СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный проект По дисциплине: обществознание Тема: «Проблемы прав ребёнка в современном мире»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В нашей стране проблема прав ребёнка и защиты детства почти всегда стояла особенно остро.

Все чаще попадают в поле зрение общественности факты нарушений прав подростков в основных сферах их жизнедеятельности: образовании, медицинском и социальном обслуживании, воспитании в семье и специальных учреждениях.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект По дисциплине: обществознание Тема: «Проблемы прав ребёнка в современном мире»»

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Шахунский колледж аграрной индустрии»

(ГБПОУ ШКАИ)











Индивидуальный проект

По дисциплине: обществознание

Тема: «Проблемы прав ребёнка в современном мире»


Автор: обучающийся 1 курса, группы 170

Специальность 09.02.07 Информационные системы и программирование

Овсяников Данил Владимирович

Руководитель: преподаватель

обществознания

Оценка: ___________ /____________/

подпись руководителя












г. Шахунья

2020 г.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоритические основы прав ребёнка 6

1.1. Конвенции ООН 6

1.2. Судебные права ребёнка 10

Глава 2. Исследование прав ребёнка 14

2.1 Права несовершеннолетних в колледже 14

2.2. Трудовые права несовершеннолетних 20

2.3. Проведение социального опроса в ГБПОУ «Шахунский колледж аграрной индустрии» 26

Заключение 30

Список литературы 32

Приложения 34





Введение

Актуальность темы исследования, заключается в том, в современном мире проблема прав и свобод ребёнка занимает одно из ведущих мест в международных отношениях.

В нашей стране проблема прав ребёнка и защиты детства почти всегда стояла особенно остро.

Все чаще попадают в поле зрение общественности факты нарушений прав подростков в основных сферах их жизнедеятельности: образовании, медицинском и социальном обслуживании, воспитании в семье и специальных учреждениях.

Практически все, Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки не знают, как поступить, как защитить свои права. Что делать, с кем посоветоваться, куда идти за помощью?
Для защиты своих законных интересов подростки редко обращаются к родителям, чаще всего пытаются самостоятельно или при помощи друзей, порой весьма сомнительных, защитить свои права, иногда переоценивая свои возможности и переступая «линию дозволенного», что приводит к нарушению законности и нравственным переживаниям. Переживания могут повлечь за собой те или иные заболевания, подорвать физическое или психическое здоровье. Как сохранить себя, свое здоровье и достоинство, свои права, не оказаться за бортом жизни? Эти вопросы часто встают перед подростками.

Федор Михайлович Достоевский написал слова, которые сейчас очень часто повторяют: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка» [20].

Не только в прошлом, но и в наше время, когда отдельные государства отличаются чрезвычайно высоким уровнем жизни, когда наука обеспечила большие достижения в сфере производства продуктов питания и товаров первой необходимости, когда наиболее развитые страны тратят сотни миллиардов на военные нужды и предметы роскоши, миллионы подростков угасают, деградируют без самого необходимого хотя бы для физического существования.

В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла чрезвычайно остро. Об этом свидетельствует статистика.

Российские дети по данным официальной статистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей, около 10% из них погибают, 60% сирот, достигших 3-х лет, попадают в спец. интернаты; Диагноз «дебильность» только в 2004 году был поставлен 103 тыс. сирот старше 5 лет; 348 тыс. потенциально безнадёжных детей из 148 тыс. семей состоят на учете.

В России проблема защиты детей стояла и стоит остро. Экономический кризис, продолжающийся в стране, пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как увеличение числа бедных семей в стране; постоянное увеличение числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними; рост числа детей, оставшихся без родителей; рост числа несовершеннолетних, убегающих из дома.

Проблема какие права имеет подросток в нашей стране?

Объект исследования составляют нормативно-правовые акты и средства, содержащиеся в отечественном законодательстве, регулирующие и устанавливающие конституционно-правовой статус ребенка, а также сложившаяся правоприменительная практика в сфере регулирования защиты основных прав и свобод ребенка, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Предмет исследования права ребёнка.

Цель исследования состоит в комплексном рассмотрении прав несовершеннолетних и их нарушений.


Задачи исследования:

  • изучить литературу по данной теме;

  • познакомиться с проблемами прав ребёнка;

  • .

Гипотеза: если мы изучим права детей, то мы узнаем, какими правами обладают дети, и какие бывают нарушения прав.

Применяемые методы исследования:

  • эмпирические: эмпирическую базу исследования составляют научные статьи и литература, нормативно-правовые акты, статистические данные, отчёты, результаты социологического исследования.

  • теоретические: анкетирование.


Новизна исследования: на сегодняшний день существуют работы, посвященные проблемам прав ребёнка вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего колледжа и в этом заключается новизна нашего исследования.

Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты легли в основу разработанной анкеты для студентов.

Структура работы работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения, списка литературы и приложения.






Глава 1. Теоритические основы прав ребёнка


1.1. Конвенции ООН


Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще 1925 году Лига Нации приняла Женевскую декларацию прав ребенка.

В то время права детей рассматривались в общем контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

В Декларации прав ребенка 1959 года всего 10 статей. Этот документ является рекомендацией для правительств государств, его подписавших. Самая главная рекомендация содержится в тексте статьи 6. В ней сказано следующее: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности, нуждается в любви и понимании. Он должен, как это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности...»

Конвенцией ООН гарантируются следующие права:

  • право на жизнь – рождение, проживание и доступные медицинские услуги;

  • право на развитие – образование, досуг, отдых и участие в культурной жизни;

  • право на защиту – забота о детях-сиротах, беженцах, а также защита от приобретения и употребления наркотиков;

  • право на активное участие в жизни общества – обеспечение свободы слова, религии, совести.

Безопасность ребёнка

Чего стоит бояться? Безопасность во многом зависит от себя самого. В первую очередь, нужно быть хорошо информированным о существующих опасностях.

Если знаешь, что может угрожать, можно постараться избежать опасности.

Для жизни и здоровья, для счастья и успеха потенциальную угрозу несут: насилие, наркотики, тяжелые заболевания.

Если на тебя напали.

Конечно, по - возможности, нужно исключить вероятность нападения. Нужно постараться запомнить следующие правила:

- не появляться одному в позднее время суток в безлюдных местах, в незнакомых компаниях;

- не иди на контакт с незнакомыми людьми, которые обращаются с какой - либо просьбой, предложением (например: «Проводи меня, пожалуйста, до ближайшего терминала»);

- постараться не входить в подъезд, в лифт с незнакомыми людьми;

- уходя из дома, предупредить об этом взрослых и сказать, где ты будешь находиться;

- если возвращаешься домой поздно, лучше вызвать такси, заказав машину по телефону к месту своего нахождения;

- если ты дома один, то не открывать дверь всем, кто об этом попросит.

Если все же на тебя напали, постарайся привлечь внимание окружающих любыми возможными способами (громким криком, шумом). Если не получилось обратиться за помощью к друзьям, близким, окружающим людям, полиции, знай, ты имеешь право защищать себя сам. Необходимая оборона – это предусмотренная и разрешенная Законом защита от нападения путем причинения вреда нападающему (необходимая оборона предусмотрена статьей 37 Уголовного кодекса Российской Федерации) [4].

При необходимой обороне помни, что посягательство на тебя действительно должно быть реальным и опасным. То есть оно должно быть действительным, а не существовать в твоем воображении.

Необходимая оборона и нападение должны совпадать по времени. Недопустима оборона от посягательства, которое может ожидаться в будущем.

Существует такое понятие, как превышение пределов необходимой обороны – это умышленное совершение действий, явно несоответствующих характеру и опасности посягательства на него (например, человеку угрожают словесно, а он в ответ наносит удар ножом).

Социальные права ребёнка

Данная группа прав касается таких важных сфер жизнедеятельности человека, как собственность, трудовые отношения, здоровье, отдых, образование, социальное обеспечение, творчество. Социально-экономические, культурные права направлены на удовлетворение физических, материальных и духовных потребностей личности. Закрепление данных прав у ребенка имеет немаловажное значение, поскольку их реализация способствует личностному становлению несовершеннолетнего как члена общества.

Право ребенка на жилище (ст. 40 Конституции)

Данное право ребенка гарантируется жилищным законодательством, специальными законами о правах ребенка субъектов РФ.

Право на жилище включает в себя право: на стабильное пользование занимаемым жилым помещением; улучшение жилищных условий; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды.

В силу особенностей положения ребенка законодатель установил специальные правила, защищающие жилищные права несовершеннолетних.

Так, в обеспечение жилищных прав несовершеннолетних Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» [8] закрепил правило, согласно которому приватизация жилья в домах государственного, муниципального, ведомственного фондов может иметь место только при согласии всех совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. При этом жилые помещения могут быть переданы в общую собственность либо собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Несовершеннолетние в возрасте до 14 лет вправе также стать участниками общей собственности на приватизируемые помещения.

Жилое помещение, из которого выбыл ребенок, лишившийся родительского попечения, если в нем остались проживать другие члены семьи, закрепляется за ребенком на весь период его нахождения на воспитании в детском или ином воспитательном учреждении, у родственников, опекунов (попечителей).

