Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
Средняя общеобразовательная школа №2 им. И.Г.Петровского г.Севска
Индивидуальный проект
Тема: «А.В. Колчак – Верховный правитель России»
Выполнил:
ученик 10 класса
Новиков Иван
Руководитель проекта: Прудковских Мария Сергеевна
Работа допущена к защите «_____» _______________ 2025 г.
Подпись руководителя проекта __________________ (__________________)
Севск 2025 г.
Оглавление
Введение 4
ЧАСТЬ I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА КОЛЧАКА 6
1.1.Детство-и-образование 6
1.2.Научная_деятельность 7
1.3.Любовь-А.В.Колчака 9
1.4.Военная-деятельность. 10
ГЛАВА 2. А.В. КОЛЧАК И РЕВОЛЮЦИЯ 12
2.1.Февраль-1917г. 12
2.2.Адмирал за границей 14
ГЛАВА 3. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА 15
3.1. Верховный-правитель-России 15
3.2. Формирование антибольшевистской коалиции 16
3.3. Наступления армии Колчака 18
3.4. Предательство союзников 19
3.5. Последние дни А.В. Колчака 20
ГЛАВА 4. ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ 22
ЧАСТЬ II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 24
Анализ анкеты 24
Заключение 31
Список источников информации 33
Приложение №1 35
Приложение №2 33
Приложение №3 37
Приложение №4 41
Паспорт проекта
Название проекта: А.В. Колчак – Верховный правитель России
Руководитель проекта: Прудковских Мария Сергеевна
Автор проекта: Новиков Иван Владимирович 10 класс
Учебная дисциплина: История
Тип проекта: информационно-исследовательский
Цель работы: Анализ личности А.В. Колчака и оценка его вклада в развитие России.
Задачи работы:
-
Проанализировать ранние годы учебы А.В. Колчака;
-
Проанализировать научную деятельность А.В. Колчака;
-
Охарактеризовать военную деятельность А.В Колчака в качестве командующего Балтийским и Черноморским флотом;
-
Оценить роль А.В. Колчака на события Февральской и Октябрьской революции;
-
Рассмотреть деятельность Колчака по формированию антибольшевистской коалиции, участии в Гражданской Войне.
-
Рассмотреть причины поражения А.В. Колчака в Гражданской войне.
Вопрос проекта: заключается в том, чтобы познакомиться с личностью А.В. Колчака, раскрыть его влияние на науку и историю России.
Краткое содержание проекта: Александр Васильевич Колчак – выдающийся военный деятель, учёный, океанограф. Учился будущий адмирал плохо, но став студентом морского училища «влюбился» в профессию. Колчак являлся талантливым ученым-гидрологом, посвятившим лучшие годы своей жизни изучению просторов и вод Арктики. «Гений минной войны» фактически руководил действиями Балтийского флота России, позже был назначен командующим Черноморским флотом. Во время Февральской революции не настаивал на отречении императора Николая II. Узнав о намерении большевиков вывести Россию из войны, решил временно не возвращаться на родину, придавал союзнической помощи самое решающее значение в борьбе с большевиками. Во время Гражданской войны был один из ключевых фигур белых, некоторое время являлся главнокомандующим Белой армии, получил титул Верховного правителя России. Колчак понес тяжелые поражения, потерпел предательство и проиграл.
Результат проекта (продукт): разработка заключается в том, что полученную информацию можно будет использовать для проведения урока истории и классного часа, посвящённого деятельности А.В. Колчака.
Реализация проекта: методический план проведения классного часа для учащихся 10 класса по теме «А.В. Колчак – Верховный правитель России».
Введение
Интерес к личности Александра Васильевича Колчака и изучение его деятельности вполне объясним сегодня, когда переоцениваются многие события истории. На протяжении десятилетий имя Колчака воспринималось, с одной стороны, потерпевшими поражение в гражданской войне с уважением и пониманием; с другой стороны, большевиками, да и многими советскими людьми - с неприязнью и ненавистью. Белое движение, которое представлял и длительное время возглавлял Колчак, было разгромлено, а сам он погиб, как бы логически разделив трагическую судьбу движения.
Он совершил достаточное количество ошибок, спадов, но и немало подъемов, заслуг перед Россией. Александр Васильевич Колчак – выдающийся военный деятель, учёный, океанограф. Учился будущий адмирал плохо, но став студентом морского училища «влюбился» в профессию. Колчак являлся талантливым ученым-гидрологом, посвятившим лучшие годы своей жизни изучению просторов и вод Арктики. «Гений минной войны» фактически руководил действиями Балтийского флота России, позже был назначен командующим Черноморским флотом. Во время Февральской революции не настаивал на отречении императора Николая II. Узнав о намерении большевиков вывести Россию из войны, решил временно не возвращаться на родину, придавал союзнической помощи самое решающее значение в борьбе с большевиками. Во время Гражданской войны был один из ключевых фигур белых, некоторое время являлся главнокомандующим Белой армии, получил титул Верховного правителя России. Колчак понес тяжелые поражения, потерпел предательство и проиграл.
Актуальность проекта заключается в том, Александр Васильевич Колчак – личность выдающегося российского деятеля, оказавшая неоценимое влияние на историю России. Фигура является неоднозначной и противоречивой в своих действиях и поступках.
Цель: Анализ личности А.В. Колчака и оценка его вклада в развитие России.
Задачи:
-
Проанализировать ранние годы учебы А.В. Колчака;
-
Проанализировать научную деятельность А.В. Колчака;
-
Охарактеризовать военную деятельность А.В Колчака в качестве командующего Балтийским и Черноморским флотом;
-
Оценить роль А.В. Колчака на события Февральской и Октябрьской революции;
-
Рассмотреть деятельность Колчака по формированию антибольшевистской коалиции, участии в Гражданской Войне.
-
Рассмотреть причины поражения А.В. Колчака в Гражданской войне.
-
Защитить проект.
Гипотеза: Я считаю, что фигура Александра Васильевича Колчака оказала огромное, и скорее положительное влияние на историю нашей страны.
Объект моего исследования: Личность А.В. Колчака
Предмет исследования: научная, военная и политическая деятельность А.В. Колчака.
Методы исследования: сбор информации, сопоставление данных, обобщение, описание, анализ, хронологический метод.
Практическая значимость и польза моего проекта заключается в том, что полученную информацию можно будет использовать на уроках истории России для учащихся 10 класса и классных часах, посвящённых личности и деятельности Александра Васильевича Колчака.
ЧАСТЬ I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА КОЛЧАКА
1.1.Детство-и-образование.
Александр Колчак родился 16 ноября 1874 года по новому стилю в селе Александровское, недалеко от современного Санкт-Петербурга. История происхождения знаменитого военачальника была и остается довольно спорной. По одной из версий, белый командир имел турецкие корни. Его отец Василий Иванович Колчак был довольно разносторонней личностью. Он отлично говорил на французском языке и увлекался европейской культурой. Служил в морской артиллерии на Черноморском флоте, после ранения в Крымской войне произведен в прапорщики. После обучался в Горном институте Петербурга, работал на Обуховском сталелитейном заводе, потом в Морском министерстве.
Мама – Ольга Ильинична Колчак (Посохова) родом из купеческой семьи, хотя сам Колчак говорил о дворянских корнях. Женщина была очень набожной, к тому же приучала и самого Колчака. В семейной жизни проявляла себя спокойной, тихой и покорной.
До одиннадцати лет Саша учился дома, потом в 1885 году его отдали в 6-ю петербургскую гимназию, где он едва проучился три года. Учебное заведение было более чем демократичным для своих лет. Образование тут получали дети самых разных сословий. Колчаку формальное школьное образование было совершенно не интересно
Из-за плохой успеваемости по некоторым предметам, мальчика чуть не оставили на второй год во втором классе, но после пересдачи все же перевели в третий. Однако, едва окончив три класса, молодой человек по настоянию отца попал в Морское училище (позже переименовано в кадетский корпус). В 1888 году события пошли намного лучше. С переходом из гимназии в училище отношение к учёбе у юного Александра изменилось: обучение любимому делу для него стало осмысленным занятием, появилось и чувство ответственности.
