СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный проект "Геометрические иллюзии"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный проект

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект "Геометрические иллюзии"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тэминская средняя общеобразовательная школа»




Индивидуальный итоговый проект

«ГЕОМЕТРИЧСКИЕ ИЛЛЮЗИИ»













Автор проекта

ученица 9 класса

Кибисова Анастасия Евгеньевна

Руководитель

Коровятская Наталья Викторовна

учитель математики

МКОУ «Тэминская СОШ»






Работа допущена к защите «23 » ноября 2021 г.

Подпись руководителя проекта ___________ (Коровятская Н.В.)




с.Тэмь


2021 год

Содержание


Введение…………………………………………………………………..

3-4

РАЗДЕЛ I. 1. Теоретическая часть

1.1 История возникновения иллюзий…………………………………...


5

1.2 Причины иллюзий………………………………………………...….

5-6

1.3 Виды иллюзии ……………………………………………...…..……

6-7

1.4 Виды оптических иллюзий…………………………………………..

7-9

1.5 Применение иллюзий в жизни………………………………………

9-12

Раздел II. 1. Практическая часть

Результаты исследования, анализ результатов исследования ………..

Результаты анкетирования……………………………………...……….

Проведение экспериментов

Эксперимент №1. Создание эскизов иллюзий своими руками………

Эксперимент №2. Иллюзия в фотосъёмке……………………………...

Эксперимент №3. Иллюзия в одежде…………………………………...

Заключение…………………………………………………………..….

Используемая литература………………………..……………………

Приложение…………………………………………………………...…


13-14

14-15


15-17

17-18

18-19

19

20

21-37

















Введение.

С 7 класса мы изучаем геометрию. При решении геометрических задач используем чертеж, который дает нам примерную картину и иногда неверно сделанный чертёж приводит к неверным выводам, а значит и к неверному решению. Если посмотреть вокруг себя, то можно увидеть, что геометрические фигуры везде и каждый их них имеет свою форму с определёнными размерами. Наш зрение дает картинку, и мы даем оценку размеров предмета или фигуры. Но очень часто зрение нас обманывает и даёт нам не верную информацию о предмете. Именно здесь, в этих моментах мы сталкиваемся со зрительной иллюзией. В наше время художники, модельеры, дизайнеры используют в своих работах геометрическую иллюзию создавая красивые вещи или рисунки.

Цель моей работы: изучить понятие «геометрическая иллюзия» и провести социальное исследование.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие «геометрическая иллюзия», виды геометрической иллюзии;

  2. Рассмотреть применение геометрической иллюзии в геометрии, в искусстве.

  3. Провести социальное исследование, объясняющее иллюзии с точки зрения геометрии

Методы: опрос; анкетирование; сравнение; изучение СМИ; анализ полученных данных.

Гипотеза: истинная природа не такая как мы видим её своими глазами.

Актуальность: использование геометрических иллюзий для создания 3-D изображений; моделирование одежды; создание интерьера здания или комнаты; применение в архитектуре.

Объект-геометрическая иллюзия.

Предмет- причины возникновения иллюзий.

Практическая значимость: в современном мире мы встречаем интересные изображения, которые хочется разгадать как фокус, а лучше найти чёткое объяснение зрительному обману.

Продукт: создание методического пособия «Гимнастика для глаз».



























РАЗДЕЛ I. 1. Теоретическая часть

1.1 История возникновения иллюзий.

Древняя Греция

История оптических иллюзий восходит к V веку до нашей эры, когда Эпихарм впервые представил объяснение этого явления. Эпихарм полагал, что даже если наш мозг знает и понимает все ясно, органы чувств обманывают нас и демонстрируют собой оптическую иллюзию. Другой греческий философ того же времени, Протагор, придерживался иного мнения. Он считал, что нас дурачит окружающая среда, а не чувства. Взгляды, представленные Эпихармом и Протагором, добавили путаницы относительно того, что на самом деле является оптическими иллюзиями. (Приложение №1 рис. 1 и рис.2)

С течением времени знания об оптических иллюзиях обогащались различными исследователями и философами. Мысли, представленные Платоном, также дают некоторое представление об этом предмете. Платон считал, что расшифровка обмана и, в конечном счете, реальности, стоящей за иллюзиями, возможна с использованием, как чувств, так и ума.

