СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный проект на тему "Русская тряпичная кукла"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект на тему "Русская тряпичная кукла"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Средняя образовательная школа №2 им. И.Г.Петровского г.Севск











Индивидуальный проект Тема: « Русская тряпичная кукла»

















Выполнила: Журавлева Ева Ученица «10» класса Руководитель проекта: Бегунова Галина Анатольевна









Работа допущена к защите «____» __________________ 2023 г. Подпись руководителя проекта _____________________ (Бегунова Г.А.)

Севск 2023 г.



Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретическая часть. 4

1. История русской тряпичной куклы 4

1.1 Описание игрушки 4

1.2 Особенности изготовления первых тряпичных кукол 4

1.3 Куклы и новый век 5

2. Виды тряпичных кукол 5

2.1 Русская тряпичная игровая кукла 5

2.3 Русская тряпичная обрядовая кукла 7

3.Тряпичные куклы и их значение. 7

3.1 Кукла Пеленашка и её значение 7

3.2 Кукла Ангел и её значение. 7

3.3 Кукла Кувадка и её значение. 8

3.4 Кукла Веснянка и её значение 8

3.5 Кукла Утешница и её значение 8

3.6 Кукла Покосница и её значение 9

4. Мастер-класс «Русские тряпичные куклы» 9

4.1 Мастер-класс «Тряпичная кукла Пеленашка» 9

4.2 Мастер-класс «Тряпичная кукла Ангел» 10

4.3 Мастер-класс «Тряпичная кукла Кувадка» 10

4.4 Мастер-класс «Тряпичная кукла Веснянка». 11

4.5 Мастер-класс «Тряпичная кукла Утешница». 12

4.6 Мастер-класс «Тряпичная кукла Покосница». 12

Глава 2. Практическая часть. Результаты исследования. 13

5. Заключение 14

6. Список литературы 15

7. Приложения 15







Паспорт проекта

Название проекта: Русская тряпичная кукла

Руководитель проекта: Бегунова Галина Анатольевна

Автор проекта: Журавлева Ева Сергеевна

Учебная дисциплина: Технология

Тип проекта: Творческий

Цель работы: Пробуждение интереса детей к русской культуре и традициям через знакомство с народной игрушкой.

Задачи проекта:

  • собрать и проанализировать информацию об истории русских тряпичных кукол;

  • изготовить русские тряпичные куклы;

  • получить желаемый проектный продукт;

  • сделать интересную реализацию моего проекта.

Вопрос проекта: Обзор русской тряпичной куклы и изучение истории её возникновения и развития.

Краткое содержание проекта: Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Они сопровождали человека с его первых шагов по земле. Человек связан с куклой куда более прочно, чем мы себе сегодня можем представить. С давних времён кукол делали из травы, веточек и лоскутков, и они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. Создание кукол своими руками – настоящее искусство, которое заинтересовывает все больше и больше людей. Знать историю кукол – это не только интерес к кукле как игрушке, это и интерес к своим корням, своей истории. Узнавая историю  возникновения куклы, мы узнаём свое прошлое, узнаем во что и как играли наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. 

Результат проекта: Русские тряпичные куклы ручной работы.

Реализация проекта: Классный час по теме « Русская тряпичная кукла» в 4 классе.



Введение.

" Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» - гласит народная мудрость. В куклы дети играли раньше, играют сегодня и будут играть всегда. Она может стать подружкой, сестрой, дочкой. Русская народная тряпичная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Куклы на Руси существовали с незапамятных времен, являясь непременным атрибутом повседневного быта наших предков, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей. Традиционной игрушкой даже в самых бедных крестьянских семьях с давних пор была тряпичная кукла. В стародавние времена, желая привлечь в дом удачу, богатство, отогнать злых духов, хозяйки на все случаи жизни делали куколки-обереги. В некоторых домах таких куколок накапливалось до ста штук. Их шили матери, бабушки, старшие сестры. Они сопровождали человека всю его жизнь, начиная с самого рождения. Традиционная кукла хранит в себе силу и мудрость русского народа. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе черты создающего ее народа, его индивидуальность, уровень развития и мастерства. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Актуальность: В настоящее время прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. У детей слабо развит интерес к народной игрушке, к её истории, так как родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.