В стенах Морского кадетского корпуса, как с 1891 года стало называться училище, проявились способности и таланты Колчака. Он много и упорно трудился, тщательно изучал науки, военно-морское дело. Александр выделялся успехами: он шёл в своём выпуске то первым, то вторым, периодически меняясь местами со своим другом Дмитрием Филипповым, с которым Александр познакомился ещё до поступления в училище.
В 1892 году Александр был произведён в младшие унтер-офицеры. С переходом в гардемаринский класс он был произведён в фельдфебели как лучший по наукам и поведению, в числе немногих на курсе, и назначен наставником в младшую роту.
На выпускном экзамене Александр Колчак стал единственным, кто ответил на все 15 вопросов по морскому делу. Единственную четвёрку он получил по минному делу — но, как известно из истории, впоследствии отлично освоил его на практике. В итоговом списке он находился на первом месте по успеваемости. В 1894-м произведен в мичманы. Первый биограф Колчака контр-адмирал Михаил Иванович Смирнов о том времени вспоминал:
«Колчак, молодой человек невысокого роста с сосредоточенным взглядом живых и выразительных глаз, глубоким грудным голосом, образностью прекрасной русской речи, серьезностью мыслей и поступков внушал нам, мальчикам, глубокое к себе уважение. Мы чувствовали в нем моральную силу, которой невозможно не повиноваться, чувствовали, что это тот человек, за которым надо беспрекословно следовать. Ни один воспитатель, ни один преподаватель корпуса не внушал нам такого чувства превосходства, как гардемарин Колчак. В нем был виден будущий вождь».
1.2.Научная_деятельность.
Один из современных биографов Александра Колчака уральский историк Иван Плотников в своей книге «Александр Васильевич Колчак. Жизнь и деятельность» писал, что 25-летний выпускник Морского кадетского корпуса впервые продемонстрировал научному миру серьезный интерес к океанографии и гидрологии, опубликовав в специализированном издании итоги своих почти годичных наблюдений за поверхностными температурами и удельными весами морской воды. Этой работой мичман Колчак занимался во время службы на тихоокеанских и балтийских крейсерах «Рюрик» и «Крейсер» с 1897 по 1898 годы. В начале 1900 года Александр Колчак получил предложение от барона Эдуарда Толля поучаствовать в полярной экспедиции, которая, в частности, хотела отыскать мифическую Землю Санникова. Барон, наслышанный о молодом, но талантливом и энергичном исследователе, пригласил его в свою команду на должности гидролога и магнитолога. До лета Колчак готовился к полярному походу, изучал нюансы будущей работы, много трудился в обсерваториях.
Во время плавания шхуны «Заря» и зимовок на Таймыре и островах Новосибирского архипелага Колчак занимался гидрологическими и океанографическими работами, исследованием малоизвестных участков суши, совмещая службу морского офицера с научной деятельностью. Им, в частности, была заново составлена карта таймырских берегов, которая существенно уточнила и кое-где исправила данные предыдущей экспедиции Фритьофа Нансена. В Новосибирском архипелаге Колчак открыл новый остров, который назвал в честь своего товарища и помощника, «отличного каюра», Петра Стрижева. В начале 1901 года Эдуард Толль, отчитываясь об итогах исследований, очень хвалил Александра Колчака как профессионала. В благодарность подчиненному Толль даже назвал один из открытых в Таймырском заливе Карского моря островов именем Колчака.
Начальник экспедиции барон Толль и еще несколько человек в составе двух групп полярников в мае 1902 года решили продолжить исследования островов за пределами Новосибирского архипелага и отправились на остров Беннетта. Оставшейся команде «Зари» было приказано следовать на материк.
Как писал доктор исторических наук Павел Зырянов, Александр Колчак и другие участники экспедиции прибыли в Петербург только к декабрю. Сразу же начались работы по организации спасательной экспедиции оставшихся групп полярников. Тем временем группа Алексея Бялыницкого-Бирули вернулась с одного из островов Новосибирского архипелага, от команды Толля же вестей не было.
Во время спасательной экспедиции, проведенной в 1903 году и возглавленной Александром Колчаком, были исследованы все острова Новосибирского архипелага. Одной горе дали название в честь Эдуарда Толля, а ледникам на ней присвоили имя в честь русского исследователя Арктики Фридриха Зееберга.
Следов экспедиции самого Эдуарда Толля спасатели во главе с Александром Колчаком не нашли – очевидно, она погибла во льдах.
На острове Беннетта за трое суток пребывания ученый-полярник дал имена северо-восточной и юго-восточной оконечностям острова (мыс Эммелины Толль и полуостров Чернышева), самую высокую гору он назвал Де-Лонг (по имени известного американского мореплавателя полярного исследователя Джорджа Де-Лонга), один из мысов он назвал именем своей невесты Софьи Омировой и названия эти сохранились до сих пор. После возвращения Колчака из экспедиции 6 марта 1904 года молодые люди обвенчались. Но уже через несколько дней им пришлось расстаться, будущий адмирал должен был ехать в Порт-Артур в первую тихоокеанскую эскадру.
1.3.Любовь-А.В.Колчака
Софье Омировой в 1904 году исполнилось 28 лет, она вышла замуж за мужчину, которого ждала из экспедиций 4 года. С Александром Колчаком дочь тайного советника Федора Омирова познакомилась на балу, в Морском собрании. Девушке понравился офицер в морской форме, да и Александр был очарован волевой красавицей.
Ей было уготовано ждать мужа: из экспедиций, с войн и революций. У этой пары просто не было семейного счастья. Софья родила троих детей, первая дочка умерла в возрасте месяца. Отец так и не увидел дочь, потому что шла русско-японская война, и Колчак выполнял свою миссию на Дальневосточном побережье. Брак держался на переписке, что было для жены очень тяжело. Когда началась Первая Мировая война, семья жила в Либаве. Этот город захватили немцы.
Софья и дети убежали из города, оставив все имущество. В это время Колчак снова был далеко и не смог помочь жене.
У Колчака был однокурсник, сослуживец и хороший друг, Сергей Николаевич Тимирёв (1875-1932). В 1915 году им довелось вместе ехать из Петрограда в Гельсингфорс к месту службы. Тогда на вокзале Колчак впервые увидел жену Сергея, Анну Сафонову, которая приехала проводить мужа. Все вокруг замечали долгие встречи Колчака и Анны, но женщины держались друг с другом вежливо. Странные отношения продолжались 2 года. Последняя встреча Софьи Фёдоровны с адмиралом состоялась в мае 1917 года, когда он служил в Севастополе. Он уехал в Петроград и больше не возвращался, став во главе Белого Движения. А она ждала, ежедневно рискуя попасть под арест.
«Слухами земля полнится», и Софье было известно, что муж воюет, а рядом с ним всегда находится Анна Тимирёва. В 1919 году Колчак написал жене следующие строки:
«Ты пишешь мне все время о том, что я недостаточно внимателен и заботлив к тебе. Я же считаю, что сделал все, что я должен был сделать. Все, что могу сейчас желать в отношении тебя и Славушки, чтобы вы были бы в безопасности и могли бы прожить спокойно вне России настоящий период кровавой борьбы до Ее возрождения. Если ты позволяешь слушать сплетни про меня, то я не позволяю тебе их сообщать мне. Это предупреждение, надеюсь, будет последним. Пока до свидания. Твой Александр».
Верная жена не стала возражать и вместе с сыном покинула Россию. Они обосновались во Франции.
1.4.Военная-деятельность.
27 января 1905 года началась Русско-японская война, которая стала важным этапом в истории России и Японии, а также повлияла на международные отношения в начале XX века. В это время адмирал Степан Макаров, командующий Первой тихоокеанской эскадрой, назначил молодого офицера Александра Колчака на крейсер «Аскольд». Этот корабль служил для отдыха Макарова после напряженных боевых действий на броненосце «Петропавловск», который стал символом героизма и трагедии русского флота. Макаров высоко ценил Колчака за его профессионализм и преданность делу, что и определило его выбор. Однако трагедия не заставила себя ждать, броненосец «Петропавловск» подорвался на японской мине, и Макаров погиб. После этой катастрофы Колчак, который был на тот момент уже опытным моряком, был назначен командовать миноносцем «Сердитый». В этой роли ему удалось достичь значительного успеха: он потопил японский крейсер, что стало важной победой для русского флота в условиях тяжелой войны. За свои боевые заслуги Колчак был награжден орденом Святой Анны IV степени.
