СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный проект Образ "маленького человека" в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Маленький человек» — это тип литературного героя, который появился в реалистических произведениях русских писателей в начале XIX века. К  этой  теме  обращались многие писатели. 

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект Образ "маленького человека" в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова»

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Средняя школа №1 (очно-заочная)»









Индивидуальный проект

Образ "маленького человека" в произведениях

А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова





Автор проекта:

Подковальников В.В., учащийся 11 класса

Руководитель проекта:

Плетенкина С.В., учитель русского языка и

литературы.










г. Омск

2020-2021 уч. год



Оглавление

Введение (вступление) ………………………………………… ………………………стр. ______

Актуальность выбора проекта

«Образ "маленького человека" в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова»».

Я живу в 21 веке. Эта тема не исчерпала себя и в настоящее время. И сейчас есть люди, не обладающие особыми талантами, не приносящие никому вреда. Они добросовестно работают, не стремятся к наградам, часто их роль в компании незаметна. Нельзя делать вид, что их не существует, нужно понимать, что «маленькие люди» способны на большие чувства.

В XX веке тема получила развитие в образах героев И. Бунина, А. Куприна, М. Горького и даже в конце XX века можно найти её отражение в творчестве В. Шукшина, В. Распутина и других писателей. Вот почему я решил  выбрать эту тему.

Цель:

1.выяснить, как авторы раскрывают образ «маленького человека» в своих произведениях.

Задачи:

  1. Прочитать произведения о «маленьких людях»: А. С. Пушкина «Медный всадник», Н.В. Гоголя «Шинель», А.П. Чехова «Человек в футляре». Сделать выводы о прочитанном.

2. Рассмотреть образ «маленького человека» в этих произведениях.

3. Составить презентацию к проекту

Кто такой «маленький человек» в литературе?  В каком смысле “маленький”?


Основная часть

Глава 1 ……………………………………………………………………………………….

1.1 Тема «маленького человека» в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

……………………………………………………………………………………………….. стр. _____

1.2 Вывод…………………………………..…………………………… ……………….… стр. _____

Глава 2

2.1 «Маленький человек» в повести «Шинель» Н.В. Гоголя,………………………стр. _____

2.2 Вывод ………………………………………....……………………… …………………стр. _____

Глава 3

2.1 Каков он чеховский маленький человек?

«Футлярный человек» в творчестве А.П. Чехова…………………….…..………….стр. _____

2.2 Вывод ………………………………………....………………….……………,………..стр. _____

Заключение.……………………………………………………………..…………………...стр. _____

Список литературы …………….………………………………………..…………,,….....стр. _____

Приложение №1 Мультимедийная презентация проекта …………….…..………стр. _____

…………………………………………………

Введение (вступление)

Кто такой «маленький человек» в литературе?  В каком смысле “маленький”?

«Маленький человек» - это тип персонажей в русской литературе 19 в., объединённых общими признаками:

- низкое положение в социальной иерархии, бедность, незащищённость.

-жертвы социальной несправедливости и бездушного государственного механизма,

-им свойственны страх перед жизнью, приниженность, кротость.

Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы.
Его место в обществе мало заметно или вовсе незаметно. “Маленький” этот человек еще и
потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности
сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не
существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.

«Маленький человек» — это тип литературного героя, который появился в реалистических произведениях русских писателей в начале XIX века. Как правило, это персонаж невысокого социального положения и незнатного происхождения, небогатый и не обладающий выдающимися способностями и талантами. У него нет амбиций и желания изменить свою жизнь. 

Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.

Тему "маленького человека" поднимают многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями. Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. "Маленький человек» - представитель всего народа. И каждый писатель представляет его по-своему.

Образ «маленького человека» появился в мировой литературе в XIX веке и стал очень популярным. Образ маленького человека известен давно – благодаря таким писателям как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь или А.П. Чехов

Этот герой представлял собой личность из низких социальных слоев, со своими достоинствами и недостатками, радостями и печалями. 

В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, унижающие и оскорбляющие достоинство других людей, нередко выглядят более жалкими и ничтожными, чем их жертвы. И Пушкин, и Гоголь, и Чехов создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек — тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.

Персонаж, представляющий низшие слои в социальной иерархии. Изображение такого человека, как правило, свидетельствует о стремлении писателя выразить свое гуманистическое отношение к судьбе общественно не защищенных людей, робких, материально бедных.