Один из примеров оптических иллюзий прошлого связан с крышами греческих храмов. Крыши этих храмов были построены наклонно. Такой способ строительства создавал иллюзию, что крыши были горизонтальными. Это произошло потому, что крыша и стены, когда они были точно перпендикулярны друг другу, создавали иллюзию, что крыша изогнута или вогнута.

1.2 Причины возникновения иллюзий

Исследователи условно разделили факторы возникновения оптических иллюзий: ложная передача сигналов зрению при помощи нервов, вследствие чего мозг получает неверную информацию, приводя к искажённому изображению.

Свет, отражающийся от других предметов, который неправильно воспринимает зрительная система, из-за чего человек получает ирреальное представление об объекте. Временное нарушение мозговой деятельности, в связи с которым поступает недостоверная информация.

Есть и отдельные случаи, в которых иллюзия возникает сразу по нескольким причинам.

1.3 Виды иллюзий

1) Физические иллюзии — ошибки восприятия, обусловленные физическими свойствами объектов. Например, это раздельное восприятие вспышки молнии и грома во время грозы. (Приложение №2 рис.1)

2)Физиологические иллюзии — восприятия, вызванные различными не соответствующими им раздражителями периферических аппаратов органов чувств, отвечающих на эти раздражения специфическим образом. (Приложение №2 рис.2)

3) Аффективные иллюзии- это иллюзии любых органов чувств, возникающие под влиянием сильных эмоций (гнев, страх) при наличии слабого раздражителя (слабая слышимость или освещенность) с признаками астении. (Приложение №2 рис.3)

4) Вербальные иллюзии — это отдельные слова, сказанные кем-то случайно и не имеющие отношения к больному, который их трактует по-своему. (Приложение №2 рис.4)

5)Парейдолические иллюзии (функциональные)— это иллюзорное восприятие любого реального объекта. (Приложение №2 рис.5)

6) Слуховая иллюзия (звуковая)— ложное восприятие любого реального звука или внешнего раздражителя.

7)Оптическая иллюзия - ошибка в зрительном восприятии, вызванная неточностью или неадекватностью процессов не осознаваемой коррекции зрительного образа, а также физическими причинами. (Приложение №2 рис.6)

8)Органические (метаморфопсии) — искаженное восприятие формы, величины, цвета, покоя или движения, пространственного расположения реально существующих предметов или явлений. (Приложение №2 рис.7)

9) Иллюзии осознаваемости (воплощённой осознаваемости) — ощущение, что рядом якобы кто-то находится; этот вид иллюзий выделен К. Ясперсом; по мнению автора, данный вид иллюзий является признаком формирования галлюцинаций и бреда. Согласно иным классификациям, подобное ощущение является галлюцинацией общего чувства. (Приложение №2 рис.8)


1.4 Виды оптических иллюзий.

Оптические иллюзии можно разделить на следующие виды:

1.Иллюзия Мюллера-лайнера

Иллюзия «Мюллера-Лайнера» возникает тогда, когда Вы смотрите на два разных отрезка, обрамленных стрелками. Стрелка, обрамленная острием кажется нам короче стрелки обрамленной хвостовиком. Эту иллюзию впервые описал немецкий психиатр Франц Мюллер-Лайнер в 1889 году. Есть множество объяснений этой иллюзии, но ни один из них не признан абсолютно достоверным. Наиболее современная трактовка объясняет иллюзию как статистический результат наблюдений внешних изображений — в сценах естественные зрительные элементы, обрамленные остриями, обычно короче элементов с хвостовым оперением. Лондонские исследователи полагают, что иллюзия демонстрирует, как мозг рефлекторно обрабатывает информацию. И мы видим то что мозг хотел видеть, а не объективную реальность. (Приложение №3 рис.1)

2.Иллюзия Понцо

Иллюзия Понцо — оптическая иллюзия, впервые продемонстрированная итальянским психологом Марио Понцо в 1913 году. Он предположил, что мозг человека определяет размер объекта по его фону. Понцо нарисовал два одинаковых отрезка на фоне двух сходящихся линий, наподобие уходящего вдаль железнодорожного полотна. Верхний отрезок кажется крупнее, поскольку мозг интерпретирует сходящиеся линии как перспективу (как две параллельные линии, сходящиеся на расстоянии). Поэтому мы думаем, что верхний отрезок расположен дальше, и полагаем, что его размер больше. Кроме сходящихся линий, силу эффекту добавляет уменьшающееся расстояние между промежуточными горизонтальными отрезками. (Приложение №3 рис.2)

3.Иллюзии связанные с особенностями строения глаза.