После капитуляции Порт-Артура в декабре 1905 года Колчак попал в плен и был отправлен в Нагасаки. Тем не менее, в апреле 1905 года ему удалось вернуться в Санкт-Петербург, где его встретили как героя. Здесь он получил золотую саблю с надписью «За храбрость» и орден Святого Станислава II степени. Эти награды стали символом его мужества и профессионализма, которые он проявил в ходе войны.
После окончания войны Колчак продолжил свою карьеру, будучи прикомандированным к Академии наук. Он активно занимался научной деятельностью, но также не оставлял военное дело. В этот период он стал инициатором создания военно-морского кружка в Петербурге, который объединил молодых офицеров и ученых, заинтересованных в развитии военно-морского дела. «Это было удивительное время, когда русский царь прислушивался не только к мнению известных адмиралов, но и к мнению младших офицеров. По инициативе членов кружка был создан Морской Генеральный штаб, а Колчак стал разработчиком морской судостроительной программы. Он часто выступал в Государственной думе, отстаивая необходимые строительства флота. Колчак писал: «России нужна реальная морская сила, на которую могла бы опереться независимая политика, достойная великой державы, то есть такая политика, которая в необходимом случае получает подтверждение в виде успешной войны.»
В Первую мировую война на море усложнилась. Огромное значение приобрела оборонительная тактика, а именно постановка минных заграждений и устройство минных полей против кораблей противника. Осенью 1914 г. в штабе Балтийского флота был составлен план наступательной операции. Колчак отправился утверждать его в Ставку. Великий князь Николай Николаевич, Главковерх Ставки, план не одобрил. Колчак вернулся в штаб злой, нервно доложил Эссену о провале. Он заметил, что в Ставке недолюбливают Эссена, да и сам Колчак не понравился великому князю своей горячностью. И все-таки моряки решили атаковать немцев, постоянными операциями миноносцев стали «заваливать» минами германские берега. Колчак быстро прославился как лучший специалист по минному делу. Но штабная работа не удовлетворяла капитана первого ранга, его горячая целеустремленная натура стремилась в море, в бой. Командующий Балтийским флотом Германии запретил выход в море своим кораблям, пока не разминируют поля. За результативные действия Колчак был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени с мечами.
В 1915 г. он уже начальник Минной дивизии. Штаб его находится на эсминце «Сибирский стрелок». Осенью 1915г в тяжелое положение попала 12 армия Северного фронта. Получив просьбу о помощи, Колчак, несмотря на сложные навигационные условия в Рижском заливе, принял решение о выходе в море. Линкор «слава» и 9-й дивизион эсминцев подошли к мысу Рогоцен и уже через несколько минут после начала огня князь Меликов, командовавший финляндским полком 12- й армии, сообщил: «Стрельба блестящая, все бежит, дороги залиты кровью». За оказание помощи Колчак был награжден Орденом Св. Георгия 4 степени. Император поздравил его лично.
В апреле 1916 г. Колчак указом императора Николая II, ставшего Верховным главнокомандующим Русской армией, удостаивается звания контр-адмирал. А уже через два месяца, в июне этого же года, он был досрочно произведен в вице-адмиралы. В Ставке Верховного главнокомандующего оценили недюжинные способности сорокадвухлетнего адмирала и назначили его командующим Черноморским флотом. Колчак стал самым молодым командующим флотом в мире.
Военная обстановка там была плачевна, на море властвовали германские крейсеры и подводные лодки.
Колчак, как только поднял свой флаг и вступил в командование, сразу вышел в море на линейном корабле «Императрица Мария» навстречу германскому крейсеру «Бреслау» и обратил того в бегство. Колчак активизировал деятельность флота, выходы кораблей в море стали постоянными. Перевес наших сил над германским и турецким флотами стал очевиден. А когда Колчак установил возле Босфора минное заграждение, и на нем подорвался германский крейсер «Гебен», русский флот утвердился в качестве полновластного хозяина Черного моря. Движение транспортов обезопасилось, снабжение нашей Кавказской армии улучшилось.
Но главная цель была впереди! Цель эта – прибить щит на ворота Царьграда, овладеть Константинополем, этой столицей древней Византии, захваченной турками.
ГЛАВА 2. А.В. КОЛЧАК И РЕВОЛЮЦИЯ
2.1.Февраль-1917г.
Февральская революция подняла Россию на дыбы. Ситуация в стране, на фронте, на флотах, включая Черноморский, коренным образом изменилась в худшую сторону. В стране под воздействием стихии и анархистских, большевистских и левосоциалистических течений нарастали дестабилизация, развал по всем направлениям и хаос. Все это остро сказалось и на военно-морских силах, даже на относительно благополучном Черноморском флоте. Дисциплина и влияние состава во флоте первое время сохранялись. И в этом была прежде всего заслуга Колчака. Ему впервые пришлось столкнуться с политическими проблемами, включиться в политическую борьбу. А. В. Колчак пытался освоиться в новой ситуации, старался не выпускать бразды правления флотом из своих рук. Но уже в это время, а в дальнейшем особенно, проявилась не только его непредрасположенность к политической деятельности, но полная неподготовленность к ней, тем более, к тем ее требованиям, которые возникали в 1917 году. Это признавал он сам, подчеркивая, что ни в кругу знакомых, ни среди сослуживцев политикой никогда не занимался. Вся его среда была далекой от этой сферы человеческой деятельности.
Многие считают, что он был в плену монархических воззрений и устремлений, Колчак впоследствии пытался дать самооценку своих взглядов на государственное устройство России. На допросах в Иркутске говорил: «Я относился к монархии, как к существующему факту, не критикуя и не вдаваясь в вопросы по существу об изменениях строя». На прямой вопрос, был ли он до революции 1917 г. монархистом, Колчак ответил откровенно и точно: «Я был монархистом и нисколько не уклоняюсь... Я не могу сказать, что монархия — это единственная форма, которую я признаю. Я считал себя монархистом и не мог считать себя республиканцем, потому что тогда такового не существовало в природе.» Адмирал Колчак сделал все, чтобы революционная анархия не коснулась флота, чтобы он оставался единым целым организмом, а его корабли, как и прежде, несли боевую вахту.
5 июня на митинге, когда матросы попытались отобрать у адмирала золотое наградное оружие, Колчак выбросил саблю в море, крикнув: «Японцы, наши враги — и те оставили мне оружие. Не достанется оно и вам!». Этот жест адмирала обошёл страницы всех газет и произвёл сильное впечатление как в России, так и за границей. В среде правых, уже склонявшихся в то время к идее военной диктатуры, имя Колчака приобрело дополнительную популярность. 6 июня Колчак направил Временному правительству телеграмму с сообщением о произошедшем бунте и о том, что в создавшейся обстановке он не может более оставаться на посту командующего. Не дожидаясь ответа, он передал командование контр-адмиралу В. К. Лукину. Ответная телеграмма Временного правительства пришла 7 июня: «Временное правительство… приказывает адмиралу Колчаку и капитану Смирнову, допустившим явный бунт, немедленно выехать в Петроград для личного доклада». Таким образом, Колчак автоматически попадал под следствие и выводился из военно-политической жизни России. Керенский, уже тогда видевший в Колчаке соперника, использовал этот шанс, чтобы отделаться от него. Вечером 7 июня Колчак и Смирнов отбыли из Севастополя в Петроград. Бурная политическая жизнь Колчака была начата с доклада Вечером 9 июня 1917 года бывший командующий флотом Колчак и начальник штаба ЧФ Смирнов покинули Севастополь в поезде американской военной миссии.
Отрицательные последствия, вызванные отставкой адмирала, не преминули сказаться. Уход Колчака стал настоящим подарком не только для внутренних, но и для внешних врагов. Получив по агентурным каналам сведения об уходе Колчака, немецкий крейсер "Бреслау" 10 июня 1917 года вышел в Черное море через протраленный участок в минном заграждении к российским берегам и 12 июня бомбардировал укрепления у устья Дуная, высадил десант, который уничтожил две пушки, захватил винтовки и пулемет, пленил 11 человек, после чего успешно возвратился на свою базу. Попытки российских военных кораблей уничтожить "Бреслау" успеха не возымели.
