СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный учебный проект на тему "Виртуальная экскурсия для абитуриентов по КГБ ПОУ КСК"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный учебный проект на тему "Виртуальная экскурсия для абитуриентов по КГБ ПОУ КСК"»



Содержание


стр.

Аннотация

2

Введение

3

Глава I. Теоретико-аналитическая часть. Виртуальная экскурсия как элемент ознакомления абитуриента с учебным заведением: методики и технологии создания



1.1 Виртуальная экскурсия: основное понятие, характеристики

5

1.2 Инструменты и технологии создания виртуальных экскурсий

6

1.3 Требования к продукту разработки

8

Глава II. Практическая часть. Виртуальная экскурсия для абитуриентов по КГБ ПОУ КСК


2.1 Этапы создания виртуальной экскурсии

10

2.2 Разработка экскурсии в программе Panotour Pro2

13

2.3 Описание продукта (результата разработки)

14

2.4 Бюджет проекта

15

Заключение

17

Список использованных источников

19

Приложения

21


Аннотация

Целью работы является создание демонстрационной версии виртуальной экскурсии по первому этажу учебного корпуса №2 КГБ ПОУ КСК (ул. Севастопольская, д. 51).

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: выделить особенности, ключевые черты и требования к виртуальной экскурсии; проанализировать технологии и программное обеспечение, позволяющие создать виртуальное пространство на предмет возможности и эффективности создания с их помощью виртуальных экскурсий; составить англо-русский словарь технических терминов для работы в программном обеспечении по созданию виртуальных туров Panotour 2 Pro.

Актуальность работы заключается в том, что заблаговременная ознакомительная экскурсия по учебному заведению может проводиться в рамках различных профориентационных мероприятий для обучающихся школ и выгодно дополнить программу дней открытых дверей Строительного колледжа. При анализе сайта учебного заведения было обнаружено, что в разделе для абитуриентов не представлено 3D тура по КГБ ПОУ КСК.

В результате реализации данного проекта нам удалось создать ознакомительную виртуальную экскурсию по первому этажу учебного корпуса №2 КГБ ПОУ КСК.

В дальнейшем планируется развивать проект, а именно: добавлять панорамы второго и третьего этажа второго учебного корпуса, а также по возможности включить экскурсию в соответствующий раздел сайта колледжа для абитуриентов. Прикрепив к своей странице в интернете данную экскурсию, наш колледж сможет увеличить и стабилизировать поток школьников на свои программы обучения и, как следствие, стать более обеспеченной финансово и репутационно.

Введение

Виртуальные экскурсии наиболее широко используются в образовательном процессе и музейной деятельности. Также технология виртуальной экскурсии применяется в случае, если место посетить невозможно или же оно утратило свой облик. Виртуальная экскурсия часто имеет культурно-образовательное или практическое назначение [4]. Виртуальная экскурсия по образовательному учреждению относится ко второй группе. Она позволяет изучить здание, в котором абитуриенту, студенту или преподавателю необходимо находиться и ориентироваться.

Ранее виртуальные туры были наиболее актуальны для студентов заочного отделения, которые находятся в здании колледжа наименьшее количество времени. Сейчас с введением новых форматов дистанционного обучения разработка виртуальных туров обретает большую актуальность.

Виртуальная экскурсия, размещенная на сайте учебного заведения, позволит абитуриентам лучше адаптироваться к традиционной форме обучения в здании колледжа в условиях отсутствия возможности своевременного и полноценного проведения ознакомительных и адаптационных мероприятий для абитуриентов и первокурсников в режиме офлайн.

Объектом исследования в данной работе является виртуальная экскурсия. Предметом разработки является виртуальная экскурсия для абитуриентов по первому этажу учебного корпуса №2 КГБ ПОУ КСК (ул. Севастопольская, д. 51).

Целью работы является создание демонстрационной версии виртуальной экскурсии по первому этажу учебного корпуса №2 КГБ ПОУ КСК (ул. Севастопольская, д. 51).

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • выделить особенности, ключевые черты и требования к виртуальной экскурсии;

  • проанализировать технологии и программное обеспечение, позволяющие создать виртуальное пространство на предмет возможности и эффективности создания с их помощью виртуальных экскурсий;

  • составить техническое задание на разработку продукта;

  • составить англо-русский словарь технических терминов для работы в программном обеспечении по созданию виртуальных туров Panotour 2 Pro.

  • провести разработку виртуальной экскурсии по первому этажу учебного корпуса №2 КГБ ПОУ КСК (ул. Севастопольская, д. 51).

Продукт. В результате реализации данного проекта будет создана демонстрационная версия VR экскурсии по первому этажу учебного корпуса №2 КГБ ПОУ КСК.

Актуальность работы заключается в том, что на данный момент на сайте КГБ ПОУ КСК в разделе для абитуриентов не представлен 3D тур по учебному заведению. Таким образом, мы можем наблюдать фактические пробелы и восполнить их в проекте, позволив в будущем, разместив экскурсию на сайте колледжа, помочь абитуриентам оценить степень материально-технического оснащения учебных пространств, в которых потенциально будет протекать образовательный процесс.