Цель проекта: Пробуждение интереса детей к русской культуре и традициям через знакомство с народной игрушкой.

Задачи проекта:

  • собрать и проанализировать об истории русских тряпичных кукол;

  • изготовить русские тряпичные куклы;

  • получить желаемый проектный продукт;

  • сделать интересную реализацию моего проекта.

Объект моего исследования: Русские тряпичные куклы.

Предмет моего исследования: История русских тряпичных кукол и технология изготовления таких кукол.

Методы исследования:

  1. изучение и анализ литературы по теме проекта;

  2. ремесленный метод.

Практическая значимость и польза: Развитие нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развитие творческих способностей, посредством народного искусства.

Глава 1. Теоретическая часть.
  1. История русской тряпичной куклы
1.1 Описание игрушки

Русская тряпичная кукла – это образ и символ времени, культурное наследие страны и народа, отражение духовного развития поколений. С давних времён она является традиционной русской игрушкой, символом продолжения рода, залогом благополучия и счастья, выполняющая функции оберега. Национальная кукла в полном объёме отражала суть жизни человека. Она присутствовала практически во всех действиях, связанных не только с праздниками, но и с буднями. Именно с ними люди делились информацией, доверяли тайны, просили помощи и совета. Было поверье, что живущая в доме кукла способна забрать от человека болезни и отвести от беды, поэтому отношение к символу было особое – почтительно-уважительное.
До момента изготовления кукол из текстиля древнюю куклу–хранительницу домашнего очага делали из золы. Смешивая остаточный материал горения с водой, и скатывая из полученной массы шарики, люди оборачивали их тряпицей и получали зольную куклу. Несмотря на простоту изготовления тряпичной куклы, при её изготовлении учитывались все детали, которые придавали образу особый смысл, так как она служила маяком жизненного пути. Кукла, как правило, была женского пола, делалась из куска свернутой тряпочки, лицо плотно обтягивалось отбеленной тканью (лён). Из лоскуточков была коса и наряд для праздника или будних дней.


1.2 Особенности изготовления первых тряпичных кукол

Традиционно главными особенностями при изготовлении русской куклы были отсутствие носа, губ и рта. Этого избегали сознательно по нескольким причинам. Во-первых, чтобы в куклу не могли проникнуть злые духи, и она сама не стала объектом несчастий. Во-вторых, считалось, что неудачное отображение мимики лица, могло сказаться на характере куклы (испортить его). Но, при этом, фигурка не была безликой, она умела смеяться, плакать, грустить, спать и бодрствовать, ведь настроение персонажу придумывал сам автор игрушки. У куклы не было персонального имени, так как считалось, что нарекая её именем, которым зовут человека, можно ему навредить. Этим поверьем пользовались колдуны и специально давали имена тех несчастных, над которыми хотели совершить тёмный обряд, наводя тем самым на них порчи.
Изготовление оберега происходило без использования колющих и режущих приспособлений во избежание потери смысловой целостности игрушки. Именно из оторванного от одежды или рулона куска ткани и затем скрученной и скреплённой узелками вручную создавались народные предметы. Несмотря на такой способ крепежа, куклы существовали и передавались из поколения поколению десятками лет. 
Так же, мамы и бабушки шили кукол для девочек только до того времени, пока им не исполнится 5 лет. Потом малышки делали кукол сами, создавая собственные коллекции игрушек.
Иногда куклам был нужен «наполнитель». Для этой цели наши предки использовали природные материалы: солому, зерна гречихи, сухую траву. Из лозы и бересты плели обувь для кукол, лукошки, шляпы и др.
Традиции изготовления тряпичных кукол по праву можно назвать самым многогранным видом рукоделия. Очень часто собственные правила их создания существовали не только в каждой деревне, но и на каждой улице и даже семье. Тем не менее, многие виды кукол получили широкое распространение.


