СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный проект по теме: Творчество Виктора Гюго. «Путь от зла к добру» на примере судьбы Жана Вальжана – главного героя романа «Отверженные»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект по теме: Творчество Виктора Гюго. «Путь от зла к добру» на примере судьбы Жана Вальжана – главного героя романа «Отверженные»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа №2 им. И.Г. Петровского г. Севск









Индивидуальный проект по теме:

Творчество Виктора Гюго. «Путь от зла к добру» на примере судьбы Жана Вальжана – главного героя романа «Отверженные»







Работа ученицы 10 класса

Кореньковой Дарьи

Николаевны



Руководитель проекта:

Захарова Елена

Николаевна



Работа допущена к защите: «___»___________________________2023г.



Подпись руководителя проекта: __________/______________________/



Севск

2023



Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретическая часть. 5

1. Особенности творчества В.Гюго. 5

1.1 Биография В.Гюго. 5

1.2 Литературный путь. 7

1.3 Франция в жизни В.Гюго. 9

2. Роман-эпопея «Отверженные» В.Гюго. 12

2.1 История написания произведения. Зарождение идеи создания и ее реализация. 12

2.2 Цель «Отверженных» по мнению самого В.Гюго. 15

2.3 Судьба Жана Вальжана – воплощение «пути от зла к добру». Анализ судьбы главного героя. 16

Глава 2. Практическая часть. 22

Заключение 25

Список литературы и источников 27

Приложения 28


























Введение

Краткое описание сути будущего проекта.

Виктор Мари Гюго – «светило» французской литературы, один из главных её классиков. Его произведения вошли в историю и стали бессмертными памятниками литературного достояния. Всю жизнь Гюго презирал законы общества и выступал против человеческого неравенства. Роман-эпопея «Отверженные» стал ярким примером изображения его взглядов. Нравственная концепция романа «Отверженные» соответствует представлению В.Гюго о человеческой жизни, как о непрерывной смене света и тьмы. А главный герой произведения Жан Вальжан воплощает в себе внутреннюю реализацию этой идеи.

Актуальность проекта.

Проблема нравственности всегда являлась актуальной в обществе. Поэтому и сейчас, и много лет назад она привлекала внимание общественных деятелей. Об этом и говорит предисловие в начале романа:

До тех пор, пока в силу законов общества и его нравов

над человеком будет тяготеть проклятие,

которое в эпоху расцвета цивилизации создает для него ад на земле

и отягчает его судьбу, зависящую от Бога, пагубными усилиями людей;

до тех пор, пока не будут разрешены

три основные проблемы нашего века:

угнетение мужчины, принадлежащего к классу пролетариата,

падение женщины по причине голода,

увядание ребенка вследствие мрака невежества;

до тех пор, пока в некоторых слоях общества

будет существовать застой;

иными словами и беря шире –

до тех пор, пока на земле не перестанут царить

нужда и невежество, -

книги, подобные этой, будут, пожалуй, небесполезны.

Отвиль-Хауз, 1862 г.

Наблюдая за событиями современного общества, мы можем понять, что данные проблемы никуда не исчезли. Следовательно, проект и анализ по данному произведению актуален в наше время.

Цель проекта:

Уяснить нравственные уроки В. Гюго, главные ценности, о которых говорит автор, а также ради которых написан роман «Отверженные».

Задачи проекта:

1.Изучить особенности творчества В. Гюго.

2.Выяснить смысл произведения, заложенный самим писателем.

3.Проследить за судьбами героев романа и установить между ними связь.

4.Описать жизненный путь главного героя.

5.Проанализировать жизнь главного героя в плане нравственной проблематики романа-эпопеи.

6.Выявить «три отказа» главного героя Жана Вальжана, совершенные им в своей жизни.

7.Создать презентацию.

Объект исследования.

Объектом моего исследования в данном проекте является «путь от зла к добру» на примере судьбы главного героя романа «Отверженные».

Предмет исследования.

Предметом моего исследования в данном проекте являются нравственные изменения главного героя Жана Вальжана в романе «Отверженные».

Методы исследования:

  1. Сбор информации о творчестве и жизни В.Гюго.

  2. Прочтение и анализирование романа «Отверженные».

  3. Изучение информации, связанной с романом-эпопеей (история создания, замысел).

Практическая значимость и польза.

Результаты, полученные в ходе создания проекта, а именно подробный анализ судьбы главного героя Жана Вальжана в романе «Отверженные», могут быть использованы в презентации во время внеурочного занятия по литературе в 10 классе на данную тему проекта в качестве расширения кругозора и привлечения к «интересному» чтению: с подробным анализом судеб героев, связующих их нитей, раскрытием замысла писателя.

Глава 1. Теоретическая часть. 1. Особенности творчества В.Гюго. 1.1 Биография В.Гюго.

Виктор Гюго – выдающийся классик мировой литературы 19 века, один из самых ярких писателей-романтиков Франции. Его творческий и жизненный путь был долгим и сложным, а в своих бессмертных произведениях он не боялся до конца оставаться честным и свободным. Его романы несут в себе глубокую нравственную идею и являются частью национального достояния Франции. Общественная деятельность Гюго была, прежде всего, направлена на борьбу с социальным неравенством и несправедливостью, царящими в обществе.

Происхождение и ранние годы

Виктор Гюго появился на свет 26 февраля 1802 года в городке Безансон (Франция) и стал третьим ребенком Жозефа Леопольда Сигисбера Гюго и Софи Требюше. Мальчик родился настолько слабым и тщедушным, что никто не надеялся на то, что он выживет. Вспоминая то время, мать Виктора говорила, что ее сын был размером не больше столового ножа.

Семья Гюго была очень обеспеченной и владела трехэтажным особняком. Отец Виктора имел простое, крестьянское происхождение, но участие в Великой французской революции выявило в нем такие качества, как отвага, честь, доблесть и благородство. Это было отмечено командованием, которое по достоинству оценило его стремление служить Отечеству. Начав свой путь в звании рядового, Леопольд Гюго дослужился до генерала армии Наполеона. О матери Виктора известно лишь то, что она родилась в Нанте и была дочерью местного судовладельца.