Впрочем, необходимо признать, что Колчак, останься он во главе Черноморского флота, при всей своей решительности существенно не смог бы ни на что повлиять. Так как сохранение боеспособности флота не было возможно без наведения элементарного порядка в стране. И все же в условиях нарастающего революционного хаоса адмирал проявил незаурядное личное мужество, приложив все усилия для сохранения боеспособности флота. Проявив себя не только как патриот своей страны, но и как гибкий и дальновидный политик, готовый идти на компромиссы со всеми, кто разделял идею защиты Родины от иноземного порабощения.
2.2.Адмирал за границей
В июне 1917-го года Колчак уехал за границу и прибыл в Омск только в ноябре 1918 года. Факты говорят о том, что 17 (30) июня Колчак имел секретный и важный, по его словам, разговор с послом США Рутом и адмиралом Гленноном, в результате чего он оказался в положении близком к наёмному военачальнику.
После Октябрьской революции 1917 года и прихода к власти большевиков, которые немедленно приступили к переговорам с Германией с целью вывести Россию из Первой мировой войны, адмирал Колчак по поручению Временного правительства находился в США. После большевистской революции он решил не возвращаться в Россию, чтобы лично продолжить войну с немцами, только на сей раз в составе британской армии. Он обратился к англичанам с такими словами: «Я всецело предоставляю себя в распоряжение правительства Его Величества короля Англии». В августе Колчак тайно прибыл в Лондон, где с морским Министром Великобритании обсуждал вопрос о "спасении" России. Далее он тайно отправился в США, где совещался не только с военным, морскими министрами, но и с министром иностранных дел, что, согласитесь, является исключительным случаем для министра иностранных дел США.
Более того, Колчак встречался с самим президентом США Вудро Вильсоном. Адмиралов и генералов в мире десятки тысяч, но именно с Колчаком встретился президент США, потому что, на мой взгляд, с помощью Колчака США наделись заполучить если не всю Россию, то хотя бы Сибирь. Необходимо отметить, что в адмиралы Колчака произвёл не российский император, а Временное правительство, которое фактически представляло в России власть Запада. "Александр Васильевич Колчак был, вне всякого сомнения, прямым ставленником Запада и именно поэтому оказался Верховным правителем", - написал советский и российский публицист В. В. Кожинов.
ГЛАВА 3. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА
3.1. Верховный-правитель-России
18 ноября 1918 года в Омске произошло одно из самых значительных событий в истории Гражданской войны в России, которое кардинально изменило политическую ситуацию в стране. В этот день адмирал Александр Колчак был провозглашен Верховным правителем России, а Омск стал фактически столицей белого движения. Это событие стало результатом сложной политической игры и борьбы за власть, которая развернулась на фоне хаоса, вызванного революцией 1917 года и последующими событиями.
К подготовке переворота в Омске приложили руку несколько ключевых фигур. Среди них выделялись Иван Михайлов, который играл важную роль в организации переворота, кадет Виктор Пепеляев, а также представитель генерала Антона Деникина Дмитрий Лебедев. Эти люди были частью более широкой коалиции, которая стремилась объединить различные антибольшевистские силы и создать единое командование для борьбы с большевиками. В ночь на 18 ноября около трех сотен казаков и солдат, подчинявшихся полковнику В.И. Волкову, арестовали несколько высокопоставленных членов Директории, включая ее председателя Н.Д. Авксентьева и члена Директории В.М. Зензинова, а также товарища министра внутренних дел эсера Е.Ф. Роговского и других близких к ним лиц. Эти аресты стали кульминацией заговора, который был тщательно спланирован и осуществлен в условиях политической нестабильности.
Совет министров, собравшийся на экстренное заседание в ответ на аресты, признал, что Директория прекратила свою деятельность. В результате было решено «передать временно осуществление верховной власти одному лицу, опирающемуся на содействие Совета министров, присвоив таковому лицу наименование Верховного правителя».
Закрытой баллотировкой на альтернативной основе из трех кандидатов на этот пост был избран А.В. Колчак. Кандидатами были член Директории, Верховный главнокомандующий всеми сухопутными и морскими вооруженными силами России генерал-лейтенант В.Г. Болдырев, военный и морской министр Временного Всероссийского правительства вице-адмирал А.В. Колчак и верховный уполномоченный Временного Всероссийского правительства на Дальнем Востоке генерал-лейтенант Д.Л. Хорват. Именно «Омский переворот» положил начало объединению белых сил и стал тем моментом, когда антибольшевистское движение на Востоке стало Белым движением. Первым шагом на новой должности стала чистка на подконтрольных территориях. Все неблагонадежные элементы попали под арест. Затем правительство Колчака взялось за более сложную задачу — добиться признания со стороны населения, казачества. Немаловажно было привлечь другие белые формирования, которые то тут, то там складывались на территории некогда единой страны. Тут важно отметить, что Колчак имел военный опыт, но политического опыта не было вообще. В его правительстве разрабатывались реформы от аграрной до школьной, но их реализация откладывалась до победы в Гражданской войне. В своих декларациях А.В. Колчак заявлял о сохранении произошедших после февраля 1917-го перемен в земельных отношениях, в положении рабочих, в гражданских свободах и социальных правах. Будущее России он видел в форме конституционной монархии по английскому образцу.
3.2. Формирование антибольшевистской коалиции
Российское правительство Колчака сразу начало прикладывать усилия для установления отношений с «союзниками» и улаживания всех недоразумений. Управляющий министерством иностранных дел Ю. В. Ключников направил в Лондон, Париж, Вашингтон и Токио срочные депеши с разъяснением сути событий в Омске. В ней он оправдывал переворот бездействием Директории и антигосударственными поступками Комуча.
19 ноября 1918 г. на заседании Совета министров Российского правительства адмирал Колчак сообщил, что переговоры с представителями Великобритании и Франции в Омске относительно произошедшего переворота - уже произведены. Верховные комиссары в Омске - Великобритании Чарльз Эллиот и Франции Дамьен Мартель - ответили, что признание Директории должно было состояться уже скоро, а теперь вновь потребуется время, чтобы подготовить признание нового правительства России. В секретной телеграмме на имя генерала-лейтенанта П. П. Иванова-Ринова говорилось, что «союзники» в итоге признают итоги переворота, но требуют наказать виновных в нём.
В декабре 1918 г. «союзники» решили поставить главнокомандующим всеми антибольшевистскими силами французского генерала М. Жанена, однако такое предложение было отвергнуто А.В. Колчаком. В итоге Морис Жанен стал главнокомандующим войсками союзных России государств, а не всех антибольшевистских сил вместе с армией адмирала Колчака. Сам А. В. Колчак и его соратники, придавая «союзнической» помощи самое решающее значение, всячески старались понравиться англичанам и французам. Один из главных организаторов насильственного свержения Директории, Виктор Пепеляев, 19 ноября 1918 г., записал в своём дневнике, что при составлении «Обращения к населению»:
«Колчак сказал, что обращение нужно немедленно для союзников, причём они хотят, чтобы было сказано о демократии, отсутствии реакционных намерений… Так и составили».
В Японии весть о смене власти в Омске приняли спокойно. Хотя А. В. Колчак остро конфликтовал с японцами ещё в Харбине. В правительстве Колчака пришли к выводу, что Япония умерит свои экспансионистские намерения, и начнёт помогать им, когда увидит победы антибольшевистских сил на фронте. Ведь, благодаря географической близости, Японии было гораздо проще оказывать военную помощь антибольшевистскому движению. Ближайший соратник Колчака В. Н. Пепеляев вообще рассчитывал со временем заменить все чехословацкие войска на японские, однако 26 июля 1919 г. получил от правительства Японии отказ под предлогом, что данная акция не будет иметь поддержку общественного мнения страны.
Свержение Директории не было встречено положительно солдатами корпуса. 22 ноября Чехословацкий национальный совет выпустил декларацию, осуждающую военный переворот Колчака. Однако как высшие чины корпуса, вместе с «политической элитой» новорожденной Чехословацкой республики сразу начали пресекать подобные выступления. Генерал Ян Сыровой получил строгое распоряжение: во что бы то ни стало удержать войска на фронте, с указанием: «солдатам надлежит смотреть за тем, что делается на фронте, а не в тылу».
