ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа — интернат»
Воспитательский час:
«Информационная безопасность»
Разработано:
Сокольниковой С.И.
Цель:
ознакомить с основными правилами пользования интернета.
Расширить представление детей об интернете.
Формировать основы коммуникативной грамотности, чувства ответственности за своё поведение.
Сформировать у учащихся понятия о принципах безопасного поведения в сети Интернет.
Обеспечить информационную безопасность ребенка при обращении к ресурсам Интернет.
Воспитывать внимательное отношение к информационным ресурсам.
Содержание
1. Организационный момент – готовность учащихся к работе.
2. Присоединение к теме урока через вопрос – Что такое Интернет?
(мнения учащихся).
3. Постановка цели урока перед учащимися.
4. Организация восприятия и осмысления новой информации.
Интернет во многом похож на реальную жизнь. Находить что-то новое, общаться с друзьями, обмениваться видеороликами и фотографиями и, возможно, заводить новые знакомства - это здорово и интересно!
В Интернете можно найти любую информацию по любой теме. И это здорово! Это можно сделать очень быстро, особенно, если ты умеешь пользоваться компьютером.
НО нельзя забывать о том, что длительная работа за компьютером, а мы знаем, что Интернет затягивает надолго, т.к. в Интернете много интересной информации, негативно сказывается на многих функциях организма человека, а именно:
• высшей нервной деятельности;
• эндокринной системе;
• иммунной системе;
• зрении;
• костно-мышечном аппарате;
• психическом и эмоциональном состоянии.
(Каждое понятие обсуждается совместно с детьми – мнения учащихся).
НО самое важное для нас – это, как и в реальной жизни, в Интернете нужно соблюдать простые правила безопасности и помнить, что там тоже много опасностей. В Интернете появились свои преступность, хулиганство, вредительство и прочие малоприятные явления:
Вы можете получить доступ к неподходящей вашему возрасту информации (это может быть обман, дезинформация, пропаганда ненависти, нетерпимости, насилия, жестокости).
Вы можете выдать информацию, которая поможет купить товары, опасные для жизни или поучаствовать в азартных играх.
Вы можете быть подвержены притеснениям со стороны других пользователей.
Вы можете выдать важную и личную информацию, которой воспользуются мошенники и хакеры.
Вы можете «заразить» свой компьютер вредоносными программами.
5. Основные правила для школьников младших классов.(см.приложение)
6. Советы для детей о пользовании интернет. (см. приложение).
7. Первичное закрепление материала под руководством учителя.(презентация сказки «Золотые правила безопасности в Интернете», см.приложение).
8. Включение опорного материала для запоминания.
Как же избежать этих опасностей? (Ответы детей).
Это важно знать!
- Я не скажу о себе ничего (ни адреса, ни телефона, ни других сведений) без разрешения родителей.
- Я никогда не передам по Интернет своей фотографии.
- Я никогда не встречусь ни с кем, кого знаю только по Интернет, без разрешения родителей. На встречу я пойду с отцом или с матерью.
- Я никогда не отвечу на сообщение, которое заставляет меня краснеть, будь то электронное письмо или общение в чате.
- Я буду разговаривать об Интернет с родителями.
- Я буду работать только тогда, когда они разрешат мне, и расскажу им обо всем, что я делал в Интернет.
Правила безопасности при хождении по сайтам и по приему электронной почты:
- Не ходите на незнакомые сайты.
- Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на макровирусы.
- Если пришел exe-файл, даже от знакомого, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину в вашей программе чтения почты.
- Не заходите на сайты, где предлагают бесплатный Интернет (не бесплатный e-mail, это разные вещи).
- Никогда, никому не посылайте свой пароль.
- Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
Личное - значит только для тебя.
- Береги свою личную информацию, не разглашай такие личные данные, как имя, номер школы, возраст, домашний адрес или номер телефона.
- Пароли - это очень личная информация - держи их в тайне. Выбери пароль, о котором никто не сможет догадаться.
- Подумай, прежде чем разместить материал в Интернете или открыть к нему доступ. Ты не знаешь, как эту информацию можно будет использовать против тебя.
Уважай себя!
- Многие забывают, что оскорбления в Интернете ранят так же, как и в реальной жизни. Не терпи агрессию в свой адрес. Блокируй или не отвечай тем, кто тебя унижает.
- Не оскорбляй других пользователей. За грубое поведение тебя могут заблокировать или исключить из сообщества.
- Если что-то в Интернете кажется тебе опасным, сообщи об этом взрослому, которому ты доверяешь.