1.3 Куклы и новый век

Сейчас можно увидеть более 90 видов различных кукол. В настоящее время происходит возрождение к жизни тряпичных кукол, которые на фоне современных моделей из синтетических и химических материалов (в большинстве своём некачественно сделанных), выглядят ярко, просто, индивидуально, излучают тепло души мастера, так как игрушки делаются вручную. Тряпичная кукла – это часть русской культуры, которая становится прекрасным образом приобщения к историческому культурному наследию. Сегодня русскую тряпичную куклу производят отдельные мастера своего дела вручную. Массового производства этой игрушки нет, но тем она и ценна.


2. Виды тряпичных кукол 2.1 Русская тряпичная игровая кукла

Основное предназначение игровой куклы – это отвлечь ребенка в то время, когда взрослые занимаются своими делами. Куклами играли все дети – и девочки, и мальчики. Для самых маленьких изготавливали особые куклы, развивающие мелкую моторику и двигательные функции. Например, маленькие куклы, надевающиеся на палец или кукольные подвески в виде гирлянды из маленьких узелков. Ребенок инстинктивно сжимает ручку с такой игрушкой, что одновременно и регулирует мышечный тонус, и занимает малыша. любая игровая народная кукла несет в себе и дополнительную нагрузку. Какие-то куклы тренируют ловкость, например те же напалечные фигурки или куклы с основой на деревянной палочке. Такие куклы можно было крутить в руках, держа ее за палочку – так девочки приобретали навыки прядения, а руки мальчиков готовились к плетению лаптей. Для этих целей изготавливали кукол – хороводниц, а для мальчишек – бойцов, на руках которых были закреплены маленькие мешочки.
Изготавливали игровые куклы, как правило, взрослые, но и дети принимали в этом процессе самое активное участие. Поэтому малыши с самых ранних лет знали очень много о культурных традициях и обычаях своего народа. Кукла была самым популярным подарком для детей, при этом она обязательно имела определенный сакральный смысл. Подарочная кукла могла быть очень простой. В период отрочества с помощью народных кукол детьми изучались все главные мероприятия человеческой жизни. Для этого собирались целыми группами зимой в амбаре или избе, летом – на улице. Каждый участник приносил с собой коробейку с куклами, все роли распределялись между собой, и начиналось действие. Так разыгрывались даже свадьбы со всеми ее этапами, строго соблюдая последовательность. Руководить таким мероприятием могли как взрослые, так и уже обученные таким играм дети.
Детей готовили к взрослой жизни, формируя у них заранее все основные представления о будущем. Дети до 6-7 лет носили рубахи – и мальчики, и девочки. В этот период и куклы у них были одни и те же. Надевая портки, мальчишки начинали свой первый мужской жизненный этап, и в этот период куклы у них выполняли в основном мужскую работу – пахали, сеяли, убирали урожай, защищали территорию. У девочек в этот период начиналось активно обучение семейной жизни – как организовать домашний уклад, как ухаживать за детьми, что одевать и в каких случаях и так далее. Все эти вопросы усваивались с помощью русской национальной игровой куклы.
Тряпичная кукла, сделанная своими руками, участвовала в играх не только простых деревенских детей, они были и в семьях купцов, священнослужителей и даже русских правителей. Многие куклы изготавливались специально для того, что бы дети с самых ранних лет понимали то, что происходит вокруг них, и что будет происходить с ними. Самый яркий пример – куклы перевертыши.