а) Слепое пятно

Слепое пятно — это область не чувствительная к свету в месте, где рецепторы, идущие, от нервных волокон собираются в зрительный нерв. (Приложение №3 рис.3)

б) Иллюзия Перельмана

Иллюзия Перельмана. На заполненном клетками фоне буквы кажутся наклонными. Но в действительности буквы параллельны друг другу. Несмотря на то, что каждая линия кажется здесь не параллельной, оказалось, что параллельность для них выполняется. Иллюзии переработки информации. (Приложение №3 рис.4)

в) Иррадиация

Иррадиация - оптическое явление, при котором вследствие иллюзии зрения освещенная поверхность кажется больше, чем неосвещенная. Иными словами, это явление, при котором светлые фигуры на черном фоне кажутся больше, чем темные фигуры на светлом фоне. (Приложение №3 рис.5)

г) Вертикально-горизонтальная

Вертикально-горизонтальная иллюзия — это тенденция наблюдателей переоценивать длину вертикальной линии относительно горизонтальной линии такой же длины. Она включает отрезок, поделённый пополам, который заставляет биссектрису отрезка казаться длиннее, чем разделённый отрезок. Люди часто переоценивают или недооценивают длину биссектрисы по сравнению с разделённым пополам отрезком такой же длины. Это происходит, даже если люди знают, что линии имеют одинаковую длину.

д) Восприятие размера

Иллюзия Эббингауза— иллюзия восприятия относительных размеров. Суть этой иллюзии заключается в том, что два круга, идентичные по размерам, помещаются рядом, но вокруг одного из них находятся круги большого размера, тогда как другой окружён маленькими кружками, при этом первый круг кажется намного меньше второго. (Приложение №3 рис.6)

е) Параллелограмм Зандера

Параллелограмм Зандера — это оптическая иллюзия, описанная немецким психологом Фридрихом Зандером в 1926 году. Однако она была ранее опубликована Мэтью Лакишем в его книге «Визуальные иллюзии: их причины, характеристики и применения» в 1922 году.

Диагональная линия, делящая пополам больший левый параллелограмм, кажется, значительно длиннее, чем диагональная линия, делящая пополам меньший правый параллелограмм, но на самом деле она такой же длины. (Приложение №3 рис.7)


1.5 Применение иллюзий в жизни

В архитектуре

Оптические иллюзии нередко использовались и в архитектуре с целью получения задуманного визуального эффекта. Авторы проектов специально нарушали правильную геометрию, меняя пропорции искажая контуры элементов, наклоняя их по горизонтали и вертикали для того чтобы «перехитрить» зрение. В пример можно привести Парфенон, главный храм Акрополя в Афинах. При создании они использовали явление иррадиации. Греческие архитекторы при постройке Парфенона учли, что угловые колонны храма будут расположены на фоне светлого неба, а средние — на фоне темного святилища. Они спроектировали боковые колонны более широкими, чем средние, а также уменьшили расстояние между ними и соседними. Визуально же все колонны кажутся совершенно одинаковым, разная величина выявляется только при измерении. Нередко использовали также прием «обратной перспективы». Если смотреть снизу-вверх, находясь в любом узком высоком здании, то будет казаться, что стены сужаются кверху. Архитектор эпохи Возрождения Джотто ди Бондоне, проектируя колокольню во Флоренции, сделал верхнюю часть шире, чем основание, но при этом здание изнутри казалось совершенно одинаковым по всей высоте. (Приложение №4 рис.1 и рис. 2)

В моде

Если изучить историю костюма, то мы увидим, как "сужали" талию с помощью очень широких юбок и туго затянутого корсета, завышали линию талии, чтобы ноги казались длиннее, украшали горловину огромным воротником "фреза", создавая иллюзию маленькой головы, и т.д. Рассмотрим несколько примеров:

Иллюзия полосатой ткани.

При сложном расположении полос (например, под углом) важно учесть, что углы, образуемые встречными полосами, направленными острием вверх, сокращают ширину бедер полной фигуры. Углы, направленные острием вниз, наоборот, зрительно расширяют бедра, даже если сделать вертикальную вставку посередине. (Приложение №4 рис.3)

Диагональные линии.

