СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инертность тел. Масса и способы ее измерения. Сила

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инертность тел. Масса и способы ее измерения. Сила»

Дата Урок №12

Класс: 9

Тема: Инертность тел. Масса и способы ее измерения. Сила

Тип урока: «открытие» нового знания

Цели:

  • Сформировать представление об инертности как свойстве тел, сформировать понятие о массе, как о физической величине, которая характеризует инертность, раскрыть зависимость результата взаимодействия тел от их свойств – инертности;

  • Развивать логическое мышление учеников, умения анализировать и сравнивать результаты исследований;

  • Сформировать научное мировоззрение.

Задачи:

  • приобретение учащимися знаний об инертности тел и массе;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты;

УУД:

Личностные:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

Метапредметные:

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

Предметные:

  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  • понимание и способность объяснять такое свойства тел, как инертность.

  • умения измерять массу тел.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивирование на учебную деятельность. Сообщения темы, цели, задач урока

С массой, как физической величиной, вы знакомы с 7 класса. Но как с характеристикой вещества – наверно еще раньше. Сегодня на уроке мы обобщим ваши знания, выясним физический смысл этой величины. А так же ответим на два вопроса:

Зависит ли движение тела от его массы?

Зависит ли масса тела от его движения?

  1. Актуализация учебных знаний

На прошлом уроке мы с вами изучили 1-й закон Ньютона.

Кто-то может его сформулировать?

Давайте еще дадим определение инерции.

(Инерцией называется явление сохранения скорости тела, при отсутствии действий на него других тел)

  1. Изучение нового материала

Давайте представим, как будут вести легкий шар и тяжелый, если мы их бросим с одинаковой силой? Какой из шаров полетит дальше?

Легкий.

Это происходит, потому что одни тела более инертны (с большей массой) и им больше времени требуется на изменение своей скорости, а другие легче и значит быстрее изменяют свою скорость, то есть они менее инертны.

Вопрос к класс: От чего же зависит инертность тел? (от массы тела)

Запись в тетради: Масса - мера инертности тела.

В Международной системе единиц (СИ) за единицу массы — один килограмм (1 кг) — принята масса эталонной гири из сплава платины и иридия, которая хранится в Международном бюро мер и весов в Севре, близ Парижа. Точные копии этой гири имеются во всех странах. Приближённо массу 1 кг имеет вода объёмом 1 л при комнатной температуре.

Запишем [m]=кг.

Теперь запишем равенство отношений скорости и масс двух взаимодействующих объектов:



Отсюда следует, что

1. Масса тела - величина инвариантная, т.е. не зависит от выбора системы отсчета.

2. Масса тела не зависит от скорости движения тела.

3. Масса тела - величина аддитивная, т.е. масса тела равна сумме масс всех частиц, из которых тело состоит, а масса системы тел равна сумме масс тел, образующих систему.

4. В классической механике срабатывает закон сохранения массы: во время любых процессов, протекающих в системе тел, общая масса системы остается неизменной; масса тела не изменяется в результате его взаимодействия с другими телами.

  • Сила - это векторная величина, являющаяся мерой воздействия на тело других тел, в результате которой тело получает ускорение или изменяет форму и размеры.

  • В системе СИ сила измеряется в ньютонах (1 Н).

  • 1 Н - это сила, которая телу массой 1 кг придает ускорение 1 м/с2.

Каждая сила характеризуется числовым значением (модулем), направлением и точкой приложения.

Во время черчения силы, как и другие векторные величины обозначают стрелками. Начало стрелки совпадает с точкой приложения силы, направление стрелки указывает направление силы, а длина стрелки пропорциональна модулю силы.

3. Сложение сил. Равнодействующая

На тело очень редко действует только одна сила, чаще всего - две или три. Если на тело действует несколько сил, то результат их действия будет таким, каким был бы при условии действия на него силы, которую называют равнодействующей.

  • Равнодействующая сила - это сила, действие которой заменяет действие нескольких сил, одновременно действующих на тело.

Пусть силы С Н и 4 Н, направленные под углом 90° друг к другу, действуют на тело (рис. а). Действие этих сил можно заменить действием силы 5 Н (рис. б). В этом случае сила 5 Н - равнодействующая сил 3 Н и 4 Н (рис. в).

 

 

Равнодействующая сила, с которой сразу несколько тел действуют на определенное тело, равна геометрической сумме сил, с которыми каждое тело действует на это тело:

где n - число сил, которые действуют.

Это утверждение называют принципом независимости действия сил, или принципом суперпозиции сил».

Если силы направлены под углом друг к другу, то их рівнодійну вычисляют, используя сложение векторов по правилу параллелограмма». 


  1. Закрепление изученного материала

Задача 1

Масса пистолета Макарова равна 810 грамм, масса пули – 6,1 г.

При выстреле из пистолета начальная скорость пули равна 315 м/с.

Какую скорость при выстреле приобретает пистолет?

Задача 2

Стальная тележка, двигаясь со скоростью 4 м/с, столкнулась с недвижимой алюминиевой тележкой и после этого продолжил свое движение со скоростью 1 м/с. Какой скорости приобрёл алюминиевая тележка, если его масса в три раза меньше, от стальной тележки?

  1. Рефлексия

Мерой чего является масса?

Как вы поняли понятие инертности?

Что вам лучше всего запомнилось? Понравилось?

  1. Домашнее задание

§7, вопросы с. 37(устно)

Учить конспект, С 35 , з. 7.1, 7.2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!