2.2 Русская тряпичная кукла – оберег

Наши предки очень ревностно относились к взаимоотношениям добрых и злых сил. Изготовление обереговых кукол и правильное обращение с ними имело большое значение для каждой семьи. Тряпичная кукла оберег защищала от болезней и сглаза, отгоняла ненависть и злобу, берегла путника от голода и несчастий, отводила в сторону беду. Поэтому долгая и счастливая жизнь была немыслима без кукол-оберегов, которые изготавливали друг для друга близкие люди с самыми лучшими намерениями и помыслами. Такие куклы делали без лица с помощью узелков и скруток.
Обереговые куклы – мощный инструмент для поддержания связей с семьёй, призванный хранить от бед и создавать человеку правильный настрой, помогать в делах. У каждой куклы была своя функция и задача. Куклы-обереги мать дарила дочери, чтобы та счастливо вышла замуж, давала сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу – в дорогу на удачу. Материалом для изготовления кукол становились кусочки одежды человека, для которого предназначалась кукла – считалось, что они сохраняют в себе его энергию и тепло. Есть и ещё одна причина – производство ткани было трудоёмким процессом, сама по себе ткань имела большую ценность, поэтому на создание кукол шёл уже отслуживший свой срок материал.



2.3 Русская тряпичная обрядовая кукла

У наших предков особое место в жизненном укладе занимали обряды. Обряды выполняли по всем, наиболее важным в человеческой жизни событиям. При этом существовали публичные, общественные обряды с привлечением большого количества людей, и обряды личные, тайные – не терпящие присутствия посторонних. Практически любой обряд исполнялся с участием или в присутствии кукол, специально для этого изготовленных.
Обрядовая кукла, так же, как и кукла оберег изготавливалась для защиты от бед и напастей. В одних случаях обрядовую куклу сжигали или топили в воде после того, как она выполнила свое предназначение. В других такими куклами могли пользоваться всю жизнь, тогда в ней совмещали обе функции – обрядовую и охранную.
В народе всегда придавали значение здоровью детей и семьи. Так некоторые обрядовые куклы были лечебные.



3.Тряпичные куклы и их значение. 3.1 Кукла Пеленашка и её значение

Спеленатую куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она


была до крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти, угрожавщие незащищенному крестом малышу. После крещения кукла убиралась из колыбели и хранили ее наравне с крестильной рубахой.

3.2 Кукла Ангел и её значение.


Кукла Ангел считалась символом добра, счастья, благополучия, продолжения рода и достатка.



3.3 Кукла Кувадка и её значение.


Народная славянская тряпичная кукла — кувадка – первая кукла, встречавшая только что родившегося младенца на пороге этого мира. Служила она для того, чтобы обмануть злые вредоносные силы, отвлечь их от роженицы и только появившегося на свет ребенка.

3.4 Кукла Веснянка и её значение


Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, желали ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и привлекательной.

3.5 Кукла Утешница и её значение


Для того, чтобы быстро успокоить детей, старшие по дому использовали тряпичную куклу Утешницу, которая в таком деле была первой и незаменимой помощницей.

Появилась эта кукла очень давно, сразу после того, как люди научились делать первые узелки и скрутки. Такая кукла являлась неоценимой помощницей – дети общались с ней, делились бедами и радостями, доверяли самые тайные мысли и сокровенные желания. Утешница могла жить рядом человеком всю жизнь, во всяком случае, место в кукольном семейном сундуке было ей забронировано навсегда.



3.6 Кукла Покосница и её значение


Назначение куклы Покосницы – защищать людей от случайных травм во время сенокоса и сбора урожая.



4. Мастер-класс «Русские тряпичные куклы» 4.1 Мастер-класс «Тряпичная кукла Пеленашка»





4.2 Мастер-класс «Тряпичная кукла Ангел»







4.3 Мастер-класс «Тряпичная кукла Кувадка»




4.4 Мастер-класс «Тряпичная кукла Веснянка».





4.5 Мастер-класс «Тряпичная кукла Утешница».



4.6 Мастер-класс «Тряпичная кукла Покосница».





Глава 2. Практическая часть. Результаты исследования.

В ходе исследовательской работы было проведено анкетирование двух возрастных групп, 15 – 16 лет и 11 – 12 лет . В анкетировании приняли участие 24 респондента. Им предлагалось ответить на следующие вопросы:

  1. Есть ли у Вас дома русские тряпичные куклы ручной работы?

  2. Нравятся ли Вам куклы ручной работы?

  3. Приходилось ли Вам делать куклы самим?