Практико-ориентированность проекта заключается в том, заблаговременная ознакомительная экскурсия по учебному заведению позволит выгодно дополнить программу дистанционных дней открытых дверей колледжа. Прикрепив к своей странице в интернете данную экскурсию, учебное заведение сможет увеличить и стабилизировать поток школьников на свои программы обучения и, как следствие, стать более обеспеченной финансово и репутационно.

Методы исследования: изучение теоретических интернет-источников; консультирование с преподавателем специальных дисциплин Строительного колледжа; самостоятельное практическое изучение компьютерных программ.

В качестве проекта возможно создать виртуальную экскурсию по любому из учебных корпусов или социально значимых объектов, относящихся к колледжу (например, кабинеты специальных дисциплин, мастерские). В дальнейшем я планирую развивать свой проект, а именно: добавлять панорамы второго и третьего этажа второго учебного корпуса, а также по возможности включить экскурсию в соответствующий раздел сайта колледжа для абитуриентов.





Глава I. Теоретико-аналитическая часть. Виртуальная экскурсия как элемент ознакомления абитуриента с учебным заведением: методики и технологии создания


    1. Виртуальная экскурсия: основное понятие, характеристики


Виртуальная экскурсия – это комбинация панорамных фотографий (сферических или цилиндрических), в которой переход от одной панорамы к другой осуществляется через активные зоны, так называемые точки привязки или перехода, размещенные непосредственно на изображениях [1]. Может быть дополнено озвучиванием переднего плана и фоновой музыкой, обычными небольшими фотографиями, видео- и flash-роликами, комментариями, краткой информацией и т. д. Виртуальные туры составляют фотопанорамы, которые от обычных фотографий отличаются интерактивным характером просмотра [2].

Виртуальная экскурсия не является абсолютно новым изобретением. Подобные продукты существуют уже долгое время, используются в различных приложениях для навигации по местности для представления уже или ещё несуществующих, а также недоступных для посещения объектов.

Важно, что целью экскурсии может быть как изучение отдельных объектов, так и местности в целом, например, для лучшего ориентирования (ознакомительная экскурсия).

Виртуальность помогала музейным сотрудникам дополнять реальные объекты так, чтобы пользователь мог познакомиться с исходной формой утерянных объектов.

Понятия виртуального тура предусматривают следующие требования:

  • эффект присутствия без фактического посещения;

  • интерактивный просмотр нескольких территориальных зон (например, в виде панорам);

  • использование ПК или иного цифрового устройства для просмотра;

  • возможность дополнения визуального осмотра воздействием различных мультимедиа.

В качестве неосновного, дополнительного наполнения экскурсия может содержать:

  • пояснения в виде текстовых окон;

  • аудиогид или музыкальное сопровождение;

  • отдельные фотографии каких-либо объектов;

  • 3D модели каких-либо объектов;

  • указание наименований отдельных пространств внутри тура;

Ознакомительная виртуальная экскурсия – набор панорам или иных визуальных средств, логично продолжающих друг друга и в своей общности воспроизводящих реальный объект или местность, представленный в доступной пользователю форме, при необходимости дополненный пояснениями, а также медиаконтентом [3].


    1. Инструменты и технологии создания виртуальных экскурсий


Виртуальная экскурсия, представленная в виде текста, дополненного медиаконтентом (фото-, видео- и аудиофайлами), сейчас уже не является актуальной. Таким экскурсиям пришли на смену иные формы: сферические и цилиндрические панорамы, объединенные в 3D туры, созданные из отдельных фотографий или же снятые на специализированную камеру, полноценные 3D модели помещений [6].

Рассмотрим данные технологии, определим степень необходимости и актуальности использования различных инструментов при работе над созданием виртуальной экскурсии для абитуриентов по зданию КГБ ПОУ КСК. Наиболее подходящие технологии и инструменты станут основой для создания проекта, а также демонстрационной версии продукта разработки.

Необходимо определиться с формой представления виртуальной экскурсии. Это может быть один из двух вариантов:

  • 3D тур из сферических или цилиндрических панорам;

  • 3D модели помещений, объединенные в тур.

Также необходимо определить технологию получения информации для создания виртуальной экскурсии того или иного формата.

Рассмотрим все возможные варианты, определим преимущества и недостатки каждого для данного проекта.

Создание единого тура из нескольких панорам предполагает два варианта создания самих панорам:

  • использование специализированной камеры, которая позволит сразу отснять панораму;

  • съемка помещения при помощи обычной камеры и дальнейшее объединение снимков при помощи специальной программы (например, PTGui).

