверхностью. Экранопланы, способные перевозить грузы и пассажиров над водой, льдом, снегом, ровным полем и даже перелетать через небольшие препятствия, могли бы стать незаменимым транспортом на линиях протяжённостью в сотни, а порой и тысячи километров.
Почему не реализован? Препятствием постоянно был юридический вопрос, к какому виду транспорта их отнести — воздушному или водному, как разграничить зону ответственности, как разработать правила движения.
Задание
1. Исходя из своего видения реализации выбранного проекта, определите свою деятельностную позицию (или позиции) в этом проекте. Какие знания понадобятся вам как представителю данной позиции? 2. Определите, какие аспекты рассмотрения вам понадобятся для разработки и реализации своего проекта (исследования): исторический, технический, географический, экономический, социальный. Обоснуйте своё решение. 3. Подумайте, какие ещё, помимо указанных в тексте занятия, могут быть причины неудачного внедрения такого вида транспорта, как экранопланы.