Жилые помещения, в которых остались проживать исключительно несовершеннолетние, передаются им в собственность в порядке, установленном жилищным законодательством. Контроль за сохранностью жилого помещения осуществляют органы опеки и попечительства, а также администрация детского учреждения, где находится ребенок.

Отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, если при этом затрагиваются их права и законные интересы, допускается с согласия органа опеки и попечительства.

Право на социальное обеспечение

В статье 39 Конституции РФ установлено, что социальное обеспечение гарантируется каждому по возрасту, для воспитания детей и в иных случаях. В России обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7, 38 Конституции) [1].

Право на участие в культурной и творческой жизни общества (ст. 44 Конституции) [1].

Право на участие в культурной жизни включает в себя право пользования учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям. Государство поощряет деятельность граждан, направленную на приобщение детей к творчеству, занятию самообразованием, ремеслами, поэтому государство не допускает монополий в области культуры. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. N 3612-1 устанавливают, что каждый, в том числе и ребенок, имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями (ст. 10) [6].

В нашей стране 1 июня отмечается Международный день защиты детей.

Праздник день защиты детей учрежден в ноябре 1949 года решением сессии Совета Международной демократической Федерации женщин и отмечается ежегодно 1 июня. Впервые день защиты детей был проведен в 1950 году в 51 стране мира. ООН поддержала эту инициативу и объявила защиту прав, жизни и здоровья детей одним из приоритетных направлений своей деятельности.



1.2. Судебные права ребёнка


«Сколько людей столько и мнений». У каждого из нас есть свои желания и возможности, очень часто наши желания и интересы соприкасаются с интересами других людей. И порой, когда мы пытаемся реализовать свое право на что-либо, мы можем затронуть интересы другого человека, либо организации, может быть даже государства, и в таком случае начинаются споры, конфликтные ситуации. Для разрешения споров и конфликтных ситуаций, которые касаются ущемления прав, невыполнения каких-либо обязанностей существует судебная система.

Суд – это государственный орган, который осуществляет правосудие, то есть рассматривает:

- уголовные дела (о преступлениях). По результатам такого рассмотрения суд выносит приговор (или постановление);

- административные (о правонарушениях);

- гражданские споры (например, о разделе имущества при разводе родителей);

- семейные (развод родителей, определение места жительства ребенка);

- трудовые (неправомерное увольнение с работы, восстановление на работе).

Судьи, рассматривающие дела, независимы, при вынесении решений они руководствуются только законом и собственной совестью. Никто не вправе оказывать на судью какое-либо давление и давать указания.

Решения, которые принимают судьи, являются обязательными для исполнения гражданами, организациями и должностными лицами.

Право на обращение в суд.

Наша Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав, вне зависимости от пола человека, его национальности, цвета кожи, отношения к религии и т.д.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями либо лицами, их заменяющими. Родители являются законными представителями и выступают в защиту прав ребёнка и интересов в судах, пока он не достигнет возраста 18 лет.

Если права ребёнка и его законные интересы нарушают родители, либо лица их заменяющие, он вправе обратиться за защитой в орган опеки и попечительства, либо в суд.

Если ребёнку уже исполнилось 14 лет, он имеет право самостоятельно обратиться в суд, в случае нарушения родителями или лицами их заменяющими, его прав или законных интересов. 

Если ребёнку еще не исполнилось 14 лет, либо он болен, или не желает самостоятельно обращаться в суд, он должен обратиться в органы опеки и попечительства.

Преступление и уголовная ответственность.

Знать законы, которые определяют, что такое преступление, какие бывают преступления, какая уголовная ответственность может быть назначена за совершение преступления, обязан каждый, потому, что в нашей стране, незнание закона не освобождает от ответственности.

Преступление - это совершение общественно опасного деяния, запрещенного уголовным кодексом (УК РФ). Если все же человек совершает такое действие, ему грозит наказание [4].

Подросток подлежит уголовной ответственности, если ко времени совершения преступления ему исполнилось 16 лет. Однако за некоторые преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет.

С 14 лет уголовная ответственность наступает за следующие преступления
- убийство (статья 105);

- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111);

- умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112);

- похищение человека (статья 126);

- изнасилование (статья 131);

- насильственные действия сексуального характера (статья 132);

- кража (статья 158);

- грабеж (статья 161);

- разбой (статья 162);

- вымогательство (статья 163);

- неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166);

- умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167);

- террористический акт (статья 205);

- захват заложника (статья 206);

- заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207);

- хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213);

- вандализм (статья 214);

- хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226);

- хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229);

- приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267). Лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не осознающее в полной мере фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководящее ими, не подлежит уголовной ответственности.




Глава 2. Исследование прав ребёнка

2.1. Права несовершеннолетних в колледже


Ребёнок имеет право поступить в колледж при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья. По заявлению родителей (законных представителей) его могут принять в колледж в более раннем возрасте.

Поступление в колледж.

Правила приема в колледж закреплены в Законе РФ «Об образовании», а также в Уставе колледжа. Колледж обеспечивает прием всех граждан, которые проживают на территории микрорайона колледжа и достигли возраста поступления в колледж.

При приеме в колледж ребёнок и его родители имеют право ознакомиться с Уставом колледжа и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

Права детей в колледжа.

Ребёнок имеет право:

- получить образование бесплатно;

- выбрать колледж, в которой он будет учиться, а также форму получения образования. Он может получать знания в колледже, а может обучаться дома, самостоятельно осваивая учебные дисциплины, что не исключает необходимости сдать экзамены в колледже;

- обучаться по общей учебной программе, а если ребёнок имеет возможность досрочно выучить какой- либо предмет - возможно обучение по ускоренному курсу. Порядок обучения по индивидуальной программе определяется Уставом колледжа;

- бесплатно пользоваться библиотекой;

- на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение своих мнений и убеждений;

Обязанности ребёнка.

Ребёнок обязан:

- соблюдать Устав общеобразовательного учреждения (из этого следует, что каждый ученик должен быть ознакомлен с этим документом);

- бережно относиться к имуществу колледжа;

- уважать честь и достоинство других учеников и работников колледжа;

- выполнять требования работников колледжа по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Защита прав ребенка в области образования и воспитания.

1. В колледжах не должны ущемляться права ребенка.

2. По достижении 8 лет он вправе участвовать в созданных в колледже общественных объединениях и организациях (кроме политических и религиозных общественных организаций).

3. Студенты во вне учебное время могут проводить собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав; порядок их проведения определяется Уставом колледжа. Не допускается при этом нарушение общественного порядка. Собрания не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.

4. Колледж должен предоставить участникам образовательного процесса возможность ознакомиться с Уставом колледжа, правилами внутреннего распорядка колледжа, а также информацией об органах государственной власти, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением и защитой прав ребенка.

Данная информация должна находиться в месте, доступном для студентов и их родителей.

Дисциплина в колледже.

В колледже обучающийся должен соблюдать дисциплину и уважать человеческое достоинство других учеников. Если кто-либо из учеников нарушает дисциплину, к нему могут быть применены меры воздействия. Виды мер воздействия определены в Уставе колледжа.

В колледже недопустимо применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся. Использование таких методов является основанием для привлечения педагога или другого работника образовательного учреждения к уголовной ответственности.

Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогом или другим работником образовательного учреждения, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним (статья 156 УК РФ) [4].

Колледж и религия.

Российская Федерация является светским государством. В коллежде не допустимо религиозное или атеистическое воспитание. Образование в колледже носит светский характер. 

По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, религиозной организации может быть предоставлена возможность обучать детей религии, но данное обучение может проходить только в рамках факультатива, вне рамок образовательной программы.

Труд в колледже.

В колледже запрещается привлекать учащихся к труду, не предусмотренному общеобразовательными программами, учебным планом и Уставом колледжа, без их согласия и согласия родителей (лиц их заменяющих). То есть различные дежурства по уборке класса, организованные субботники и другие подобные мероприятия возможны лишь при согласии учеников.

Родители (законные представители) обучающихся несовершеннолетних детей имеют определенные права и обязанности, подробно изложенные в Федеральном законе от 10 июля 1992 года «Об образовании».

Безопасность ребёнка

Чего стоит бояться? Безопасность во многом зависит от себя самого. В первую очередь, нужно быть хорошо информированным о существующих опасностях.

Если знаешь, что может угрожать, можно постараться избежать опасности.

Для жизни и здоровья, для счастья и успеха потенциальную угрозу несут: насилие, наркотики, тяжелые заболевания.

Если на тебя напали.

Конечно, по - возможности, нужно исключить вероятность нападения. Нужно постараться запомнить следующие правила:

- не появляться одному в позднее время суток в безлюдных местах, в незнакомых компаниях;

- не иди на контакт с незнакомыми людьми, которые обращаются с какой - либо просьбой, предложением (например: «Проводи меня, пожалуйста, до ближайшего терминала»);

- постараться не входить в подъезд, в лифт с незнакомыми людьми;

- уходя из дома, предупредить об этом взрослых и сказать, где ты будешь находиться;

- если возвращаешься домой поздно, лучше вызвать такси, заказав машину по телефону к месту своего нахождения;

- если ты дома один, то не открывать дверь всем, кто об этом попросит.

Если все же на тебя напали, постарайся привлечь внимание окружающих любыми возможными способами (громким криком, шумом). Если не получилось обратиться за помощью к друзьям, близким, окружающим людям, полиции, знай, ты имеешь право защищать себя сам. Необходимая оборона – это предусмотренная и разрешенная Законом защита от нападения путем причинения вреда нападающему (необходимая оборона предусмотрена статьей 37 Уголовного кодекса Российской Федерации) [4].

При необходимой обороне помни, что посягательство на тебя действительно должно быть реальным и опасным. То есть оно должно быть действительным, а не существовать в твоем воображении.

Необходимая оборона и нападение должны совпадать по времени. Недопустима оборона от посягательства, которое может ожидаться в будущем.

Существует такое понятие, как превышение пределов необходимой обороны – это умышленное совершение действий, явно несоответствующих характеру и опасности посягательства на него (например, человеку угрожают словесно, а он в ответ наносит удар ножом).

Права ребёнка в семье

Одним из самых важных прав ребенка в нашей стране признается право жить и воспитываться в семье (статья 54 Семейного кодекса Российской Федерации) [5].

Это значит, что ребёнок имеет право жить вместе со своими родителями, и никто не может этому воспрепятствовать.

Права ребёнка в семье:

Право знать своих родителей.

Рождение ребенка – важное событие в жизни мужчины и женщины, давших ребенку жизнь. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.

Право ребенка знать своих родителей на практике может быть ограничено случаями, когда получение сведений о родителях является невозможным. В первую очередь речь идет о подкинутых (найденных) детях. Не решен вопрос законодательно и о том, имеет ли ребенок право знать своих биологических родителей в случае, если он усыновлен (удочерен) другими людьми.

Право на заботу родителей.

Забота родителей о ребенке заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально - бытового характера (питание, обеспечение одеждой, обувью, учебными принадлежностями и т.п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопросов, возможных конфликтов с другими детьми и т.д., то есть в обеспечении разнообразных интересов детей.

Право на воспитание своими родителями.

Для полноценного воспитания ребенка, родители должны создать в семье условия, обеспечивающие достоинство ребенка, его уверенность в себе, научить его активно участвовать в жизни общества, всесторонне обеспечить его интересы.

Право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Нахождение родителей в разводе или их раздельное проживание не является препятствием для того, чтобы воспользоваться правом на общение.

Другие родственники - это люди, связанные между собой кровным родством и происходящие один от другого или от общего предка, в том числе прадед (прабабка), дядя (тетя) и т.д. 

Право выражать свое мнение.

Это значит, что ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

Право на имя, отчество и фамилию.

Такое право появляется у ребенка с момента рождения. Имя, отчество и фамилия указываются в свидетельстве о рождении.

Имя дается ребенку по соглашению родителей, отчество ребенку присваивается по имени отца (если отцовство не установлено, то отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка). Фамилия определяется фамилией родителей. Если у родителей разные фамилии, то ребенку присваивается фамилия отца или матери по соглашению родителей. Если ребенку уже исполнилось 10 лет, то изменить имя и фамилию можно только с его согласия. А с 14 лет ребенок вправе самостоятельно подать заявление об изменении имени и фамилии.

Имущественные права.

- право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;

- право собственности на полученные ребенком доходы;

- право владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании (по взаимному согласию ребенка и родителей).


2.2. Трудовые права подростка


Каждый человек имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать себе род занятий и профессию. Вступая в какие-либо трудовые отношения, подросток приобретает статус работника, и, следовательно, наделяется соответствующими правами и обязанностями. По общему правилу ребёнок не может быть принят на работу до достижения возраста 16 лет.

Но из всех правил есть свои исключения. Так, если подростку:

- 15 и он учится в колледже или в ином учебном заведении, то может выполнять легкий труд, если он не вредит его здоровью и не мешает его обучению в колледже или в ином учебном заведении.

- 14, то он также может выполнять легкий труд, но только с согласия родителей (попечителей) и органов опеки и попечительства.

Если ему нет еще 14, но очень хочется работать, то единственное место, где он может устроиться (с согласия родителей (опекунов), органов опеки и попечительства и если данная работа не будет наносить ущерба его здоровью и нравственному развитию) – в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках. Кроме того, трудовой договор (документ, в котором указаны все его права и обязанности, в связи с выполняемой работой) будут подписывать его родители (опекуны).

Кроме того, чтобы он был принят на работу, необходимо пройти обязательный предварительный медицинский осмотр.

Если подростку от 14 до 18 лет, и он очень хочет устроиться на работу, то государство может предоставить ему услуги по организации его временного трудоустройства в свободное от учебы время. Для этого необходимо обратиться в государственную службу занятости населения.

Настал день и подросток вступил в трудовые отношения (т.е. заключил трудовой договор). Какими дополнительными правами и льготами он может быть наделен как несовершеннолетний?

Итак:

1. по общему правилу при заключении трудового договора может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе, но так как он несовершеннолетний, то испытательный срок не может быть установлен.

2. продолжительность рабочего дня, если ему от 15 до 16 лет не может быть больше 5 часов в день, если подросток старше 16 лет, то 7 часов в день, если он учится и совмещает работу и учебу, то в возрасте от 14 до 16 - 2,5 часа в день, а от 16 до 18 - 4 часа в день. Кроме того, нельзя забывать, что продолжительность рабочего времени в неделю в возрасте до 16 лет - не может быть более 24 часов, а от 16 до 18 лет - 35 часов.

3. оплата труда будет проводиться с учетом продолжительности рабочего дня, но если он будет хорошо работать, и работодатель это заметит, то он может за счет собственных средств произвести доплату.

4. по общему правилу ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении 6 месяцев его непрерывной работы, но так как подросток несовершеннолетний, то ему могут предоставить отпуск по его заявлению и до истечения 6 месяцев.

5. Если вдруг работодатель скажет, что подросток не соответствует каким-либо требованиям, он не может его уволить без согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Кроме того, его не могут заставить работать на:

- тяжелых работах;

- подземных работах;

- работах с вредными условиями труда;

- работах в ночное время;

- сверхурочных работах;

- работах, выполняемых вахтовым методом.

Если его работа связана с подъемом и перемещением тяжестей вручную, то для работодателя существуют определенные правила о количестве груза, который подросток может поднимать, в зависимости от его возраста.
Работа (труд) занимает в жизни человека важное место, для некоторых, возможно, второе после семьи, независимо от того, где человек трудится. Поэтому для каждого из нас важно знать, какими правами и обязанностями подросток наделяется при поступлении на работу. 

Как гражданин, подросток может вступать в различные имущественные отношения, но для этого должен обладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность возникает с момента рождения и прекращается смертью, а вот дееспособность ограничена возрастом и возникает в полном объеме с 18 лет, за исключением двух случаев:

1. эмансипация (если ему уже 16, и он работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью, то, с согласия своих родителей и органа опеки и попечительства получает полную дееспособность, т.е. может вступать в любые, не запрещенные законом имущественные отношения);

2. подросток вступает в брак до достижения 18 лет (например, в Ростовской области можно вступить в брак с 14 лет).

Если эти варианты досрочного достижения полной дееспособности ему не подходят, то придется довольствоваться тем, что закреплено в законодательстве.

Итак:
1. до 6 лет всеми его действиями руководят родители (опекуны);

2. от 6 до 14 лет, он наделяется некоторыми возможностями:

а) он может совершать так называемые мелкие бытовые сделки (например, купить хлеб, молоко или книгу, т.е. совершить покупки, направленные на удовлетворение своих потребностей в еде, одежде, и не связанные с большой тратой денег).

б) он может получать подарки от дедушки, бабушки, родителей (опекунов) по договору дарения.

в) родители могут передать подростку деньги, чтобы он расплатился, например, за коммунальные платежи, за ремонт обуви, т.е. он может распоряжаться деньгами только по поручению родителей (законных представителей).

Имущественную ответственность за его действия или за вред, причиненный им (например, если он разбил окно в колледже) несут его родители (законные представители) либо, если ему не исполнилось 14 лет, работники образовательного учреждения.

3. от 14 до 18 лет подросток может делать то же самое, что и до 14, а также:

а) распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;

б) получать вознаграждение за авторство произведений науки, литературы, искусства;

в) вносить вклады в банки и распоряжаться ими;

г) по достижению 16 лет, он может стать членом кооператива.

Имущественную ответственность за свои действия он несёт самостоятельно. А если он будет расходовать свои деньги не правильно (например, тратить в игровых автоматах), его родители (законные представители) через суд могут ограничить или даже лишить его права распоряжаться своими доходами.

Итак, чтобы тратить деньги, необходимо совершать определенные сделки - действия, направленные на установление, изменение и прекращение прав и обязанностей; когда сделки заключают двое или больше лиц, они называются договорами.

В законодательстве предусмотрено множество видов договоров, но самым распространенным является договор купли-продажи, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать товар, а другая сторона (покупатель) обязуется принять этот товар и уплатить за него цену. Т.е., например, покупка хлеба в магазине - это договор купли-продажи. Но не все так просто, права подростка, как покупателя могут быть нарушены, например, в случае продажи молока с истекшим сроком годности. В таких случаях на помощь приходит Гражданский Кодекс РФ и закон «О защите прав потребителей» [9].

Какие же права предоставляет этот закон?

1. Покупатель может потребовать от продавца любую информацию о предлагаемом им товаре, работе, услуге. Это значит, что он может узнать страну производителя товара, цену, срок годности, гарантийный срок, если он установлен, правила безопасного использования товара и т.д.

2. Если купленный товар причинил вред здоровью подростка, последний подлежит возмещению в течение установленного срока годности (возмещается продавцом или изготовителем), а если этот срок не установлен, то в течение 10 лет (возмещается изготовителем).  

Если попался плохой товар, то, в соответствии с законом, существуют следующие варианты поведения:

Покупатель вправе:

1. потребовать заменить его товаром надлежащего качества (продавец обязан его заменить в течение 7 дней со дня предоставления покупателем требований, при необходимости дополнительной проверки товара, то в течение 20 дней);

2. потребовать уменьшить соразмерно покупную цену товара;

3. добиться безвозмездного устранения недостатков;

4. получить возмещение своих расходов на устранение недостатков (в течение 10 дней исполняется продавцом).

Если все перечисленное выше его не устраивает, можно просто потребовать от продавца, чтобы он вернул деньги за плохой товар (в течение 10 дней).

Все эти требования можно предъявлять, если они обнаружены в течение гарантийного срока товара или срока годности, а если таковые отсутствуют, то в пределах двух лет.

Итак, деньги можно тратить на различные товары, но есть еще и другой способ распоряжения ими - положить их в банк по договору банковского вклада, под проценты, в результате чего, положенная сумма увеличится.

Договор банковского вклада может быть заключен только в письменной форме. Она считается соблюденной, когда на руки подростку выдадут сберегательную книжку или депозитный сертификат. Эти документы могут быть выданы как на имя определенного лица, либо на предъявителя.

Для того чтобы сделать вклад в банк, необходимо:

1. иметь при себе документ, удостоверяющий личность (паспорт).

2. внести определенную денежную сумму;

3. достичь 14 лет.

Если подросток не достиг этого возраста, то может заключить договор банковского вклада только с письменного согласия родителей, либо при личном присутствии родителей в банке. Если родители разведены, то согласие дает тот, с кем он вместе проживает.

Кроме того, сами родители (опекуны, попечители) могут открыть вклад на имя, и, например, указать возраст, с которого он сможет распоряжаться деньгами по этому вкладу.

В банках могут предложить различные виды вкладов, в которых подросток может запутаться, поэтому, если он решил сделать вклад, можно обратиться к сотрудникам банка с просьбой о консультации по всем вопросам, связанным с вкладом, процентной ставкой по вкладу и т.п.


2.3. Проведение социального опроса в ГБПОУ «Шахунский колледж аграрной индустрии»


В анкетировании приняло участие 100 студентов 1 курса ГБПОУ ШКАИ.

Для выяснения осведомленности моих сверстников о своих правах и обязанностях, нами было проведено анкетирование, образец анкеты приведен в Приложении 1.

С целью определения потребностей детей и родителей в правовом просвещении проведено анкетирование «Твои права и обязанности».










Итоги анкетирования приведены в Приложении 2.


1 вопрос: Перечисли, пожалуйста, права, которыми ты обладаешь:

р

Аававава

Рисунок 1 - Диаграмма результатов анкетирования 1-го вопроса


75% знают свои права, 25% не достаточно знают.


3 вопрос: Как ты считаешь, что важнее – исполнять свои обязанности или требовать, соблюдения своих прав? 

Рисунок 2 - Диаграмма результатов анкетирования 3-го вопроса


90% считают важным, 10% считают не важным.




4 вопрос: Считаете ли вы, что вам необходимо знать о своих правах?



Рисунок 3 - Диаграмма результатов анкетирования 4-го вопроса


100% опрошенных считают необходимостью знать свои права.


5 вопрос: Можете ли вы назвать документ защищающий ваши права?



Рисунок 4 - Диаграмма результатов анкетирования 5-го вопроса


50% смогли назвать документ, 50% не смогли назвать.





6 вопрос: Как вы считаете уважают ли ваши права дома, в семье?



Рисунок 5 - Диаграмма результатов анкетирования 6-го вопроса


100% опрошенных считают, что их права уважаются дома, в семье.


75% студентов знают свои основные права и обязанности, оставшиеся 25% детей, знают свои права и обязанности недостаточно. 90% считают, что исполнение своих обязанностей и требование соблюдения своих прав одинаково важно. На вопрос «Считаете ли вы, что вам необходимо знать о своих правах?» - все респонденты ответили «да».

84% студентов ответили положительно на вопрос об уважении их прав как ребенка дома, в семье. 76% в анкете заявили, что узнают о своих правах и обязанностях от родителей и преподавателей. Только 50 % респондентов смогли назвать документ, защищающий права ребенка.



Заключение

В заключение следует отметить, что права и обязанности родителей и детей своими корнями уходят в область нравственности. Чем прочнее моральный фундамент бережного отношения родителей к своим несовершеннолетним детям, тем больше оснований считать, что с выполнением как родительских прав, так и родительских обязанностей, а также прав и обязанностей детей дело обстоит благополучно.

Семья – это та общественная структура, в которой, прежде всего, происходит воспроизводство человека как члена общества. Именно в семье первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социальные качества.

Полученный мною материал дает основание считать, что нередко в нашей стране очень часто многие права ребёнка, в том числе подростка нарушаются. Но почему-то об их защите начинают вспоминать только после очередного громкого дела.

В связи с этим, одной из главных задач современного государства должна являться защита прав ребёнка.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимой для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 26, ст. 27) [2].

В последнее время, в связи с реализацией Конвенции в РФ был принят ряд мер по усилению адресной государственной поддержки детей и многодетных семей, семей с детьми инвалидами, предоставлению некоторых льгот, связанных с охраной здоровья, детских учреждений в условиях развития рыночных отношений.

Но, в силу недостатка финансовых средств, многое из перечисленного пока осуществляется непоследовательно и крайне медленно.

Права детей изложены во множестве нормативно-правовых актах, как на российском, так и на международном уровнях.

Следует отметить, что права детей в России в теоретическом плане находятся на высоком уровне. Создана правовая база для реализации этих прав. Развивается система социальной защиты различных групп населения, в частности детей.

И в качестве вывода. Если народ имеет то правительство, которое он заслуживает, то народ и правительство имеют дело с теми детьми, которых они сами воспитывают – любое проявление невнимания к правам ребёнка способно (возвращаясь, подобно бумерангу, с другой стороны в самый непредвиденный момент) создать ещё большие проблемы для настоящего и будущего общества.

Дети – это будущее государства. Поэтому необходимо не только в теории, но и на практике помогать детям реализовывать их права, быть гражданами, полноценными членами нашего общества.

Цель работы достигнута, задачи, поставленные в начале исследования, выполнены.



Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

  2. Конвенция ООН 1989 г. «О правах ребенка».

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).

  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020).

  5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020).

  6. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 01.04.2020).

  7. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 г., одобренный Советом Федерации 09.07.1998.

  8. Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 (ред. от 20.12.2017 N 399-ФЗ).

  9. Приказ МАП РФ от 20.05.1998 N 160 (ред. от 11.03.1999) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.12.1998 N 1669).

  10. Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 N 841 (ред. от 01.04.2019) «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей».

  11. Обществознание: учебник для среднего профессионального образования / Б. И. Федоров [и др.]; под редакцией Б. И. Федорова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 410 с. 

  12. Обществознание в 2 ч. Часть 1: учебник для среднего профессионального образования / Н. В. Агафонова [и др.]; под редакцией Н. В. Агафоновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 381 с.

  13. Обществознание в 2 ч. Часть 2: учебник для среднего профессионального образования / Н. В. Агафонова [и др.]; под редакцией Н. В. Агафоновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 280 с.

  14. Волков, А. М.  Обществознание. Основы государства и права: учебник для среднего профессионального образования / А. М. Волков, Е. А. Лютягина; под общей редакцией А. М. Волкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 235 с.

  15. Обществознание: учебник для среднего профессионального образования / В. И. Купцов [и др.]; под редакцией В. И. Купцова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 242 с.

  16. Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для вузов / О. Б. Соболева [и др.]; под редакцией О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 474 с.

  17. Волков, А. М.  Основы права для колледжей: учебник для среднего профессионального образования / А. М. Волков, Е. А. Лютягина; под общей редакцией А. М. Волкова. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 269 с.

  18. Исаев, Б. А.  Политология в схемах и комментариях: учебное пособие для вузов / Б. А. Исаев. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 229 с.

  19. Социология: учебник для среднего профессионального образования / О. Г. Бердюгина [и др.]; ответственный редактор В. А. Глазырин. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 414 с.

  20. https://онлайн-читать.рф/достоевский-братья-карамазовы.

Приложение 1

Анкетирование

Вопросы:

1. Перечисли, пожалуйста, права, которыми ты обладаешь:

2. Перечисли, пожалуйста, свои обязанности:

3.  Как ты считаешь, что важнее – исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав?   

а) исполнять свои обязанности

б) требовать соблюдения своих прав

в) и то и другое одинаково важно

г) другое

4. Считаете ли вы, что вам необходимо знать о своих правах?

5. Можете ли вы назвать документ защищающий ваши права?

6. Как вы считаете уважают ли ваши права дома, в семье?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!