СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный проект "Вулканы" по ОБЖ

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Существует много загадочных и очень интересных природных явлений. Однажды по телевидению я увидел извержение вулкана. Мне стало интересно это явление природы. Я решил подробно узнать об удивительном и в то же время страшном природном явлении- вулкан.

       Актуальность данной темы в настоящее время очень высока, так как на земле есть такие природные объекты, которые влияют на климат Земли, на живые организмы, они часто приносят огромные бедствия людям. Поэтому необходимо изучать извержение вулканов и их последствия, сформировать представление о вулканах, их опасности и пользе вулканических извержений.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект "Вулканы" по ОБЖ»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Деяновская основная школа













Индивидуальный проект

«Вулканы»

по ОБЖ







ученика 9 класса

Казакова Даниила Александровича

Руководитель проекта:

Иванова Мария Михайловна, учитель географии







с. Деяново-2022 г.

Содержание

Введение…………………………………………………...…………………...3

Глава I. Что такое вулкан?..............................................................................4

1.1 Понятие «вулкан»……………………………………………………..4

1.2 Строение и образование вулканов…………………………………...4

1.3 Классификация вулканов……………………………………………..5

Глава 2. Вулканы и человек…………………………………………………7

2.1 Какую угрозу таит в себе вулкан?......................................................7

2.2 Защита населения……………………………………………………..8

2.3 Что полезного даёт вулкан человеку?.................................................9

Заключение …………………………………………………………………..11

Список используемой литературы………………………………………...12

Приложения ………………………………………………………………….13









Введение

Существует много загадочных и очень интересных природных явлений. Однажды по телевидению я увидел извержение вулкана. Мне стало интересно это явление природы. Я решил подробно узнать об удивительном и в то же время страшном природном явлении- вулкан.

Актуальность данной темы в настоящее время очень высока, так как на земле есть такие природные объекты, которые влияют на климат Земли, на живые организмы, они часто приносят огромные бедствия людям. Поэтому необходимо изучать извержение вулканов и их последствия, сформировать представление о вулканах, их опасности и пользе вулканических извержений.

Цель моей работы:

  1. Дать определение что такое вулкан?

  2. Узнать о понятии «вулкан».

  3. Узнать о строении и образовании вулканов.

  4. Сделать классификацию вулканов.

  5. Определить какую угрозу несут вулканы?

  6. Выяснить что полезного даёт вулкан человеку?

Объект исследования: вулканы.

Задачи:

  • Узнать о природном явлении вулкане;

  • Изучить внутреннее строение вулкана;

  • Определить причины извержения вулканов;

  • Выяснить какое значение имеют вулканы для человека;

Вулкан представляет собой гору. В верхней части - углубление – вулканический кратер. А в толще - канал - жерло, который ведёт в особую камеру – очаг магмы. Магма – это расплавленное вещество мантии.





Глава I. Что такое вулкан?

1.1 Понятие «вулкан»

Вулкан (от лат. Vulcanus) — эффузивное геологическое образование, имеющее выводное отверстие (жерло, кратер) или трещины, из которых горячая лава и вулканические газы поступают на поверхность из недр планеты, или поступали ранее. Наука, изучающая вулканы называется вулканология.

Слово ВУЛКАН  происходит от имени одного из древнеримских богов - бога огня и кузнечного дела — Вулкана. Древние римляне верили, что у этого бога есть под землей кузница. Когда Вулкан начинает работать в своей кузнице, через кратер вырываются дым и пламя. В честь этого бога римляне назвали остров и гору на острове в Тирренском море — Вулькано. А позднее вулканами стали называть все огнедышащие горы.

1.2 Строение и образование вулканов

Земной шар так устроен, что под твёрдой земной корой  находится слой расплавленных горных пород (магма), причём, под большим давлением. Когда в коре Земли появляются трещины (а на земной поверхности в этом месте образуются возвышенности), то находящаяся под давлением магма в них устремляется и выходит на поверхность земли, распадаясь на раскалённую лаву (500-1200°С), едкие вулканические газы и пепел.  Растекающаяся лава застывает, и вулканическая гора увеличивается в размерах.

Образовавшийся вулкан становится уязвимым местом земной коры, даже после окончания извержения внутри его (в кратере) постоянно выходят из земных недр на поверхность газы (вулкан «курится»), а при каких-либо малейших сдвигах или потрясениях земной коры такой «уснувший» вулкан может проснуться в любое время. Иногда пробуждение вулкана происходит и без явных причин. Такие вулканы называются действующими.

Вулкан состоит из кратера, жерала, очага магмы и лавы. (Приложение 1)

Кратер вулкана это чашеобразное или воронкообразное углубление на вершине или склоне вулканического конуса, вызванное вулканической активностью. Диаметр кратера может быть от десятков метров до нескольких километров, а глубина — от нескольких метров до сотен метров.

