СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный проект "Гигиенические свойства мыльных средств"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный проект в 9 классе "Гигиенические свойства мыльных средств"

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект "Гигиенические свойства мыльных средств"»

Оглавление

Введение 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ 5

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 7

2.1. Получение мыла 7

2.2 Данные опроса, среди учащихся 5 классов соблюдения личной гигиены 9

Заключение 10

Список литературы 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 12

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………….………………………………………….13





































Введение



«Гигиена» в переводе с греческого означает целебный, приносящий здоровье. Гигиена — это раздел профилактической медицины, изучающей влияние внешней среды на здоровье человека. Косметика тесно взаимосвязана с гигиеной, потому как имеется много косметических средств (лосьоны, кремы, шампуни и др.), которые выполняют гигиеническую функцию. К основным, повседневным гигиенические средствам следует, прежде всего, отнести различные виды мыла (твердое, жидкое) и моющие средства, разнообразные чистящие зубные пасты, дезодоранты, средства ухода за кожей, волосами.

Актуальность данной темы заключается в том, что гигиена важна в профилактике многих заболеваний. Вместе с тем, она выполняет функцию обнаружения и устранения вредных факторов окружающей среды. Она обеспечивает здоровье, работоспособность, сопротивляемость человека, а также его организма. Существуют разные виды гигиены.

1.Личная гигиена -это самый известный раздел гигиены, это свод правил по содержанию тела, одежды и предметов домашнего обихода. Нарушения требований личной гигиены могут сказаться на здоровье как одного человека, так и очень больших групп людей (коллективы предприятий, семьи, члены различных сообществ и даже жители целых регионов).

2.Гигиена питания- неправильное питание, фактор развития проблем пищеварительной системы, появления лишнего веса и даже злокачественных новообразований. Ежедневный рацион человека должен включать в себя не только вкусно приготовленные блюда, но и быть сбалансированным. В нем в необходимых пропорциях должны содержаться белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества.

3. Гигиена труда- предметом ее изучения является трудовая деятельность человека и производственная среда, а также физиологические процессы, которые связаны с трудовой деятельностью. Специалисты по гигиене труда разрабатывают мероприятия, направленные на создание благоприятных условий работы.

4. Гигиена населенных мест- этот раздел гигиены носит также название «коммунальная гигиена». Его интересует среда, в которой обитает человек (жилище, вода, воздух, почва и так далее). Задачей коммунальной гигиены является обеспечение благоприятных условий для жизни.

5.Радиационная гигиена-этот раздел гигиены занимается проблемами защиты людей от негативного воздействия ионизирующей радиации. Радиационная гигиена тесно взаимодействует с такими науками, как радиохимия, радиобиология и ядерная физика. Специалисты по радиационной гигиене не только определяют предельно допустимые уровни облучения, но и разрабатывают принципы защиты при работе с радиоактивными веществами и источниками излучений, которых в наши дни становится все больше и больше.

Гигиеническими знаниями должны обладать не только медики. Они важны для каждого человека. Придерживаясь правил гигиены, мы сможем избежать множества инфекционных и неинфекционных заболеваний, а также уберечь от них своих близких.  

Цель, проекта - изучение гигиенических свойств мыльных средств, понятие гигиена.

Для достижений цели проекта необходимо выполнить следующие задачи:

  • изучить историю появления гигиены;

  • исследовать химический состав и свойства мыльных веществ;

  • определить практическую значимость мыльных веществ в гигиене.

Объект исследования - гигиенические свойства мыльных средств. Предмет исследования - химический состав мыльных средств, и их практические свойства.

Гипотеза - проблемы не соблюдения полноценной личной гигиены и их последствия.


ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ



Истоки гигиены уходят в древность. Элементы гигиены имелись уже при первобытнообщинном строе: оказывалась помощь при несчастных случаях, ранениях, родах, женщины поддерживали чистоту в жилище, собирали лекарственные растения. В качестве лечебных мер применялись вода, воздух, солнце. В рабовладельческом обществе большое значение отводилось массажу, водным процедурам. Гигиенические ритуалы постепенно приобретали характер таинств, храмы становились местами оказания медицинской помощи, врачевания. Наибольшего расцвета гигиена достигла в Древней Греции. Основоположником античной медицины считается Гиппократ (около 460 – 377 г. до н.э.). Он написал трактаты «О здоровом образе жизни», «О воздухе, водах и местностях». Греческие философы Платон и Аристотель в своих произведениях развили идею Гиппократа о влиянии окружающей среды на здоровье людей. В Древнем Риме была создана система медицинского обеспечения в армии, созданы водопровод, купальни и бани. В средние века (VI – XIV вв.) произошел упадок личной и общественной гигиены, войны и низкий культурный и материальный уровень населения служили благоприятной почвой для развития эпидемий (чума или «черная смерть» в XIV веке унесла 25 млн.жизней).

В 1370 – 1374 гг. в Венеции впервые была применена система карантина, предусматривающая выявление больных и лиц, прибывших из «подозрительных» местностей, и истребление огнем вещей, принадлежащих зараженным.

