СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информация. Методы измерения информации.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 9 классе на тему: "Информация. Методы измерения информации".

Цель урока - Образовательная: Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации и подходов к её измерению. Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за результаты своего труда. Развивающая: Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Просмотр содержимого документа
«Информация. Методы измерения информации.»


План - конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 9 классе

на тему: «Информация. Методы измерения информации»

учитель информатики и ИКТ

МКОУ «Филялинская СОШ»

Мехтиев Махмуд Мехтиевич



Цель урока:

Образовательная: Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации и подходов к её измерению.

Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за результаты своего труда.

Развивающая: Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

  • Умение работать в группах с чувством ответственности

  • Приобретение навыков публичного выступления при защите проектов

  • Вести поисковую научно – исследовательскую работу


Тип урока: комбинированный (защита проектов)

Форма урока: защита проектов с применением КТ-технологий (презентации созданные обучающимися)


Планируемые результаты: формирование мотивации учения на основе использования исследовательского метода на уроках

  • сформировать у обучающихся информационную компетентность;

  • применение на практике теоретических знаний;

  • решение стандартных математических задач нестандартным способом — применяя современные компьютерные технологии.

  • умение прогнозировать результат

Оборудование: Программа POWER POINT, КАЛЬКУЛЯТОР, БЛОКНОТ, ЦОРы региональной коллекции по теме «Информация»


ПЛАН УРОКА


  1. Орг. момент (объявление темы урока, Т.Б., готовность к уроку, проверка наличия конспекта)

  2. Защита проектов (презентации):

  • Информация и её свойства

  • Информационные процессы

  • Алфавитный подход к измерению информации

  • Содержательный подход к измерению информации

  • Кодирование информации

  • Двоичное кодирование информации

(физминутка –разминка для глаз)

  1. Решение задач

  2. Практическая работа

  3. Задание на дом.

  4. Итог урока.


Ход урока


На вопрос о том, как преуспеть в учении, Аристотель ответил: «Догонять тех, кто впереди, а не ждать тех, кто позади».

Сегодня наш урок построен на деятельной основе с применением проблемно-исследовательской технологии, что обеспечивает развитие познавательной деятельности с помощью проектных заданий.

Работа над проектом – сложная и трудоёмкая, но она готовит вас к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.

Каждый из вас работал в группе или парами над своей темой. Защита проекта будет осуществляться по плану:

  • Информация и её свойства

  • Информационные процессы

  • Алфавитный подход к измерению информации

  • Содержательный подход к измерению информации

  • Кодирование информации

  • Двоичное кодирование информации

Во время защиты проектов вы будете выступать в роли оппонентов, т.е. после выступления можно задавать вопросы, оспаривать некоторые моменты, высказывать своё мнение. Кроме того, вы должны вести краткие записи конспектов в тетрадях, т.к. сегодня вы узнаете много нового от своих товарищей.

Желаю вам успешной защиты проектов!




Закрепление (решение задач)

Задача 1

Сколько информации несет сообщение о том, что было угадано число в диапазоне от 861 до 606?

Решение

861-606+1=256-количество равновероятных событий

По формуле Хартли (содержательный подход к измерению количества информации) 2х=N (х – количество бит информации в сообщении о том, что было угадано одно из N равновероятных событий) 2х=256 х=8

Ответ: 8 бит


Задача 2

1. Какое количество информации получит второй игрок при игре в крестики-нолики на поле 4х4, после первого хода первого игрока, играющего крестиками?

1) 5 бит 2) 4 бита 3) 3 бита 4) 2 бита


Практическая работа

Задание 1

  • Запустите программу БЛОКНОТ

  • Нажмите ALT и 0224 (на дополнительной цифровой клавиатуре).

  • Появится символ а.

  • Повторите эту операцию для числовых кодов от 0225 до 0233.

  • Появятся символы в кодировке (CP 1251 Windows).

  • Запишите их в тетрадь.

Задание 2

  • Запустите программу БЛОКНОТ

  • Нажмите ALT и 161 (на дополнительной цифровой клавиатуре).