Первый способ довольно удобен, именно он используется для получения панорам в сервисах Google Maps и Яндекс.Карты, но он требует использования специального оборудования. Стоит понимать, что использование фотокамеры с функцией панорамной съёмки на мобильном телефоне позволить сделать кадры финансово менее затратно, т.к. без использования дорогостоящей аппаратуры. Но чем ниже качество съемки, тем сильнее придется озаботиться внешними факторами воздействия: обеспечением достаточного уровня освещенности, устранением шумов. Может потребоваться дополнительная обработка полученных снимков.

Второй способ более прост по уровню требований к оборудованию, необходима лишь обычная камера, соответствующая ряду требований, позволяющих произвести множество снимков с идентичными цветовыми, световыми и фокусными характеристиками [5].

Для обеспечения качественно отснятых панорамных кадров желательно использование штатива и специальной панорамной штативной головки, обеспечивающей отсутствие сдвигов объектива.

Для сшивания панорам существует множество различных программ. Качество панорам напрямую зависит от качества фотографий, что, в перспективе и наличии средств на более дорогую и технически совершенную камеру, даст лучший результат.

Для создания виртуальных 3D туров из панорам существует довольно много соответствующего программного обеспечения. Все эти программы работают по схожей технологии. Они объединяют сферические панорамы между собой с помощью точек перехода, по которым в процессе просмотра можно «перемещаться». Работа в такой программе предполагает необходимость разработать и настроить систему навигации между панорамами, это ключевое ее назначение. Кроме того, подобный инструмент позволяет разработать и внедрить пользовательский интерфейс для более удобного просмотра и использования виртуального тура [12].

Данная форма представления виртуальной экскурсии – эффективный инструмент маркетинга, позволяющий полноценно продемонстрировать конечному пользователю товар или услугу особым образом. Создаваемый у пользователя «эффект присутствия» оставляет более яркие и запоминающиеся образы и позволяет получить наиболее полную информацию. А показ пространства таким, какое оно есть, дает дополнительный эффект достоверности. Именно эта форма представления используется в популярных сервисах Google Maps и Яндекс.Карты.

Если говорить о различии сферических и цилиндрических панорам, то можно сказать, что сферическая панорама имеет в себе больше информации по сравнению с цилиндрической, поскольку там располагается больше контента. Сферическая проекция максимально сжимает изображение по вертикали по мере приближения к границе изображения, а цилиндрическая наоборот, оттягивает его, что заметно при рассмотрении панорам на плоскости. При просмотре сферических панорам, в уже готовом туре, не будет искажений при просмотре верхних и нижних частей изображения в отличии от цилиндрической [11].

Сферические панорамы также можно получать с помощью создания 3D моделей.

Наиболее привлекательным вариантом для создания виртуальной экскурсии по зданию колледжа для абитуриентов является использование сферических панорам в связке с технологией сшивания панорам из отдельных снимков с использованием технологии создания виртуального тура в специальной программе [10]. Остальные представленные технологии интересны, однако их использование подразумевает значительные затраты различных ресурсов, которые не принесут соответствующего результата.


    1. Требования к продукту разработки


Продукт должен позволять абитуриенту изучить первый этаж учебного корпуса №2 КГБ ПОУ КСК по адресу ул. Севастопольская, д. 51 при помощи перемещения между сферическими панорамами.

В VR – экскурсии должны быть соблюдены следующие правила:

  • Должны быть отображены все учебные классы;

  • Посетитель тура должен иметь возможность проследовать по всем «открытым» помещениям до места обучения;

  • Продукт должен включать в себя панорамы с возможностью приближения или отдаления объектов, описания помещений, систему навигации, выраженную в панелях пользовательского интерфейса и позволяющую производить перемещение между панорамами;

  • Каждая точка обзора должна давать полный круговой обзор;

  • Снимаемые помещения должны быть свободны от обучающегося и рабочего персонала.

  • Продукт разработки должен поддерживать возможность его включения в страницу Интернет-сайта колледжа.

  • Продукт должен быть доступен для использования неподготовленным пользователем, то есть, иметь дружелюбный и понятный на интуитивном уровне интерфейс, а также возможность вызова справки при необходимости.

  • Виртуальный тур должен быть законченным (в туре не должно возникать непреодолимых мест).

Аппаратные требования. Минимальные системные требования для серверной части:

  • Процессор: тактовая частота не ниже 2 ГГц

  • Оперативная память: 4 Гб

  • Дисковое пространство: не менее 10 Гб Минимальные системные требования для пользователя:

  • Процессор: Intel Pentium 4 / AMD Athlon 64

  • Оперативная память: 1 Гб

Указание системного программного обеспечения (операционные системы, браузеры, программные платформы и т.п.)

  • Системное программное обеспечение: ОС Windows не ниже Windows 7, Linux и другие.

  • Браузер (Mozilla FireFox, Google Chrome, Opera)

Указание программного обеспечения, используемого для реализации

Системное программное обеспечение:

  • ОС Windows 10.

Прикладное программное обеспечение:

  • Panotour 2 Pro

  • Adobe Photoshop 2021

Форматы входных и выходных данных

Входные данные. В качестве входных данных используется информация, полученная с мыши с помощью, которой происходит управление программой.