В Омске в ответ сделали всё возможное, чтобы не раздувать разногласия, постоянно расхваливая в прессе заслуги «храбрых чехословаков», борющихся на фронте с большевизмом. Отказываться от услуг почти 50-тысячного войска правительство Колчака не хотело.
Соединённые Штаты, как и Японию, в правительстве Колчака считали враждебным государством-интервентом. Это отношение строилось на сведениях, что осенью 1918 года в Вашингтоне была одобрена программа расчленения бывшей Российской империи на ряд независимых друг от друга образований. А также — на открытом и очень щедром финансировании американцами руководства новых прибалтийских государств, их курса на полное отделение от России.
Соратники Колчака видели, как американцы, оседлав Транссибирскую магистраль от Владивостока до Уссурийска, деловито вывозили с прилегающих территорий всё, что представляло ценность, не обращая внимания на протесты белогвардейских представителей.
3.3. Наступления армии Колчака
Объявив себя Верховным правителем России и лидером белых, он приступил к строительству армии и планированию наступления. В начале марта 1919 года армии Верховного правителя России адмирала Александра Колчака начали решающее наступление на Восточном фронте. Оно началось блестяще — к середине апреля белые вышли на подступы к Казани, Самаре и Симбирску. Казалось, еще одно усилие — и оборона РККА рухнет.
В Омске, где находилось Российское правительство Колчака, настроение было радужным. Стремительное наступление Сибирской и Западной армий стали называть "Полетом к Волге". Премьер-министр Петр Вологодский раздавал интервью, в которых рассказывал о вере в звезду адмирала Колчака и выражал надежду, что уже к осени армии Верховного правителя войдут в Москву. Колчаку присылали поздравительные телеграммы премьер-министр Франции Жорж Клемансо и военный министр Великобритании Уинстон Черчилль.
Как неоднократно бывало в истории, празднование успехов оказалось преждевременным. Руководство Советской России умело определять главный источник опасности на конкретный момент времени. И сосредотачивать против него если не все, то почти все ресурсы.
Уже в начале апреля 1919 года Восточный фронт был объявлен Центральный комитетом РКП (б) главным. Командующему фронтом Михаилу Фрунзе были направлены значительные подкрепления. В результате над Западной армией белых был достигнут двукратный численный перевес. Притом, что качественно армии противоборствующих сторон сильно друг от друга не отличались.
В конце апреля 1919 года началось контрнаступление красных. Поначалу оно развивалось не слишком успешно, даже несмотря на численный перевес РККА. Прорвать фронт помогло восстание Украинского куреня имени Тараса Шевченко, к которому присоединились четыре полка и егерский батальон Западной армии.
Позднее военачальники белых называли это восстание ключевым фактором, который предопределил поражение армий Верховного правителя. В тот момент не казалось, что все потеряно — проблемы были только у Западной армии, остальные продолжали наступление. Но очень быстро стало понятно, что инициативу Колчак потерял. Началось отступление из Поволжья, а затем и за Урал. "Полет к Волге" был прерван, когда цель казалось такой близкой. А в ноябре 1919 года правительство Колчака покинуло свою импровизированную столицу — Омск. Катастрофа, которая еще полгода назад казалась немыслимой, стала реальностью. Лидеры белого движения не смогли выступить единым фронтом, поддержки со стороны белых генералов практически не было.
3.4. Предательство союзников
Колчак мало верил союзникам, чувствуя по их поведению, что будет предан и ими («Продадут меня эти союзнички»), но после долгих колебаний всё же решил положиться на них. Он занял купе в пассажирском вагоне второго класса, декорированном флагами Великобритании, США, Франции, Японии и Чехословакии. Генерал Жанен получил от высоких комиссаров письменную инструкцию обеспечить, если окажется возможным, безопасное следование Колчака туда, куда он захочет. Фраза «если окажется возможным» была включена в инструкцию по настоянию Жанена. Вслед за вагоном Колчака шёл «золотой эшелон», переданный под чешскую охрану. 10 января эшелон вышел из Нижнеудинска и 15 января прибыл в Иркутск. По прибытии вагон Колчака был оцеплен плотным кольцом охраны. Адмиралу стало известно, что накануне город покинули все союзные миссии. С наступлением сумерек чехословаки объявили Александру Васильевичу, что передают его местным властям. Арест адмирала и передача его эсеро-меньшевистскому Политцентру были согласованы чехами с представителями союзников, стали мерою, «необходимой для безопасности чешского войска», сделаны были для обеспечения свободного продвижения их эшелонов на Восток. Несмотря на данные ранее заверения и гарантии безопасности и защиты, Жанен и чехословаки предали адмирала. Около 9 часов вечера «Политцентр» объявил Колчаку и Пепеляеву об аресте, после чего они были помещены в здании губернской тюрьмы. Колчак, будучи человеком слова, долго недоумевал, как генерал Жанен мог его выдать. Командующий японскими войсками Иркутска полковник Фукуда, узнав о прибытии в город Верховного правителя, обратился к Яну Сыровому с просьбой передать Александра Васильевича под охрану японского батальона, на что получил ответ, что Колчак уже выдан повстанцам.
Без власти Колчак никакой ценности ни для союзников, ни для чехов не представлял; по своим же личным качествам, прямой и резкий, пытавшийся отстаивать «суверенитет Российского правительства» от притязаний союзников, он давно уже находился в остром конфликте с союзниками, а тем более с чехами.
Основной причиной предательства Колчака и последующей его выдачи союзниками стали заявления Верховного правителя, сделанные ещё в Омске, что золотой запас, как и награбленные чехословаками за время пребывания в России материальные ценности, являются достоянием России и что он не допустит их вывоза за рубеж. Трагическая развязка была ускорена ставшим известным чехословацкому командованию телеграфным приказом Колчака во Владивосток о проверке всех ценностей и имущества, вывозимых чешскими легионерами.
3.5. Последние дни А.В. Колчака
Инициaтивa рacпрaвы c aдмирaлoм c виду иcхoдилa c низу, хoтя, нa caмoм дeлe, нe oбoшлocь и бeз учacтия Мocквы. 6 фeврaля иркутcкий Вoeннo-рeвoлюциoнный кoмитeт пocтaнoвил: бывшeгo вeрхoвнoгo прaвитeля – aдмирaлa Кoлчaкa и бывшeгo прeдceдaтeля coвeтa миниcтрoв – Пeпeляeвa – рaccтрeлять. Oднaкo coхрaнилacь и шифрoтeлeгрaммa Лeнинa в штaб Cибрeвкoмa: «Нe рacпрocтрaняйтe никaких вecтeй o Кoлчaкe, нe пeчaтaйтe рoвнo ничeгo, a пocлe зaнятия нaми Иркутcкa пришлитe cтрoгo oфициaльную тeлeгрaмму c рaзъяcнeниeм, чтo мecтныe влacти дo нaшeгo прихoдa пocтупaли тaк и тaк пoд влияниeм угрoзы Кaппeля и oпacнocти бeлoгвaрдeйcких зaгoвoрoв в Иркутcкe. Бeрeтecь ли cдeлaть aрхинaдeжнo?» Пo вceй видимocти, этa тeлeгрaммa и былa cмeртным пригoвoрoм – в Иркутcкe нaмeк Лeнинa пoняли.
Пeрeд рaccтрeлoм у Кoлчaкa был шaнc избeжaть cмeрти oт рук чeкиcтoв. Глaвный иркутcкий чeкиcт Чуднoвcкий вcпoминaл, чтo пeрeд cмeртью чacoвoй увидeл, кaк Кoлчaк дocтaл из кaрмaнa нocoвoй плaтoк, eгo зaбрaли – в oднoм из углoв eгo былo зaвязaнo чтo-тo твeрдoe. Чуднoвcкий рaзвязaл узeл и oбнaружил в нeм мaлeнький кaпcюль c кaкoй-тo бeлoй нaчинкoй – этo был яд, кoтoрым, пo вceй видимocти, Кoлчaк хoтeл вocпoльзoвaтьcя пeрeд cмeртью. В эмигрaции эту иcтoрию рaccкaзывaли пo-другoму: якoбы aдмирaл пo прибытии в Иркутcк, знaя, чтo будeт убит, cнял пeрcтeнь, в кoтoрoм был зaдeлaн яд и брocил eгo, жeлaя чaшу cтрaдaния иcпить до дна.
