СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный творческий проект по технологии тема "Все о Маске"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный творческий проект "Все о Маске", посвящен изучению истории и созданию маски в технике папье-маше. Это наиболее бюджетный материал для создания красочной карнавальной маски, которая была произведена по завершению проекта.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный творческий проект по технологии тема "Все о Маске"»

ГКОУ РО «РОстовска-на-Дону санатоная школа-интернат №74 » (Таганрогский филиал)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ тема: «ВСЕ О МАСКЕ»

по технологии


Выполнил(а): Полевик ДаниилУчащий (ая)ся 9 класса Руководитель проекта: Сазоненко Елена АлександровнаВоспитатель, учитель технологии,педагог дополнительного образования

Оглавление


Содержание

Введение

1

2

Раздел I. [Всё о маске]

1.1. [Историческая справка о маске]
1.2. [Разновидности карнавальных масок]

1.3. [Изготовление карнавальной маски]


4-7

4

6

7

Раздел II. [Правила безопасности во время работы с колющими, режущими инструментами и художественными материалами акриловыми красками и лаком]

2.1. [Правила безопасности на начало работы с колющими и режущими инструментами]

2.2. [Правила безопасности по завершению работы с художественными материалами акриловыми красками и лаком]


8-11



8


10

Раздел III. [ход работы]

3.1. [Эскиз и чертеж маски]

3.2. [Расчет себестоимости]

3.3. [Изготовление изделия карнавальной маски из папье-маше]

12-16

14

15

16

Заключение

17

Список использованных источников и литературы

18

Приложение

20








ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Каждый челочек в своей жизни играет разные роли. А роль подразумевает смену внешности. Маска как нельзя лучшее средство быстро и легко перевоплотиться в другого персонажа. Сейчас это вдвойне актуально, мы должны ходить в масках, что бы защитить себя и окружающих. Я задумался над тем, какие маски носили люди и как меняется конкретный человек под разными масками.

Посоветовался с моим руководителем Сазоненко Еленой Александровной и стал подбирать необходимые информацию по созданию маски и материалы, наиболее подходящие для воспроизведения задуманного. В интернете меня заинтересовали две маски шутовская скоморошья маска, которую можно сделать из небольшого отреза ткани 30* 30 см стоимостью 25 рублей и маской из папье-маше стоимостью примерно 150 рублей, бюджетный рецепт я нашел также в интернете.

Инструмент и помощь по разработке маски я нашел на кружке «Дизайн», который я посещаю 3 год. В 2019-2020 году наш кружок работал над разработкой театральной маски «Золотой Орфей» из папье-маше и кружева. Эта идея меня заинтересовала, и я остановил свой выбор на маске из папье-маше, но вместо кружева решил использовать обертки от букетов – сизаль упаковочную.

Работа над проектом оказалась не только полезной, так как я научился сам рисовать, шить небольшие детали, месить папье-массу, лепить и расписывать маску, но и весьма творческим процессом.

Проблема исследования создание карнавальной маски из папье-маше и подручных материалов и шутовской скоморошьей маски из ткани.

Объект исследования: изготовление карнавальной и шутовской маски.

Предмет исследования: изготовление масок из подручных материалов.

Цели:

  • изготовление маски из ткани и папье-массы;

  • научиться пользоваться колющими и режущими инструментами, различными приспособлениями и материалами.

Задачи:

  1. Изучить историю маски.

  2. Рассмотреть маски, изготовленные из разных материалов.

  3. Ознакомиться с технологией изготовления маски.

  4. Выучить правила безопасности во время работы с инструментом и материалами.

  5. Изготовить маску и ткани и папье-маше.


Продукт:

Маска из ткани и папье-маше





























Раздел I. Все о Маске

    1. Историческая справка о маске

В википедии под словом «Маска» мы можем найти такое определение, что Маска – это (личина), предмет (изделие), накладка на лицо, который надевается или для сокрытия личности, или для защиты лица [1].

Маска повторяет человеческое лицо, имеет прорези для глаз, рта и носа. В разные времена маски использовались для разных целей: церемониальных, эстетических и практических.

В древности маски использовались как защита и оборона от злых духов.

Маски можно изготавливаться из разнообразных материалов: дерева, металла, гипса, ткани, кожи, папье-маше и многих других.  