          Диагональ работает лучше, чем единственная вертикаль, но когда она стремится к вертикали. Очень наглядно демонстрирует V-образный вырез горловины. Чем вырез сильнее стремится к острому углу, тем больший эффект сужения плеч и удлинения шеи мы получим. А диагональные линии, стремящиеся к горизонтали, способны расширять плечевой пояс. (Приложение №4 рис.4)

Иллюзии в изобразительном искусстве

1) Двойственные картины, обманки

Двойственные картины, то есть изображения, которые содержат внутри себя невидимые на первый взгляд элементы.

Рассмотрим двойственные картины на примере картины Октавио Окампокартина «Птичье счастье» (Приложение4, рис.4.7)

Картины Октавио обладают занимательной способностью — обманывать наш мозг, используя такие свойства парейдолии и способность узнавать хорошо знакомые предметы, не вдаваясь в детали. На картине, слева можно увидеть несколько птиц и дерево. С другой стороны, если присмотреться, то можно усидеть и лицо девушки.

На картинке справа можно увидеть несколько деревьев, людей и пару домов. А если не всматриваться в картинку, то можно увидеть лицо мужчины.

2) Деформированное изображение анаморфозы

Анаморфоз — это деформированное изображение, при первом взгляде недоступное для восприятия, складывающееся в узнаваемый образ только под определенным углом, либо отражаясь в зеркальной поверхности (всевозможные кривые зеркала, а также стальные цилиндры и конусы).

Анаморфозы являются вообще отдельным представителем оптического искусства, изображения на картинах нужно рассматривать только с определённого ракурса, на конкретном расстоянии или при помощи специально изготовленного зеркала, получившего название анаморфоскоп.

Рассмотрим на примере картины «Таинственный остров.» (Приложение №4, рис. 6)

На ней изображен морской берег и расходящиеся в стороны волны, открывающие взору двух странников, стоящих на берегу, морское дно и обломки затонувшего корабля. Взглянув на отражение этой картины в цилиндрическом зеркале, мы увидим портрет писателя-художника – Жюль Верна.

3) Картины-Перевертыши

Замысел заключается в том, что при повороте картин на 180 градусов менялся не только жанр, но и смысл изображения.

На данной картинке можно увидеть три привлекательные девушки, но если перевернуть картинку, то вместо красивых дам мы увидим женщин в преклонном возрасте. (Приложение №4 рис.8)


Иллюзия в современном интерьере

Добавьте объема

Обои с 3D эффектом на пике популярности уже не первый год. Однако, если прежде в тренде была макросъемка и пейзажи, сегодня фокусируем внимания на простые геометричные принты, которые заставляют гадать: перед вами плоская стена или рельеф? Пользоваться таким приемом стоит осторожно: псевдо-объемные конструкции сильно перетягивают внимание на себя. И, если в комнате есть другие активные фактуры (например, паркетная «елочка, разумно ограничиться одной стеной с 3D-обоями, а остальные оформить предельно лаконично). Если в отделке преобладают спокойные фактуры, можно рискнуть и оформить все стены в геометрическом ключе. (Приложение №4 рис.9)

Окно в другой мир

Зеркало — многофункциональный инструмент, который много веков используют для создания оптических иллюзий. Вспомните фальшь-окна в Зимнем дворце или любой европейской резиденции, где зеркала в оконных рамах крепили на стену, чтобы сделать пространство более легким. Этот прием можно использовать не только в классическом интерьере и не только с зеркалом. Можно имитировать окно при помощи лайтбокса или постера. (Приложение №4 рис.10)

II РАЗДЕЛ 2. 1.Практическая часть

Результаты исследования, анализ результата исследования

2.1. Опрос обучающихся

При изучении темы «Геометрические иллюзии», я решила сначала провести тестирование среди обучающихся с 6 по 11 класс, для выявления насколько правильно человек воспринимает изображения.

В тестирование приняли 50 обучающихся.

Анкетирование

Вопрос

Ответ

  1. Знаете ли вы что такое иллюзии?


☐Да ☐нет

  1. Какой отрезок на рисунке имеет большую длину?

☐Первый

☐Второй

☐Они равны

  1. На рисунке изображено две фигуры, определите на какой круг в центре больше?


☐Слева

☐Справа

☐Одинаковые

  1. Какое изображение куба используется при изучении геометрии?

☐Слева

☐Справа

☐Оба

  1. Какой отрезок длиннее АВ или АС?