В ночь на 7 января в камеру верховный правителя зашел Бундовский c конвоем, зaчитaл eму прикaз o рaccтрeлe, нa нeгo нaдeли нaручники. «Знaчит, cудa нe будeт?» - тo ли cпрocил, тo ли кoнcтaтирoвaл Кoлчaк и пoпрocил рaзрeшeния пoвидaтьcя co cвoeй вoзлюблeннoй Aннoй Тимирeвoй, пocлeдoвaвшeй зa ним дoбрoвoльнo в тюрьму, eму грубo oткaзaли. Зaтeм eгo вмecтe c Пeпeляeвым вывeли из тюрьмы нa бeрeг Aнгaры, вoзлe впaдeния в нee Ушaкoвки у Знaмeнcкoгo мoнacтыря, рaccтрeльнaя кoмaндa cдeлaлa нecкoлькo зaлпoв, пocлe чeгo тeлa убитых были cбрoшeны в прoрубь – былo 5 чacoв утрa. Нa cлeдующий дeнь нa 12 чacoв дня Вoйцeхoвcким был нaзнaчeн штурм Иркутcкa, узнaв o гибeли aдмирaлa и пoлучив трeбoвaниe чeхoв нe зaнимaть Глaзкoвcкoгo прeдмecтья, инaчe oни выcтупят нa cтoрoнe крacных, oн ушeл в Зaбaйкaльe к aтaмaну Ceмeнoву. Тeлo aдмирaлa тaк и нe нaшли, хoдили, прaвдa, cлухи, чтo пo вecнe eгo вылoвили тo ли кaзaки, тo ли зaжитoчныe крecтьянe и пoхoрoнили нa тeрритoрии Знaмeнcкoгo мoнacтыря, нo этo вceгo лишь лeгeндa.
В 1954 гoду бывший прeдceдaтeль Иркутcкoгo рeвкoмa Ширямoв рaccкaзaл, чтo при рaccтрeлe Кoлчaкa приcутcтвoвaл бoльшeвик Фeдoр Гуcaрoв, рaбoтaвший врaчoм в Знaмeнcкoм гocпитaлe. C eгo cлoв, врaч был нужeн для тoгo, чтoбы зaфикcирoвaть cмeрть Кoлчaкa пocлe рaccтрeлa. Пo вeрcии пиcaтeля Вaлeрия Привaлихинa, врaч дoлжeн был oбeзoбрaзить киcлoтoй тeлa убитых, чтoбы их нeвoзмoжнo былo oпoзнaть. Пoдoбным oбрaзoм пocтупили и c цaрcкoй ceмьeй, прaвдa, лишь cпуcтя нeкoтoрoe врeмя, тeпeрь жe чeкиcты дeйcтвoвaли нaвeрнякa. Вoт почему имя врача Федора Гусарова не фигурировало в воспоминаниях, присутствовавших при расстреле большевиков.
ГЛАВА-4.=ПРИЧИНЫ-ПОРАЖЕНИЯ
Важнейшими среди причин поражения стали проблемы высшего военного управления и стратегического планирования.
Не следует забывать, что у истоков каждого решения стоял офицер Генерального штаба, обладавший индивидуальным теоретическим и практическим опытом, своими сильными и слабыми чертами.
По-настоящему талантливых и опытных военачальников и штабистов у белых на Восточном фронте было крайне мало.
Наиболее яркие имена можно пересчитать буквально по пальцам: генералы В. Г. Болдырев, В. О. Каппель, С. Н. Войцеховский, М. К. Дитерихс, С. А. Щепихин, А. Н. Пепеляев, И. Г. Акулинин, В. М. Молчанов.
Например, приход к власти Колчака лишил белых такого талантливого военного руководителя, как прежний главком Генштаба генерал-лейтенант Болдырев. Именно о нём советский главком И. И. Вацетис написал в своих мемуарах: «С появлением ген. Болдырева на горизонте Сибири мы должны были считаться особо». Дитерихс от решения военных вопросов долгое время был фактически отстранён и всю первую половину 1919 года по поручению адмирала Колчака занимался расследованием убийства царской семьи, что вполне могло быть поручено гражданскому чиновнику.
Каппель с января по начало мая 1919 года также не участвовал в боевых операциях, занимаясь формированием своего корпуса в тылу. Командующие всех трёх основных армий Колчака были подобраны крайне неудачно. К началу наступления белые обладали лишь двойным превосходством в силах, причём учитывая нестроевых, а не только боевой состав.
Реальное соотношение, скорее всего, было для них ещё менее выигрышным.
Когда большевистское руководство обратило внимание на угрозу с востока, на фронт были направлены подкрепления, сравнявшие соотношение сил уже к началу мая. Белым же выставить на усиление измотанных частей было нечего, и их наступление быстро выдохлось. Не случайно Пепеляев, командовавший в период наступления Северной группой Сибирской армии, 21 июня 1919 года писал своему начальнику Гайде: «Ставка легкомысленно пустила на убой десятки тысяч людей». Вопиющие ошибки и дезорганизация в управлении войсками были очевидны даже простым офицерам и солдатам и подрывали их веру в командование. Это и не удивительно, если учесть, что даже не во всех корпусных штабах было известно о замысле предстоявшего наступления.
Помимо неподготовленной армии, командование не имело продуманного плана операции.
Состав колчаковских войск оставлял желать много лучшего. Катастрофичной была ситуация не только с высшим командным составом и военными талантами. На среднем и младшем уровне остро не хватало офицеров. Кадровые офицеры вообще были редкостью. Полная дезорганизация собственного военного управления и впечатляющие успехи противника приводили к утрате в рядах белых веры в победу.
Колчаковская армия страдала неправильным распределением сил и средств по фронту: она испытывала острую нехватку пехотных частей на казачьих фронтах (что, например, сделало невозможным взятие такого важного центра, как Оренбург, силами одной лишь конницы) и при этом недостаток конницы на фронтах неказачьих. Только централизованное управление могло привести белых к победе, однако казачьи регионы так и остались автономными, а казачьи атаманы продолжили проводить собственную политическую линию. Помимо тактических и стратегических проблем это добавляло и морально-психологические неудобства. Солдаты и казаки, сражаясь на своих родных землях, испытывали сильный соблазн при первой же возможности разойтись по домам или перейти к противнику, если родная станица или село оказались за линией фронта.
После освобождения от красных Ижевского и Воткинского заводов домой захотели даже легендарные ижевцы и воткинцы -- единственные в своём роде белые части из рабочих.Полная дезорганизация собственного военного управления и впечатляющие успехи противника приводили к утрате в рядах белых веры в победу.
Одним из слабых мест колчаковской системы был тыл и система управления населением, которые белыми контролировался очень слабо. Вся Енисейская губерния и часть Иркутской были охвачены партизанским движением, приковавшим к себе значительные силы белых. В мае 1919 года партизаны систематически и ежедневно разбирали пути (иногда на значительном расстоянии), что приводило к длительным срывам движения поездов на Транссибе (например, в ночь на 8 мая в результате диверсии железнодорожное сообщение было прервано на две недели), сжигали мосты, обстреливали поезда, перерезали телеграфные провода, терроризировали железнодорожников. На каждые 10 дней к началу июня приходилось 11 крушений, восточнее Красноярска в итоге скопилось более 140 составов с боеприпасами и снабжением, которые были бы совсем не лишними на фронте.
ЧАСТЬ II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Анализ анкеты
В ходе работы над проектом, мной было проведено анкетирование учащихся, целью которого было узнать мнение учащихся о А.В.Колчаке как личности, внёсшей большой вклад в историю нашей страны. В анкетировании приняло участие 10 учеников. Результаты анкеты "А.В. Колчак - Верховный правитель России" представлены ниже:
1. Осведомленность об Александре Васильевиче Колчаке:
- 40% респондентов знают, кто такой А.В. Колчак.
- 40% слышали о нем, но без деталей.
- 20% вообще не знакомы с этой фигурой.
2. Оценка своей осведомленности о жизни и деятельности А.В. Колчака:
- 30% считают себя достаточно осведомленными.
- 30% имеют общее представление.
- 30% практически ничего не знают.
- 10% оценивают свои знания как очень хорошие.
3. Оценка роли А.В. Колчака в истории России:
- 60% относятся нейтрально.
- 30% затруднились ответить.
- 10% оценивают положительно.
- Никто не оценил негативно.
4. Важность изучения фигуры А.В. Колчака в школе:
- 50% скорее считают, что изучение важно.
- 40% уверены, что это необходимо.
- 10% затруднились ответить.
- Ни одного ответа против изучения.
5. Личное отношение к А.В. Колчаку:
- 50% испытывают симпатию.
- 40% безразличны.
- 10% имеют сложное отношение.
- Антипатии никто не выразил.
6. Желание узнать больше о жизни и деятельности А.В. Колчака:
- 60% возможно заинтересуются при удобном случае.
- 40% хотят узнать подробнее.
7. Темы, которые интересны для дальнейшего изучения:
- Участие в Первой мировой войне – 20%.
- Роль в Гражданской войне – 20%.
- Научные достижения – 16%.
- Жизнь в эмиграции – 16%.
- Другие аспекты – 16%.
- Политическая деятельность после Октябрьской революции – 12%
.
Можно сделать следующие выводы:
1. Осведомленность об Александре Васильевиче Колчаке:
- Средний уровень осведомленности: Почти половина опрошенных (40%) знает, кто такой А.В. Колчак, однако у них нет подробных знаний о его жизни и деятельности. Еще 40% хотя бы слышали о нем, но также без конкретных деталей. Это говорит о том, что имя А.В. Колчака известно многим, но подробности его биографии остаются размытыми для большинства учеников.
- Незнание: Пятая часть опрошенных (20%) вообще не знакома с личностью Александра Васильевича Колчака, что указывает на то, что его фигура остается малоизвестной среди определенной части учащихся.
2. Оценка своей осведомленности о жизни и деятельности А.В. Колчака:
- Распределение мнений: Ответы распределились почти поровну между теми, кто считает себя достаточно осведомленным (30%), имеет общее представление (30%) и совсем не знает (30%). Однако всего лишь 10% опрошенных оценили свои знания как очень хорошие.
3. Оценка роли А.В. Колчака в истории России:
- Нейтральное восприятие: Большинство учащихся (60%) относится к нему нейтрально, что может говорить либо о недостатке информации, либо о том, что фигура Колчака воспринимается как исторически неоднозначная. При этом каждый третий опрошенный (30%) затруднился оценить роль Колчака, что подчеркивает отсутствие четкого мнения у значительной доли аудитории.
- Положительное мнение: Лишь 10% опрошенных оценивают роль Колчака позитивно, а негативных оценок вовсе не было, что говорит о преимущественно положительном восприятии.
4. Важность изучения фигуры А.В. Колчака в школе:
- Поддержка изучения: Большинство респондентов (90%) считают важным или необходимым изучать фигуру Колчака в школах. Из этого следует, что ученики видят ценность в изучении исторических фигур, связанных с переломными моментами российской истории, такими как Гражданская война.
- Неопределенность: Лишь 10% затруднились ответить, но ни один человек не высказался против изучения, что подтверждает интерес к углубленному изучения данного исторического деятеля.
5. Личное отношение к А.В. Колчаку:
- Симпатия и безразличие: Половина опрошенных испытывает симпатию к Александру Васильевичу Колчаку, что показывает положительное эмоциональное восприятие его личности. Вместе с тем значительная доля (40%) остается равнодушной, что отражает возможную нехватку информации или интереса к этой личности.
- Отсутствие антипатий: Важно отметить, что никто из респондентов не выразил антипатии к Колчаку, что позволяет предположить, что негативные ассоциации с ним отсутствуют в сознании учащихся.
6. Желание узнать больше о жизни и деятельности А.В. Колчака:
- Интерес к дополнительным сведениям: Большинство респондентов (60%) выразили желание узнать больше об Александре Васильевиче Колчаке при удобном случае, а еще 40% прямо заявили о желании получить дополнительную информацию. Таким образом, несмотря на низкий уровень осведомленности, существует значительный интерес к изучению его жизни и достижений.
7. Темы, которые интересны для дальнейшего изучения:
- Равномерный интерес: Интерес к различным аспектам жизни Колчака распределяется довольно равномерно: участие в Первой мировой войне и роль в Гражданской войне вызывают одинаковый интерес (по 20%), научные достижения и жизнь в эмиграции также привлекают внимание (по 16%). Остальные темы тоже имеют свою аудиторию, хотя политическая деятельность после Октябрьской революции привлекает меньше внимания (12%).
Вывод: Результаты опроса показывают, что Александр Васильевич Колчак является известной фигурой, но уровень осведомленности о его жизни и деятельности остается средним. Общественное мнение относительно него преимущественно нейтральное. Учащиеся хотят знать больше о жизни этого человека.
Заключение
Александр Васильевич Колчак - блестящий адмирал, грамотный флотоводец, отважный полярный исследователь, герой русско-японской и Первой мировой войны, Верховный правитель России и глава антибольшевистского сопротивления на Востоке. Он посвятил свою жизнь служению Отечеству. Колчак испытывал сомнения и внутренние противоречия. Власть не была его целью — он воспринимал её как неизбежную меру в условиях кризиса в стране. Он осознавал, что предательство неизбежно настигнет его. Также А.В. Колчак сомневался в отношениях с иностранными государствами, понимая, что их помощь продиктована иными мотивами. Несмотря на всё это, мы вправе считать его значимой фигурой в истории России.
Целью моего проекта стал анализ личности А.В. Колчака и оценка его вклада в историю России. Я считаю, что данная цель достигнута. В ходе работы, я глубже познакомился с биографией адмирала, узнал интересные для меня факты, выделил наиболее важные аспекты из биографии для знакомства с личностью Колчака, собрал всю наиболее интересную и важную информацию, проанализировал её и представил в доступном и понятном виде.
В дальнейшем данная работа может быть использована в качестве дидактических материалов на уроках истории России для учащихся 10 класса и классных часах, посвящённых личности и деятельности Александра Васильевича Колчака.
Перед началом работы над проектом я поставил перед собой следующие задачи:
-
Собрать биографию А.В. Колчака.
-
Рассмотреть биографию исторической фигуры, выделив наиболее важные аспекты.
-
Оценить влияние А.В.Колчака на историю России, проанализировав при этом его личность.
-
Сформировать интерес к изучению истории нашей страны и непосредственно к началу XX века.
Их последовательное выполнение помогло мне достигнуть поставленной цели, а также подтвердить актуальность своего проекта. Я убедился, что мы не должны забывать таких исторических фигур, как А.В.Колчак, так как это пример человека, для которого важны долг, честь, патриотизм и Отечество, сейчас это очень важно. Современному обществу необходимо глубже изучать историю нашей страны – России, интересоваться событиями, которые происходили на её территории сотню лет назад. Я очень надеюсь, что подобные Александру Васильевичу Колчаку личности будут изучаться на уроках, и учащиеся смогут узнавать о них больше.
Список источников информации
-
Адмирал А.В. Колчак - неизвестные страницы биографии. https://flot.com/history/personalities/kolchak.htm
-
Адмирал Колчак. Жизнь и смерть за Россию
https://smotrim.ru/brand/68192
-
Александр Колчак. Жизнь и судьба. Филиал Карамзина. https://dzen.ru/a/W4S3DnAPfQCqFDyY
-
Александр Колчак. Спаситель Отечества или враг его? Время Романовых. https://dzen.ru/a/Y8PLHkhaPkJfiuAe
-
Александр Колчак: от полярных экспедиций до «Верховного правителя» России. КАЛЕНДАРЬ. https://rutube.ru/video/9553ac85e4e7d99074e830de0ea80c4d/
-
Белые офицеры. Колчак и другие. (Каштыкина Н.В., Абинякин Роман Михайлович). 2015
-
История России ХХ века. Фильм 43. Гражданская война. Адмирал Колчак. Gezgin Gezer https://youtu.be/cN1LbHfCIFY?si=ekEl9u9kkSmUQxwC
-
Колчак Александр Васильевич — последние дни жизни / Сост., вступ. слово, подгот. текста и общ. ред. Г. В. Егорова. — Барнаул: Алтайс. кн. изд-во, 1991. — 304 с.