  • Появится символ.

  • Повторите эту операцию для числовых кодов 160, 169, 226.

  • Появятся символы в кодировке (CP 866 MS-DOS).

  • Запишите их в тетрадь.

Задание на дом:

Подобрать задачу на измерение количества информации.


Подведение итогов

На этом уроке мы обобщили знания по теме «Информация», разобрали лишь некоторые элементы теории информации, основоположником которой является Клод Шеннон. Результатом вашего труда стали те проекты в виде презентаций, которые могут быть использованы на уроках информатики. Вы провели большую исследовательскую работу за такой кратчайший срок. Всем спасибо!









































САМОАНАЛИЗ

проведенного открытого урока по информатике в 130 группе

на тему: Информация. Методы измерения информации

Характеристика группы

В группе – 12 обучающихся, среди них 2 новых ученика, которые за 3 прошедших занятия не успели себя проявить, поэтому на этом уроке я старалась активизировать их деятельность. Рассматривая структуру межличностных отношений, можно отметить, что явно выраженных лидеров, предпочитаемых, аутсайдеров нет. Если учащиеся и группируются по интересам, то парами. Поэтому работа над проектами осуществлялась парами по взаимному желанию. У отдельных учащихся слабое развитие эмоциональной сферы личности.

Анализ цели урока

Данный урок проводится по плану в соответствии с тематическим планированием. Это 5 урок по теме «Информация и информационные процессы».

На урок были поставлены следующие цели:

Образовательная:

  • Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации и подходов к её измерению.

Воспитательная

  • Воспитание чувства ответственности за результаты своего труда.

Развивающая

  • Умение работать в группах с чувством ответственности


Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

  • Приобретать навыки публичного выступления при защите проектов

  • Вести поисковую научно – исследовательскую работу

.

Образовательная и развивающая цели урока обоснованы Федеральным образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям, соответствуют необходимому уровню знаний и умений учащихся. Материал подобран в соответствии со школьной программой: теоретические положения понятны как для сильных, так и для средних и слабых учеников. Воспитательная цель урока поставлена с учетом особенностей группы.

Урок проводился в форме защиты проектов с элементами беседы, проверки знаний.

При проведении урока цели его были достигнуты.

  • Анализ структуры и организации урока

Структура урока соответствует целям урока и его типу — это комбинированный урок:

а) организационный момент (1 мин.)

б) вступительное слово учителя(3мин.)

в) защита проектов (20 мин.)

г) закрепление (7 мин.)

д) практическая работа (10 мин.)

e) подведение итогов урока и постановка домашнего задания (2 мин.)

Этапы урока логически связаны. Проверка знаний учащихся служит основой для дальнейшего изучения темы (проходит в виде теста). Закрепление теоретического материала способствует его лучшему усвоению.

Время урока распределено рационально по этапам.

Урок проводится в компьютерном классе, компьютеры использовались. Для обеспечения экономичного использования времени на уроке учащиеся отвечали на вопросы с места. Принимали активное участие в диалоге.

Перед началом урока была подготовлена доска, были записаны дата проведения и тема урока, вынесены основные понятия на экран. Урок был проведен в достаточно быстром темпе. В конце урока были подведены его итоги, активно работающим ученикам поставлены оценки; было задано домашнее задание. Все запланированное на данный урок было осуществлено.

  • Анализ содержания урока

Объем нового материала оптимальный по учебной программе, базируется на уже имеющуюся в опыте учащихся систему знаний. Изложение материала учащимися было последовательным, логически правильным. Уровень изложения материала соответствует уровню понимания содержания учениками и уровню сложности изложения содержания в учебнике.

В ходе урока я старалась акцентировать внимание учащихся на основных понятиях, подчеркивая ведущую идею темы..

Содержание урока очень хорошо подходит для формирования самостоятельного мышления и активной учебной деятельности, для развития логического мышления школьников и повышения интереса к предмету.