В эпоху Возрождения (в XV – XVI вв.), особое внимание уделялось профессиональной гигиене. Первым сочинением в этой области является научный трактат итальянского врача Рамаццини о болезнях ремесленников.

В XVII – XVIII и особенно в XIX в.стала развиваться экспериментальная гигиена. В конце XII в.в Пруссии создается общегосударственный орган управления медицинскими делами.

В Англии в XVII – XVIII вв. врачи выступили с предложениями об организации государственного здравоохранения.

Основоположником гигиенической науки считается немецкий ученый Макс Петтенкофер (1818 – 1901). Он ввел в гигиену экспериментальный метод, благодаря чему она превратилась в точную науку. Петтенкофер уделял первостепенное внимание окружающей среде в этиологии заболеваний. Он наметил основные пути ее оздоровления и обращал также внимание на личную гигиену.

Отечественная гигиена развивалась самобытным путем, и многие санитарные мероприятия были осуществлены в России раньше, чем на Западе.

Во время царствования Петра I была создана медицинская канцелярия, он издал указ по охране здоровья населения, учредил запись родившихся и умерших, создал систему медико – санитарного обеспечения армии. При Петре I увеличилось число врачей, лечебных учреждений, организовывались военные госпиталя и гражданские больницы. По инициативе М.В.Ломоносова в 1764 г.был открыт медицинский факультет при Московском университете. Важную роль в развитии гигиены сыграли основоположники отечественной терапии М.Я.Мудров и С.Г.Зыбелин. они обобщили и разработали систему гигиенических мероприятий по профилактике многих заболеваний.

В 1882г. была создана кафедра гигиены в Московском университете, ее возглавил Ф.Ф.Эрисман (1842 – 1915). Эрисман внес большой вклад в гигиеническую науку и санитарную практику. В своей научной работе он придавал первостепенное значение лабораторному исследованию и эксперименту. В 1921 г.вышли его двухтомное руководство «Основы гигиены» и «Курс общей гигиены», где четко сформулирована конечная цель: «Основная задача этой науки заключается в том, чтобы сделать развитие человека наиболее современным, упадок жизни – наименее быстрым, жизнь – наиболее сильной и смерть – наиболее отдаленной».

В 1922 г.вышел декрет «О санитарных органах республики», который явился первым законом, определившем права, обязанности, объем деятельности и структуру санитарных органов страны, что явилось началом организованного государственного санитарного надзора.



ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ



2.1. Получение мыла


Мы́ло — моющее средство гигиенической косметики (туалетное мыло) или бытовой химии (хозяйственное мыло), основным компонентом которого являются водорастворимые соли жирных кислот. Моющее действие мыла основано на способности его водного раствора пениться и проникать в поры различных веществ; вместе с жирами образовывать эмульсии: обволакивать жировые загрязнения, заставлять их отделяться от поверхности вещества и удерживаться во взвешенном состоянии. Это свойство олеофильности и гидрофобности молекул мыла по отношению к жирам и воде.

Существует несколько классификаций мыл.

1.По растворимости мыла делят на:

  • Растворимые щелочные мыла — калиевые, натриевые, аммониевые соли жирных кислот. В зависимости от природы катиона мыла растворимость в воде увеличивается в ряду: Li+ — Na+ — K+ — NH4+.

  • Нерастворимые металлические мыла — соли поливалентных металлов (Ca, Mg, Ni, Mn, Al, Co, Pb).

2.По консистенции:

  • Жидкие мыла – соли калия, аммония

  • Твердые мыла – соли натрия, лития, поливалентных металлов

3.По назначе­нию:

  • хозяйственные,

  • туалетные,

  • тех­ни­че­ские,

  • ме­ди­цин­ские,

  • спе­ци­аль­ные

4.По спо­со­бу по­лу­че­ния:

  • клее­вые,

  • яд­ро­вые,

  • пи­ли­ро­ван­ные.

Технология приготовление мыла. Получение мыла основано на реакции омыления — гидролиза сложных эфиров жирных кислот (то есть жиров) с щёлочами, в результате которого образуются соли щелочных металлов и спирты.

В специальных ёмкостях (варочных котлах) нагретые жиры омыляют едкой щёлочью (обычно каустической содой). В результате реакции в варочных котлах образуется однородная вязкая жидкость, густеющая при охлаждении — мыльный клей, состоящий из мыла и глицерина. Содержание жирных кислот в мыле, полученном непосредственно из мыльного клея обычно 40—60 %. Такой продукт имеет название «клеевого мыла». Способ получения клеевого мыла принято называть «прямым методом».

«Косвенный метод» получения мыла заключается в дальнейшей обработке мыльного клея, который подвергают отсолке — обработке электролитами (растворами едкой щёлочи или хлористого натрия), в результате происходит расслоение жидкости: верхний слой, или мыльное ядро. Содержит не менее 60 % жирных кислот; нижний слой — подмыльный щёлок, раствор электролита с большим содержанием глицерина (также содержит загрязняющие компоненты, содержавшиеся в исходном сырье). Полученное в результате косвенного метода мыло носит название «ядрового».