Жерло вулкана — вертикальный или почти вертикальный канал, соединяющий очаг вулкана с поверхностью земли, где жерло оканчивается кратером. Форма жерл лавовых вулканов близка к цилиндрической.

Очаг магмы — расплавленное вещество мантии, возникающее на разных глубинах верхней мантии.

1.3 Классификация вулканов

Шлаковые конусы — вулканы в этом случае извергают густую и вязкую лаву, она при застывании образует высокие конические стенки. Одним из самых известных вулканов конического типа является Везувий. При его извержении в августе 79 г. н.э. погибли жители 4 римских городов.

Щитовые — лава в каких вулканах жидкая и разливается быстро и на большие территории. В итоге образуется невысокая гора с покатыми склонами, внешне похожая на щит. На Галапагосских островах несколько таких вулканов, например вулкан Альседо. Кстати, на его склонах обитает огромное количество гигантских Галапагосских черепах.

Стратовулканы — вулканы, которые часто извергают густую лаву, застывающую на их поверхности и образуя конус. Везувий и Кракатау считаются классическиеми примерами стратовулканов.

Купольные вулканы — лава, поднимающаяся по жерлу, застывает до выхода на поверхность и закупоривает его образуя купол. Примером купального вулкана является вулкан Безымянный, расположенный на камчатке.

Сложные вулканы — имеют сразу несколько вершин кратеров, например, вулкан Пакая (Гватемала).

Супервулканы — до недавнего времени считалось, что это горные озера, но при снимках со спутника стало понятно, что это огромные спящие вулканы.

По активности

Действующие — это вулканы, которые проявляли активность в недалеком прошлом или делают это сейчас.

Потенциально действующие (спящие) — это вулканы, по мнению ученых, которые не извергаются, но имеют потенциальную возможность это сделать.

Потухшие — те вулканы, которые не извергались последние 10 тысяч лет, и не имеют подпитки магмой. Хотя иногда вулканы из потухших приходится переводить в разряд действующих. Так например вулкан Эль-Чичон в Мексике считали потухшим до тех пор, пока в 1982 году он внезапно не начал извергаться. При дальнейших исследованиях выяснилось, что есть следы и других извержений, правда 1000 летней давности.

По местонахождению

Наземные вулканы расположенны на суше, вдоль разломов тектонических плит и на островах океанического происхождения.

Подводные вулканы расположеные на дне океана. Большинство современных подврдных вулканов расположенвы в пределах трёх основных вулканических поясов: Тихоокеанского, Средиземноморско-Индонезийского и Атлантического.

Внеземные вулканы, обнаруженные на спутниках и других планетах Солнечной системы. (Приложение 1)

Глава 2. Вулканы и человек

2.1 Какую угрозу таит в себе вулкан?

Вулканы извергают горячие опасные газы, пепел, лаву и камни, которые очень разрушительны. Люди много раз гибли от вулканических взрывов. Самая частая причина смерти от вулкана — удушье. Извержения вулканов могут привести к дополнительным угрозам для здоровья, таким как

  • наводнения,

  • оползни,

  • отключение электроэнергии,

  • загрязнение питьевой воды

  • и лесные пожары.

Проблемы со здоровьем после извержения вулкана включают

  • инфекционные заболевания,

  • респираторные заболевания,

  • ожоги,

  • травмы в результате падений и дорожно-транспортных происшествий, связанные со скользкой и туманной погодой, вызванной пеплом.

Воздействие золы может быть опасным. Младенцы, пожилые люди и люди с респираторными заболеваниями, такими как астма, эмфизема и другие хронические заболевания легких, могут иметь проблемы, если они вдыхают вулканический пепел. Пепел песчаный, абразивный, иногда едкий и всегда неприятный. Мелкие частицы золы могут истирать (царапать) переднюю часть глаза. Частицы золы могут содержать кристаллический кремнезем — материал, вызывающий респираторное заболевание, называемое силикозом.

Большинство газов из вулкана быстро уносятся. Однако тяжелые газы, такие как углекислый газ и сероводород, могут собираться в низинах. Самый распространенный вулканический газ — водяной пар, за ним следуют двуокись углерода и двуокись серы. Двуокись серы может вызывать проблемы с дыханием как у здоровых людей, так и у людей с астмой и другими респираторными проблемами. Другие вулканические газы включают хлористый водород, окись углерода и фтористый водород. Количество этих газов сильно варьируется от одного вулканического извержения к другому.

Хотя газы обычно уносятся быстро, вполне возможно, что люди, находящиеся близко к вулкану или в низинных районах с подветренной стороны, могут подвергнуться воздействию таких их уровней, которые могут повлиять на здоровье. При низкой концентрации газы могут раздражать глаза, нос и горло.

При более высоких концентрациях газы могут вызвать:

  • учащенное дыхание,

  • головную боль,

  • головокружение,

  • отек и спазм горла,

  • а также удушье.

