Занятие 21.
Тема. Инфекционные заболевания. Инфекции дыхательных путей
Цель: познакомить с причинами возникновения инфекционных заболеваний и их лечением.
Планируемые результаты: учащиеся узнают причины инфекционных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, узнают о профилактике инфекционных заболеваний, познакомятся с правилами сохранения здоровья.
. Организационный момент
. Введение в тему.
Учитель читает стихотворения
Василий Михайлов «Ангина»
Солнышко скрылось
За серые тучи.
Стайки стрижей
Не летают над кручей.
Вылилось небо
Дождиком в лужи.
Только лягушки
Нисколько не тужат.
Прыгают весело,
Квакают звонко...
Вот расшалились,
Ну, словно девчонки!
Долго смотрел я
На них из окошка.
Вот бы и мне
Прогуляться немножко.
Надеть бы сапожки
На обе ноги
И с лягушатами -
Вперегонки!
Вот бы была
Мировая картина!
Только нельзя мне -
Болею. Ангина.
Сергей Михалков «Грипп»
У меня печальный вид, -
Голова с утра болит,
Я чихаю, я охрип.
Что такое?
Это - грипп!
Не румяный гриб
в лесу,
А поганый грипп
в носу!
В пять минут меня раздели,
Стали все вокруг жалеть.
Я лежу в своей постели -
Мне положено болеть.
Поднялась температура.
Я лежу и не ропщу -
Пью соленую микстуру,
Кислой горло полощу.
Ставят мне на грудь горчичник,
Говорят: "Терпи, отличник!"
После банок на боках
Кожа в синих пятаках.
Кот Антошка прыг с окошка
На кровать одним прыжком.
- Хочешь, я тебе, Антошка,
Нос засыплю порошком?
Кот Антошка выгнул спину
И мурлычет мне в ответ:
"Прибегать к пенициллину?
Мне? Коту? С таких-то лет?!"
Я коту не возражаю -
Бесполезно возражать,
Я лежу, соображаю,
Сколько мне еще лежать?
День лежу, второй лежу,
Третий - в школу не хожу.
И друзей не подпускают, -
Говорят, что заражу!..
Эх, подняться бы сейчас
И войти в четвертый класс:
"Зоя Павловна, ответьте,
Что тут нового у вас?
Зоя Павловна, ответьте!.."
Зоя Павловна молчит...
Я на Марс лечу в ракете...
На меня медведь рычит...
- Как дела, неугомонный?
Как здоровье? Спишь, больной? -
Это - лечащий, районный
Врач склонился надо мной.
Лидия Огурцова «Я простужен»
Весь день ходил по лужам -
Я никому не нужен!
У всех свои заботы:
У мамы есть работа,
У папы есть рыбалка,
А у сестры - скакалка.
Меня не понимают,
Со мною не играют.
И я ходил по лужам,
Теперь лежу простужен.
Но, что-то вдруг случилось -
Всё вмиг переменилось:
Сестра несёт скакалку
И книжку про рыбалку,
Крючки мне дарит папа
И Тузик тянет лапу,
Украдкой мама плачет,
Целует меня. Значит,
Так значит, я вам нужен!
А я лежу простужен.
Зачем ходил по лужам
И думал, что не нужен?
- Предположите тему нашего занятия.
Ответы учащихся.
. Сообщение темы и цели занятия
- Сегодня на занятии мы познакомимся с инфекционными заболеваниями, узнаем причину их возникновения и поговорим о правилах профилактики инфекционных заболеваний.
V. Работа по теме занятия
1) Беседа.
- Какие заболевания называются инфекционными?
Просмотр презентации (Слайд 3)
2) Рассказ учителя
Инфекционные заболевания у детей
Инфекционные болезни составляют большую часть от всех детских заболеваний. В первую очередь это связано с тем, что иммунитет у малышей неокрепший.
Многие инфекционные заболевания имеют определенную сезонность и периодичность. Это объясняется наступлением более благоприятных условий для размножения микроорганизмов и развития болезни (кишечные заболевания летом, ОРИ в период межсезонья)
Все возбудители имеют свою восприимчивость к ним человека.
Так, например, вирус кори имеет восприимчивость, близкую к 100%, что означает, что при встрече с ним у непривитого и не болевшего человека заболевание возникнет с вероятностью практически 100%.
Основные виды (Слайды 4-7)
Среди всех инфекционных заболеваний можно выделить следующие группы:
инфекции дыхательных путей;
кишечные инфекции;
инфекции кожных покровов;
инфекции крови.
Симптомы заболеваний (Слайды 8-10)
Причины инфекционных заболеваний у детей
Для развития того или иного инфекционного заболевания необходимы две составляющие:
Возбудитель (болезнетворные вирусы, бактерии, грибы, простейшие и другие микроорганизмы). Вызовет ли он заболевание, зависит от его свойств: токсичности, способности проникнуть к человеку.
Человек, восприимчивый к данному возбудителю. Разовьется ли у него данная болезнь, зависит как от местных факторов защиты, так и от общих.
ВАЖНО
Чаще всего источником инфекции является больной человек или животное. Носитель часто даже не подозревает о том, что выделяет болезнетворные микроорганизмы.
Для капельного передача инфекции происходит при чихании, кашле, разговоре, плаче. Возбудитель попадает во внешнюю среду и может далеко распространяться и долго оставаться активным. Так чаще всего передаются острые респираторные заболевания (ОРЗ), некоторые детские инфекции (корь, ветряная оспа, краснуха и другие).
Контактный путь передачи возможен при непосредственном контакте больного и здорового или через предметы обихода (игрушки, предметы личной гигиены).
3) Просмотр мультфильма «Смешарики. ОРЗ»
Ссылка на ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=AqKdXiuebHE
- Из-за чего может возникнуть ОРЗ?
- Как избежать этого заболевания.
4) О гриппе.
- Еще одно заболевание – грипп.
Грипп (фр. grippe) — острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом гриппа. Входит в группу острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ). Периодически распространяется в виде эпидемий. В настоящее время выявлено более 2000 вариантов вируса гриппа.
Просмотр ролика «Шишкин лес. Как защититься от гриппа»
Ссылка на ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=dDtr8Q9eCr0
5) Об ангине.
- Кто из вас болел ангиной? Что это за заболевание?
Анги́на (лат. angina, от angere сжимать, сдавливать)острое инфекционное
заболевание с преимущественным поражением небных миндалин.
Просмотр ролика «Шишкин лес. Как Зубок ангиной заболел»
Ссылка на ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=vv7t6RtO0Hg
V. Выполнение заданий
Задание 3 и 4 (Тетрадь стр. 56). (Рабочая тетрадь «Основы безопасности жизнедеятельности» 3 класс, автор Муркова М.В.)
V. Итог занятия. Рефлексия.
- Как вы поняли, что такое инфекционные заболевания?
- О каких заболеваниях говорили на занятии?
- Как уберечь себя от этих заболеваний?