Литературный термин «маленький человек» впервые использовал Виссарион Белинский в статье «Горе от ума» 1840 года. 

-3-

Основная часть

Глава 1

    1. Образ «маленького человека» в произведении А.С. Пушкина

Величайший поэт 19 века А . С. Пушкин не оставил незамеченной тему "маленького человека ", он обратил свой взор не на образ, а на судьбу несчастного человека, показывая нам его чистую, неиспорченную богатством и благополучием душу, умеющего радоваться, любить, страдать.

Однако, основной темой произведения является образ «маленького человека», жизнь обычного жителя большого города. 

Главным героем поэмы становится бедный чиновник Евгений. Он «человек обыкновенный», не имеющий ни денег, ни чинов. И именно ограниченность существования Евгения тесным кругом семейных забот, непричастность собственному прошлому (ведь он

Живет в Коломне и не тужит

Ни о почиющей родне,

являются чертами, неприемлемыми для Пушкина в Евгении, и именно они делают

его "маленьким" человеком. Пушкин намеренно отказывается от подробной

характеристики Евгения, он даже лишает его фамилии, подчеркивая возможность

постановки на ее место любой, так как в образе Евгения отразилась судьба многих

людей "петербургского" периода.

Евгений, маленький человек, ничего не имеющий, при этом сошедший с ума, осмеливается "бросить вызов", пригрозить государю – да еще и не настоящему, а бронзовому его памятнику), действие, сопротивление, попытка подать голос, возмутиться всегда была и будет лучшим выходом, нежели покорность жестокому року.


Это "маленький" человек, смысл жизни которого заключен в обретении мещанского счастья: хорошего места, семьи, дома, благополучия.

Евгений «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь:

И станем жить и так до гроба,
Рука с рукой дойдем мы оба...

Жизнь Евгения проходит в труде и в скромных мечтах о личном счастье. Но его невеста гибнет в наводнении, и герой оказывается перед лицом страшных вопросов: что есть жизнь человека? не пустой ли она сон «насмешка неба над землей»?

«Смятенный ум» Евгения не выдерживает «ужасных потрясений». Он сходит с ума, покидает свой дом и бродит по городу в истрепанной и ветхой одежде, безразличный ко всему, кроме наполняющего его «шума внутренней тревоги ». Словно древний пророк, постигший неправедность мира, Евгений отгорожен от людей и презираем ими. Сходство пушкинского героя с пророком становится особенно явным, когда Евгений в своем безумии внезапно прозревает и обрушивает свой гнев на «горделивого истукана» - медного всадника.



1.2 Вывод: А.С. Пушкин в своих произведениях не раз поднимал тему «маленького человека», ведь она была особенно актуальна в низших сословиях общества того времени. Люди без денег и связей, неспособные к подлости и хитрости, часто становились жертвами неблагоприятного стечения обстоятельств, так как о простом народе никто не заботился. Именно эту повседневную драму равнодушия показывает автор «Медного всадника».

-4-


Глава 2

2.1 Образа «маленького человека » в произведении Н.В. Гоголя

Традиции Пушкина продолжил Н. В. Гоголь в повести «Шинель». Писатель открыто и громко заговорил о трагедии “маленького человека”, задавленного , униженного и оттого - жалкого. 

Гоголь характеризует главного героя своей повести
как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. 

Наш герой­ - Акакий Акакиевич, маленький чиновник одного Петербуржского ведомства. 

Главная тема произведения "Шинель" — тема бедности, несправедливости и никчемности судьбы "маленького человека".

Типичность ситуации и героя подчеркивается тем, что в обществе героя не понимают, обижают и унижают, порой даже в целях развлечения самих себя. А герой не может ответить дерзостям людей. Он воспринимает жизнь так, как она есть и не пытается ее изменить, а наоборот прогибается под нее.
Перед нами тихий, убогий человек, который получает лишь удовольствие от своей работы с бумагами.

Акакий Акакиевич - настоящий "маленький человек". Почему?

Во-первых, он стоит на одной из самых низших ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе незаметно вообще.

Во-вторых, мир его духовной жизни и человеческих интересов до крайности сужен, обеднен, ограничен. Сам Гоголь характеризовал своего героя как бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика документов одного из департаментов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Поэтому, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: "Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь". Духовная жизнь Башмачкина тоже ограничена. Собирание денег на новую шинель становится для него смыслом всей его жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания.