  4. Знакома ли Вам история тряпичных кукол?

  5. Хотели бы Вы повысить свои творческие навыки и кругозор, сделав несколько таких кукол и узнав их историю?

Данное анкетирование показало следующие результаты: у возрастной категории 15 – 16 лет дома в два раза больше тряпичных кукол ручной работы, чем у категории 11 – 12 лет. Опрошенные каждой из категорий по большей части отметили, что им нравятся куклы ручной работы, а также им приходилось делать куклы самим. Но при этом история тряпичных кукол мало кому знакома. Что касается результата ответов респондентов на вопрос о желании повысить свои творческие навыки и кругозор, сделав несколько таких кукол своими руками и узнав их историю, практически все ответили «Да».

Результаты сравнительного анализа анкеты «Русская тряпичная кукла»

Диаграмма 1

( Возрастная категория 15 – 16 лет)







Диаграмма 2

( Возрастная категория 11 – 12лет )

В качестве вывода мы можем сказать, что ответы респондентов двух возрастных групп схожи, следовательно уровень заинтересованности опрошенных достаточно высок и их отношение к объекту моего проекта положительное. Для удовлетворения интересов школьников я включила в проведение классного часа небольшой мастер-класс по изготовления тряпичных кукол.

5. Заключение

Кукла одна из самых первых известных игрушек для маленьких, почитаемая с глубокой древности. В старину «кукольная жизнь» была богаче сюжетами, чем в наше время. К сожалению, люди XXI века видят сегодня в традиционных русских тряпичных куклах только внешние декоративно – художественные особенности, при этом плохо понимая их истинное значение. Народная кукла во многом является прародительницей тех кукол, которые мы привыкли видеть сегодня на прилавках магазинов.

Выполняя проект, я собрала, изучила и проанализировала историю русских тряпичных кукол, изготовила их, получив желаемый проектный продукт для интересной реализации моего проекта. Также я провела анкетирование двух возрастных категорий, результат которых подтвердил заинтересованность респондентов и их положительное отношение к русским тряпичным куклам. Я считаю, что я достигла поставленной цели и пробудила интерес детей к русской культуре и традициям через знакомство с объектом моего проекта. Мной был проведен классный час в 4 классе на тему «Русская тряпичная кукла», где мы вместе сделали несколько тряпичных кукол. В дальнейшем я планирую продолжить работу по теме «Куклы народов России».

6. Список литературы

https://www.i-igrushki.ru/igrushkapedia/russkaya-tryapichnaya-kukla-.html
https://pulse19.ru/59723-tradicionnaja-trjapichnaja-kukla-istorija-i-master-klass-po-izgotovleniju/
https://razvivashka.site/tryapichnaya-kukla/
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/02/25/istoriya-russkoy-tryapichnoy-kukly
https://www.livemaster.ru/topic/3258180-article-istoriya-i-osobennosti-russkoj-tryapichnoj-kukly

Елена Берстенёва, Наталья Догаева: Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. ООО «Белый город»

  1. Приложения



Приложение 1













































Анкета

« Русская тряпичная кукла »

Опрос составлен с целью выявления уровня заинтересованности опрошенных и их отношения к объекту моего проекта.

Часть 1.

Укажите ваш возраст ­­­_____

Часть 2.

Уважаемый респондент! Ответьте на поставленные ниже вопросы. Поставьте + в ячейку рядом с выбранным Вами ответом. На выполнение анкеты Вам даётся не более 5 минут.

  1. Есть ли у Вас дома русские тряпичные куклы ручной работы?

Да Нет



  1. Нравятся ли Вам куклы ручной работы?



Да Нет



  1. Приходилось ли Вам делать куклы самим?



Да Нет



  1. Знакома ли Вам история тряпичных кукол?



Да Нет



  1. Хотели бы Вы повысить свои творческие навыки и кругозор,

сделав несколько таких кукол и узнав их историю?



Да Нет



Спасибо за Ваши ответы! Ваше мнение действительно важно!











15



Скачать

© 2023, 477 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!