СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информатизация деятельности педагога-психолога

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информатизация деятельности педагога-психолога может идти по четырем направлениям:

1. Психодиагностика.

2. Психологическое просвещение и консультирование.

3. Коррекционная и развивающая работа.

4. Организационно-методическая работа.

Психодиагностика

Наличие персонального компьютера на рабочем месте педагога-психолога избавляет его от массы проблем, ну а в психодиагностике он просто незаменим. Система автоматизированной диагностики состоит из конструктора тестов, компьютерной диагностики, программ обработки информации. С помощью конструктора тестов психолог может набирать и преобразовывать любые профессиональные текстовые методики в компьютерный вариант и перестанет тонуть в ворохе бумаг. Школьный психолог предложит детям не только индивидуальное, но и групповое компьютерное тестирование, которое значительно облегчит его работу с учащимся.  С помощью электронного обработчика тестов можно быстро, за 10–15 минут, подсчитать результаты тестирования сразу по нескольким классам. 

Просмотр содержимого документа
«Информатизация деятельности педагога-психолога»

Педагог - психолог

СШ №21 с ДМЦ г.Талдыкорган

Раисова Гульден Максутовна

Информатизация деятельности педагога-психолога

Информатизация деятельности педагога-психолога может идти по четырем направлениям:

1. Психодиагностика.

2. Психологическое просвещение и консультирование.

3. Коррекционная и развивающая работа.

4. Организационно-методическая работа.

Психодиагностика

Наличие персонального компьютера на рабочем месте педагога-психолога избавляет его от массы проблем, ну а в психодиагностике он просто незаменим. Система автоматизированной диагностики состоит из конструктора тестов, компьютерной диагностики, программ обработки информации. С помощью конструктора тестов психолог может набирать и преобразовывать любые профессиональные текстовые методики в компьютерный вариант и перестанет тонуть в ворохе бумаг. Школьный психолог предложит детям не только индивидуальное, но и групповое компьютерное тестирование, которое значительно облегчит его работу с учащимся. С помощью электронного обработчика тестов можно быстро, за 10–15 минут, подсчитать результаты тестирования сразу по нескольким классам. Кроме того, поскольку все данные заносятся в таблицы, при желании их можно распечатать и использовать, например, при составлении отчетов, консультировании, составлении статистической справки.

В качестве одного из самых распространенных обработчиков выступает офисная программа Excel, которая может делать различные выборки, считать аналитику. Кроме того, в Интернете существуют так называемые обработчики тестов, которые позволяют произвести обработку тестов, введя данные детей в систему. Полной автоматизации добиться сложно, но подспорье огромное.

Психологическое просвещение и консультирование

К психодиагностике тесно примыкают такие виды работы школьного психолога, как психологическое просвещение и консультирование учителей, учащихся и родителей. У учителей существует огромный дефицит психологических знаний и навыков. Даже классные руководители, проработавшие с детьми не один год, располагают чрезвычайно скудными сведениями о психологических особенностях своих учащихся. Это же можно сказать и о родителях, которые нередко при всей своей любви к ребенку не знают его и не могут его понять. Повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры всех участников образовательного процесса поможет использование и применение ИКТ на родительских собраниях, семинарах для учителей, в беседах с учащимися. Применение CD-фильмов в просветительской работе психолога сделает ее более интересной и продуктивной. Эти фильмы можно использовать на родительских собраниях, семинарах для учителей, уроках психологии и пр. Вы (или ваш помощник) можете и сами создать фильм. Например, вы проводите какое-нибудь занятие, урок, игру, а ваш помощник в это время снимает этот процесс на видео. В ваш фильм могут быть включены как ваши личные наработки, так и заимствованные из Интернета или телепередачи интересные моменты.

Сетевое взаимодействие пользуется популярностью в основном среди молодежи. Люди общаются на различные темы, обмениваются фотографиями, музыкой, информацией, опытом каждый день, не выходя из дома или не покидая своего рабочего места.

В нашем же случае сетевое взаимодействие не настолько распространено в общеобразовательных учреждениях, за исключением, пожалуй, только электронной почты. А вообще этот тип общения включает в себя непосредственное взаимодействие психолога с учителями, учениками, с родителями, коллегами из других образовательных учреждений — через сеть Интернет, с помощью электронной почты, с помощью системы ICQ, а также благодаря локальной сети школ. Воспользовавшись этими системами, вы можете пересылать необходимую информацию, проводить консультации, осуществлять просветительскую работу, как говорится, «не сходя с места».

Конечно, сетевое взаимодействие никогда не заменит личного общения с клиентом, коллегами по работе, но нынешняя действительность такова, что с помощью дистанционных средств зачастую можно намного быстрее добиться ответа, решить проблему, донести информацию до представителей целевых групп.

Коррекционная и развивающая работа

Широкое применение компьютерные технологии получили в коррекционно-развивающей работе школьного психолога. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей. Наиболее простым и доступным видом коррекции и развития способностей детей, чаще всего познавательных, являются развивающие компьютерные игры. Большинство таких игр существует под общими названиями, например логические игры, познавательные игры, развивающие игры и пр. Кроме того, ряд игр можно применять при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.).

В коррекционно-развивающей работе чаще всего используются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть психологу с ребенком. В этом компьютерные игры подобны книжно-картонным материалам, но имеют перед ними преимущества: лучшую графику, интерактивность и подвижность персонажей компьютерных игр. Различные эпизоды квестов, ролевых игр и стратегий содержат в себе или позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия.

Психологические тренажеры нацелены в первую очередь на развитие какого-то конкретного свойства,

Организационно-методическая работа

В организационно-методическую работу школьного психолога входят: разработка и оформление психологических программ, составление отчетов, предоставление результатов своей работы, фиксирование результатов проделанной работы в журнале учета видов деятельности и т.п. Каждый психолог знает, что недостаточно только провести тестирование и обработать результаты. Необходимо еще грамотно и красиво составить отчет, представить свои результаты в понятной и доступной для администрации, учителей и родителей форме. Здесь вы можете воспользоваться программой Microsoft Word, применение которой позволит вам использовать таблицы, графики, диаграммы, вставлять различные рисунки, фотографии и др. Программа Power Point поможет вам при разработке и использовании презентации результатов на педагогических советах и родительских собраниях. Таким образом, вы будете уверены, что ваши слушатели вас поняли. Очень важной и часто проблемной для школьных психологов является фиксация результатов психологической работы в журнале учета видов деятельности. Некоторые педагоги-психологи заводят отдельные тетради на каждый вид деятельности, но впоследствии забывают вносить туда проводимую ими работу и мероприятия. Благодаря электронному журналу психолог может заносить данные о проделанной работе, которые автоматически распределяются по разным направлениям. Кроме того, информация подлежит автоматическому подсчету и ее можно быстро распечатать, если это необходимо. Программы Access и Excel могут создавать разной сложности виды отчетов, как графических, так и текстовых.

В заключение хотелось бы сказать, что компьютерные технологии уже в ближайшее время прочно войдут в наш обиход. Они станут надежными помощниками школьной практической психологии в различных направлениях, тем более что преимущества ИКТ просто неоспоримы. Это и огромный интерес детей и подростков, и широкие мультимедийные возможности (хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение), и возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка (например: индивидуальный темп деятельности, ведущую репрезентативную систему, интересы), а также интерактивность компьютерных программ и значительная экономия времени.От нашей активности и жизненной позиции зависят развитие и закрепление информационных компьютерных технологий в деятельности школьного психолога.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!