Выходные данные. Сферические панорамы, являющиеся основой виртуального тура, должны быть представлены в формате Jpeg.

Порядок взаимодействия с другими системами, возможности обмена информацией. Данные необходимые для функционирования продукта хранятся в едином пакете. Таким образом, он не нуждается во взаимодействии с другими системами и обмене данными с ними.

Меры защиты информации. Файрволл (брандмауэр, сетевой экран): часть программного или программно-аппаратного обеспечения, которая фильтрует сетевой трафик и контролирует доступ к сети. Это означает блокирование или же ограничение доступа к любому открытому порту, кроме исключений.


Глава II. Практическая часть.

Виртуальная экскурсия для абитуриентов по КГБ ПОУ КСК


2.1 Этапы создания виртуальной экскурсии


Объектом разработки является демонстрационная версия виртуальной экскурсии по первому этажу КГБ ПОУ КСК (учебный корпус №2). Из всех представленных выше технологий была выбрана технология создания 3D тура, состоящего из связанных сферических панорам, полученных при сшивании обычных фотографий при помощи специализированного программного обеспечения.

Для создания демонстрационной версии выбран учебный корпус №2 по адресу ул. Севастопольская, д. 51. Это связано с двумя факторами: на сайте колледжа в соответствующем разделе отсутствует виртуальный тур по данному корпусу, а также именно там находится «Строительное отделение», на которой обучаются студенты моей специальности (09.02.07 Информационные системы и программирование).

Мы выбрали первый этаж учебного корпуса для экскурсии, так как помещения на этом этаже со свободным доступом для съемки, с достаточной степенью освещенности (во всех помещениях присутствует естественное освещение), помещения, расположенные в пределах одного этажа, позволяют попасть из одной зоны в другую.

Помещения на первом этаже корпуса обозначены на схеме ниже (Рис. 1).

Рисунок 1 – Схема навигации

Этапы создания VR экскурсии:

  1. Изучение локации (площадь, освещение и пр.)

  2. Съёмка объекта

  3. Редактирование (коррекция) панорам

  4. Склейка панорам

  5. Разработка VR тура в ПО (импорт панорам, аудиодорожек и т.д.)

  6. Сохранение проекта

Этап первый. На нем необходимо собрать такие данные об объекте экскурсии, как площадь (для оценки возможности применения панорамных снимков), количество помещений (для оценки длительности работы на объекте), расположение и освещенность (для выбора времени съемки). В рамках данного этапа стоит запланировать еще дату и время съемок, при этом запланировать время не во время учебных занятий и перемен, так как присутствие обучающихся на этаже и в аудиториях послужит технической помехой съёмкам.

На втором этапе создания виртуальной экскурсии – съемке объекта, производится фотографирование учебных помещений и пространств по заранее составленному плану. Необходимо сделать фотографии так, чтобы полностью захватить все помещение. Каждый кадр следует делать с некоторым наложением, чтобы соседние кадры имели общие элементы, далее они станут контрольными точками для объединения фотографий в панораму (Приложение 1).

Необходимое оборудование для фотосъемки:

камера, соответствующая следующим требованиям:

  1. наличие ручного режима (обозначается латинской буквой М, позволяет установить необходимую продолжительность выдержки и размер диафрагмы);

  2. возможность отключения режима Auto ISO (для корректного сшивания панорам необходимы идентичные настройки светочувствительности);

  3. возможность регулировки баланса белого (для того, чтобы все полученные снимки были сделаны в единой цветовой температуре);

  4. наличие ручной фокусировки (чтобы фокусное расстояние в процессе съемки не изменялось).

Для более качественной съёмки фотографий необходимы:

  1. Штатив, позволяющий установить камеру на уровне человеческих глаз (примерно 1,5-1,7 метра) и вращать камеру относительно вертикальной оси.

  2. Штативная панорамная головка

На третьем этапе необходимо подготовить материалы и программное обеспечение для дальнейшей работы и разработки.

С помощью ПО «AdobePhotoshopСС2019» мною выполнены работы: выравнивание света, удаление отражений в зеркалах и обработка границ объектов.

Тип ПО

Название программы

Программа для коррекции изображений

AdobePhotoshopСС2019

Программа для склейки изображений

WidsMob Panorama


Программа для создания тура

Panotour 2 Pro

Таблица 1. Программное обеспечение для разработки VR экскурсии


Четвертый этап - склейка панорамы, поэтому необходимо изучить доступные программы для склейки панорам из фотографий, оценить их преимущества и недостатки, выбрать подходящий вариант.

• Hugin – бесплатное приложение, простой интерфейс без возможности глубокой настройки.

• Microsoft Image Composite Editor – бесплатное, полностью автоматическое приложение. Несомненно, это плюс для получения быстрого результата, но нет никакой возможности повлиять на ход работы и результат.

• PTGui – условно бесплатное приложение, понятный простой интерфейс, возможность глубокой настройки, разные форматы экспорта панорам.