  • Анализ методики проведения урока

На данном уроке использовались различные методические приемы, методы и средства: выступление учащихся при защите проектов, конспектирование, беседа. Методические приёмы соответствовали возрастным особенностям учащихся, целям, поставленным в начале урока. Видно было, что детям интересно, они внимательно слушали и всё конспектировали.

На следующем этапе урока была проведена практическая работа в виде решения задач и работы за компьютерами по кодированию информации

Мои взаимоотношения с учащимися на уроке носили характер сотрудничества и взаимопонимания. Мне удалось быстро и без проблем настроить детей на работу, установил необходимый контакт с учащимися, характерный для учёбы микроклимат в группе. Во время защиты проектов я дала возможность ученикам высказать свое мнение. Спорные высказывания старалась не опровергать, а предлагать ученикам провести обсуждение.

На протяжении урока учила детей быть аккуратными и трудолюбивыми.

В ходе данного урока использовалось ТСО – компьютер, мультимедиапроектор. Практические упражнения проводились с целью закрепления теоретического материала и осуществлялись при совместном обсуждении с использованием комментирования.

Во время урока старалась следить за своей речью, чтобы она была выразительна, ярка, что способствовало поддержанию интереса учащихся к уроку, голосом выделяла важные моменты, при комментировании точно использовала специальную терминологию.

  • Анализ работы учащихся на уроке

Учащиеся активно и с воодушевлением работали на всех этапах урока. На вопросы учителя дети, хотя и не всегда правильно, но пытались отвечать, при использовании вспомогательных наводящих вопросов быстро исправляли свой ответ. Учащиеся в ходе урока проявили умения выделять главное, строить логические цепочки действий, сразу смогли применить полученные знания к различным жизненным ситуациям. Большинство учащихся имеют навыки самоконтроля, выражают самостоятельность суждений и глубину имеющихся знаний. В ходе урока ребята старались оказать помощь друг другу, внимательно выслушивали ответ товарища, не перебивали учителя.

  • Анализ домашнего задания

На данном уроке также было задано домашнее задание, носящее, прежде всего творческий, закрепляющий характер. Объем домашнего задания оптимальный, охватывает необходимый минимум, предусмотренный программой, и закладывает основу для дальнейшего расширения знаний и умений. Задание способны выполнить все ученики, так как в ходе урока разбирались различные примеры. Важная задача данного домашнего задания — показать всем ученикам возможность полного и легкого усвоения содержания темы.

  • Оценка санитарно-гигиенических условий урока

Санитарное состояние кабинета хорошее, в кабинете — естественное освещение слева, искусственное — сверху над каждой партой; при любом расположении солнца блики в кабинете будут отсутствовать. Во время перемены кабинет проветривается.

В кабинете расположена одна небольшая пластиковая классная доска, удобная для работы. Записи на доске видны со всех парт.

Ученики сидят на уроке по двое за партой, которые расположены на достаточном расстоянии от компьютерных мест. Учебна мебель удобная. На уроке все учащиеся сидят ровно, правильно. Ученики, имеющие проблемы со зрением, сидят на первых двух партах ближе к центру.

Кабинет оборудован школьными шкафами с необходимыми методическим и дидактическим материалом, пособиями, учебниками. Достаточно зелени; также по стенам развешаны памятки по технике безопасности в кабинете информатики; плакаты для зрительной гимнастики и формирования правильной осанки.

Записи в тетради чередовались с устными обсуждениями материала урока, что способствовало отсутствию утомляемости на уроке.

В начале учебного года учащиеся были ознакомлены с правилами поведения в кабинете информатики и расписались в журнале безопасности.

  • Психологический анализ урока

В ходе урока учителем поддерживался хороший эмоциональный фон класса. Ученики проявляли внимание и интерес на всех этапах урока. Они активно работали при поверке домашнего задания и при изучении нового материала. При определении соотношения произвольного и непроизвольного внимания на уроке можно сказать, что преобладало первое; ученики работали осознанно, предлагали различные варианты решения задач. Содержание и организация урока способствовали общему развитию личности школьника и детского коллектива.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!