☐АВ

☐АС
☐АВ=АС


2.2. Результаты анкетирования:

В анкетировании участвовало 50 человек. По результатам анкетирования оказалось, что 74% опрошенных обучающихся знают, что такое иллюзии, и 26 % опрошенных обучающихся не знают, что такое иллюзии. (Приложение №5 рис.1)

Используя иллюзию Мюллера-Лайера направленную на восприятия длина линии зависящею от конфигурации других линий, находящихся на её концах 39% опрошенных обучающихся, ответили, что на первом рисунке линии имеет большую длину, чем на втором. А 48% опрошенных обучающихся считают, что на втором рисунке отрезок длиннее, чем на первом. (Приложение №5 рис.2)

Используя иллюзия Эббингауза-Титченера которая направлена на восприятия как более крупный среди мелких предметов, так и более мелким среди больших предметов. 82% опрошенных обучающихся ответили, что круг находящийся на рисунке справа больше чем на рисунке слева. 10% опрошенных обучающихся считают, что круг находящийся слева больше чем круг справа. И только 8% обучающихся считают, что круги в центре равны. (Приложение №5 рис.3)

На четвёртый вопрос 28% обучающихся ответили, что куб находящийся слева используется для решения задач в геометрии, а 30 % посчитали, что куб для решения задач в геометрии находится справа. Данных вопрос был направлен на анализ пространственного восприятия фигуры или графических изображений. (Приложение №5 рис.4)

Используя параллелограмм Зандера направленный на сравнение длин отрезков в параллелограмме 83% обучающихся считают, что отрезок АВ длиннее отрезка ВС. 15% обучающихся считают, что отрезок АС длиннее отрезка АВ и только 2% обучающихся ответили, что отрезки равны. (Приложение №5 рис.5)

По результату проведенного анкетирования можно прийти к выводу, что большинство числа опрошенных ошибаются в реальном восприятии изображения фигуры. Результаты проведенного анкетирования показывают необходимость изучения данной темы, для объяснения возникновения иллюзий при искажённом восприятии предметов


2.3. Проведение экспериментов

Эксперимент №1. Создание эскизов иллюзий своими руками

Изучая данную тему у меня появилось желание создать иллюзию своими руками, провести эксперимент. Для проведения эксперимента я взяла 4 чистых листа бумаги.

На первом листке решила изобразить невозможный треугольник. Взяла линейку и начертила обычный треугольник, провела линии параллельно сторонам треугольника, параллельные линии соединяем, а лишние линии убираем. В результате у меня появился невозможный треугольник. Добавляя окраску своему треугольнику, я придала больший эффект, что такого треугольника не существует. (Приложение №6 рис.1)

На втором листке бумаги я изображала иллюзию лестницы. Для начала необходимо сложить лист пополам, затем проводим по середине листа две параллельные линии, таким образом, что линии на обоих частях листа были одинаковыми. От начало параллельных линии необходимо провести две непересекающиеся линии. На проведенных линиях проводим горизонтальные линии, имитирующие ступеньки. На параллельных линиях необходимо так же провести параллельные линии таким образом, чтобы они не пересекали другие параллельные линии, имитирующие ступени. Теперь остается хорошо согнуть лист и выпрямить верхнюю часть листа. В результате у меня на листке бумаге имитация лестницы. (Приложение №6 рис.3)

На третьем листке бумаги пыталась создать иллюзию двойного треугольника. Для начала необходимо начертить три окружность из которых будет выходить вершины треугольника, вершинами треугольника будут служить центры данных окружностей. Далее начертим треугольник, части окружности, находящиеся в треугольнике необходимо стереть и линии, соединяющие окружности стираем. Для завершения иллюзий двойного треугольника между окружностями необходимо начертить острые углы, таким образом, что при соединениях этих линии мог бы получить треугольник. (Приложение №6 рис.4)

На четвёртом листке бумаги изображаем овал в центре листка. Весь листок бумаги необходимо разметить клетками причем внутри овал останется не тронутым. Все клетки необходимо закрасить в шахматном порядке, одна клетка белая, а другая черная. Внутри овала необходимо провести вертикальные, изогнутые линии. Так же внутри овала проводим параллельные, горизонтальные линии. Получившиеся клетки внутри овала необходимо закрасить в шахматном порядке таким образом, чтобы черная клетка овала переходила в белую клетку, находящуюся за овалом. В результате моих построений на листке бумаге возникла иллюзия движения шара. (Приложение №6 рис.2)

Целью данного эксперимента было создание своими руками иллюзий. Проведя эксперимент, я прихожу к выводу, что при создании геометрических иллюзий это очень интересно и достаточно сложно передать того чего нет. А порой даже очень сложно разгадать истину в увиденном, реально оценить истинные формы фигуры. Не всегда наше восприятие дает нам четкую картину об увиденном, в искаженном в виде. Для создания иллюзии мне необходимо знание геометрии: понятие геометрических фигур; свойства геометрических фигур; логическое мышление; мысленный образ реального предмета, с сохранением реальных форм и размеров.