Детство будущего писателя проходило в постоянных разъездах, так как отец часто получал новые назначения по военной службе. Место жительства семьи Гюго не ограничивалось Францией, им пришлось пожить и в других странах Европы – в Испании и Италии. Виктор навсегда запомнил впечатлившие его в детстве достопримечательности и красоты Средиземноморья, что нашло отражение в его творчестве. Уже в восемь лет у мальчика обнаружилась способность к рисованию. Общее количество рисунков Гюго насчитывает более четырех тысяч работ. Некоторые из них представлены в музеях, другая часть хранится в частных коллекциях.

Несмотря на то, что Виктор и его братья Абель и Эжен росли в любви и заботе, атмосфера в семье была достаточно напряженной. Родители мальчиков часто ссорились между собой, и это естественным образом отражалось на детях. Причиной скандалов была любовная связь Софи с одним из генералов, а также политические разногласия: отец был ярым сторонником Наполеона, а мать – династии Бурбонов. В 1813 году супруги развелись, и Виктор с матерью уехали в Париж.

Образование

Своему младшему сыну Леопольд Гюго прочил блестящее будущее в качестве ученого. Он стремился с раннего возраста привить Виктору любовь к точным наукам, к которым мальчик имел хорошие способности. Несмотря на это, мечте отца не суждено было осуществиться. Политехническому колледжу его сын предпочел сочинительство и чтение поэзии и прозы знаменитых классиков.

До двенадцатилетнего возраста Гюго учился с перерывами. Вначале это был колледж в Мадриде, затем, в 1814 году – пансион Кордье, после которого Виктор поступил в лицей Людовика Великого, где написал свои первые сочинения.

В 1848 году во Франции началась революция. В этот период Гюго занялся общественно-политической деятельностью и вошел в состав Национальной Ассамблеи.

В 1851 году Гюго покинул Францию и поселился в Брюсселе. Через некоторое время он направился сначала на остров Джерси, а потом на остров Гернси.

После падения режима Наполеона в 1870 году Гюго возвратился в Париж. Когда началась Франко-Прусская война, он принял сторону оппозиции – сыграло роль его личное мировоззрение относительно идеального устройства страны. Даже во время наступления врагов писатель не покинул свой город, как это сделали многие из его окружения. В 1971 году он добровольно сложил с себя полномочия члена Национальной Ассамблеи, выразив, тем самым, протест консерваторам.

Личная жизнь

В начале двадцатых годов Виктор встретил и полюбил девушку по имени Адель. По непонятным причинам мать юноши воспротивилась их отношениям, и возлюбленным пришлось расстаться. В 1823 году Софи Гюго умерла, и осиротевший Виктор решил, что ему пора возобновить общение с отцом. В честь этого события им было написано поэтическое произведение «Ода моему отцу». Леопольд Гюго не имел ничего против избранницы Виктора, и пара возобновила отношения, а вскоре молодые поженились. В этом союзе появилось на свет пятеро детей: Леопольд, Леопольдина, Шарль, Франсуа-Виктор и Адель.

Интересно, что Адель не прочла ни одного произведения своего гениального супруга.

Последние годы

Последние годы жизни писателя прошли в Париже. Интересно, что улица, на которой он жил, еще при жизни была переименована в его честь. Будучи чрезмерно тщеславным, Гюго не раз тешил себя мыслью, что после его смерти сама столица Франции будет носить его имя.

Весной 1885 года в городе был организован парад в честь писателя. Несмотря на предостережения докторов, Гюго наблюдал за шествием и приветствовал участников, стоя у открытого окна. В итоге он простудился и умер от воспаления легких 22 мая 1885 года. После смерти было обнаружено его завещание, в котором упоминались странные условия похорон: «Оставляю пятьдесят тысяч франков бедным. Хочу, чтобы меня отвезли на кладбище в катафалке для бедняков. Отказываюсь от погребальной службы любых церквей. Прошу все души помолиться за меня. Верю в Бога. Виктор Гюго». Несмотря на это последнее желание, великий писатель был похоронен с огромными почестями. В его проводах принимали участие более миллиона человек, а после похорон город еще долго будоражило от этого события.

Память о Викторе Гюго

Народ Гернси воздвигнул статую, созданную скульптором Жаном Буше в Candie Gardens (Сент-Питер-Порт), чтобы почтить память о пребывании Гюго на островах. Руководство Парижа сохранило его резиденции в Отвиль-Хауз (Гернси) и в доме номер 6 по площади Вогезов (Париж) в качестве музеев. Дом, где он останавливался в Виандене (Люксембург) в 1871 году, также стал музеем. Почти во всех городах Франции есть улицы Гюго. Такие улицы есть и в некоторых российских городах (Калининград, Тверь).

1.2 Литературный путь.

После окончания учебы началось бурное развитие творчества Гюго.

Когда Гюго исполнилось 14 лет, он начал переводить труды древнеримского поэта Вергилия. Однако позже юноша решил сжечь переводы, поскольку считал, что они были далеки от совершенства.

Первый успех не слишком воодушевил отца Гюго. Мужчина считал, что юноша должен поступить в политехнический университет. Отказа он не принял и был очень зол на сына. Настолько, что лишил его всякой финансовой, материальной помощи. Поправить положение молодой человек сумел самостоятельно. Из-под его пера вышло стихотворение «На восстановление статуи Генриха IV». Судьи были поражены тем, насколько «взрослыми» были произведения начинающего писателя. Власти наградили молодого литератора, назначили ему ежемесячное жалование.

В 17-летнем возрасте Виктор совместно с братом Абелем начинает издавать журнал «Литературный консерватор». Спустя 2 года он публикует сборник «Оды», принесший ему определенную популярность в обществе.

К тому моменту литератор уже сложился как самостоятельный деятель искусства. Творчество Гюго имело глубокий социально-политический подтекст. Основной идеей произведений Гюго была необходимость того, чтобы все и каждый придерживались моральных, нравственных устоев. Только тогда общество достигнет совершенства.

В начале 20-х В. Гюго переключился на прозу. В 1823 известный литератор публикует свой первый роман «Ган Исландец». Работа в крупном размере получила довольно скромные оценки. Однако была принята по достоинству.

Читающая публика очень тепло принимала творения Гюго, а слава литератора росла по мере выхода его произведений.

Еще через несколько лет в 1827-м литератор пробует свои силы на поприще драматургии и вновь добивается успеха. На свет появляется пьеса «Кромвель».

