8 класс Информатика Урок 11
Тема «Информационное моделирование на компьютере. Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью. Лабораторная работа «Информационное моделирование на компьютере»
Планируемые образовательные результаты:
предметные – систематизированные представления об основных устройствах компьютера и их функциях, моделирование на компьютере;
метапредметные – обобщённые представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации представленной моделью;
личностные – понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом.
Решаемые учебные задачи:
формирование представлений об информационных моделях, компьютерном эксперименте;
Знакомство с программой «Демонстрационная математическая модель»;
Знакомство с программой «Имитационное моделирование»;
Выполнение компьютерного эксперимента.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя;
мультимедийный проектор;
интерактивная доска;
ПК учащихся с установленным SWF & FLV Player.
Электронные образовательные ресурсы
Единая коллекция ЦОР.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания
1) визуальная проверка выполнения домашнего задания;
2) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении
домашнего задания.
3) блиц-опрос:
а) Компьютерная математическая модель – это программа …
б) Вычислительный эксперимент – это …
в) имитационная модель воспроизводит …
III. Выполнение практического задания №7
1. Демонстрация моделей
Запустить демонстрационную имитационную модель на портале «Единая коллекция ЦОР» (ссылка - http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/63363/?). Продемонстрировать учащимся работу моделей. Ознакомить учащихся с инструкцией по выполнению практической работы.
Важно!
Если вероятны проблемы с Интернетом, необходимо:
заранее установить на компьютеры учащихся SWF & FLV Player;
скачать на портале «Единая коллекция ЦОР» файлы «Демонстрационная имитационная модель» и «Демонстрационная математическая модель»;
распаковать архивы DL_RES_e8fefcde-4906-4660-9342-d1b536be2a90 и DL_RES_6b72ba68-190b-411f-aace-cd5b63656d1d;
запустить на РМУ SWF & FLV Player;
перетащить в окно SWF & FLV Player – PLAYLIST файлы 9_66.swf и 9_67.swf.
2. Инструктаж по выполнению задания
2.1. Математическая модель полета снаряда
2.1.1. Запустить программу «Демонстрационная математическая модель». Познакомиться с работой модели в режиме без учета сопротивления воздуха и с учетом сопротивления воздуха.
2.1.2. В режиме «Сопротивление воздуха не учитывать» провести следующий эксперимент: изменяя величину начальной скорости снаряда от 60 м/с до 200 м/с с шагом 10 м/с для каждого значения скорости подбирать величину угла выстрела, при котором произойдет попадание снаряда в цель. Желательно поиск искомого значения угла осуществлять методом деления пополам. При попадании в цель фиксировать время полета снаряда. Полученные результаты занести в таблицу.
Определить параметры выстрела, при которых цель будет поражена за наименьшее время. В тех случаях, если попасть в цель не удается, в графе времени поставить прочерк.
2.1.3. Повторить те же эксперименты в режиме «Сопротивление воздуха учитывать»
2.2. Имитационная модель системы массового обслуживания
2.2.1. Запустить программу «Имитационное моделирование». Познакомиться с работой программы
Пояснение. В магазине проводится эксперимент с целью совершенствования обслуживания покупателей. Эксперимент длится 60 минут. Управляемыми являются параметры А, В, С (см. описание). Результатами эксперимента являются параметры D, E, F, G, H, I. Покупателей обслуживает один продавец.
2.2.2. Для заданных значений параметров С и А (например С=3 чел. , А=5 мин) подобрать максимально возможное В, при котором не будет покупателей, отказавшихся от совершения покупки. Для этого изменять В от 1 мин до 10 мин с шагом 1 мин. Результаты эксперимента заносить в таблицу:
Провести численный эксперимент с целью определения режима работы продавца, при котором будет обслужено наибольшее число покупателей.
3. Выполнение практической работы.
3.1. Ознакомить учащихся с вариантами практической работы (прил1)
3.2. Провести инструктаж по заполнению таблиц экспериментальными данными
3.3. Выполнение практической работы.
IV. Подведение итогов
V. Домашняя работа.
§9, с. 49-55.
Приложение 1
Практическое задание
Тема: Работа с информационной моделью
Работа учени_____ 8 « » класса ______________________________________
Вариант 1.
Математическая модель полета снаряда
При попадании в цель фиксировать время полета снаряда и величину угла выстрела. Полученные результаты занести в таблицу.
Определить параметры выстрела, при которых цель будет поражена за наименьшее время. В тех случаях, если попасть в цель не удается, в графе времени поставить прочерк.
V0 (м/с) | α (град) | t (c) |
75 | | |
85 | | |
95 | | |
105 | | |
115 | | |
125 | | |
135 | | |
2. Имитационная модель системы массового обслуживания
Для заданных значений параметров С и А (например С=4 чел. , А=5 мин) подобрать максимально возможное В, при котором не будет покупателей, отказавшихся от совершения покупки.
A | B | C | D | E | F | G | H | I |
5 | 1 | 4 | | | | | | |
5 | 2 | 4 | | | | | | |
5 | 3 | 4 | | | | | | |
5 | 4 | 4 | | | | | | |
5 | 5 | 4 | | | | | | |
5 | 6 | 4 | | | | | | |
5 | 7 | 4 | | | | | | |
5 | 8 | 4 | | | | | | |
5 | 9 | 4 | | | | | | |
5 | 10 | 4 | | | | | | |
Практическое задание
Тема: Работа с информационной моделью
Работа учени_____ 8 « » класса ______________________________________
Вариант 2.
Математическая модель полета снаряда
При попадании в цель фиксировать время полета снаряда и величину угла выстрела. Полученные результаты занести в таблицу.
Определить параметры выстрела, при которых цель будет поражена за наименьшее время. В тех случаях, если попасть в цель не удается, в графе времени поставить прочерк.
V0 (м/с) | α (град) | t (c) |
70 | | |
80 | | |
90 | | |
100 | | |
110 | | |
120 | | |
130 | | |
140 | | |
Имитационная модель системы массового обслуживания
Для заданных значений параметров С и А (например С=4 чел. , А=5 мин) подобрать максимально возможное В, при котором не будет покупателей, отказавшихся от совершения покупки.
A | B | C | D | E | F | G | H | I |
4 | 1 | 5 | | | | | | |
4 | 2 | 5 | | | | | | |
4 | 3 | 5 | | | | | | |
4 | 4 | 5 | | | | | | |
4 | 5 | 5 | | | | | | |
4 | 6 | 5 | | | | | | |
4 | 7 | 5 | | | | | | |
4 | 8 | 5 | | | | | | |
4 | 9 | 5 | | | | | | |
4 | 10 | 5 | | | | | | |