На Руси также использовались маски, особенно в средневековой бытности и они называлась личина или накладная рожа[2]. Все сведения о масках в праздничной культуре славян исходят из поучения против язычества и игр на ярмарках.

Суть всех данных, которые можно собрать таким методом, сводится к тому факту, что славяне использовали толстую кожу, вырезали в ней глаза, рот, нос, делали рога - таким образом, и создавалась маска. Затем маски раскрашивали красками. Это согласно археологическим находкам в Новгороде 12 века. Сами понимаете, что кожа, пролежавшая в земле столько лет, является редкостью. Есть многочисленные рассказы о проведении колядок, где мотивы оборотничества играли большую роль. В колядки один человек обязательно должен был наряжаться в шкуру и надевать маску. Таким образом, человек изображал славянского Бога Велеса. И это-то в 17 веке! Такие отголоски древних ритуалов в науке получили название рудимент [3].

Пусть в России нет карнавала и средневековая культура уже далеко позади, но и у нас бывают вечеринки, на которые мы надеваем маски. Мне было интересно подробнее узнать о том, что означают одни из самых известных масок, в честь каких персонажей они были рождены.

Изначально маска имела ритуальное значение, для каждой существовало свое применение и только со временем ее стали ассоциировать с карнавалом. Маска стала атрибутом богатства, она олицетворяла собой наслаждение, веселье и беззаботность. Ее надевали для озорства, или чтобы скрыть лицо, если задумали сделать что-то неправильное.

На Руси маску надевал скомороху во время своих представлений и во время святочных и масленичных гуляний. В маску рядили чучело Масленицы и носили чучело по всем хатам деревни, а в конце гуляний его сжигали.

В Венеции, на родине карнавальной маски, принять участие в карнавале мог любой желающий. Под маской все были в той или иной степени равны, это позволяло людям чувствовать себя свободнее.






























1.2. Разновидность масок

Маски можно разделить:

  • по предназначению;

  • по разным материалам: дерево, ткань, металл, папье-маше или пластмасса;

  • по виду и форме;

Также маски можно разделить на:

- театральные;

- карнавальные;

- ритуальные.

По своему функционалу маски делятся на:

  • медицинские;

  • профессиональные;

  • защитные.

Другое применение масок подразумевает под собой:

  • для предотвращения опознавания

  • карательные

  • посмертные

  • погребальные


















1.3. Изготовление карнавальной маски

Для работы понадобиться:

  1. нарисовать эскиз по форме лица;

  2. произвести измерения головы и сделать выкройку, чертеж;

  3. подобрать материалы и инструменты;

  4. подготовить папье-массу и ткань;

Материалы

  • Ткань льняная и нитки шерстяные;

  • для папье-массы: туалетная бумага, крахмал, мука, клей ПВА, подсолнечное масло, мыло жидкое;

  • краска акриловая красная, белая и золотая;

  • лак акриловый.



















Раздел II. [Правила безопасности во время работы с колющими, режущими инструментами и художественными материалами акриловыми красками и лаком]

2.1. [Правила безопасности на начало работы с колющими и режущими инструментами]

Общие требования безопасности

К работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями допускаются подростки, изучившие правила по технике безопасности и правила пользования электроустановками.

На занятиях выполнять только порученную педагогом работу.

Перед началом работы необходимо убедиться в исправности инструментов и приспособлений.

Обо всех неисправностях необходимо сообщать педагогу и не приступать к работе до устранения этих нарушений. Замену инструментов и приспособлений производит педагог.

Во время работы оборудования не допускается его чистка, смазка и ремонт. Хранить ручной инструмент в сумках или специальных ящиках, где отведено место каждому инструменту.

Требования безопасности перед началом работы

До начала работы прослушать инструктаж педагога по технике безопасности.
Подготовить рабочее место, инструменты, приспособления. Постоянно держать их в исправном состоянии.

Привести в порядок рабочую одежду: застегнуть пуговицы, надеть косынку, фартук.

Проверить достаточность освещения на рабочем месте.

Техника безопасности во время работы

Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе данное время.

Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя.

Ножницы направлять острием от себя.

При работе с иглой пользоваться наперстком

При шитье не пользоваться ржавой или кривой иглой.