    1. Защита населения

Для обеспечения защиты населения от последствий извержения вулканов организуется постоянное наблюдение за предвестниками этого явления. Предвестниками извержения являются вулканические землетрясения, которые связаны с пульсацией магмы, продвигающейся вверх по подводящему каналу. Специальные приборы регистрируют изменения наклона земной поверхности вблизи вулканов. Перед извержением меняется местное магнитное поле и состав вулканических газов, выделяющихся из фумарол (места выхода вулканических газов на поверхность Земли).

В районах активного вулканизма созданы специальные станции и пункты, в которых ведется непрерывное наблюдение за вулканами. Организуется надежная система оповещения органов управления промышленных предприятий и населения об угрозе извержения вулкана. У подножия вулканов запрещается строительство предприятий, жилых зданий, автомобильных и железных дорог, запрещается производить взрывные работы.

Наиболее надёжным способом защиты населения от последствий извержения вулкана является эвакуация. При поступлении сигнала об угрозе извержения вулкана необходимо немедленно покинуть здание и прибыть в пункт эвакуации.

2.3 Что полезного дает вулкан человеку?

С одной стороны последствия извержений вулканов негативно сказываются на природных богатствах Земли. Ведь огненная лава, цветущую местность превращает в безжизненную пустыню, а от ядовитых газов страдают люди и животные. Однако, и польза «огненных вершин» для нашей Планеты бесценна.

  • Строительные материалы: горные породы издавна используются человеком в строительной сфере. Так, вулканический пепел применяют при изготовлении цемента, перлит добавляют в штукатурку, а без прочного базальта не обходится мощение дорог;

  • Драгоценные металлы: в вулканических породах встречается большое количество таких металлов, как золото, медь, серебро, железо, цинк. Также вулканы извергают минералы: алмаз, агат, опал, обсидиан;

  • Плодородная почва: пепел, выбрасываемый в огромном количестве из кратеров вулканов, содержит в себе такие элементы как, углекислый газ, сероводород, диоксид кремния и прочие полезные вещества. Поэтому почва в прилегающей к вулкану местности отличается плодородностью;

  • Источники энергии: температура почвы внутри вулканической породы с каждым километром становится выше на 30 С, а там, где имеется магма эти показатели гораздо выше. При этом дождевая вода, которая проникает внутрь вулкана, также нагревается, а появляющийся в результате этого процесса бьющий источник называется гейзером. Получаемая при помощи бурения либо естественным путем гейзерная вода является источником энергии на геотермальных станциях.

  • Лечебные воды: вода, проходя через горные породы, насыщается разными элементами, среди которых сера и кремнезем. Данные вещества славятся своей целительной силой в борьбе с недугами дыхательных путей, а также с кожными болезнями и астмой. Поэтому терминальные источники позволяют многим обрести здоровье.
    Таким образом, без благотворной силы вулканов, немыслима полноценная жизнь на Земле. (Приложение 2)

















Заключение

Поставив себе цель узнать как можно больше о вулканах, я узнал много интересного об удивительном явлении природы. Вулкан представляет собой гору с очень глубоким отверстием на вершине. Это отверстие называют кратером. Через отверстие на поверхность изливается расплавленная магма, которая образует лаву, вулканические газы и камни.

Цель моей работы достигнута! Вулканы - это действительно чудо природы.

В моей области нет вулканов. И поэтому они не могут причинить нам вред. Потому что извержение - это не только красивое зрелище, но и опасное. Извержения вулканов относятся к геологическим чрезвычайным ситуациям, которые могут привести к стихийным бедствиям. Процесс извержения может длиться от нескольких часов до многих лет.

Но вулканы несут не только вред, но и могут приносить пользу: извержения порождают газы и горные породы, дарят человеку горячую воду, энергию, различные металлы и даже драгоценные камни, крепкие строительные материалы, медь, железо цинк. Вулканы – это источники энергии, лечебная вода.

Так что вулканы приносят не только разрушения, но и пользу.

Мы не можем влиять на вулканы, потому что это признак неуправляемой природы. Опыты, проделанные мной, вызвали интерес, удивление, любопытство.









Список используемой литературы

  1. Энциклопедия «Планета Земля» авторы: Фиона Уотт, Фелисити Брукс, Ричард Спарджен РОСМЕН:2020 год

  2. Энциклопедия «География» авторы: Керол Варли, Лайза Майлз РОСМЕН, 2021 год

  3. А.А. Перминов. Большая энциклопедия природы. Горы и вулканы. Том 13 Издательство М.: ООО "Мир книги", 2020г. 192 стр. ISBN: 5-8405-0402-5

  4. А. А. Плешаков, Н.И. Сонин. Естествознание. Учебник 5 класса. Издательство М.: Дрофа, 2021. -174с.

  5. http://vulcanism.ru/tipy-vulkanov.html

  6. http://naukaveselo.ru/opyit-vulkan-i-drugie-prostyie-opyityi-s-sodoy.html.

























Приложения

Приложение 1



Приложение 2



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!