Конфликт маленького человека с миром вызывается тем, что у него отнимают его единственное достояние. Акакий Акакиевич — шинель. Гоголь ужесточает конфликт: для Акакия Акакиевича целью и смыслом жизни становится вещь. Однако автор не только снижает, но и возвышает своего героя.

Кража новой шинели, приобретенной путем таких лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие посмеялись над его бедой, и никто не помог ему. "Значительное лицо" так накричало на него, что бедный Акакий Акакиевич потерял сознание. Почти никто не заметил его смерти. Несмотря на уникальность образа, созданного писателем, он, Башмачкин, не выглядит в сознании читателей одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же униженных, разделяющих удел Акакия Акакиевича. Гоголь был первым, кто заговорил о трагедии "маленького человека", уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образования и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичночть общества по отношению к "маленькому человеку" и впервые призвал это общество обратить внимание на незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первый взгляд, людей. Не их вина, что они не очень умны, а порой и вовсе не умны, Но они никому не делают зла, а это очень важно. Так за что же тогда над ними смеяться? Может быть, к ним нельзя относиться с большим уважением, но нельзя их обижать. Они, как и все остальные, имеют право на достойную жизнь, на возможность чувствовать себя полноправными людьми.

Года нужд привели к тому, что он больше не может выглядеть пристойно, как того требует его служба. Ценой нечеловеческих усилий он приобретает новую одежду, будто восстанавливает в себе утраченное достоинство, но счастье длится недолго: новую одежду злоумышленники подменяют лохмотья с чужого плеча. От горя этот мужчина умирает. Смерть освобождает от службы, но не от служения, которое есть смыслом бытия для него. Он блуждает ночью городом, отыскивая то, что утратил. И более ничего. Ему не нужно чужого, он добивается своего сам.

Мы видим протест «маленького человека» против несправедливости, видим проблему социального конфликта





В своей повести Гоголь сконцентрировал свое основное внимание на судьбе личности "маленького человека", однако сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывается и о своем отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств


2.2 Вывод: 

У Гоголя маленький человек обладает большой верой, существует там, где, кажется, невозможно существовать в общественном смысле. Но такие люди живут всюду. Мы не

замечаем их, так как не умеем полюбить в человеке его бессмертную душу.

Тема была продолжена другими русскими классиками. Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н. В. Гоголя «Шинель» незаметный служащий департамента. Другие служащие посмеивались над ним, придумывали про него разные смешные истории, толкали его под руку, когда он переписывал бумаги. А он только говорил: «Зачем вы меня обижаете?» Услышав эти слова, один молодой чиновник перестал издеваться над ним, пораженный тем чувством, с которым были произнесены эти слова. Он ни на кого не обижался, никому не желал зла.

Н.В. Гоголь был первым, кто заговорил о трагедии "маленького человека", уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образования и ума, а от его положения в обществе. Автор в своих произведениях показал всю несправедливость и деспотичность общества по отношению к "маленькому человеку" и впервые призвал это общество обратить внимание на незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первый взгляд, людей.

Гоголь хотел показать жестокость общества по отношению к таким людям. Несмотря на свою незначительность, они тоже имеют чувства, душу, им тоже бывает больно.

Мы видим отношение людей к герою - насмешливое, пренебрежительное. Гоголь вновь и вновь обращает наше внимание не несправедливое отношение к «маленькому человеку», который не умеет «кусаться» и давать отпор обидчикам.



Показав в своей повести нерешительного, бессловесного, «забитого» чиновника, Н.В .Гоголь хотел сказать: так жить нельзя, надо сопротивляться, отстаивать себя.

 «Маленький человек» Гоголя — это часть огромного механизма, огромного Петербурга, мира чинов, где такие, как Башмачкин, никогда не смогут найти справедливость. 

Гоголь сочувствует судьбе "маленького человека". Он призывает нас быть внимательными друг к другу, и как бы предупреждает, что человеку придется отвечать в будущем за нанесенные ближнему обиды. Недаром один из сослуживцев Башмачкина услышал за его словами: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете? " другие слова: "Я брат твой".

Конфликт маленького человека с миром вызывается тем, что у него отнимают его единственное достояние.

