СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный проект "Литература и кино"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект "Литература и кино"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

Средняя общеобразовательная школа №2 им. И.Г.Петровского г.Севска











Индивидуальный проект

Тема: «Литература и кино»







Выполнила

ученица 10 класса

Райковская Ольга Анатольевна


Руководитель проекта

Ф.И.О. Абрамченкова Татьяна Николаевна

учитель русского языка и литературы









Работа допущена к защите «_____» _______________ 2022 г.


Подпись руководителя проекта __________________ (__________________)






Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретическая часть 4

1.1 Роман Ф.М. Достовеского «Бесы» 4

1.2 Основа романа «Бесы» 4

1.3 Литературные критики о «Бесах» 5

1.4 Сериал Владимира Хотиненко «Бесы» 5

1.5 Съёмки «Бесов» 6

1.6 Концепция сериала 6

1.7 Символика в сериале 7

1.8 Плюсы и минусы экранизаций литературных произведений 8

2.Глава 2 Исследование 8

2.1. Анкетирование по теме ,,Литература и кино” 8

2.2. Диаграмма результатов анкетирования 8

Заключение 11

Список литературы: 12

Приложение 1 13

Приложение 2 15


















Введение

В своем проекте я рассказываю о взаимосвязи кино и литературы. В качестве примера беру экранизацию книги Ф. М. Достоевского «Бесы» и сравниваю её с первоисточником. В процессе работы я анализирую совпадения во взглядах режиссера и писателя и их подачу произведений. Проводить такой анализ непросто, ведь у каждого человека своё мнение на те или иные вещи, поэтому моя цель – оценить книгу и сериал с точки зрения того, где история рассказана наиболее точно. Я считаю, что кино оказывает огромное идейно-эстетическое воздействие на детей, подростков и зрителей намного старше. Это демократическое и общедоступное искусство, этим оно и прекрасно. Но возраст человека тоже может играть важную роль при ответе на вопрос «книга или фильм». Ведь правда, чаще за кинематограф выступают именно младшее поколение, в то время как старое сетует на него и пытается познакомить своих детей, а потом и внуков с бумажными источниками знаний. Русской классикой, коей и является книга «Бесы», зачитываются по всему миру. Это поистине бессмертные произведения, которые оставляют на сердце глубокие и сильные впечатления. Потому и неудивительно, что экранизации наших сюжетов пользуются огромной популярностью.



Актуальность темы: Литература и кино – это 2 формы одинаково важного искусства, которые не потеряют своей актуальности никогда. Но в связи с быстрым развитием технологий, а, следовательно, и различных спецэффектов в фильмах, книги все чаще игнорируются людьми. Поэтому мне и хочется показать, как важно правильно сочетать и то и другое направление.

Цель нашей работы: Обозначить плюсы и минусы экранизаций литературных произведений на примере сериала «Бесы»

Задачи:

1.Познакомиться с экранизацией книги Ф.М. Достоевского «Бесы»

2.Подробно изучить историю создания сериала

3.Сравнить книгу и фильм

4.Разработать презентацию

5.Обозначить плюсы и минусы экранизаций литературных произведений


Объектами нашего исследования являются книга и сериал


Предметом нашего исследования является значимость экранизаций в наше время


Для моего проекта больше всего подходит метод изучения и теоретический анализ информации литературных источников и сети Internet, а также обобщение полученной информации. Ещё я буду использовать эмпирические методы, а именно анкетирование и опрос.


Практическое применение: материал данного проекта, на мой взгляд, может быть использован для проведения школьных мероприятий и классных часов

Глава 1. Теоретическая часть
    1. Роман Ф.М. Достовеского «Бесы»

«Бесы» — роман о трагедии русского общества, в котором революционные настроения, по мнению Достоевского, являются следствием утраты веры. Работа над романом проходила в 1870–1871 годах за границей.



    1. Основа романа «Бесы»

В основу романа Достоевский положил громкое дело 1869 года об убийстве студента Ивана Иванова членами одного из революционных кружков во главе с нигилистом и революционером Сергеем Нечаевым с целью укрепления своей власти в террористическом кружке, против идей которого выступил Иванов. Программным документом кружка был «Катехизис революционера», где впервые была сформулирована программа беспощадного террора ради «светлого будущего всего человечества». Достоевский узнал о деле из газет, внимательно читал статьи, корреспонденции, касающиеся Нечаева и его помощников. Сначала прозаик замыслил небольшой злободневный памфлет. Однако в процессе работы усложнились сюжет и идея текста. В итоге получился трагический многостраничный роман, который был опубликован в 1872 году в журнале «Русский вестник». Бесы – люди без всякой почвы, ни в чем не укорененные, отказавшиеся даже от своего родства. Они никто, поэтому и могут лишь производить встряски и перевороты. Идея революции, по Достоевскому, – это разрушение. Ортодоксальное христианство беспочвенных людей понимает как бесов. Эпиграфом к роману послужило и послужило евангельское сказание о бесах, которые вселились в человека и потом, после его исцеления его Христом, вошли в свиней и бросились с крутизны в озеро. Больной здесь олицетворяет Россию, а бесы – блуждающих самозванцев, не имеющих своего места в жизни, ни в чем не укорененных. Деятельности этих безликих бесов и посвящен роман. Но тем не менее, «Бесы» — роман не столько о С.Г. Нечаеве и нечаевцах, сколько о бессмертии Христа и его дела. Человеку для его существования абсолютно необходима свобода. Христианство — религия свободы. Но на путях свободы человека подстерегает опасность своеволия, когда в результате столкновения самых противоположных сил, борющихся в нем, он лишается способности окончательного выбора.