Не вкалывать иголки и булавки в одежду или случайные предметы.

Хранить иголки и булавки нужно в игольнице.

Сломанную иглу следует отдать педагогу кружка,

Нельзя брать иглы, нитки, пуговицы в рот.

Нельзя перекусывать нитку зубами.

Руки во время шитья держать на весу, сидеть прямо и не подносить близко к глазам работу.

Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.

Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

Нельзя резать на ходу.

При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал [4].























2.2. [Правила безопасности по завершению работы с художественными материалами акриловыми красками и лаком]

1. Как бы заманчиво это ни было, никогда не кладите кисточку с нанесённой на ней краской в рот, чтобы создать острый кончик. Вы же так не поступаете, используя кисть и краску для стен? Так, почему вы уверены, что краска художника безопасна? В неё также добавляют различные антисептики и красящие пигменты, которые зачастую бывают токсичными.

2. Несмотря на то, что кожа человека и является природным защитным барьером, все же, стоит минимизировать степень воздействия на неё художественных материалов. В зависимости от выполняемого вида работы, попробуйте использовать одноразовые латексные перчатки.

3. Если же их применение одноразовых перчаток вы находите неприемлемым, тогда не забывайте тщательно мыть руки после завершения работы.

4. Не ешьте во время живописи и не оставляйте еду в своей студии. Чашки с какими-либо напитками не ставьте рядом с банкой, где находятся ваши кисти и вода. В состоянии сосредоточенности на живописи, можно легко не заметить, как кисточки окажутся в неправильном контейнере.

5. Имейте в рабочей студии хорошую вентиляцию, способную поглощать ядовитые пары растворителей, входящих в состав некоторых материалов: фиксаторов для пастели, лак-спреев и аэрозольных лаков. Всегда, прежде чем начинать с ними работу, внимательно читайте предупреждения на их этикетках. Вдыхание клея способно нанести большой вред лёгким.

6. Художественные материалы всегда держите в недоступном для маленького ребёнка месте. Ведь он с лёгкостью может перепутать тубу красной детской краски с красным кадмием. Поэтому для малыша выбирайте только натуральные краски, не содержащие токсические вещества. О чём указывает специальная метка на коробке.

7. Храните все растворители в оригинальной упаковке, имеющую особую пометку о её содержимом вдали от источников тепла и огня. Ни в коем случае, не зажигайте вблизи неё сигарету.

8. При использовании уайт-спирита или похожих растворителей, рассмотрите возможность замены этих средств на версии, не содержащие запах. Однако вытяжка в студии, всё равно, должна обязательно быть.

9. Всегда убирайте пастельную пыль не веником, а пылесосом, имеющим хорошую тягу и фильтр.

10. Никогда не выливайте краски и растворители в раковину. Они засоряют трубы [5].































Раздел III. [Ход работы]

Техника папье-маше совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения. Процесс изготовления задуманной вещицы «Маска», может затянуться на несколько дней из-за долгой сушки материала.

Обычно для изготовления массы используются газетные листы, но это не принципиально, в ход можно пустить туалетную бумагу, бумажные полотенца, использованная ксероксная бумага [6].

Сначала нам нужно подобрать подходящую форму и оклеить ее первым слоем из салфеток, кусочков туалетной и ксероксной бумаги. Немного подсушить и сделать, таким образом, еще 3-4 слоя, оставит заготовку маски на сушку в течение 4-5 дней.

Существует несколько рецептов папье-массу. В своей работе приведу два из них.

Первый рецепт заключается в следующем:

  1. Серая самая дешевая туалетная бумага - 2 рулона.

  2. Жидкий клей ПВА (строительный или универсальный) - 500 г.

  3. Льняное масло - 3 ст. ложки

  4. Вода около 1,5 литров

  5. Несколько больших мисок

  6. Марля

  7. Клей ПВА (Столяр момент)

  8. Шкурка средняя и мелкая

Ход работы по созданию папье-массы:

1. Измельчаем туалетную бумагу, чем мельче будут кусочки, тем лучше и однороднее получится консистенция будущей массы.

2. Складываем измельченную бумагу в миску и заливаем водой ( примерно 1,5 л). И обратите внимание, чтобы на поверхности не оставалось сухих фрагментов массы. Оставляем массу разбухать на 24 часа.