В конце десятилетия писатель опять берется за поэзию, лирику. Результатом его трудов становятся два сборника: «Восточные мотивы» (1829) и «Осенние листья» (1831). В том же 1829 он написал повесть «Последний день приговоренного к смерти», где в иносказательной форме рассуждал на тему казни, целесообразности и возможности насилия над человеком, праве государства выносить приговоры.

После этого выходит другое серьезное произведение в биографии Гюго – «Человек, который смеется». В нем он осуждает разные формы насилия, исходящие от представителей действующей власти.

В 1831 г. Гюго представил свой первый исторический роман – «Собор Парижской Богоматери». В своем романе Виктор Гюго затрагивал разные политические вопросы, а также выступал за восстановление культурных памятников. Именно поэтому парижский собор, который планировали снести, стал главным местом развития событий.

Наиболее плодотворным в творчестве Гюго можно назвать период с 1829 по 1843 годы. За это время появились пьесы, которые наделали много шума в обществе и были подвергнуты цензуре. Этот период знаменателен еще и тем, что писатель полностью освобождается от оков классицизма, а главным направлением его творчества становится романтизм.

Начиная с 30-х годов, литератор практически полностью отдается драматургии. Его интересует сцена. И это взаимно: интеллигентная публика, любители подмостков, актеры и постановщики рукоплещут мэтру, едва ли не носят его на руках. Однако не забывал он и о поэзии. К 30-м годам Гюго уже не относится к монархии с прежним почтением. Он более не брезгует использовать реальных исторических личностей, имеющих власть, и показывать их с комичной, неприглядной стороны.

Спустя время В.Гюго решил вернуться к жанру исторического романа и написал одно из своих самых известных произведений «Девяносто третий год». Этот роман, посвященный последним дням Французской революции, стал последним произведением писателя, написанным в духе романтизма.

1.3 Франция в жизни В.Гюго.

Имя Виктора Гюго по праву стоит в одном ряду с именами лучших представителей мировой культуры. Выдающийся писатель и общественный деятель, Гюго заслуженно пользуется любовью миллионов людей. В своих прославленных романах он отразил и мечтания утопических социалистов, и революционную бурю эпохи, показал силу и слабость широкого демократического движения, развернувшегося во Франции в XIX веке.

Как известно, после развода родителей Виктор уехал с матерью и остался жить с ней. Одной из причин расторжения брака стали политические разногласия. Мать Гюго была роялисткой, активной сторонницей монархической власти. В то время, как отец - противником Бурбонов. Позиция матери очень повлияла на формирование мировоззрения Виктора. Он уверовал в то, что Бурбоны – это гарантия свободы и равенства.

Отвергая материалистическое учение французских просветителей и французскую буржуазную революцию, Гюго в первом сборнике своих стихотворений "Оды и другие стихотворения" (1822) воспевает монархические идеи и католицизм.

Во второй половине 20-х годов Гюго порывает с легитимистскими иллюзиями.

Поэт нередко обращается теперь к образу Наполеона. Если в годы увлечения монархией он резко порицает его, называя тираном и узурпатором, то уже в оде "Два острова", написанной в 1825 году, есть и хвала "владыке полвселенной", в которой поэт выражает восхищение военным талантом Наполеона. Отношение Гюго к Наполеону в последующие годы было противоречивым: он часто противопоставляет Наполеона узости и мелочному меркантилизму июльской монархии, жалкой трусости и ограниченности буржуазии как выдающуюся яркую личность, как полководца, высоко поднявшего славу Франции, и в то же время говорит о нем, как о носителе тирании, деспотизма, которые в конце концов и привели его к гибели.

Причины, обусловившие разрыв писателя с идеями реакционных романтиков, приблизившие его к народу, коренились в особенностях политической и социальной жизни страны. Французская буржуазная революция нанесла решительный удар дворянству, но, как известно, ничему не научила возвратившихся Бурбонов. Своей политикой они стремились воскресить старую Францию. Недовольство политикой Бурбонов проявляется со стороны рабочих крупных городов и самых различных слоев крестьян, буржуазии и офицерства.

Возмущение масс реакционной политикой роялистов, свободолюбивые идеи современности не могли не захватить молодого поэта и драматурга. Он становится на сторону прогрессивного лагеря, борющегося против политических реакционеров, яростно пытавшихся возродить феодально-монархический строй.

Гюго борется за новое искусство, приближающееся к реализму. В том и заключается важная специфическая особенность демократического романтизма в европейских странах первых десятилетий XIX века, что еще на ранней ступени своего развития он сыграл большую роль в становлении реализма. Знаменитое предисловие Гюго к пьесе "Кромвель", впоследствии названное самими же романтиками "скрижалями романтизма", было не только романтическим манифестом. Оно во многом перекликается с требованиями реалистического искусства. Написанное с большим вдохновением и страстью, предисловие содержало свежие и глубокие мысли, приближающие литературу к правдивому изображению действительности.

Гюго выдвигает принципы новой романтической литературы. Он требует отказаться от искусственной гармонии, соразмерности, присущей произведениям классицизма. Нет низких, недостойных искусства предметов.

Искусству нужен живой язык жизни. Изысканный язык двора не может удовлетворить требований новой литературы. Гюго любит и ценит язык как великое творение народа. Смело и решительно вводит он в свои произведения речь простых людей, для него нет низких и неблагородных слов. В простом и богатом языке народа Гюго видел наилучшее средство приближения литературы к жизни.

Дидро своей эстетикой и своей драматургией нанес мощный удар аристократическому театру, но не лишил классическую трагедию того первого места, которое она в нем занимала. Гюго это сделал. Его предисловие к "Кромвелю" и романтические пьесы сыграли решающую роль в борьбе с классицизмом.

С чувством человека, освободившегося от пут, молодой драматург ломал и отбрасывал правила, требующие строгих единств, уничтожал размеренное развитие действия, вводил в свои пьесы новых героев из народа, сопоставлял честность низов с бесчестностью двора. Гюго создал новый вид драматургии - романтическую драму.

В пьесах Гюго проявилось большое гражданское мужество художника. Его герои - люди из народа, отверженные "обществом" - противопоставлены миру порочных аристократов.

Июльская революция 1830 года всколыхнула всю Францию. Восставший народ уничтожил власть Бурбонов. На смену дворянам-роялистам к власти пришли представители французской буржуазии.