    1. Литературные критики о «Бесах»

На путях свободы есть и другая опасность, другой соблазн, когда свободный человек может попасть под власть свободно выбранной им идеи. Собственно говоря, бесовщина — это и есть одержимость идеей, отъединяющей человека от реальной, иррациональной жизни. Распад личности Ставрогина символизирует для Достоевского религиозный кризис, переживаемый Россией. «Бесы» — пророческий роман о надвигающихся на мир катастрофах, это роман-предупреждение, призыв к бдительности людей. Достоевский из нечаевского дела вывел заключение: на мир надвигаются Нечаевы и ему подобные бесы-революционеры, которые будут шагать по трупам для достижения своих целей, для которых всегда цель оправдывает средства и которые даже не замечают, как постепенно средства становятся самоцелью. Увы, пророчество Достоевского воплотилось в жизнь и пока, к сожалению, чудесное исцеление в полной мере не произошло. Более того, бесы разбрелись по всему миру, плодя новые революции, перевороты и войны.Многие литературные критики называют его наиболее политизированным из всех прочих. И это, правда, ведь в романе посредством своих героев Достоевский представляет как минимум несколько общественных идеологий, которые сталкивают между собой героев в романе. В данной статье я постараюсь представить несколько из них, которые, по моему мнению, являются ключевыми для понимания не только самих персонажей романа, но и представителей российской "радикальной интеллигенции" конца XIX века.



    1. Сериал Владимира Хотиненко «Бесы»

«Бесы» — четырёхсерийная экранизация одноимённого произведения Ф. М. Достоевского. Произведено по заказу телеканала «Россия» кинокомпанией Нон-стоп продакшн. Режиссёр фильма — Владимир Хотиненко.Для режиссёра Владимира Хотиненко телесериал «Бесы» стал вторым проектом, посвящённым судьбе или творчеству Фёдора Достоевского. За три года до телепремьеры «Бесов» на канале «Россия» там же показывали его 8-серийный сериал «Достоевский», рассказывающий о жизни писателя.





    1. Съёмки «Бесов»

Съёмки «Бесов» проходили в 2013 году в павильонах киноконцерна «Мосфильм» и Крутицком подворье в Москве, в Санкт-Петербурге и Костроме. Хотя действие романа происходит в Твери, её роль в фильме сыграла Кострома, в которой в отличие от первого города сохранилось множество памятников архитектуры, характерных для XIX века. Там была снята первая и одна из самых масштабных сцен сериала с участием более 200 статистов. Хотиненко высказывался о «Бесах» как о произведении, трудным для экранизации. Объясняя замысел своей работы, он выразил своё мнение о революции в целом, как о процессе, в результате которого на поверхность вылезает множество ничтожеств. Роли в сериале исполнили звёзды российского кинематографа: Сергей Маковецкий, Игорь Костолевский, Максим Матвеев и другие. Изначально на роль Ставрогина рассматривался Данила Козловский, но в итоге роль получил Максим Матвеев. Маковецкий сыграл роль следователя Горемыкина, расследующего убийства и отсутствующего в романе Достоевского. Этого персонажа в сценарий добавил сам Хотиненко. При этом Горемыкин — реальное историческое лицо, он занимался расследованием дела революционера Нечаева. Перед телепремьерой состоялся закрытый показ «Бесов» в московском кинотеатре «Пионер», на котором присутствовали создатели и актёры сериала, а также многочисленные гости. На нём режиссёр поведал историю о том, что ему буквально накануне передали письмо Достоевского от 1875 года в котором он рассуждает о возможной постановке его романа на сцене, отмечая, что эпическое произведение невозможно переделать в драматическое. Но вместе с тем, писатель не противится этим попыткам.

    1. Концепция сериала

У новых «Бесов» радикальная, но эффективная концепция: это не скрупулезная экранизация романа, а телевизионное введение в Достоевского для тех, кто его не читал или читал в прошлой жизни. Работа Владимира Хотиненко прежде всего пытается быть интересным и современным сериалом, дополняющим, но не заменяющим и уж тем более не переосмысливающим книгу. Поэтому в первом же кадре мы вылавливаем из реки труп бунтаря-отступника Шатова. А уже во втором знакомимся с выдуманным лирическим героем — приезжим следователем Горемыкиным, названным так в честь реального дознавателя, занимавшегося делом революционера Нечаева. Горемыкин, полномочный представитель современного зрителя в мире Достоевского, будет одного за другим выдергивать персонажей из книги к себе на допрос. Благодаря этой находке необъятный текст, никогда не помещавшийся ни на широком, ни на голубом экране, превращается в череду компактных и ярких эпизодов-флешбэков. Измененная последовательность событий позволяет сериалу держать почти идеальный ритм. «Бесы» то контузят, то пугают, то дают время подумать, то увлекают в дьявольский пляс, то веселят.