-
Колчак. Герой или Враг народа. Документальные фильмы (Мастерок ЖЖ) https://rutube.ru/video/c45efa0b4703cbf305611d67f2ac7722/?t=46&r=plemwd
-
Краснов, В. Г. Колчак. И жизнь, и смерть за Россию: В 2 кн. — М.: Олма-пресс, 2000. — 351 с.
-
Петров А., Острогожская Ю. Адмирал Колчак. Душегуб, спаситель Отечества или заложник долга чести?- 2019г // https://tass.ru/v-strane/7108988?ysclid=lujvp9knpt42664970
-
Плотников, И. Ф. Александр Васильевич Колчак: исследователь, адмирал, Верховный правитель России. — М.: Центрполиграф, 2002. — 702 с.
-
Синюков В. В. Александр Васильевич Колчак как исследователь Арктики. — М.: Наука, 2000. — 325 с.
-
Трагедия Колчака. diletant.media. https://dzen.ru/a/Y-IXUVpZbmR-OjHJ
-
Шишкин, В. И. К истории государственного переворота в Омске (18—19 ноября 1918 г.) // Вест. НГУ. Сер. История, филология. — 2002. — Т. 1. — В. 3 (история). — С. 88—98.
Приложение №1 Бланк анкеты
Анкета «А. В. Колчак – Верховный правитель России»
Уважаемый ученик! Данная анкета направлена на то, чтобы узнать ваши знания о личности Александра Васильевича Колчака, а также ваше мнение относительно его роли в истории России. Анкетирование анонимно. Выбор ответа отмечайте любым значком. В графе «_____» можно объяснить ответ. После завершения сдайте анкету. Время выполнения анкеты – 2 минуты.
1. Знаете ли вы, кто такой Александр Васильевич Колчак?
▢ Да ▢ Нет ▢ Что-то слышал(-а), но подробностей не знаю
2. Как бы вы оценили свою осведомленность о жизни и деятельности А.В. Колчака?
▢ Очень хорошо осведомлен(-а) ▢ Достаточно осведомлен(-а) ▢ Имею общее представление
▢ Практически ничего не знаю
3. Как вы оцениваете роль А.В. Колчака в истории России?
▢ Положительно ▢ Нейтрально ▢ Негативно ▢ Затрудняюсь ответить
4. Считаете ли вы, что фигура А.В. Колчака важна для изучения в школьном курсе истории?
▢ Да, безусловно ▢ Скорее да ▢ Скорее нет ▢ Нет, не считаю важным ▢ Затрудняюсь ответить
5. Ваше личное отношение к Александру Васильевичу Колчаку?
▢ Симпатия ▢ Безразличие ▢ Антипатия ▢ Сложное отношение (объясните почему) ______________________
6. Есть ли у вас желание узнать больше о жизни и деятельности А.В. Колчака?
▢ Да, очень хочу узнать подробнее ▢ Возможно, при случае ▢ Нет, меня это не интересует
▢ Уже достаточно осведомлен(-а)
7. Какие темы, связанные с А.В. Колчаком, вам было бы интересно изучить глубже?
▢ Его участие в Первой мировой войне ▢ Роль в Гражданской войне
▢ Политическая деятельность после Октябрьской революции
▢ Научные достижения ▢ Жизнь в эмиграции
▢ Другие аспекты (укажите какие) ______________________
Благодарим за потраченное время! Спасибо за участие в опросе!
Анкета создана учеником 10 класса Новиковым Иваном.
Приложение №2 Презентация по проекту
Презентация прикреплена по ссылке:
https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-po-proektu-a-v-kolchak-verkhovnyi-pr.html
Приложение №3 Методический план классного часа «А. В. Колчак – Верховный правитель России»
Классный час
Тема «А. В. Колчак – Верховный правитель России»
Класс: 10
Цель:
Познакомить учащихся с биографией Александра Васильевича Колчака; показать сложность и противоречия эпохи, в которую он жил; предоставить учащимся возможность самостоятельно оценить вклад его личности в историю нашей страны.
Материалы:
-
Адмирал А.В. Колчак - неизвестные страницы биографии. https://flot.com/history/personalities/kolchak.htm
-
Александр Колчак. Спаситель Отечества или враг его? Время Романовых. https://dzen.ru/a/Y8PLHkhaPkJfiuAe
-
Адмирал Колчак. Жизнь и смерть за Россию
https://smotrim.ru/brand/68192
-
История России ХХ века. Фильм 43. Гражданская война. Адмирал Колчак. Gezgin Gezer https://youtu.be/cN1LbHfCIFY?si=ekEl9u9kkSmUQxwC
-
Трагедия Колчака. diletant.media. https://dzen.ru/a/Y-IXUVpZbmR-OjHJ
Оборудование:
-
Портреты и фотографии А.В. Колчака
-
Документальный фильм «Адмирал Колчак. Жизнь и смерть за Россию»
-
Презентация «А.В. Колчак – Верховный правитель России»
Ход классного часа:
Ведущий: Колчак А.В. – это русский адмирал, ученый, полярный исследователь, путешественник, крупнейший в мире специалист по минным морским заграждениям.
Даже на советских картах вплоть до середины 30-х годов в Карском море значился остров Колчака. Он его открыл, исследовал, описал.
Сегодня мы попытаемся перелистать страницы его биографии, чтобы больше узнать о том, каким он был.
На экране – презентация.
Открывается 2 слайд
Вспомним его слова: ❝Я служу Родине, своей Великой России, так, как служил ей всё время, командуя кораблем, дивизией или флотом❞.
Открывается 3 слайд
«Детство и образование»
Рассказ о детстве и юности, об учебе, о родителях Колчака.
Открывается 4 слайд
«Научная деятельность А.В.Колчака».
Идет рассказ о Колчаке-ученом.
Открывается 5 слайд
Любовь А.В.Колчака
Рассказ о близких женщинах Колчака.
Открывается 6-7 слайд
Военная-деятельность
Рассказ о русско-японской войне 1904-1905 г.г., о Первой мировой войне, об участии в них Колчака, о его наградах за храбрость.
Открывается 8 слайд
Февраль 1917 г.
Идёт рассказ о участии адмирала в Февральской революции.
Открывается 9 слайд
Адмирал за границей
Рассказ о деятельности и А.В. Колчака за границей.
Открывается 10 слайд
Верховный-правитель России
Идёт рассказ о провозглашении Колчака Верховным правителем России.
Открывается 11 слайд
Формирование антибольшевистской коалиции
Идёт рассказ о формировании Колчаком антибольшевистской коалиции.
Открывается 12 слайд
Наступления армии Колчака
Рассказ о наступлениях армии Колчака в начале марта 1919 года
Открывается 13 слайд
Предательство союзников
Идёт рассказ о предательстве Чехословацкого корпуса и аресте Верховного правителя России.
Открывается 14 слайд
Последние дни А.В. Колчака
Рассказ о последних днях жизни Колчака.
Ведущий: А теперь рассмотрим причины разгрома армии и поражения А.В. Колчака.
Открывается 15 слайд
Причины поражения А.В. Колчака
Рассматриваются причины поражения Колчака.
Презентация закрывается
Ведущий: Посмотрим отрывок из документального фильма «Адмирал Колчак. Жизнь и смерть за Россию»
Включается отрывок из документального фильма «Адмирал Колчак. Жизнь и смерть за Россию».
Отрывок выключается
Ведущий: Мы закончили свой рассказ об Александре Васильевиче Колчаке. Надеемся, что мы пробудили в ваших сердцах желание самим разобраться в его личности.
Наконец хочется повторить слова Александра Колчака: ❝ Я служу Родине, своей Великой России, так, как служил ей всё время, командуя кораблем, дивизией или флотом.❞
Спасибо за внимание!
Приложение №4 Буклет