Тридцатые годы для Франции были годами, когда ее простой люд, ее рабочие и ремесленники все решительнее выступали в политической и социальной жизни страны.

В начале сороковых годов, когда революционные восстания были подавлены, ограниченность мировоззрения писателя проявилась с особенной силой. В 1841 году, при избрании во Французскую академию, Гюго произносит речь в защиту устоев конституционной монархии. В 1845 году королевским декретом Гюго возводится в графское достоинство и получает титул пэра.

Решающую роль в дальнейшем развитии жизни и творчества писателя сыграли 1848 -1851 годы.

В эти годы Гюго принимает активное участие в политической жизни страны. В 1848 году он был избран членом Учредительного собрания, в 1849 году, как депутат Парижа, Гюго участвовал в работе Законодательного собрания.

Грандиозный размах борьбы, развернувшейся в дни февральской революции и особенно в июньские дни 1848 года, показал все великое значение пролетариата. Четыре дня ожесточенных июньских боев народа с контрреволюционным правительством буржуазии явились знаменательным событием. Впервые в истории Франции рабочий, класс играл столь большую роль в революции, был ее движущей силой, настоял на провозглашении республики.

Именно с этого времени, когда все антидемократические силы объединяются в борьбе против народа, Гюго решительно становится на его сторону. Несмотря на ожесточенные нападки, на злобу и клевету реакционеров, отныне он на всю жизнь сторонник народа.

Поводом, послужившим к резкому разрыву Гюго с контрреволюционной буржуазией, явился монархический переворот, совершенный Луи Бонапартом в декабре 1851 года. Писатель был вынужден покинуть Францию. Девятнадцать лет находился Гюго в эмиграции, не желая возвратиться в страну, захваченную узурпатором. Все эти годы он не прекращал борьбы с империей Наполеона III.

Хотя Наполеон III предоставил амнистию всем политическим ссыльным в 1859 году, Гюго отказался от нее, так как это означало, что он должен будет ограничивать свою критику в адрес правительства. Только после того, как Наполеон III лишился власти и была провозглашена Третья республика, Гюго наконец вернулся на родину (в 1870 году), где он вскоре был избран в Национальное собрание и Сенат.

Тема революции волнует Гюго до последних лет его жизни. В 1880 году в книге стихотворений "Четыре духа времени" напечатана поэма Гюго "Революция". Поэма - блестящий памфлет против королей, на протяжении столетий угнетавших французский народ.

В произведениях Гюго отразились сильные и слабые черты его мировоззрения. Он увидел передовых людей - республиканцев тридцатых годов, подобно другому выдающемуся писателю Франции, Бальзаку, и показал этих республиканцев, боровшихся на баррикадах парижских улиц. Он выразил ненависть демократической Франции к Наполеону III, уничтожившему республику. Он постоянно восхищался революционным народом Парижа, простым людом его рабочих предместий, но он не сумел понять всего великого значения ни июньских дней 1848 года, ни Парижской коммуны. В этом сказалась слабость его мировоззрения, но отнюдь не испуг перед революционным движением пролетариата.

2. Роман-эпопея «Отверженные» В.Гюго.



2.1 История написания произведения. Зарождение идеи создания и ее реализация.

«Отве́рженные» (фр. «Les Misérables») — роман-эпопея французского классика Виктора Гюго. Широко признан мировой литературной критикой и мировой общественностью апофеозом творчества писателя и одним из величайших романов XIX столетия. Впервые он был опубликован в 1862 году.

Роман переведён на многие мировые языки и входит в большое количество школьных курсов по литературе. Он многократно ставился на сценах театров и не раз экранизировался во Франции и за её пределами под своим оригинальным названием.

История жизни Жана Вальжана, Фантины, Козетты - не просто укор буржуазному обществу, это гневный протест писателя, начинающего понимать, что недостаточно одного милосердия, одной любви и филантропии, чтобы решить величайшую проблему XIX века - проблему жизни трудящихся масс. Однако филантропия и идея всемогущества любви занимает в романе большое место.

Замысел романа из жизни низов, жертв общественной несправедливости, возник у писателя еще в начале его творческого пути.

Узнав в 1823 году, что его друг Гаспар де Попе будет проездом в Тулоне, он просит его собрать сведения о быте каторжников.

Интерес Гюго к каторге был, вероятно, пробужден наделавшей много шума историей беглого каторжника, ставшего полковником и арестованного в 1820 году в Париже.

В 1828 году бывший префект Миоллис рассказал Гюго о своем брате, монсеньере Миоллисе, епископе города Динь, оказавшем в 1806 году гостеприимство освобожденному каторжнику Пьеру Морену. Духовно переродившись под влиянием епископа, Морен стал военным санитаром и затем погиб под Ватерлоо.

В 1829 году Гюго поместил в XXIII главе "Последнего дня приговоренного к смерти" рассказ каторжника, отбывшего срок и сталкивающегося с первых шагов на свободе с предубежденностью и враждебностью окружающих; во многом это уже напоминало историю Жана Вальжана.

К началу 1830 года Гюго стал представлять себе очертания будущего романа и набросал начало предисловия к нему:

«Тем, кто спросил бы, действительно ли случилась, как выражаются, эта история, мы бы ответили, что это не имеет значения. Если волею случая эта книга заключает в себе урок или совет, если события, о которых в ней идет речь, или чувства, вызываемые ею, не лишены смысла, то она достигла своей цели... Важно не то, чтобы история была правдивой, но чтобы она была истинной...».

В 1832 году Гюго намеревался приступить к непосредственной работе над "историей", ибо в марте этого года он заключил с издателями Госленом и Рандюэлем договор на издание романа.

Театр отвлек писателя от романа, однако замысел книги продолжал зреть в его душе, обогащаясь новыми впечатлениями, которые давала ему жизнь, и все усиливавшимся интересом Гюго к социальным вопросам.

В 1843 году Гюго постигло огромное несчастье: он потерял свою юную дочь, которая вместе с мужем погибла во время кораблекрушения. Эта утрата стала причиной его временного затворничества. Во время своего уединения писатель вновь решил приступить к работе над романом, в то время имевшим название «Невзгоды».

17 ноября 1845 года Гюго начал писать роман, о котором он столько мечтал и который был назван им теперь "Жан Трежан"; через два года заголовок меняется на "Нищету". В это время Гюго настолько захвачен работой, что решает в течение двух месяцев обедать только в девять часов, "чтобы удлинить свой рабочий день".

События революции 1848 года прервали эту упорную работу, и Гюго вновь вернулся к ней в августе 1851 года.

Затем последовал новый перерыв, вызванный переворотом 2 декабря. Последнюю часть Гюго заканчивает уже в Брюсселе.

Первая редакция романа была готова, таким образом, к 1852 году.

Она состояла из четырех частей и содержала гораздо меньшее количество эпизодов и авторских отступлений, чем окончательный текст. Когда в 1860 году Гюго решил переработать книгу, окончательно названную в 1854 году "Отверженные", он дал полную свободу лирическому началу своей прозы. За счет авторских отступлений объем романа значительно увеличился. Появились в нем и ответвления от основной сюжетной линии.

В 1861 году, во время поездки в Бельгию, Гюго за две недели создал описание сражения под Ватерлоо; в это же время в роман включаются новые главы, изображающие тайное республиканское общество "Друзей азбуки", создается идеальный образ "жреца революции" Анжольраса. Некоторые новые оттенки появились в характеристике Мариуса, в которой нашли отражение отдельные черты молодого Виктора Гюго.

Первое издание книги, появившееся в начале 1862 года, разошлось молниеносно: за два дня был распродан весь тираж - семь тысяч экземпляров. Тотчас же потребовалось новое, второе издание, которое и вышло через две недели.

Критики в целом отнеслись к роману враждебно; Тэн нашел его неискренним, Барбе д’Оревильи жаловался на его пошлость, Гюстав Флобер не нашел в нем "ни правды, ни величия", братья Гонкур раскритиковали его за искусственность и Бодлер — несмотря на благоприятные отзывы в газетах — критиковал его в частном порядке как "безвкусный и нелепый".

Однако "Отверженные" оказались настолько популярны среди людей, что проблемы, которые он освещает, вскоре были в повестке дня Национального собрания Франции. Сегодня роман сохраняет статус самого популярного произведения Гюго. Он известен во всем мире и был адаптирован для кино, телевидения и сцены.

Существуют слухи о том, что самая короткая переписка в истории состоялась между Гюго и его издателем Hurst and Blackett в 1862. Гюго был в отпуске, когда были опубликованы "Отверженные". Он поинтересовался реакцией на произведение, отправив своему издателю телеграмму из одного символа: ?. Издатель ответил одним-единственным: !, чтобы показать успех романа.

2.2 Цель «Отверженных» по мнению самого В.Гюго.

Роман-эпопея «Отверженные» создавалась Гюго на протяжении тридцати лет. В основу сюжета французский писатель положил два строго противоположных образа своей эпохи - каторжника и праведника, но не с тем, чтобы показать их нравственную разницу, а с тем, чтобы объединить их в единой сущности Человека. Свой роман Гюго писал с перерывами. В начале были созданы сюжетные перипетии произведения, затем оно стало обрастать историческими главами.

Главной целью «Отверженных» французский писатель видел показ пути, который проходит как отдельная личность, так и всё общество «от зла к добру, от неправого к справедливому, от лжи к истине. Исходная точка - материя, конечный пункт - душа».

Центральный связующий образ роман – каторжник Жан Вальжан - воплощает в себе внутреннюю реализацию этой идеи.

Произведение по жанровой направленности является романом-эпопеей, основной тематикой которого является изображение идеи морального прогресса.

Центральной линией в повествовании представляется изображение простых людей, бедствующих из-за давления несправедливых законов, страдающих от бытовой неустроенности.

Отличительной особенностью романа является страстное, взволнованное изображение писателем народного страдания. После прочтения у читателя возникает симпатия к тем самым «отверженным» обществом героям и ненависть к тем, кто их отвергает, то есть общество, ведь в нём царит зло, алчность и расчётливость.

Смысловая нагрузка произведения заключается в обличении писателем буржуазного мира, который отличается лицемерием, ложью, бездушием, жестокостью, не замечая страдающего и гонимого народа. Человек всегда должен оставаться человеком. А настоящий человек должен иметь не только высокие устремления, но и любить ближних, проявлять милосердие и сострадание, потому что только эти качества человеческой души могут спасти мир.

Свою задачу Гюго видел в том, чтобы возродить нравственные идеалы, утерянные обществом. Это делает роман писателя не столько обличительным, сколько и проповедническим-миссионерским, благодаря чему «Отверженные» на Западе часто называли «современным Евангелием», как охарактеризовал его и сам Гюго.

Писатель страстно желал видеть тот день, когда будет уничтожено зло капиталистического общества: рабочий будет жить в человеческих условиях, женщина не пойдет на улицу продавать себя, дети не будут гибнуть от беспризорности.

2.3 Судьба Жана Вальжана – воплощение «пути от зла к добру». Анализ судьбы главного героя.

Сюжет

Часть I

В тихий город Динь приходит Жан Вальжан – «отверженный», сосланный 19 лет назад на каторгу за кражу хлеба для голодных детей своей обедневшей сестры. Горожане отказывают ему в приюте, но некто предложил направиться к епископу Мириэлю – милосердному и добродушному священнику, готовому помочь беднякам и бездомным.

Епископ выслушивает Жана и пускает его на ночлег. Оставшись один, Вальжан замечает серебряную посуду, крадет её и сбегает, но неудачно: жандармы арестовывают его. Мириэль прощает вора, вручает ему драгоценности с просьбой потратить их на благое дело.

Затем автор переносит читателя к Фантине – девушке, брошенной своим возлюбленным на произвол судьбы вместе с ребенком. В поисках работы она возвращается в родной город, где оставляет дочку в харчевне, принадлежащий супружеской чете Тенардье. Новые опекуны жестоко обходятся с девочкой, делая из неё безропотного слугу.

Повесть представляет нового героя – Мадлена, мэра Монрейля, промышленника, давшего горожанам работу, дом и пропитание. Сыщик и надзиратель Жавер подозревает, что под именем мэра скрывается Вальжан, ограбивший в прошлом мальчика по дороге из Диня.

В поисках работы сюда же перебирается и Фантина. Но и здесь ей нет покоя: по доносу соседки девушка лишается работы, продает все самое ценное и оказывается в итоге перед угрозой ареста. Озлобленную на весь мир женщину спасает Мадлен: полностью изучив её биографию, он забирает Фантину из участка, переведя её в больницу.

В Монрейле объявлен траур: Мадлен узнал о смерти епископа Мириэля. Попутно Жавер сообщает мэру, что в Аррасе пойман Жан Вальжан, ожидающий суда.

В день заседания градоначальник прибывает в Аррас, где признается, что его истинное имя Жан Вальжан, после чего просит отпустить подсудимого. В этот раз он не собирается бежать от закона.

Инспектор Жавер арестовывает Мадлена-Вальжана прямо в больнице, куда Жан пришел проститься с Фантиной. Девушка просит бывшего мэра позаботиться о своей дочке и умирает от потрясения.

Часть II

Перед сдачей властям Жан прячет заработанные деньги в лесах Монфермейля. Уже на лайнере, в вечной ссылке, он спасает от гибели нерадивого моряка, затем бросается в воду сам. Несмотря на слухи о своей гибели, он чудом выживает и добирается до своего тайника.

В ночь Рождества он замечает девочку, похожую на Козетту. Он провожает её до трактира Тенардье, где защищает от жестоких хозяев. Признав в ней дочь Фантины, просившей Жана о спасении, он выкупает её за 1500 франков у хозяев и дарит ребенку дорогую куклу.

Мужчина с приемной дочерью постоянно меняют проживание: за ними по пятам следует инспектор Жавер, выслеживающий беглого преступника. Дорога приводит их в монастырь, где Вальжан становится садовником, а Козетта – послушницей.

Часть III

Повесть открывает биографию двух юношей – героев своего времени.

Первый – брошенный супругами Тенардье главарь уличной банды Гаврош. Второй – внук почтенного буржуа Жильнормана Мариус Понмерси, живущий на попечении деда. Узнав правду об отце, юноша рассорился с опекуном и лишился дома.

Понмерси-младший живет в бедности, но обретает новый смысл жизни в кругу общества «Друзья азбуки». Прогуливаясь в Люксембургском саду, он замечает угрюмого старика с воспитанницей. Мариус посещает сад все чаще и влюбляется в девушку. Начав слежку, он узнает её адрес, пытается сблизиться. Увы, приемный отец заметил угрозу, и семейная чета переезжает.

Понмерси мучается от потери возлюбленной, но вскоре находит зацепку: он узнает голос старика в квартире своих соседей – Жондретов, позже он замечает и прекрасную незнакомку. В сговоре с бандитами Жондрет-старший готовит засаду для Вальжана.

Узнав об угрозе для семьи возлюбленной, Мариус обращается с Жаверу с просьбой помочь. В назначенный час он готовится подать знак полицейским, но узнает в Жондрете бывшего сержанта Тенардье – спасителя своего отца – и не решается действовать. Тем не менее, бандиты арестованы, а Жан с Козеттой снова сбегают.

Часть IV

Мариус узнает об адресе Козетты от Эпонины, старшей дочери Тенардье. Они живут в скромном, невзрачном поместье в Париже. Понмерси регулярно навещает особняк и направляет ей письмо с признаниями в любви. Добившись встречи с девушкой, он узнает, что она питает к нему взаимные чувства.

Уличный бродяга Гаврош выживает всеми способами, ищет деньги и пропитание. Однажды он случайно находит своих братьев в подворотне, после чего укладывает их спать в скульптуру слона, служащую мальчишке домом. Герой улиц снова выручает семью – в этот раз он помогает отцу бежать из тюрьмы.

Жан Вальжан собирается уехать с Козеттой в Англию. Их пристанище охраняет Эпонина, прогнав разбойников от дома. Мариус просит у Жильнормана благословения, но получает рекомендацию стать любовником Козетты. Родственники ссорятся окончательно. Понмерси собирается вернуться к любимой, но не застает никого дома.

К «Друзьям азбуки» присоединяется Гаврош: вооружившись пистолетом и камнями, он громит улицы и запугивает горожан. Намечается восстание, люди строят баррикады. Уличный заводила распознает полицейского в рядах мятежников. Инспектор Жавер, проникший в ряды восставших, рассекречен, но спасен Жаном и сбегает к гвардейцам.

У баррикады собираются участники «Друзей азбуки». Правительственные войска наступают. Бунтовщики несут первые потери. Эпонина спасает Мариуса, заслонив его от выстрела. Умирая, она передает юному барону письмо от воспитанницы Вальжана. Понмерси пишет ответ и просит Гавроша передать послание к возлюбленной.

Сорванец находит Жана и вручает послание к Козетте. Старик ревнует приемную дочь, но примиряется с этим.

Часть V

Горожане не поддержали восставших. Войска подавляют очаги сопротивления. «Друзья азбуки» гибнут один за другим. В смелой вылазке за патронами расстрелян Гаврош. Рядовые мятежники убиты гвардейцами, взявшими баррикаду.

Последним гибнет лидер группы и его товарищ. Понмерси спасен Вальжаном, забравшим раненого с поля боя и спрятав его в туннелях городской канализации.

«Отверженный» находит выход из подземелья с помощью Тенардье, но сталкивается с Жавером. Сыщик помогает мятежникам добраться до дома и направляется к мосту через Сену. Пораженный своей помощью преступнику, Жавер не может с этим смириться и сводит счеты с жизнью.

Юный барон выздоравливает, дед-буржуа дает согласие на брак с Козеттой. Спустя время, возлюбленные венчаются. Жан Вальжан вскоре является к Мариусу и раскрывает свою биографию. Понмерси не желает жить под одной крышей с бывшим каторжником, но разрешает супруге видеться с приемным отцом.

Вальжан постепенно прекращает общение с зятем и дочерью и уединяется. Тяжелое прошлое не отпускает старика, его нагнетает тоска и одиночество. Мариуса находит отец семьи Тенардье и просит денег. Он рассказывает биографию Вальжана – человека, спасшего раненого барона с баррикады, раскрывает его порядочность и доброту.

Себя же он преподносит как сохранившего от смерти полковника Жоржа Понмерси, отца Мариуса. Получив щедрое вознаграждение, алчный трактирщик исчезает.

К умирающему Жану прибывают Козетта и её супруг с просьбой о прощении. Старик счастлив, что родные приняли его и умирает в умиротворении.

Нравственная концепция романа «Отверженные» соответствует представлению В.Гюго о человеческой жизни, как о непрерывной смене света и тьмы.

Идея романа это - видение мира, как постоянное движение от зла к добру. Гюго стремится продемонстрировать это движение, акцентируя (зачастую даже вопреки логике реальных событий) обязательную победу доброго и духовного начала над силами зла.

«Книга, лежащая перед глазами читателя, представляет собою от начала до конца, в целом и в частностях, - каковы бы ни были отклонения, исключения и отдельные срывы, - путь от зла к добру, от неправого к справедливому, от лжи к истине, от ночи к дню, от вожделений к совести, от тлена к жизни, от зверских инстинктов к понятию долга, от ада к небесам, от небытия к Богу. Исходная точка – материя, конечный пункт – душа. В начале чудовище, в конце – ангел».

С точки зрения Гюго, есть две справедливости: одна, которая определяется юридическими законами, и другая— высшая справедливость, высшая гуманность, основывающаяся на принципах христианского милосердия. Носителем первой в романе является полицейский инспектор Жавер, носителем второй—епископ Мириэль.

Истинность этих принципов проверяется на судьбе главного героя Жана Вальжана, и в конце концов юридический закон в лице Жавера отступает перед законом милосердия, преподанным Жану Вальжану епископом Мириэлем. В своем романе за основу основ Гюго берет не материальную жизнь, а моральное бытие, понимаемое как извечную человеческую сущность. Не общественные условия нужно изменить, чтобы изменился человек, надо изменить человека, и тогда изменятся общественные условия, будет искоренено социальное зло.

Освободившись от девятнадцатилетнего заточения, Жан Вальжан сразу же встречается с неприятием и ненавистью к себе со стороны окружающих. Озлобленный на весь мир из-за несправедливости он больше не надеется на помощь.

Самый «отверженный» герой произведения проходит тяжёлый путь нравственного становления, который начинается со встречи с епископом Мириэлем. Тот проявляет неожиданное милосердие и прощение. Жан Вальжан в смятении. В его душе начинает что-то меняеться, однако персонаж не хочет этого признавать. Он наперекор сочувствию епископа крадёт у него серебряные подсвечники и посуду. К удивлению каторжника, Мириэль не сдаёт его полиции, более того – дарит ему те самые украденные вещи и обязует вырученные деньги потратить на благие дела. Их Жан Вальжан с благоговейным трепетом хранил до самой смерти.

В очерствевшей от тяжёлого труда и постоянной несправедливости душе каторжника произошёл внутренний переворот, приведший его на первую ступень нравственного становления – он стал вести честный и благочестивый образ жизни, занявшись промышленным производством и заботясь о своих рабочих.

Вторым переломным моментом в судьбе Жана Вальжана стало дело Шанматье. Спасение неизвестного ему человека от каторги и раскрытие инкогнито далось герою путём тяжёлой внутренней борьбы – Жан Вальжан промучился целую ночь, думая о том, стоит ли ему рисковать благополучием целого края ради жизни одного человека, и, если он остановится на последнем, не будет ли это свидетельствовать о его излишней гордости. На встречу судьбе герой отправляется, так и не приняв никакого решения. Своё имя он говорит на заседании суда, увидев в Шанматье обычного недалёкого старика, который понятия не имеет о том, что происходит вокруг него.

Самым трагическим для Жана Вальжана оказывается третий этап его духовного становления, когда он отказывается от Козетты. Любящий свою названную дочь всепоглощающей любовью, сочетающей в себе бесконечное разнообразие чувств (любовь к дочери, сестре, матере и, возможно, Женщине), он идёт на баррикаду улицы Шанврери, где спасает от смерти Мариуса – того самого Мариуса, которого он ненавидит лютой ненавистью, с тем, чтобы потом не просто отдать ему самое дорогое, что у него есть – Козетту, но и рассказать о том, кем является он сам.

Жизнь Жана Вальжана начинается после освобождения с каторги. В начале он учится делать добро людям, затем жертвовать собой во имя правды, потом отказываться от того, что любит больше всего на свете. Три отказа – от материальных благ, от самого себя и от земных привязанностей – очищают душу Жана Вальжана, делая её равной праведному епископу Диня и самому Господу. Бывший каторжник уходит из жизни, примирённый со своей душой, как и положено настоящему христианину.

Своими поступками главный герой отражает основную идею романа - борьбу светлого и темного начал в человеке. Судьба Жана Вальжана олицетворяет тот самый «путь от зла к добру», который и лежит в основе произведения.

Наперекор всем несчастьям, искушениям, злу, которые встречались на пути персонажа, он всегда выбирал единственный возможный для него вариант – оставаться человеком. Человеком с чистой душой, способным проявить сострадание. А самое главное – Жан Вальжан был решительно готов проявить самопожертвование, даже по отношению к своему врагу.

Первое и единственное существо, пожалевшее его, каторжника, так потрясло Вальжана, что он очень резко изменил свою жизнь: Жан спасает целый город от нищеты, дает приют брошенной умирать Фантине, защищает Козетту, уводит от неминуемой гибели её возлюбленного. Помня завет Мириэля, каторжник жертвует своим благом, отпуская приемную дочь к супругу, не желающему жить рядом с бывшим преступником. А своего злейшего врага – антигероя романа Жавера – он всё время прощает. Так он отпускает его с баррикад, тем самым спасая жизнь полицейского. Вопреки всему, что сделал этот человек, Жан Вальжан сохраняет в себе милосердие и чистоту души.

Отразив дар милосердия, полученный Жаном Вальжаном от епископа Мириэля, писатель учит великой силе добра, меняющей людей, превращающей озлобленных на мир людей в спасителей с чистой душой. Даже всеобщее отторжение не сумело сломить героя, сохранившего порядочность и надежду изменить мир.

Жан Вальжан – «отверженный», опустившийся на своём жизненном пути так низко, что казалось, что ему никогда не получить признание, смог не только спасти свою душу от зла, но и души людей вокруг. На своем примере главный герой показал перерождение человека, исцеление души. В начале каторжник, в конце – праведник.









Глава 2. Практическая часть.

Для создания практической части проекта я использовала такой метод сбора информации, как анкетирование.

Данный опрос проводился в целях оценки уровня информированности по произведениям классической литературы зарубежных авторов на примере В. Гюго среди респондентов.

Анализ результатов исследования.

В анкетировании приняли участие 25 человек. Это ученики 10 класса моей школы.

По результатам проведенной анкеты можно сделать следующие выводы.

На первый вопрос: «Читаете ли Вы классическую литературу?» более половины (60%) опрошенных ответили «Да», оставшееся число выбрало вариант «Нет».

На второй вопрос: «Знакомы ли вы с творчеством В. Гюго?» положительный ответ дали 40% опрошенных, оставшиеся 60% ответили «Нет».

На третий вопрос: «Известны ли вам такие произведения, как «Отверженные», «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеется»?» большая часть респондентов ответила «Нет» - 64%, а только 36% выбрали вариант «Да».

На четвертый вопрос: «Знаете ли вы, что Виктор Гюго - один из самых ярких писателей-романтиков Франции?» респонденты ответили аналогично: 64% - «Нет», 36% - «Да».

На пятый вопрос: «Известно ли вам, что роман «Отверженные» является величайшим творением автора и стал бессмертным памятником литературного достояния?» подавляющая часть опрошенных (68%) выбрала ответ «Нет» и лишь 32% ответили «Да».

Таким образом, мы видим, что большая часть респондентов хоть и читает классическую литературу, но при этом их знания ограничиваются школьной программой, в которую входят не все произведения классики. И лишь небольшая доля опрошенных знакома с творчеством зарубежных авторов таких, как В. Гюго.

































Заключение

Виктор Гюго – выдающийся классик мировой литературы 19 века, один из самых ярких писателей-романтиков Франции. Его творческий и жизненный путь был долгим и сложным, а в своих бессмертных произведениях он не боялся до конца оставаться честным и свободным. Именно поэтому его роман «Отверженные» считается величайшим творением и бессмертным памятником литературного достояния.

В ходе работы над индивидуальным проектом была достигнута поставленная цель, которая заключалась в уяснении нравственных уроков В. Гюго, главных ценностей, о которых говорит автор, а также ради которых написан роман «Отверженные».

Для реализации поставленной цели мною были достигнуты следующие задачи:

1. При выполнении работы были изучены особенности творчества В. Гюго.

2. При создании данного проекта был выяснен смысл произведения, заложенный самим писателем.

3. В ходе работы были прослежены судьбы героев романа и установлена между ними связь.

4. Также был описан жизненный путь главного героя.

5. Мною была проанализирована жизнь главного героя в плане нравственной проблематики романа-эпопеи.

6. При выполнении данного проекта были выявлены «три отказа» главного героя Жана Вальжана, совершенные им в своей жизни.

7. По завершении проекта мною была создана презентация, включающая в себя подробный анализ судьбы главного героя Жана Вальжана в романе «Отверженные» В. Гюго.

Таким образом, мы узнали, что Виктор Гюго – это французский поэт, прозаик и драматург романтического направления. Он считается одним из самых великих и самых известных французских писателей. Поклонник готики и приверженец романтизма в литературе, он не мог мириться с существующими законами общества и выступал категорически против социального неравенства. Его романы несут в себе глубокую нравственную идею и являются частью национального достояния Франции. Так, его роман-эпопея «Отверженные» был широко признан мировой литературной критикой и мировой общественностью апофеозом творчества писателя и одним из величайших романов XIX столетия. За более 150 лет существования это произведение не утратило своей актуальности. Гюго смог не только заключить контракт века, получив неслыханный гонорар, но и создать один из самых популярных, читаемых и наиболее часто адаптируемых романов в мире. Несмотря на то, что XIX век подарил литературе целый ряд выдающихся произведений, не менее масштабных и значимых, именно «Отверженных» можно назвать главным романом столетия по уровню общественного резонанса, воспроизведения и переосмысления в других видах искусства.

Созданная мною презентация, включающая в себя подробный анализ судьбы главного героя Жана Вальжана в романе «Отверженные» В. Гюго будет способствовать расширению кругозора и привлечению к «интересному» чтению: с подробным анализом судеб героев, связующих их нитей, раскрытием замысла писателя.

В следующем году я планирую продолжить изучать творчество В. Гюго, а в частности его произведение «Отверженные». В перспективах на будущий год рассмотреть и проанализировать дальнейшую судьбу романа – его адаптацию в разных сферах искусства: литературе, театре, музыкальном театре, кино и телевидении, анимации и др.

































Список литературы и источников



1. Николаев В. Н.: Виктор Гюго - великий французский писатель. Москва. Гослитиздат. 1952г. 96 страниц.

2. https://spadilo.ru/biography/viktor-gyugo/

3. https://interesnyefakty.org/viktor-gyugo/

4. https://ru.wikiyours.com/статья/виктор-гюго

5. https://biograph.online/viktor-gyugo/

6. https://www.liveinternet.ru/users/4455035/post298310821

7. https://goldlit.ru/hugo/484-otverjennie-analiz

8. https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/gyugo-otverzhennye.html

9. https://aesthesis.ru/magazine/september-october19/lesmiserables

10. https://5elementum.ru/human/viktor-gjugo-francuzskij-pisatel-genij-francuzskoj-literatury/

11. https://moluch.ru/archive/146/40892/

12. http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-fra/tolmachev-gyugo-otverzhennye.htm




















Приложения

Приложение 1

Анкета

Творчество Виктора Гюго. «Путь от зла к добру» на примере судьбы Жана Вальжана – главного героя романа «Отверженные»

Опрос проводится в целях оценки уровня информированности по произведениям классической литературы зарубежных авторов на примере В. Гюго среди респондентов.

Часть 1.


Укажите ваш возраст __________ , пол __________



Часть 2.


Уважаемый респондент! Ответьте на поставленные ниже вопросы. Поставьте + в ячейку рядом с выбранным Вами ответом. На выполнение анкеты Вам отводится не более 5 минут.


  1. Читаете ли Вы классическую литературу?


Да □ Нет □


  1. Знакомы ли Вы с творчеством В. Гюго?


Да □ Нет □


  1. Известны ли Вам такие произведения, как «Отверженные», «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеётся»?


Да □ Нет □


  1. Знаете ли Вы, что Виктор Гюго – это один из самых ярких писателей-романтиков Франции?


Да □ Нет □


  1. Известно ли Вам, что роман «Отверженные» является величайшим творением автора и стал бессмертным памятником литературного достояния?


Да □ Нет □

Спасибо за участие в анкетировании! Ваше мнение нам очень важно!

Приложение 2

Презентация























































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!