    1. Символика в сериале

Хотя постановка не следует оригиналу дословно, можно проследить, как несколько

мотивов, проходящих через творчество Достоевского, находят отражение в постановке, служат

раскрытию персонажей через окружающую их символику.

1) реализация образа «непроявленности», «пустоты» как составляющей центральных

образов – Ставрогина и Петра Верховенского;

2) метафорический образ «насекомых» как символа низости, занимающий

центральное место в системе визуальных образов.

Мы видим, что кинематографические образные средства: визуальные метафоры,

аллюзии, дают возможность прийти к осмыслению через интерпретации символики, как

очевидной, так и требующей расшифровки, побуждают к умственной работе.

    1. Плюсы и минусы экранизаций литературных произведений

Плюсы

1. Кино - самый доступный вид искусства
2. За недолгое время существования кино создано приличное количество великих фильмов и вовсе шедевров.
3. Есть приятные исключения, когда фильм лучше книги или является её достойной альтернативой.
4. Талантливый фильм может перевернуть ваш взгляд на мир или на какие-то вещи. 

Минусы

1. Фильм может плохо адаптировать книгу.
2. Фильм обычно является урезанной и упрощенной версией книги.
3. Образы героев могут не соответствовать первоисточнику

2.Глава 2 Исследование 2.1. Анкетирование по теме ,,Литература и кино”


Было проведено анкетирование среди учащихся 10 класса, с целью узнать их отношение к экранизациям литературных произведений. Количество опрошенных – 23 человека.

2.2. Диаграмма результатов анкетирования

Вопрос 1. Любите ли Вы читать?

По результатам опроса большинство опрошенных скорее любят читать, чем нет.

Вопрос 2.Часто ли Вы читате?

По результатам опроса большинство опрошенных читают не очень часто.





Вопрос 3. Любите ли Вы смотреть произведения кинематографа?

Большинство опрошенных любят смотреть произведения кинематографа.

























Вопрос 4. Часто ли Вы смотрите произведения кинематографа?

По результатам анкетирования видно, что большинство из учащихся довольно часто смотрят произведения кинематографа.







Вопрос 5. Нравятся ли Вам экранизации популярных литературных произведений?

По результатам анкетирования видно, что большинству учащихся скорее нравятся экранизации литературных произведений.







Вопрос 6. Что для Вас лучше: прочитать книгу или посмотреть фильм?

Большинство опрошенных выбирают оба варианта, что показывает их интерес и к фильмам, и к книгам

Вывод. Стоит ли смотреть экранизации литературных произведений или можно обойтись книгой? На мой взгляд, ответ на этот вопрос не так прост. У фильмов есть свои плюсы и свои минусы. И только Вам решать, что выби-рать.

Заключение



В ходе работы над индивидуальным проектом была достигнута поставленная цель, которая заключалась в том, чтобы обозначить плюсы и минусы экранизаций литературных произведений. Стоит ли смотреть экранизации литературных произведений или можно обойтись книгой? На мой взгляд, ответ на этот вопрос не так прост. У фильмов есть свои плюсы и свои минусы. И только Вам решать, что выбирать.

Список литературы:
  1. Информация:https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Ffoma-ru.turbopages.org%2Ffoma.ru%2Fs%2Ffedor-dostoevskiy-besyi.html&cc_key=

  2. Информация: https://m.gazeta.ru/comments/2014/05/26_a_6048417.shtml

  3. Информация: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Бесы_(телесериал,_2014)

  4. Информация:  https://ru.kinorium.com/732053/info/

  5. Информация: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/74365/1/initium_2019_25.pdf

















Приложение 1



Анкета «Литература и кино»

Здравствуйте, уважаемые респонденты!

Приглашаем Вас ответить на вопросы анкеты, с целью узнать Ваше отношение к экранизациям литературных произведений.

Пол __________, Возраст____

Из представленных вариантов ответа выберете наиболее подходящий.



1. Любите ли Вы читать?

Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет



2. Часто ли Вы читаете?

Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет



3. Любите ли Вы смотреть произведения кинематографа?

Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет

4. Часто ли Вы смотрите произведения кинематографа? Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет



5. Нравятся ли Вам экранизации популярных литературных произведений?

Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет



6. Считаете ли Вы нужным экранизировать литературные произведения?

Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет



7. Часто ли вы ходите в кинотеатр (смотрите фильмы онлайн)?

Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет



8. Часто ли вы покупаете (скачиваете) книги?

Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет



9. Что для Вас лучше: прочитать книгу или посмотреть фильм?

Прочитать книгу Посмотреть фильм Оба варианта Ни то, ни другое

Пожалуйста, выскажите свое мнение по теме опроса

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим Вас за участие в анкетировании!


Приложение 2




Скачать

© 2022, 7469 66

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс