«Инфографика как прием интеллектуального развития дошкольников»
Каждую минуту в нашей жизни появляется немыслимое количество новой информации. Доступ к таким большим объемам данных открывает перед нами безграничные возможности. Позволяет более детально изучать окружающий мир и помогает прогнозировать будущее. Тем не менее, если использовать только традиционные способы работы с информацией, то человек физически не способен справиться с объемами и вынужден искать варианты решения проблемы. Согласно статистике, 90% информации, которую мы помним, основывается на визуальном восприятии. При визуализации учебной информации средствами инфографики решается ряд педагогических задач.
ВАЖНЫЙ ДЛЯ ИСТОРИИ ИНФОГРАФИКИ ЧЕЛОВЕК —философ и математик Средневековья Николай Орем. На него часто ссылался Декарт. А это его самое первое изображение бар‑чарта (то есть столбчатой диаграммы) — XIV век. Но, конечно, более известным человеком того времени был Леонардо да Винчи, который стал «основоположником PowerPoint». Для того чтобы презентовать свои изобретения, он не рисовал точные изображения, а делал схемы. Например, использовал «взрыв‑схемы», столь популярные сегодня, особенно в видеоформате и в рекламе. Изучен практический опыт педагогов общеобразовательных школ в организации работы с детьми, усвоении, анализе, воспроизведении информации.
Мы все привыкли воспринимать инфографику как статистику – цифры, проценты, анализ... Поэтому может возникнуть недоумение: каким образом связать инфографику с развитием дошкольников?
Инфографика-это наглядность. Именно наглядность выполняет функцию основного источника получения знаний. Дело в том, что принцип наглядности является одним из наиболее популярных и интуитивно понятных детям дошкольного возраста.
Она объединяет таблицы, схемы, рисунки с устными текстами, это способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала, активизируется познавательная деятельность. Что особенно актуально в работе с детьми.
Плюсами использования инфографики в работе с детьми можно назвать следующие моменты:
– простота в использовании – инфографику можно вывести с помощью проектора на доску или распечатать;
– богатый визуальный материал – яркие изображения явлений и процессов, фотографии и иллюстрации;
– индивидуальный подход позволяет организовать работу за персональным компьютером, планшетом или с распечаткой.
В чем развивающий потенциал инфографики?
–дети учатся анализировать, обобщать информацию (диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти способствуют усвоению больших объемов информации, легко запоминать и прослеживать взаимосвязи между блоками информации);
– у детей развивается критическое мышление;
– инфографика помогает детям интегрировать новые знания в опыт .
Также применение инфографики способствует развитию интегративных качеств дошкольника, таких как, активность, любознательность, и формирует универсальные предпосылки к учебной деятельности.
Существует достаточный опыт использования инфографики в школе, а в детском саду она в большинстве случаев представлена в качестве готового наглядного пособия для детей. Новизна моего опыта в том, что инфографику можно и нужно создавать совместно с детьми. И научить детей это делать самостоятельно.
С детьми подбираем и анализируем информацию, классифицируем ее на группы, создаем макеты, таблицы, инфокарты.
- изучении темы,
- проведении исследования.
Мы с детьми подбираем и анализируем информацию, классифицируем её на группы, создаем макеты и таблицы, инфокарты.
Начинаем работу с детьми со знакомства с символами. Малышам лучше предлагать картинки, иллюстрации, понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей развивается образное мышление, начинаем учиться совместно составлять не только схемы, но интеллект-карты, таблицы и инфокарты по теме или проблеме.
С детьми 6-7 лет акцент делаю на работу с тематическими картами. Применение инфографики позволяет проявить ребенку инициативу, мыслить критически, формулировать нестандартные идеи. Моя задача - мотивировать детей, помогать ставить проблемы, предлагать разные источники информации, находить ответы.
Применение интерактивной инфографики активизирует дошкольников, мобилизует их внимание и делает занятие интересным, привлекательным, красочным.
Таким образом инфографика служит инструментом развития познавательной активности в разных видах деятельности по направлениям развития ребенка.
Эффективно использовать инфографику в работе с детьми в индивидуальной работе. Схемы и алгоритмы помогают быстрее запоминать материал и воспроизводить его при повторении.
Разработанные совместно с детьми алгоритмы направлены на формирование культурно-гигиенических навыков, разучивание и закрепление правил в играх, для самостоятельной познавательной деятельности.
Методическим потенциалом использования инфографики являются:
- ознакомление с новым материалом;
- закрепление знаний;
- организация работы в парах, мини-группах, в режимных моментах, в различных видах детской деятельности.
- представление результатов исследовательской или проектной деятельности (например, при создании постера, где отражаются все этапы исследования).
Современному родителю проще воспринимать краткую и визуализированную информацию. Поэтому инфографика удобна в целях просвещения родителей, которые имеют не так много времени на ознакомление с информацией, а также это отличный способ привлечь их внимание. В моей практике уже стало традиционным создание памяток и информационных брошюр в виде инфографики. Родители отзываются об этой форме информирования положительно, так как информация сжата, структурирована и актуальна именно по конкретной проблеме.
Перед современным воспитателем стоит важная задача – подготовить ребенка к разумному потреблению информации, умению искать, анализировать, обобщать, делать выводы. И именно инфографика поможет ему в этом.