• WidsMob Panorama— это приложение, которое позволяет сшивать панорамные изображения компьютерного качества на вашем устройстве.

Наиболее подходящим вариантом для решения этой задачи в рамках данной работы я выбрала WidsMob Panorama. Для того, чтобы из подготовленных снимков составить единую панораму, необходимо выбрать фотографии одного помещения и указать в программе на общие точки на фотографиях. Далее необходимо экспортировать панораму в необходимый формат и при необходимости с помощью графического редактора исправить дефекты и графические ошибки.

Пятый этап – разработка VR тура. Для начала необходимо изучить доступные программы для создания туров из панорам, оценить их преимущества и недостатки, выбрать подходящий вариант.

• KRPano – высокая стоимость программы, сложный интерфейс, встроенный редактор тура, возможность создания областей перехода, возможность редактировать панорамы внутри программы.

• Panotour 2 Pro – условно бесплатная программа, понятный и простой интерфейс, все корректировки можно сделать в удобном редакторе без использования программного кода, большое число готовых дополнительных плагинов, которые расширяют стандартные функции программы.

Мы выбрали ПО Panotour 2 Pro, так как у этой программы есть пробная версия с бесплатным пользованием.

В программу для создания тура необходимо импортировать ранее созданные панорамы. Далее необходимо настроить навигационную сетку, то есть указать программе, где расположены пространства и как они связаны между собой, создать области перехода и точки навигации, указать панорамы, на которые будет осуществляться переход при взаимодействии с ними. Следующим шагом идёт создание и размещение на экране программы пользовательского интерфейса для навигации и взаимодействия. Интерфейс создаётся вручную, либо с использованием встроенных в программу плагинов, что значительно упрощает работу.

В ходе работы было принято решение внедрить аудиогид для более удобного и доступного пользования виртуальной экскурсией, а также для облегчения понимания учебного пространства (Приложение 2). К каждой территории экскурсии мною была записана аудиодорожка с кратким пояснением об этой локации: номер аудитории, ФИО преподавателей, проводимые занятия/секции. При записи аудиодорожек для аудиогида был применён мобильный телефон с функцией записи звука на диктофон.

Также была добавлена визуальная справка о преподавателе, заведующим кабинетом; графике консультаций и расписание секционных занятий (Приложение 3). Данная информация всегда востребована студентами и VR экскурсия даёт возможность обучающимся получить её дистанционно посредством.

На сегодняшний день не существует софт программы по созданию виртуального тура российского производства, большинство программ разработаны в США. А в современных реалиях существуют некоторые проблемы, связанные с функционированием зарубежных софт программ. С технической точки зрения, возникают трудности при сохранении готового проекта на ПК, как правило, если программа с русификатором. Формат может быть нечитаемым, выдаётся ошибка и пр. В связи с этим, возникает необходимость устанавливать программу без русификатора (на английском языке), так как сохранение готового проекта в таких программах не несёт проблем. Поэтому, мы пришли к выводу, что при подобной работе крайне необходимо владеть базовым словарём компьютерной лексики на английском языке. При работе в программе Panotour 2 Pro в англоязычной версии, мной был составлен профессиональный словарь технических терминов (Приложение 4). Также был в ходе работы по редактированию фотографий (цветокоррекция) в англоязычной версии Adobe Photoshop был использован англо-русский словарь технический терминов (Приложение 5).


2.2 Разработка экскурсии в программе Panotour 2 Pro


Panotour 2 Pro – программное обеспечение для преобразования панорам (сферических и цилиндрических) в форматы JBG, PNG, PSD и RAW. Есть возможность для создания шаблонов собственных панорам. Можно добавлять звуки, анимации, настраивать автоматическое вращение. Также имеется функция динамического исправления исходного изображения, что позволяет загружать в программу не всю панораму, а только необходимую для редактирования часть изображения.

К моменту загрузки фотографий в программу, снимки были откорректированы в программе Photoshop по уровню яркости, резкости, освещённости, контрасту, насыщенности, световому балансу.

Первым действием в программе Panotour 2 Pro было создание проекта с помощью нажатия кнопки «Add panorama» (Приложение 6 Рисунок 1)

Далее нажимаем на «Build» на главной панели и указываем папку, в которой будем сохранять проект (Приложение 6 Рисунок 2).

Следующий шаг - нажимаем на панели Tour, где справа находим команду «Order», благодаря ней расставляем по порядку кабинеты (Приложение 6 Рисунок 3).

После на панели нажимаем на кнопку «Style» и индивидуально настраем навигационную панель (Приложение 6 Рисунок 4).

Позже мы объединяем панорамы кнопкой «Add Polygon», после объединения сохраняем и просматриваем проект (Приложение 6 Рисунок 5).

Последний шаг: нажимаем на «Build Tour» для создания и сохранения тура, далее нажимаем «View last built tour» для просмотра тура (Приложение 6 Рисунок 6 и Рисунок 7).