Высший сорт мыла - пилированное, получают при перетирании высушенного ядрового мыла на валиках пилирной машины. При этом в конечном продукте содержание жирных кислот повышается до 72-74 %, улучшается структура мыла, его устойчивость к усыханию, прогорканию и действию высоких температур при хранении. При использовании в качестве щёлочи каустической соды получают твердое натриевое мыло. Мягкое или даже жидкое калиевое мыло образуется, когда применяется каустический поташ.

В лаборатории школы, изучив теоретический материал, провели практическое исследования технологии производства мыла. Для приготовления мыла были использованы следующие ингредиенты:

1.животный жир- С17Н35 — СООН;

2. спирт- C2H6O;

3.диссциллированная вода-H2O;

4.гидроксид натрия (щелочь)-NaOH;

Указанные ингредиенты были помещены в круглодонную стеклянную колбу(Приложение 1, рис. 1), колба была установлена в держатель, по средствам спиртовой горелки колба нагревалась (Приложение 1, рис.2). Была реакция выделения газа. Полученный раствор нагревался 25 минут. В результате, после остывания полученного раствора образовалась жидкость белого цвета (Приложение 1, рис 3). После остывания, жидкость была нанесена на поверхность ладони, растирая их жидкость, обладала мылкостью (Приложение 1, рис 4) . Полученное мыло не имело выраженного запаха потому, как при его производстве никакие амортизаторы в состав не добавлялись.



2.2 Данные опроса, среди учащихся 5 классов соблюдения личной гигиены


В ходе опроса учащимся пятых классов были заданны следующие вопросы:

  1. сколько раз в день вы моете руки?

  2. сколько раз в день вы чистите зубы?

  3. сколько раз в неделю вы моете голову?

  4. сколько раз в неделю вы моетесь в душе?

  5. какими средствами в течение дня вы обрабатываете руки?

а) жидкое мыло;

б) твердое кусковое мыло;

в) антисептик;

г) салфетки;

д) не обрабатываю руки.

Итоги опроса учащихся 5 классов представлены на диаграмме 1 по количеству соблюдения гигиенических норм в период времени. Какие средства предпочтительны, для обработки рук среди учащихся 5 классов представлены на диаграмме 2 (Приложение 2)

Следует вывод, что учащиеся пятых классов на достаточном уровне соблюдают правила личной гигиены. Предпочтительным средством для обработки рук среди учащихся пятых классов является- жидкое мыло.


Заключение



В ходе выполнения индивидуального проекта достигнута основанная его цель, изучены гигиенические свойства мыльных средств, раскрыто понятие гигиена. Для достижения цели реализованы следующие задачи:

1. изучена история появления гигиены;

2.исследован химический состав и свойства мыльных веществ;

3. определена практическая значимость мыльных веществ в гигиене.

Практическая часть проекта- изготовление мыла в лаборатории школы, исследование результатов опроса среди учащихся пятых классов, определение наиболее предпочтительного средства для обработки руки.

В завершении выполнения индивидуального проекта следует вывод, важность гигиены заключается в профилактике многих заболеваний. Вместе с тем, она выполняет функцию обнаружения и устранения вредных факторов окружающей среды. Гигиена обеспечивает здоровье, работоспособность, сопротивляемость человека, а также его организма. При не соблюдении гигиенических норм высок риск развития разных болезней, которые могут привести к неприятным последствиям. Самым основным и повседневным средством для соблюдения личной гигиены является- мыло. Изготовление мыла, возможно, как лабораторным путем так же изготовить мыло можно в домашних условиях из простых ингредиентов. Мыло имеет разнообразную форму: жидкое, твердое. По своим свойствам мыло различают на туалетное, хозяйственное, антибактериальное. Средства гигиены индивидуальны и всегда все выбирают их под себя так, как у всех разные организмы и предпочтения.

Опрос среди учащихся пятых классов по соблюдению личной гигиены и анализ данных говорит о том, что учащиеся пятых классов соблюдают личную гигиену, что способствует благоприятной эпидемиологической обстановке, не наблюдается закрытие учебного заведения на карантины, санитарные обработки.

Залог здоровья- чистые руки.














Список литературы


  1. Балуева О. «Энциклопедия для любознательных»- Ростов на Дону, Издательский дом «Проф-Пресс»-2018.-89 с.

  2. Зарапин В. «Энциклопедия научных опытов для школьников» –Москва, Эксмо, 2019. – 304 с.

  3. Куруськина М. « Открытия и изобретения»-Ростов на Дону, Издательский дом «Проф-Пресс»-2016.-87с.

  4. Медведская О. «Большая серия знаний Химия»- М «Русское энциклопедическое товарищество» 2018-128 с.

Интернет ресурсы:

  1. https://studfile.net

  2. https://helpiks.org/8-29638.html.

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мыло.

  4. https://studopedia.ru/15_29695_tehnologiya-izgotovleniya-mila.html .

  5. https://chemege.ru/zhiry/ .




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рисунок 1.

Рисунок 2.



Рисунок 3.


















Рисунок 4.





ПРИЛОЖЕНИЕ 2





12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!