Глава 3

3.1 Каков он чеховский маленький человек?

«Футлярный человек» в творчестве А.П. Чехова

Образ маленького человека в рассказах А.П. Чехова также нашел свое зримое выражение. А.П. Чехов вообще полон внимания к личности того, на которого мало кто обращает внимания в виду его низкого служебного положения или отсутствия образования.

Маленький человек живет в рассказах и драматических произведениях писателя, напоминая окружающим людям о милосердии, сострадании и терпении.

Маленький человек в произведениях Чехова часто предстает перед нами в образе «футлярной личности», то есть того, кто при жизни уже потерял свою человеческую душу, осталась лишь оболочка – никому не нужный футляр. С таким человеком мы встречаемся на страницах знаменитого рассказа «Человек в футляре».

Человек в футляре - это обобщающий образ застенчивых людей, которые всего опасаются. Они отстранены от мира и погружены внутрь себя. Так же и тема одиночества присутствует в данном тексте. Боязнь всего нового способна делать человека инертным. Среди общества подобных людей наступает стагнация, в которой трудно прорасти индивиду.

Герой этого рассказа преподаватель гимназии Беликов всю жизнь сознательно закрывает себя от людей: он одевается так, как будто прячет себя в маленький футлярчик, он построил себе такой же дом-футляр, наконец, умерев, он также ложится в гробовой футляр. Не понятно, зачем жил такой человек на земле? Ведь он никого не сделал счастливым, никому не помог?! Жил и всю жизнь прятался от людей. Незавидная участь.

Главный герой даже, кажется, доволен, своим положением маленького человека. Да и чем этому человеку его положение, собственно, должно не нравиться? Он же сам создал свой мир, из которого не хочет уже уходить. Маленькое счастье для этих маленьких людей в этом внутреннем мире и заключается. Для них все равно, что о них думают окружающие. И может в этом они и правы? Всю свою жизнь Беликов проводит в футляре. Фуфайка, темные очки, и уши, заложенные ватой — все спрятано от людей. Но в футляре также и зонтик, и часы, и нож. А дом Беликова похож на один большой футляр. Он мечтал о нем — он его себе создал. Весь город в страхе от странностей этого человека, но он этого совсем не понимает. Да и все «маленькие» люди не совсем заботятся о том, как они своим поведением влияют на других жителей этого города, этого мира,

«Человек в футляре” - самый яркий рассказ в череде произведений о маленьком человеке. В нем автор пускает в ход уже не иронию. Чехов сатирически высмеивает, как главный герой старается каждую частичку своего бытия засунуть в футляр. Паутиной своего страха перед реальной жизнью он опутал не только себя самого, но и весь город. Его раздражает все, что находится за рамками созданной им оболочки. Беликов ненавидит современность, а восхваляет прошлое. Потому что прошлое уже не сможет ворваться в его жизнь. Оно было такое же как и настоящее. Это живой труп, который существует строго по своим правилам. Но вот появился человек, не желающий по ним жить. Он вырвал Белкова из его футляра. И учитель погиб. Он не смог смириться с этим из ряда вон выходящим событием, которое не укладывалось ни в одни его правила. Примечательна сцена похорон учителя. Горожанам, присутствовашим на них показалось, что теперь герой по-настоящему счастлив. Его уже никто не вынет из футляра.

Вывод: А.П. Чехов будто задаёт читателю вопрос: для чего живёт тот или иной герой?

Но чаще всего персонажи его рассказов не живут в полной мере, а лишь существуют. Они не только не приносят пользы обществу, но даже не пытаются осмыслить своё существование. В их маленьком мирке нет ни развития, ни любви, только страх перед реальным, бушующим миром чувств и эмоций.
Чехов стал одним из первых писателей, не пожалевшим «маленького человека», а показавшим его ничтожность. Нельзя лелеять свои страхи и заключать себя в «футляр», проживать пустую и бессмысленную жизнь. 

Писатель своим рассказом убеждает каждого читателя подумать и ответить на вопрос: "Не носим ли мы подобного футляра?". Чехов учит нас жизни, показывая пример того, как может пропадать индивидуальность человека, который безотчетно поклоняется созданным стереотипам. Писателю удаётся вызвать у людей неприятие подобной серой жизни.