Эксперимент №2. Иллюзия в фотосъёмке

Фотография человека может рассказать о многом, даже целую историю. Современные модельеры берут свои идеи для создания моделей в мире, который их окружает. Фотографии с применением оптических иллюзий в последнее время пользуется большой популярностью. И мы, школьник, в этом случаи не исключение. Такие фотографии открывают более широкий взгляд на многие вещи, показывая, что реальность не ограничена. Так же как многие мои сверстники решила попробовать применить оптические иллюзии в фотосъёмке.

В начале я подставила руку к подоконнику, около горшечного цветка и сфотографировала. Тем самым попыталась создать иллюзию, что цветок находиться у меня на ладони. (Приложение №6 рис.5)

В проведении дальнейших экспериментов я задействовала маму, которая помогла мне создать, следующую фотографию. Я встала, подняла руки, мама протянула ко мне руку тем самым, стараясь обхватить меня за талию. (Приложение №6 рис.6)

В следующей фотографии мама присела на корточки, а я попыталась сделать так, чтобы мама оказалась у меня между большим и указательным пальцем. И иллюзия удалась. (Приложение №6 рис.7)

На последней фотографии я встала соединила руки между собой, а ладони раскрыла. В то же время мама постаралась сделать так, чтобы в мои ладони поместился Чупа-чупс. Тем самым создавая иллюзию размера. (Приложение №6 рис.8)

Эксперимент №3. Иллюзия в одежде.

Применение вертикальных и горизонтальных полосок в моде достаточно долгое время популярно. Мы можем встретить полоску не только в домашней одежде, но и в дизайне одежду делового стиля. Вертикальные полосы на блузках удлиняют и стройнят фигуру, а брюки в вертикальную полоску визуально удлиняют длину ног.

Полосы могут быть разной ширины и разного цвета. Горизонтальные полоски в одежде применяются для того, чтобы части тела сделать одинаковыми (например, увеличить ширину плеч) создавая иллюзия заполненного пространства.

В своём гардеробе я нашла рубашки и кофты в горизонтальную полоску и убедилась в том, что горизонтальные полоски действительно увеличивают длину плеч, а вертикальные полоски делают мою фигуру более стройной. (Приложение №6 рис.9 , рис.10, рис.12)

Применение клетки в моделировании одежды так же увеличивают части тела. (Приложение №6 рис.11) Применение сочетания цветов в одежде играет большую роль в имидже каждого человека. И всем известно, что светлые тона, а в моём случаи белый цвет водолазки увеличивает фигуру, а темный цвет уменьшает. В проведении эксперимента в сочетании белого и черного цветов я применяю иллюзию иррадации. (Приложение №6 рис.13, рис.14, рис.15)

Подводя итоги практической части своей работы прихожу к выводу о том, что информация, которая поступает в наш мозг зачастую в искаженном виде и оценить реально вещи достаточно очень сложно. Восприятие цвета, формы, размера влияет на наше зрение. Применение иллюзий в нашей жизни становиться неотъемлемой частью нашего развития. И я хочу предложить вашему вниманию методическое пособие в виде брошюры «Гимнастика для глаз», которую можно применять на уроках в виде физминуток.


Заключение

При рассмотрении темы моей исследовательской деятельности, для меня четко разграничились виды иллюзий. Человек не всегда может реально оценить ситуацию.

В результате своей работы я прихожу к выводу, что моя гипотеза «Истинная природа не такая как мы видим своими глазами» подтвердилась. Каждый из нас смотрит на мир своими глазами, но вот что он видит зависит от некоторых факторов таких как настроение, физическое состояние человека. Использование иллюзий в своей работе несёт положительные моменты: улучшение памяти, снятие глазного напряжения; увеличение работы мозга, помогает лучше справляться с усвоением материал.

