Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1 имени Тасирова Г.Х. города Белово»
Утверждаю
директор МБОУ
гимназии №1 города Белово
Приказ №__________
«____»_______________20___г.
_______________А.А.Старченков
Информатика
Рабочая программа курса по выбору
6 класс
Обсуждено на заседании МО учителей информатики Протокол №_______ от «___»________20____г. Руководитель МО ____________ Т.Л.Колтышева | Рассмотрено на научно – методическом совете МБОУ гимназии № 1 города Белово Протокол №_____ от «___»________20___ г. Председатель НМС ______________М.Г.Попова |
Составители
Павлова Т.Н., Селиваненко С.М.,
Тихонова О.В.
учителя информатики
МБОУ гимназии №1 города Белово
_______________________________
Содержание
Планируемые результаты освоения курса..……………………………………..4
Содержание курса по выбору………………………………………………....….8
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы………………………………...………...10
Приложение
Планируемые результаты освоения курса
Планируемые личностные результаты:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Планируемые метапредметные результаты:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировывать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Планируемые предметные результаты
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание курса по выбору
Информация вокруг нас
Техника безопасности и организация рабочего места.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Информационные технологии
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.
Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов.
Информационное моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ | Тема | Количество часов |
1. | Информация вокруг нас | 3 |
3. | Информационное моделирование | 19 |
4. | Алгоритмика | 12 |
| Итого | 34 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
Примерные/фактические сроки | № | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Контрольные работы. |
04.09 | 1. | Информационное моделирование ТБ. Объекты окружающего мира. | 10 1 | |
11.09 | 2. | Объекты операционной системы. | 1 | |
18.09 | 3. | Файлы и папки. | 1 | |
25.09 | 4. | Отношения между множествами. | 1 | |
02.10 | 5. | Отношение «входит в состав». | 1 | |
09.10 | 6. | Разновидности объекта и их классификация. | 1 | |
16.10 | 7. | Классификация компьютерных объектов. | 1 | |
23.10 | 8. | Системы объектов. | 1 | |
06.11 | 9. | Система как чёрный ящик. | 1 | |
13.11 | 10. | Персональный компьютер как система. | 1 | |
20.11 | 11 . | Информация вокруг нас Способы познания окружающего мира. | 3 1 | |
27.11 | 12. | Понятие как форма мышления. | 1 | |
04.12 | 13. | Определение понятия. | 1 | |
11.12 | 14. | Информационное моделирование Информационное моделирование как метод познания. | 9 1 | |
18.12 | 15. | Знаковые информационные модели. | 1 | |
25.12 | 16. | Математические модели. | 1 | |
| 17. | Табличные информационные модели. | 1 | |
| 18. | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. | 1 | |
| 19. | Графики и диаграммы. | 1 | |
| 20. | Создание информационных моделей – диаграмм. | 1 | |
| 21. | Многообразие схем и сферы их применения. | 1 | |
| 22. | Информационные модели на графах. | 1 | |
| 23. | Алгоритмика Алгоритм. | 12 1 | |
| 24. | Исполнители вокруг нас. | 1 | |
| 25. | Формы записи алгоритмов. | 1 | |
| 26. | Линейные алгоритмы. | 1 | |
| 27. | Алгоритмы с ветвлениями. | 1 | |
| 28. | Алгоритмы с повторениями. | 1 | |
| 29. | Исполнитель Чертёжник. | 1 | |
| 30. | Использование вспомогательных алгоритмов. | 1 | |
| 31. | Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник. | 1 | |
| 32. | Алгоритмика. Контрольная работа. | 1 | 1 |
| 33. | Выполнение итогового мини-проекта. | 1 | 1 |
| 34. | Итоговое тестирование. | 1 | 1 |