СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инфографика в преподавании общеобразовательных дисциплин

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сервисы инфографики помогут учителю в создании условий для развития целеполагания ученика за счет визуализирования сложной информации, что значительно упростит процесс понимания нового материала обучающимися

Просмотр содержимого документа
«Инфографика в преподавании общеобразовательных дисциплин»

ИНФОГРАФИКА В ПРЕПОДАВАНИИ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Пономарева Татьяна Александровна,

ТОГАПОУ «Промышленно-технологический

колледж им. В.И. Заволянского», преподаватель

Социальный заказ общества по отношению к будущему выпускнику претерпел изменение не только в содержании совокупности знаний, но и в становление мотивационных приоритетов в образовательной деятельности ученика. Одна из приоритетных задач ФГОС - развитие личности, способной к постоянному, непрерывному самообразованию, в связи с чем структура современного урока наполнилась таким важным этапом, как целеполагание, постановка проблемы. Когда ученик осознает смысл учебной цели, его деятельность становится мотивированной и целенаправленной. Чтобы обучающийся сформировал и присвоил себе цель, необходима систематическая работа преподавателя по созданию условий для развития личностного целеполагания обучающегося. Сервисы инфографики помогут учителю в создании условий для развития целеполагания ученика за счет визуализирования сложной информации, что значительно упростит процесс понимания нового материала обучающимися, так как они довольно скоро перестанут отвлекаться на форму подачи материала, а сосредоточат свое внимание на содержании 1.

Инфографика – это графическое представление сложной информации, которое способствует организации работы по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью. Она подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока. Инфографика помогает определить цель урока, поставить задачи для достижения цели, определить виды деятельности на каждом этапе, предметное содержание. Используя сервисы инфографики, учитель может осуществлять организацию не столько познавательной деятельности, направленной на приобретение обучающимися содержательного контента предметной области, сколько на упорядочивание методологических компонентов, работу со знаково-символическими моделями (формулы, выводы), способствующих формированию побудительного мотива к обучению предмета сейчас и развитию дальнейшей образовательной мотивации выпускника в целом3.

Рост популярности инфографики заставляет нас обратить на нее внимание с точки зрения преподавания, в первую очередь, общеобразовательных дисциплин в колледже, например, иностранных языков.

Инфографика – это визуальная подача разнообразной текстовой, статистической информации, иными словами, инфографика является картинкой, на которой с помощью структурированного текста и различных изображений размещается отобранная автором информация. Визуально инфографика может быть диаграммой, эмблемой, схемой, ментальной картой, картой, списком или коллажем.

Можно сказать, что инфографика является развивающийся формой педагогического информационного дизайна. Инфографика реализует один из ведущих дидактических принципов – принцип наглядности, а также может являться не только результатом продуктивной деятельности преподавателя, но и обучающихся в случае, если инфографика разрабатывается ими самостоятельно в формате проектной деятельности 3.

Более того, использование инфографики в образовательных целях способствует развитию познавательных универсальных учебных действий, среди которых умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, схемы и модели для решения учебно-исследовательских и познавательных задач [2]. Таким образом, использование инфографики в образовательных целях имеет еще и дидактический эффект.

Безусловно, принцип наглядности является ведущим принципом обучения. Наглядность служит средством мобилизации психической активности учащихся, введения новизны в учебный процесс, повышения интереса к занятиям, увеличения возможности непроизвольного запоминания, расширения объема усваиваемого материала, используется как краткий и эффективный способ систематизации знаний, выделения главного и т.д.