Антон Павлович считал, что у человека должна быть цель, к исполнению которой он будет стремиться, а если ее нет или она совсем мала и ничтожна, то и человек становится таким же маленьким и ничтожным. Человек должен трудиться и любить - вот две вещи, которые играют главную роль в жизни любого человека: маленького и не маленького. Во многих и многих рассказах Чехова мы встречаем образы «маленьких людей». Но каждый «маленький человек» имеет свою душу, имеет свои желания и даже способности, которые он так и не смог реализовать.

Таким образом, Чехов хотел показать, как никчемно заканчивается жизнь человека, заключившего себя в футляр. Писатель. Вопреки литературной традиции, не жалеет маленького человека, не позволяет ему лелеять свое ничтожество. Он призывает жить полноценной и насыщенной жизнью.

В отличие от Пушкина, делает отступление на человеческом достоинстве «маленького человека» и взаимоотношениях в обществе. У Чехова мы находим уже не сочувствие «маленькому человеку», а презрительную иронию по отношению к этому герою.

Чехов учит читателей тому, что жизнь человека – прекрасный дар. Жить наслаждаясь каждым моментом, глубокими чувствами, радостями побед, развивать свои умственные и душевные качества, улучшая тем самым все свое окружение – вот предназначение человека. Пренебрегать этим даром, живя в страхе, стремлении к одиночеству, губя таланты отсутствием инициативы – это преступление.

Список литературы:

1.А.С. Пушкин «Медный всадник».

2. Н.В. Гоголь повесть «Шинель»

3. А.П. Чехов Рассказ «Человек в футляре».


Заключение

Проблема «маленького человека» волновала писателей, хотя каждый из них по-своему раскрывает образ и заставляет задуматься над проблемами таких людей.

Произведения русских классиков достигли своей цели, смогли обратить внимание общества на «маленьких людей», заставили задуматься над их судьбой. Эта тема не исчерпала себя и в настоящее время. И сейчас есть скромные служащие, не обладающие особыми талантами, не приносящие никому вреда. Они добросовестно работают, не стремятся к наградам, часто их роль в компании незаметна. Нельзя делать вид, что их не существует, нужно понимать, что «маленькие люди» способны на большие чувства.

В ходе написания проекта был определен термин «маленький человек» и рассмотрена история его возникновения. Проведен анализ изображения «маленького человека» в произведениях А.С. Пушкина и в произведениях Н.В. Гоголя. И сделаны следующие выводы: • «маленький человек» у А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя, А.П. Чехова.

– это тот, кто унижен и жалок в глазах имеющих власть, стоящих выше него по социальной лестнице, но особенностью «маленького человека» у Пушкина становится наличие внутреннего бунта, легко подавляемого, не приносящего никаких плодов и изменений. Но важно само его наличие, так как протест в принципе не свойственен «маленькому человеку», судьба которого – смиряться и покоряться внешним обстоятельствам.

• «маленький человек» у Гоголя – это человек униженный, ограниченный, до определенного, переломного момента довольствующийся своей судьбой. Но в то же время это человек, который способен на внутренний протест в стремлении за справедливостью, который хоть и обречен на поражение, в силу слабости характера героя, его неприспособленности к борьбе и мятежу.

«маленький человек у Чехова –

Проблема “маленького человека” живо волновала писателей, хотя каждый из них по-своему раскрывает образ и заставляет задуматься над проблемами таких людей,


Всех этих героев объединяет невозможность совладать с ситуацией, со своими чувствами, противостоять мнениям других людей. Они все «маленькие люди», которые не могут совладать сами с собой, не могут избавиться от своих мыслей, они накручивают себя, придумывают, и в итоге становятся заложниками какой-либо ситуации

- Что включает в себя понятие «маленький человек»?

Незначительный, не выделяющийся из толпы, не защищающий свои права.

В итоге следует сказать, что во всех трёх произведениях, объединённых одной и той же темой, поставлены очень серьёзные вопросы, которые важны не только в определённый исторический период, а всегда (не случайна тема «маленького человека» называется сквозной темой  в литературе, то есть вечной):

  1. Какова роль «маленького человека» в жизни целого государства?

  2. Насколько значима судьба каждого отдельного человека?

  3. Позволено ли унижать любого человека, какую бы должность он ни занимал?

  4. Всякому ли человеку нужно сострадание?