Будь бдителен!
- Интернет похож на большой город с разными районами. Не теряй здравый смысл в Интернете.
- Будь осторожен с новыми для тебя людьми, которых ты встречаешь в сети, даже если они кажутся дружелюбными.
- Если ты решил встретиться с человеком, с которым общался только в Интернете, назначь встречу в общественном месте, приведи с собой родителей.
9. Обобщение изученного на занятии.
А теперь попробуем сформулировать эти простые правила, опираясь на всем известные фразы из сказок.
Повернись избушка, ко мне передом, к лесу задом!
Современный Интернет – это не только обширная, но и настраиваемая среда обитания! В нем хорошо тому, кто может обустроить в нем собственное пространство и научиться управлять им. Записывайте свои впечатления в блог, создавайте галереи своих фотографий и видео, включайте в друзья людей, которым вы доверяете. Тогда вместо бессмысленного блуждания по сети ваше Интернет общение будет приносить пользу - и вам, и другим людям.
Даже когда мы испытываем жажду, мы не будем пить из грязной лужи. Также и в среде Интернет, случайно оказавшись в месте, которое производит отталкивающее впечатление агрессивного и замусоренного, лучше покинуть его, переборов чувство любопытства. Это защитит нас от негативных эмоций, а наш компьютер – от вирусов, "червяков" и другого вредоносного программного обеспечения.
Создатели Интернет позаботились о том, чтобы мы были защищены от тех, кто хочет причинить нам какой-либо вред. У них ничего не получится, если только мы сами не откроем им дверь – не сообщим им наши пароли или другую важную информацию, не загрузим на свой компьютер сомнительные файлы или не дадим возможность пользоваться нашей сетью незнакомым людям. Но ведь именно так мы поступаем в обычной жизни, когда сначала спрашиваем "Кто там?", а только потом открываем дверь!
Следуй этим правилам каждый раз, когда «выходишь» в Интернет!
10. Подведение итогов урока.
Что нового вы узнали?
Как вы себя чувствовали на занятии?
Понравилось ли вам обсуждать данную тему?
Расскажете ли вы о ней родителям?
11. Завершающий момент урока. Памятки с советами «Безопасное поведение в сети Интернет».
Памятка «Безопасное использование сети интернет»
Для социальной сети, почты и других сайтов необходимо использовать разные пароли. Тогда если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному месту, а не во все сразу.
Думай, прежде чем отправить SMS, фото или видео. Ты точно знаешь, где они будут в конечном итоге?
Необходимо обновлять операционную систему твоего смартфона;
Используй антивирусные программы для мобильных телефонов;
Не загружай приложения от неизвестного источника, ведь они могут содержать вредоносное программное обеспечение;
Давай свой номер мобильного телефона только людям, которых ты знаешь и кому доверяешь;
Избегай размещения фотографий в Интернете, где ты изображен на местности, по которой можно определить твое местоположение;
Bluetooth должен быть выключен, когда ты им не пользуешься. Не забывай иногда проверять это.
Ограничь список друзей. У тебя в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей;
Защищай свою частную жизнь. Не указывай пароли, телефоны, адреса, дату твоего рождения и другую личную информацию. Злоумышленники могут использовать даже информацию о том, как ты и твои родители планируете провести каникулы;
Защищай свою репутацию - держи ее в чистоте и задавай себе вопрос: хотел бы ты, чтобы другие пользователи видели, что ты загружаешь? Подумай, прежде чем что-то опубликовать, написать и загрузить;
Если ты говоришь с людьми, которых не знаешь, не используй свое реальное имя и другую личную информации: имя, место жительства, место учебы и прочее;
Периодически проверяй какие платные услуги активированы на твоем номере;
При регистрации в социальной сети необходимо использовать сложные пароли, состоящие из букв и цифр и с количеством знаков не менее 8;
Ничего не является по-настоящему бесплатным. Будь осторожен, ведь когда тебе предлагают бесплатный контент, в нем могут быть скрыты какие-то платные услуги;
Список литературы:
Брошюра «Твоя безопасность в Интернете» для школьников.http://www.detionline.ru/docs/Brochure_childrens_panda.pdf
«Ваш личный интернет». http://content-filtering.ru/index/
Молодежный портал Ярославской области. Десять правил безопасного пользования интернетом.http://www.molportal.ru/node/11557
Центр Безопасного Интернета в России.http://www.saferunet.ru/ruait/stories/index.php?SECTION_ID=132