При построении урока следует ориентироваться на различные виды памяти. Комбинированное воздействие на органы зрения и слуха возможно с помощью аудиовизуальных средств, которые обеспечивают переработку и усвоение информации. В общей сложности можно говорить о двух направлениях реализации принципа наглядности на занятиях по общеобразовательным дисциплинам: применение наглядности возможно в качестве 1) средства обучения и 2) средства познания. Принцип наглядности как средство обучения проявляется в том, что преподаватель специально подбирает зрительно-слуховые образцы, которые помогают студентам овладеть произношением, научиться понимать речь на слух и выражать свои мысли в пределах подобранных тем и ситуаций. 1.Для этого можно использовать звукозаписи, схемы, таблицы, ситуативные картинки, а также видео, кино и т.п., например, рисунки и картины можно использовать при образовании лексических и грамматических автоматизмов. При обучении устной речи, они способствуют удержанию в памяти логической последовательности излагаемых фактов и созданию речевых ситуаций. Кроме того, обучающая функция воссоздает ситуацию общения, стимулирует высказывание, потому что учащийся имеет возможность сосредоточиться на выборе языковых средств (как сказать?), в то время как логическая последовательность изложения (что сказать?) задается образами восприятия.

Подобная визуальная подача информации усваивается быстрее, чем при чтении обычного текста, ввиду ее четкой организации, небольшого объема, визуализации деталей и привлекательности подачи.

Без сомнения, инфографика может быть эффективно использована на уроках любых общеобразовательных дисциплин, Можно выделить следующие преимущества использования элементов этой технологии на уроках:

  • большее количество информации;

  • богатый лексический материал, активный вокабуляр;

  • легкое восприятие информации;

  • решение большого количества задач;

  • развитие визуальной грамотности учащихся;

  • обучение детей критичному отношению к источникам информации.

Сегодня на просторах интернета можно найти множество сервисов для создания инфографики (например, http://www.visual.ly, www.dailyinfographic.com, www.coolinfographics.com), https://www.pinterest.ru/, https://visual.ly/view, http://infographicsmag.ru/journal/index.html и др., поэтому поиск материала не является затруднительным.

Работая с рабочими листами с инфоргафикой на уроках иностранного языка, предлагаю ряд заданий для обучающихся, которые подойдут для большей части инфографики:

  • Найти в инфографике 5-10 интересных фактов.

  • Проверить некоторые из них на истинность (найти подтверждение им в иных источниках).

  • Составьте словосочетания, соединив левую и правую колонки.

  • Используя информацию из инфографики, восстановить пропуски в тексте.

  • Найти названные в инфографике города на карте.

  • Соединить близкие по значению слова.

  • Сделать краткий устный отчет, используя инфографику.

  • Составить тест по приведенной информации для проверки понимания другими студентами.

  • Ответить на вопрос: «Что удивило вас большего всего в данной инфографике?»

Использование инфографики не ограничивается только работой с навыками восприятия: существует достаточное количество инструментов для создания собственных.

На уроках иностранного языка можно предложить обучающимся следующие задания, связанные с подготовкой инфографики:

  • Попросите их создать инфографику, основанную на тексте, который они только что прочитали.

  • Попросите учащихся перевести статистические данные из какого-либо текста в формат инфографики. Это можно применить к какому-либо опросу или к информации из делового журнала

  • Дайте задание составить карту связей слов, посвященных определенным темам, и добавить к ним изображения.

  • Можно создать инфографику о временах глаголов и включить в нее прямые времени, иллюстрации, правила, посвященные форме и произношению.

Использование инфографики реализует такие образовательные задачи, как сбор информации, осмысление, выделение важного и второстепенного, переработка и перевод ее из одного вида в другой, что соответствует требованиям ФГОС.

Использование инфографических текстов на уроке общеобразовательных дисциплин, в частности иностранного языка, является непосредственным применением принципа наглядности на уроке, а также позволяет реализовать все цели и задачи, которые обычно ставятся при работе с текстовым материалом. В целом, инфографика - это способ, позволяющий по-новому, неординарно поработать с информацией как преподавателю, так и студенту.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вохмина Л.Л. Некоторые проблемы использования наглядности в обучении иностранным языкам. - М.: Русский язык за рубежом, 2019.- 60с.

2. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов-русистов. - М. : Рус. яз., 2021. -231 с

3. Толстова, Н. Н. Использование инфографики на уроках русского языка как иностранного / Н. Н. Толстова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (138). — С. 391-393. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38852/ (дата обращения: 05.04.2024).

4. Авдиенко А.В. Инфографика как альтернативный способ подачи информации / А.В. Авдиенко // Университетские чтения Пятигорского гос. ун-та. – 2019. – С. 58-62.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!