2.3 Описание продукта (результата разработки)


Результатом разработки является демонстрационная версия продукта виртуальной экскурсии по первому этажу учебного корпуса №2 КГБ ПОУ КСК. Назначение полноценного продукта состоит в том, что он дает возможность дистанционного заблаговременного ознакомления абитуриентов с пространством колледжа, упрощение адаптации студента к образовательному процессу в помещениях учебного заведения, а также упрощение ориентирования в здании колледжа. Видеоролик-обзор пробной версии виртуальной экскурсии можно посмотреть по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=tI0O1OZlksI или по QR коду:

Рисунок 2 – QR код для просмотра видеоролика VR экскурсии


В ходе разработки удалось реализовать пользовательский интерфейс, который получился простым, интуитивно понятным, что значительно снижает уровень необходимых технических навыков для использования.

Приложение позволяет пользователю:

  • просматривать панорамы;

  • перемещаться по панорамам при помощи мыши или нижней навигационной панели;

  • изменять тип перемещения по панораме при помощи мыши;

  • перемещаться между панорамами при помощи специальных точек и областей перехода или при помощи верхней навигационной панели; включать или выключать отображение навигационных панелей;

  • переходить в режим виртуальной реальности (при наличии специального оборудования, например, шлема виртуальной реальности Google Cardboard);

  • переходить в полноэкранный режим отображения;

  • вызывать окно справочной информации, напоминающее пользователю о навигационных возможностях приложения;

  • масштабировать окно программы под любой формат отображения.

Области просмотра имеют текстовые наименования, расположенные в верхней навигационной панели, что позволяет пользователю определять просматриваемые помещения, но при этом избежать в процессе разработки необходимости создания дополнительных всплывающих текстовых окон, размещения гиперссылок, которые могли бы усложнить визуальную составляющую и перегрузить интерфейс.

Возможности эксплуатации

Программа представляет собой дистрибутив, включающий в себя исполняемый HTML-файл и связанные между друг другом сферические панорамы, реализованные посредством Flash-анимации и языков HTML и CSS. Готовую демонстрационную версию продукта есть возможность запускать локально на компьютере, на сервере с общим доступом по локальной сети или через сеть Интернет.

Пользователь с ролью администратора обеспечивает выполнение следующих функций: контроль корректной работы продукта; запуск и поддержка работы продукта в сервере; исправление ошибок при возникновении.

Для корректной работы продукта необходимо подключения внешнего или локального сервера. На сервер необходимо поместить пакет данных и HTML-файл. Запуск продукта осуществляется посредством запуска исполняемого HTML-файл (Uspu.html). При возникновении ошибки загрузки данных, нужно изменить путь до источника данных в исполняемом файле. Редактирование или изменение структуры программы недоступно пользователю с ролью администратора.

Для проверки работоспособности программы, необходимо выполнить следующие действия:

  • Встроить и запустить программу на внешнем или локальном сервере

  • Убедиться в видимости и работоспособности интерфейса

  • Проверить соответствие точек переходов карте навигации


    1. Бюджет проекта


Официального арендодателя необходимого технического оборудования для съёмки VR тура в г. Комсомольск-на-Амуре не найдено. Поэтому нами было принято решено составить бюджет под реализацию проекта исходя из требований к нему. Выявили 2 решения поставленной задачи: заказ частной услуги по разработке виртуального тура и покупка собственного оборудования для дальнейшей самостоятельной разработки VR тура.

Если рассматривать частную услугу по созданию VR тура, то 1 этаж учебного корпуса №2 (14 панорам) выйдет в стоимость (приблизительно) 19600 рублей. Данная цифра является средним значением с разных источников информации. Приблизительная стоимость виртуального тура учебного корпуса №2 составляет 58800 рублей.

Средняя стоимость услуг по созданию VR тура:

Объём работы (кол-во помещений)

Стоимость услуг

1 этаж учебного корпуса №2 (14 панорам)

≈ 19600 р.

Комплексная съемка VR тура КГБ ПОУ КСК

Учебный корпус №1 (4 этажа)

≈ 62900 р.

Учебный корпус №2 (3 этажа)

≈ 58800 р.

Учебные мастерские (1 этаж)

≈ 15000 р.

Итого:

≈ 136700 р.

Таблица 2

Минимальная стоимость технического оборудования для создания VR тура:

Название оборудования

Средняя стоимость

Экшн-камера GoPro Max 360

≈ 41800 р.

Телескопический монопод-штатив GoPro Max

≈ 7820 р.

Итого:

≈ 49620 р.

Таблица 3

Таким образом, мы делаем вывод, что экономически выгоднее приобретать техническое оснащение для самостоятельной реализации проекта. К тому же, материально-техническое оснащение, внешний облик учебных аудиторий и помещений учебных мастерских, а также информация о графике работы кабинетов регулярно обновляются, поэтому целесообразно оперативно менять панорамы и дополнительные изображения, обновляя VR тур. И, чтобы не переплачивать за данную услугу, удобнее и выгоднее финансово иметь техническое оборудование в наличии для решения данных задач.