3. По истечении 24 часов, следует отжать массу. Для этого мы обычно используем марлю, свернутую в несколько раз. Горсть мокрого папье-маше помещаем в середину нашей марли и смыкаем края ее так, чтобы масса оказалась в импровизированном "мешочке" и вращаем. До конца выжимать воду не стоит, немного влаги должно оставаться. Разворачиваем «мешочек» и кладем отжатый комок в свободную миску. Такую операцию проделываем, пока не переработаем всю замоченную массу.

4. Добавляем в массу 500 г. строительного клея ПВА. Смешивать небольшими партиями клей и бумажную массу более эффективно, поэтому клей добавляем постепенно, примерно по 100 г. и каждый раз тщательно перемешиваем.

5. Добавляем 3 столовые ложки льняного масла и также тщательно перемешиваем. Масло придает массе дополнительную пластичность. Шаг 6. Подобную массу папье-маше можно закладывать в форму или просто лепить. Части высохшей в разъемной форме массы, мы обычно склеиваем густым ПВА "Момент Столяр".

6. После полного высыхания объекта, дорабатываем его разными шкурками [7].

Второй рецепт не такой затратный по времени, нам понадобится всего 1 – 1.5 часа.

Рецепт состоит из следующих компонентов:

  1. 1 стакан клея ПВА «Момент Столярный»,

  2. 40 листиков туалетной бумаги «ZENA» в 3 сложения,

  3. 3 столовых ложки масла подсолнечного,

  4. 2 столовых ложки жидкого мыла,

  5. 2 столовых ложки крахмала картофельного,

  6. Мука 1,5 стакана.


В миску вливаем стакан клея и по одному листику вминаем туалетную бумагу, затем всыпаем крахмал и понемногу ½ стакана муку, замешиваем массу. Затем добавляем масло, жидкое мыло и остатки муки. Вымешиваем массу на гладкой поверхности, если масса будет липнуть к рукам, нужно добавить немного муки и масло. Вымесить массу и готовую смесь положить на 30 минут в холодильник.
















3.1. [Эскиз и чертеж маски]


Эскиз — это набросок (рисунок) детали, предмета или строения от руки с соблюдением приблизительных пропорций будущего изделия.

Эскиз – это фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. В конструкторской документации: эскиз — чертёж, выполненный от руки в глазомерном масштабе.

Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как окончательная работа, часто состоит из множества перекрывающих линий. Он может быть выполнен в различной технике, но чаще всего карандашом.

Эскизы недороги и позволяют художнику сделать наброски и попробовать другие идеи, прежде чем воплощать их

Для того чтобы сделать маску нам нужно измерить объем головы, и длины лица от макушки до подбородка.























3.2. [Расчет себестоимости]

На тканевую маску нам понадобится, отрез такни 30 на 30 см. В нашем распоряжении есть отрезы пробной интерьерной ткани, которую нам передали в пользование наши спонсоры. Нитки шерстяные 1 маток, нитки швейные, игла

Общая стоимость = 87 рублей, но т.к. ткань и нитки – это спонсорские подарки, то стоимость маски составляет 17рублей.

  1. Ткань 20 р.,

  2. Нитки 15 р.,

  3. Игла 2 р.,

  4. Нитки швейные 50 р.


Общая стоимость маски из папье-массы составляет – 90р.

  1. Туалетная бумага 4 шт. = 119 р., 1 шт. – 29 р., 1/3 рулона = 10р.,

  2. Клей ПВА 2500 мл = 4001р. , 200 мл = 16р.,

  3. Масло подсолнечное 1л 129р., 1 столовая ложка 17 мл, 1000: 17= 59 раз, 129:59=2 р., 3*2=6р.,

  4. Жидкое мыло 250 мл : 15 мл= 16,6 раз, 100: 16, 6 =6 р., 6*2=12р.,

  5. Крахмал 17р. 50 гр: 15 гр= 3 раза, 17:3= 5,6р,

  6. Мука 160 гр в 1 кг 6 раз, 11,5 р

  7. Краска 129 р 100 мл, покрытие 2 слоя 10мл = 12,9

  8. Лак акриловый 238р, 100мг, покрытие 3 слоя 15мл= 15,8

  9. Общая стоимость маски – 10+16+6+12+11,5+5,6+ 12,9+ 15,8=90р.