По итогу проделанной работы можно сделать следующие выводы:

  1. Особенности строения глаза дает возможность иллюстрации различных видов иллюзий.

  2. Оптические иллюзии в первую очередь — это работа мозга, которую воспринимает наше зрение.

  3. Применение иллюзий в современном мире открыло новые возможности в архитектуре, искусстве фото и видеосъёмке, дизайне, живописи и т.д



Список используемой литературы



  1. Википедия

  2. Кононенко, Р. Сальвадор Дали. Том 41/ Р.Кононенко. – Москва: Изд. ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», 2010. – 48 с.

  3. Мосин, И. Мировое искусство. Оптические иллюзии в живописи и графике / И.Мосин. – Москва: Изд. «Кристалл», 2007. – 147с.

  4. Перельман, Я.И. Занимательная физика. Книга 1 / Я.И.Перельман. – Москва: Изд. «Наука», 1976. – 271 с.

  5.  Перельман, Я.И. Занимательная физика. Книга 2 / Я.И.Перельман. – Москва: Изд. «Наука», 1976. – 271 с.

  6. Сомов, Е.Е. Клиническая анатомия органа зрения человека / Е.Е.Сомов. – Санкт-Петербург, 1997. – 114 с.

  7. http://illuzi.ru/node/633

  8. http://infoglaza.ru/ztrglaza/1-stroenie-glaza 06.01.2015

  9. http://ppt4web.ru 04.01.2015 17.53

  10. http://www.netlore.ru/node/2713 (комната Эймса)

































Приложение №1.

История возникновения иллюзий

Рис. 1 Протогор Рис. 2 Эпихарм



Приложение №2.

Виды иллюзий

Рис.2.1 Физическая иллюзия Рис. 2.2 Физиологическая иллюзии










Рис.2.3 Аффективная иллюзия Рис.2.4 Вербальная иллюзия

Рис.2.5 Парейдолическая иллюзия Рис. 2.6 Оптическая иллюзия

Рис.2.7 Органическая иллюзия Рис.2.8 иллюзия осознаваемости

























Приложение №3

Виды оптических иллюзий

Рис. 3.1 Иллюзия Мюллера-Лайнера Рис. 3.2 Иллюзия Понцо

Рис. 3.3 Слепое пятно Рис.3.4 Иллюзия Перельмана



Рис.3.5 Явление иррадиации Рис. 3.6 Иллюзия Эббингауза



Рис. 3.7 Параллелограмм Зандера



Приложение №4

Применение в иллюзии в жизни

Архитектура

рис.4.1Строительство домов рис. 4.2 Оформление комнат



Иллюзия в моделировании одежды

















Рис.4.3 расположение полос под разным углом рис.4.4ДиагональV-образного выреза

Использование иллюзий в изобразительном искусстве

рис.4.5 Двойная картина рис. 4.6 «Таинственный остров»















Рис. 4.7 Октавио Окампо «Птичье Счастье»



Рис. 4.8 картины перевертыши













Применение иллюзий в современном дизайне











Рис. 4.9 3D обои




Рис.4.10 фальш-окно


























Приложение №5


Результат анкетирования.



Рис. 5.1


Рис.5.2



Рис.5.3




Рис.5.4

Рис. 5.5













Приложение №6

Эксперимент№1

фотография №6.1 фотография №6.2



фотография №6.3 фотография №6.4













Эксперимент №2

фотография №6.5 фотография №6.6





фотография №6.7 фотография №6.8




Эксперимент №3



фотография №6.9 фотография №6.10 фотография № 6.11



фотография №6.12 фотография №6.13 фотография № 6.14







фотография №6.15


























Приложение№7

Брошюра

«Гимнастика для глаз»



















Автор: Кибисова Анастасия

Ученица 9 класса

МКОУ «Тэминская СОШ»

























Посмотрите в центр картинки.

У вас может возникнуть ощущение движения изображения.





















Осмотрите внимательно картинку. Сколько точек вы видите?












Рассмотрите картинку.

Эта иллюзия поможет снять вам излишнее напряжение с глаз.










Внимательно смотрите на красную точку в центре на протяжении минуты, старайтесь не моргать.

Возникает ощущение что окружность исчезает в некоторых местах.




















Внимательно смотрите на точки на носу мужчины на протяжении минуты, старайтесь часто не моргать.

Потом посмотрите на светлую поверхность (например, потолок)

И начните быстро моргать.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!