Касаемо программного обеспечения: в своём проекте мы использовали только бесплатные (пробные) версии программ и приложений. Стоит учитывать тот факт, что большинство ПО разработано за рубежом и даже при редкой возможности оплатить услугу/лицензию онлайн, это сделать удастся только через зарубежную валюту. Также при анализе программного обеспечения для создания VR туров и сшивания панорам, мы столкнулись с более серьёзной проблемой: отсутствие возможности оплатить зарубежные сервисы (лицензионные версии) в РФ. В связи с этим мы использовали только пробные версии программ, поэтому на продукте нашего проекта присутствует водяной знак. Для его устранения есть возможность оплатить лицензионную подписку: пожизненная лицензия – $45.99, месячная лицензия-$15.99 (Приложение 7).


Заключение


Цель и задачи, поставленные в начале исследования, были достигнуты.

В работе было рассмотрено создание виртуальной экскурсии. В частности, технологии создания виртуальной экскурсии, а также создание виртуального тура по колледжу для абитуриентов.

Понятию «виртуальный тур» были выдвинуты требования, описывающие объект исследования:

  • эффект присутствия без фактического посещения;

  • интерактивный просмотр нескольких территориальных зон (например, в виде панорам);

  • использование ПК или иного цифрового устройства для просмотра.

При изучении понятия VR экскурсии было заключено, что это набор панорам или иных визуальных средств, логично продолжающих друг друга и в своей общности воспроизводящих реальный объект или местность, представленный в доступной пользователю форме, при необходимости дополненный пояснениями, а также медиаконтентом. В работе были рассмотрены следующие формы представления и соответствующие технологии: сферические и цилиндрические панорамы, объединенные в 3D туры, созданные из отдельных фотографий или же снятые на специализированную камеру. Для разработки была выбрана технология создания тура из сферических панорам, созданных из панорам.

По итогу рассмотрения частного случая использования виртуальной экскурсии в качестве экскурсии по колледжу для абитуриентов, было решено создать виртуальную экскурсию по первому этажу учебного корпуса №2 КГБ ПОУ КСК (ул. Севастопольская, д. 51).

В качестве продукта проекта была разработана демонстрационная версия VR тура, включающая в себя исполняемый HTML-файл и связанные между друг другом сферические панорамы, реализованные посредством Flash-анимации и языков HTML и CSS. Он может быть запущен на отдельном сервере или же встроен в сайт или приложение. Перемещение по панорамам может позволить пользователю-абитуриенту познакомиться со зданием корпуса №2 КГБ ПОУ КСК, получить представление о колледже, его материально технической базе и пр.

В рамках нашего онлайн тура охвачено восемь пространств колледжа: спортивный зал, актовый зал, кабинет дисциплины «Строительные материалы и изделия», кабинет дисциплины «Информационные технологии», библиотека, читальный зал, коридоры, холл. Мы намеренно по этическим соображениям оставили без «освещения» туалеты, находящиеся на первом этаже. Для более полноценного представления учебных пространств был разработан и включен аудиогид в VR тур, а также визуальные справки о графике работы кабинетов (консультаций, секций) в виде всплывающего окна. Видеоролик-обзор пробной виртуальной экскурсии можно посмотреть по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=tI0O1OZlksI .

Дальнейшее развитие проекта может быть связано с добавлением дополнительных панорам и последующим включением в соответствующий раздел сайта колледжа. При необходимости есть возможность дополнить виртуальный тур дополнительным контентом: гиперссылками, текстовыми пояснениями и пр.




Список использованных источников


  1. Арутюнян, Л. В. Методические рекомендации по созданию и использованию виртуальных экскурсий / Л. В. Арутюнян // Развитие методологии современной экономической науки и менеджмента: Материалы II Междисциплинарной Всероссийской научно-практической конференции, Севастополь, 07–08 мая 2018 года / Научный редактор Т.А. Кокодей, ответственный редактор Т.И. Ломаченко. – Севастополь: Севастопольский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова", 2018. – С. 15-20.

  2. Васева, Е. С. Виртуальная экскурсия по образовательному учреждению: особенности проектирования / Е. С. Васева, М. С. Смирнов // Наука и перспективы. – 2018. – № 1. – С. 68-74.

  3. Видеосъемка сферических панорам [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ixbt.com/divideo/sphere1.shtml HYPERLINK http://www.ixbt.com/divideo/sphere1.shtml

  4. Дубинин, В. С. Виртуальные экскурсии: от простого к сложному

  5. / В. С. Дубинин, О. И. Ляш // Развитие арктических территорий: опыт, проблемы, перспективы : Материалы международной научно-практической конференции, Мурманск, 12–15 декабря 2017 года / Научный редактор Г.В. Жигунова. – Мурманск: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-инновационный центр", 2018. – С. 291-294.

