Просмотр содержимого документа
«Информатика 9 класс урок 13»
Алгоритмы работы с величинами
9 класс
- Информация, обрабатываемая программой, называется данными .
- Отдельный информационный объект, например число, символ, называется величиной.
- Данные делятся на исходные и результаты . Также в процессе вычислений можно использовать и промежуточные данные ..
(Приложение 1)
Вывод: всякая величина занимает свое определенное место в памяти компьютера .
- Величины, которые меняются в ходе выполнения программы, называются переменными , а те, которые не меняются – постоянными или константами .
- У всякой величины имеются три основных свойства: имя, значение и тип.
- Для удобства ячейкам памяти принято давать имя , или идентификатор . Идентификатор составляется из латинских букв и цифр, но первым символом должна быть обязательно буква. Например, X, Y, Sum
Величина, хранящаяся в ячейке, называется значением ячейки или переменной .
Данные
- Константа записывается в алгоритмах и не изменяется в процессе выполнения программы.
- Переменные в программировании обозначаются символьными именами, как правило, латинские буквы.
Данные
Три основных типа величин: числовой, символьный и логический.
Мы будем работать с числовыми величинами, из которых состоят таблицы и базы данных.
Числовые величины делятся на переменные и константы.
Например, (a 2 – 2ab +b 2 ), где а и b переменные, а «2» - константа.
(Приложение 2)
Система команд
Команды могут иметь значение:
- присваивание;
- ввод;
- вывод;
- обращение к вспомогательному алгоритму;
- цикл;
- ветвление.
(Приложение 3)
Система команд
Команда присваивания – одна из основных команд в алгоритмах работы с величинами. Переменная величина получает значение в результате присваивания.
Z:=X+Y – если в правой части математическое выражение, то такую команду называют арифметической командой присваивания ,
но может быть представлено одной константой
Х:=5; Y:=Х; (:=) – присвоить.
В блок-схеме это выглядит так:
Z:=X+Y
Команда присваивания
выражение
переменная
=
:
8
Пример 1.
X := 4
Y := 3
Z := X + Y.
X
Y
Z
4
3
7
8
Пример 2.
X := 5
X := X +1.
X
5
6
10
Система команд
Команда ввода подразумевает диалог ПК с пользователем, например: подразумевается, что в процессе выполнения программы Исполнитель спрашивает ввод А, В, С
В блок-схеме это выглядит так:
Ввод А, В, С
Система команд
Команда вывода – заявка на вывод значений переменных в конце программы.
В блок-схеме это выглядит так:
Вывод А, В, С
- Вывод:
- 1. Переменные величины получают конкретные значения в результате выполнения команды присваивания или команды ввода.
- 2. Результаты решения задачи сообщаются компьютером пользователю путем выполнения команды вывода.
- S:=5 S:=57;
- S:=6 S:=-5.2*S S:=0;
- S:=-7.5 S:=2*3;
- S:=45 K:=-25 S:=S+K.
Задача №1.
а)
Шаг
Команда
1
S
S:=5
2
S:=57
5
57
Ответ: S=57.
Задача №1.
б)
Шаг
Команда
1
S
S:=6
2
S:=-5.2*S
3
S:=0
6
-31.2
0
Ответ: S=0.
Задача №1.
в)
Шаг
Команда
1
S
S:=-7.5
2
S:=2*S
-7.5
-15
Ответ: S=-15.
Задача №1.
а)
Шаг
Команда
1
S:=45
S
2
K
K:=-25
3
S:=S+K
---
45
45
-25
20
-25
Ответ: S=20
Вывод:
- В результате выполнения команды присваивания в ячейку памяти помещается новое значение. Старое содержимое пропадает.
молоко
вода
?
20
2
молоко
вода
3
1
21
2
2
1
2
1
Y
X
3
1
1
Z
22
Алгоритм решения задачи:
ввод X,Y
Z := X
X := Y
Y := Z
вывод X,Y
22
Трассировочная таблица
Команда
X
ввод X,Y
Y
Z := X
Z
X := Y
Y := Z
вывод X,Y
1
2
-
2
1
1
2
2
1
2
1
1
2
1
1
Трассировочная таблица
Команда
А
a:=1
B
1
b:= 2 x a
a:= b
1
-
2
2
b:= a + b
2
2
4
- Пока переменной не присвоено значение, она остается неопределенной
- Значение, присвоенное переменной, сохраняется вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения
- Новое значение, присвоенное переменной, заменяет ее предыдущее значение
Обмен значениями двух переменных
Команда
X
Ввод X, Y
1
Y
Z
2
-
Обмен значениями двух переменных
Команда
X
Ввод X, Y
1
Y
Z:=X
Z
2
1
-
2
1
Обмен значениями двух переменных
Команда
X
Ввод X, Y
1
Y
Z:=X
X:=Y
Z
2
1
2
-
2
1
2
1
Обмен значениями двух переменных
Команда
X
Ввод X, Y
1
Y
Z:=X
Z
2
1
X:=Y
2
-
2
Y:=Z
Вывод X, Y
2
1
2
1
2
1
1
1
1
Обмен значениями двух переменных
Команда
X
Ввод X, Y
1
Z:=X
Y
X:=Y
1
2
Z
-
2
2
Y:=Z
1
2
2
1
1
1
Обмен значениями двух переменных
Команда
X
Ввод X, Y
1
Z:=X
Y
X:=Y
1
2
Z
-
2
2
Y:=Z
1
2
2
1
1
1
- Где хранит данные исполнитель-компьютер для решения задач?
- Какие команды умеет выполнять исполнитель-компьютер?
- Каким образом переменные величины получают конкретные значения?
- Какой командой сообщаются пользователю результаты решения задачи?
- Как называется таблица, с помощью которой проверяется ход выполнения алгоритма?