  5. Что значит любить человека?

  6. По каким нравственным законам должны жить люди, чтобы исчезло понятие «маленький человек»?

















Выступление

К теме «маленького человека» обращались А.С.. Пушкин (Евгений в поэме «Медный всадник»), Н.В .Гоголь (Акакий Башмачкин в повести «Шинель»), А.П. Чехов ( )



Герои вызывали чувство жалости и ср\острадания вследствие их социальной беспомощности и незащищённости. Им свойственны страх перед жизнью, приниженность, кротость.

Т ема униженных и оскорблённых, задавленных вечной нуждой людей, ютящихся в сырых подвалах петербургских домов, начинается в русской литературе произведениями А.С. Пушкина.







Тема была продолжена другими русскими классиками. «Шинель» Н. В. Гоголя. Проблема “маленького человека” не раз находила отражение в русской литературе. Вспомним главного героя повести “Шинель” Н. В. Гоголя. Акакий Акакиевич — типичный образ “маленького человека”: униженный и бесправный чиновник, незаметный служащий. Всю жизнь проработавший в департаменте, переписывая бумаги.

Другие служащие посмеивались над ним, придумывали про него разные смешные истории, толкали его под руку, когда он переписывал бумаги. А он только говорил: «Зачем вы меня обижаете?» Услышав эти слова, один молодой чиновник перестал издеваться над ним, пораженный тем чувством, с которым были произнесены эти слова. Он ни на кого не обижался, никому не желал зла.

Трагедией для этого героя становится кража новой шинели. Акакий Акакиевич пытается искать помощи у вышестоящих лиц, но не находит отклика в обществе. И все, к кому он обращается, считают его проблему незначительной и не стоящей внимания.

Н.В. Гоголь был первым, кто заговорил о трагедии "маленького человека", уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образования и ума, а от его положения в обществе. Автор в своих произведениях показал всю несправедливость и деспотичность общества по отношению к "маленькому человеку" и впервые призвал это общество обратить внимание на незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первый взгляд, людей

Н.В. Гоголь хотел показать жестокость общества по отношению к таким людям. Несмотря на свою незначительность, они тоже имеют чувства, душу, им тоже бывает больно.





В отличие от Пушкина, А.П.Чехов делает отступление на человеческом достоинстве «маленького человека» и взаимоотношениях в обществе.

У Чехова мы находим уже не сочувствие «маленькому человеку», а презрительную иронию по отношению к этому герою.

Мнение А.П. Чехова в любых условиях человек должен остаться человеком, более того: величие человеческой души или, наоборот, её унижение не зависит ни от каких обстоятельств.

Каким ты станешь: зависимым или независимым, презренным или достойным, обывателем или гражданином – человек определяет сам!

Чехов учит читателей тому, что жизнь человека – прекрасный дар. Жить наслаждаясь каждым моментом, глубокими чувствами, радостями побед, развивать свои умственные и душевные качества, улучшая тем самым все свое окружение – вот предназначение человека. Пренебрегать этим даром, живя в страхе, стремлении к одиночеству, губя таланты отсутствием инициативы – это преступление. Герой произведения у Чехова не вызывает жалости и сочувствия



Проблема «маленького человека» волновала писателей, хотя каждый из них по-своему раскрывает образ и заставляет задуматься над проблемами таких людей.

Произведения русских классиков достигли своей цели, смогли обратить внимание общества на «маленьких людей», заставили задуматься над их судьбой.

В заключение хочется сказать, что человек не должен быть маленьким.

Цель моего проекта достигнута, задачи в ходе работы выполнены полностью.





























Инструкция для выполнения самоанализа и самооценки обучающегося___________________________________________________________


Вы завершили проект «Образ маленького человека в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова» и защитили его.

Опишите свои впечатления о работе над проектом для того, чтобы выразить свое отношение к тому, какого результата Вы достигли, и как у Вас получилось это сделать.

Найдите плюсы и минусы в работе, которую Вы провели.

Оцените приобретенные навыки и умения (что нового Вы научились делать), где может пригодиться Ваша работа и новоприобретённые умения и навыки.

Опишите, что у Вас получилось лучше всего и что Вы хотели бы изменить (улучшить).

Сделайте самооценку своего участия в презентации проекта.

У Вас должен получиться связный текст в объеме 10 - 15 предложений.


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!