  6. Ляш, О. И. Разработка элементов виртуальных экскурсий / О. И. Ляш // Современное образование: традиции и инновации. – 2014. – № 2. – С. 63-67.

  7. Миронова, М. Н. Возможности использования виртуальной экскурсии для адаптации студентов вуза / М. Н. Миронова, О. С. Ворошилова, Ю. А. Прихунова // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 12 декабря 2016 года

  8. / Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2017. – С. 169-171.

  9. Пащенко, А. И. Основы создания панорам для реализации виртуальной экскурсии / А. И. Пащенко, Н. В. Манюкова // Современное программирование: материалы III Международной научно-практической конференции, Нижневартовск, 27–29 ноября 2020 года. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2021. – С. 125-131. – DOI 10.36906/AP-2020/21.

  10. Пащенко, А. И. Разработка виртуальной экскурсии / А. И. Пащенко, Н. В. Манюкова // Инновационные процессы в науке и технике XXI века : материалы XIX Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, ученых, педагогических работников и специалистов- практиков, посвященной 40-летнему юбилею Нижневартовского филиала ТИУ, Нижневартовск, 20 апреля 2021 года. – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2021. – С. 234-242.

  11. Титова, М. П. Технология создания виртуальной экскурсии / М. П. Титова // Тенденции и проблемы развития индустрии туризма и гостеприимства: Материалы 5-й Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, Рязань, 15 ноября 2018 года / Ответственный редактор Л.А. Ружинская. – Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2018. – С. 26-29.

  12. Чугуевская, О. И. Виртуальные экскурсии как новое явление в России / О. И. Чугуевская, С. А. Батоева // Проблемы развития индустрии туризма и гостеприимства: опыт и инновации: Материалы IV Международной научно-практической студенческой интернет-конференции, Чита, 26–30 марта 2018 года / Забайкальский гос. университет ; отв. ред. М.П. Титова. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2018. – С. 159- 165.


Список интернет-источников:


  1. Как сделать 3д тур. URL: https://www.youtube.com/watch?v=FeSLLPr7xMM (дата обращения: 09.03.2024)

  2. Как сделать виртуальную 3D экскурсию по учебному заведению? URL: https://www.youtube.com/watch?v=hO3AWzDw8ZM (дата обращения: 19.01.2024)

  3. Как создать тур из панорам при помощи программы Pano2VR. URL: https://www.youtube.com/watch?v=mO8-ZAvE66M (дата обращения: 12.11.2023)



Приложение 1. Панорамы пространств и кабинетов















Приложение 2

Текст аудиогида

Добро пожаловать в учебный корпус №2 Комсомольского-на-Амуре строительного колледжа, расположенный по адресу: ул. Севастопольская 51.

При входе в учебное заведение, вам необходимо предъявить студенческий билет на пропускном пункте.

На первом этаже справа от пропускного пункта расположен гардероб, где вы можете оставить свою верхнюю одежду. В холле учебного корпуса №2 каждый понедельник проходит церемония поднятия флага Российской Федерации.

Далее, проходя по холлу учебного корпуса, вы попадаете в аудиторию №108 Строительных материалов и изделий. Преподаватель: Резникова-Сокотова Катерина Сергеевна. Здесь студенты изучают основные строительные материалы и их свойства.

Следующая аудитория №110 Информатики и информационных технологий. Преподаватель: Свириденко Юлия Валерьевна.

В конце холла расположена библиотека колледжа, где студенты могут оформить читательский билет и получить в пользование учебную литературу. Рядом – читальный зал, который можно посещать на переменах или после занятий. Здесь студенты готовятся к зачёту, экзамену, контрольной работе, а также выполняют домашнее задание.

Слева от пропускного пункта есть женский и мужской туалеты, а также буфет «Пикник».

Напротив буфета расположен актовый зал, где проходят торжественные мероприятия, концерты и различные конкурсы.

Рядом с актовым залом расположен спортивный зал колледжа. Преподаватели: Зименкова Евгения Сергеевна, Белых Елена Александровна, Коваленко Александр Александрович. Здесь проходят учебные занятия по физической культуре, а также секционные занятия по волейболу, баскетболу и настольному теннису.





Приложение 3

Информация о работе кабинетов (график консультаций, секций), режим работы кафе и библиотеки

Приложение 4

Базовый англо-русский словарь технических терминов при работе в программе Panotour 2 Pro


Английский язык

Русский язык

Add

Добавить

File

Файл

Edit

Редактировать

View

Смотреть

Tour

Тур

Add

Добавить

Style

Стиль

Build

Строить

Display

Дисплей

Last

Последний

Order

Упорядочить

Polygon

Многоугольник, многогранник

Background sound

Фоновый звук

Autoration

Авторотация

Start parameters

Начальные параметры

VR Mode

ВР мод

Description

Описание

Output

Выход

Panorama

Панорама

Tile

Плитка

Save

Сохранить

Open

Открыть

View

Вид

Load preset

Предустановленная загрузка

Protection

Защита

Tour

Тур



Приложение 6

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!