3.4. [Изготовление изделия карнавальной маски

из папье-маше и ткани]

Маску из ткани, необходимо:

1. Раскроить и сшить детали;

2. Обшить детали маски обметочным швом;

3. Сделать из пряжи имитацию волос, усов и бороды;

4. Пришить повязки для фиксации маски на голове.

Маску из папье-маше мы делаем из папье-массы:

В миску добавляем клей ПВА и вмешиваем листики туалетной бумаги «ZEWA»

Затем всыпаем крахмал и понемногу ½ стакана муку, замешиваем массу. Затем добавляем масло, жидкое мыло и остатки муки. Вымешиваем массу на гладкой поверхности, если масса будет липнуть к рукам, нужно добавить немного муки и масло. Вымесить массу и готовую смесь положить на 30 минут в холодильник.

После застывания массу необходимо промесить для повышения дальнейшей лепкости.

Основу покрыть слоями салфеток, туалетной бумаги и обрезков бумаги писчий.

После застывания папье-маше можно на нее нанести папье-массу.

Дать устояться папье-массе и затем отшлифовать поверхность маски.

Нанести грунтовку, покрывая маску 3-4 раза

Высушить и сделать рисунок на маске. Покрыть маску акриловыми красками и лаком, дать устояться. Приклеить к маске элементы декора.













Заключение

Работа над проектом показала, что тема была выбрана актуальная.

Проект я посвятил изучению и созданию карнавальной маски.

История самой маски уходит своими корнями далеко вглубь веков. Она была и культовой, и ритуальной, и ее использовали для защиты от злых духов.

Несла такую же защитную функцию, но уже от воздействия окружающей среды маска и в современном мире.

Маска была веселой, озорной «личиной». Она была театральной, изображающей разные эмоциональные состояния персонажей.

Под ней прятали, или вернее скрывали свою личность от окружающих людей в дни веселых карнавалов, балов и вечеринок.

Она сопровождала человечество в дни страшных испытаний во время эпидемий и пандемий.

Она нас защищает на вредных производствах и сводит до минимума воздействия вредных веществ.

К маске можно относиться по-разному. С ней можно жить, ее можно использовать для украшения интерьера, создавая определенную атмосферу загадочности и мистики.

Но одно можно сказать однозначно с нами она была всегда и навсегда останется.

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось в силу ограниченности в материальных возможностях.

Если бы я начал работу заново, я бы обратил свое внимание на материальную базу и уже на ее основе начал создавать эскиз своей работы.










Список использованных источников и литературы

  1. Википедия, маска определение // https://ru.wikipedia.org/wiki/Маска

  2. История карнавальной маски // https://zen.yandex.ru/media/id/5b706d6b79b39e00a9ceed4d/istoriia-karnavalnoi-maski-5bd053db7f891a00aa25396e

  3. Славянская лавка. Использование масок на Руси // https://www.slavyarmarka.ru/ispolzovanie-v-jazychestve-masok/

  4. Инструктаж по ТБ при работе с колющимися и режимися предметами во время выполнения практических работ учащимися на уроках. https://multiurok.ru/files/pravila-biezopasnosti-pri-rabotie-s-koliushchimi-i.html#:~:text=%D0%92%D0%BE%20%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D0%B1%D1%8B%D1%82%D1%8C%20%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%BC,%D0%9D%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D1%82%D1%8C%20%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BC%20%D0%BE%D1%82%20%D1%81%D0%B5%D0%B1%D1%8F.&text=%D0%9F%D1%80%D0%B8%20%D1%88%D0%B8%D1%82%D1%8C%D0%B5%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F%20%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%B8%D0%BB%D0%B8%20%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%B8%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D0%B9.

  5. Техника безопасности при работе с художественными материалами http://risoval-ko.ru/materials/tehnika-bezopasnosti-pri-rabote-s-hudozhestvennyimi-materialami/

  6. Техника папье-маше http://www.nadomu.com/texnika-pape-mashe/

  7. Лучшие рецепты из папье-маше https://www.livemaster.ru/topic/258185-luchshij-retsept-pape-mashe



  1. Эскиз https://ru.wikipedia.org/wiki/Эскиз



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!