Просмотр содержимого документа
«Информационная культура педагога дополнительного образования как условие его профессионального развития»
Информационная культура педагога дополнительного образования как условие его профессионального развития
Под информационной культурой понимается умение целенаправленно работать с информацией (поиск, отбор, создание), использовать ее для получения, обработки и передачи средства информатизации и информационные технологии. Информационную культуру надо рассматривать как сложное системное образование, отражающую интеграцию знаний о человеке и культуре человечества.
Информационная культура педагога включает следующие характеристики: В интеллектуальной сфере:
Мышление;
Знания информационных технологий.
В мотивационной сфере:
Мотивация развития информационной культуры
В волевой сфере:
Целенаправленность действий в информационной среде;
Настойчивость в овладении новыми информационными технологиям.
В эмоциональной сфере:
Способность понимать собственные эмоциональные состояния в ситуациях поиска и переработки информации;
Способность достойно переживать отсутствие результата, технические и другие помехи при работе в информационной среде;
Способность адекватно оценивать собственные достижения в использовании информационных технологий, свой уровень информационной культуры.
В предметно — практической сфере:
Способность воспроизводить и осваивать новые знания, виды, формы деятельности в информационной среде;
Готовность к коллективной деятельности с использованием информационных технологий;
Владение операционными;
Владение навыками обработки информации;
Умение общаться с использованием информационных средств и технологий;
Умение ориентироваться в информационной среде.
В сфере саморегуляции: Способность к рефлексии в области поиска и преобразования информации, в овладении информационными технологиями и их использовании; Умение соотносить свою деятельность, свой уровень информационной культуры с социальным и профессиональным опытом..
Актуальность.
Нарастающие процессы информатизации сфер деятельности человека определяют роль информации и информационных процессов как важную особенность в становлении информационного общества, проявляющегося в создании единого информационного и образовательного пространства, формировании новых знаний и специальных умений личности по поиску, передаче, обработке и сохранению информации. В настоящее время это наиболее широко обсуждаемые вопросы, значимость которых обусловлена приоритетным национальным проектом «Образование», приоритетным региональным проектом «Культура» и программой ЮНЕСКО «Информация для всех».
Степень изученности проблемы. Вопросы, связанные с исследованием информационной культуры педагога дополнительного образования как условия его профессионального развития, представлены в педагогической теории в следующих аспектах: информационная культура личности, формирование информационной культуры личности, система дополнительного образования детей, методическая работа в УДО и т. д.
Основными условиями формирования информационной культуры педагога являются:
- Включение педагога в проектную деятельность;
- Организация самостоятельной разработки педагогом различных проектов и их реализации на основе информационных технологий;
- Самодиагностика и самоанализ достижений в области проектной деятельности, осуществляемой на основе информационных технологий;
- Сотрудничество с коллегами в проектной деятельности.
Уровень сформированности информационной культуры учителя может быть определен по следующей совокупности критериальных показателей:
- состояние информационного самосознания учителя;
- развитость информационно-технологических навыков;
- творческая активность и самостоятельность;
- эмоциональное отношение к информационной деятельности;
- успешность и эффективность информационно-педагогической деятельности.
Приложение Анкета для определения информационной культуры педагога * Определяется с помощью « Сущностная характеристика уровней развития ИКТ-грамотности педагогов» ** Определяется наличием в медиатеке разработок преподавателя Максимальное количество баллов – 43
- Менее 14 - слабый уровень развития информационной культуры;
- 15 - 24 - допустимый уровень развития информационной культуры;
- 25 - 34 - достаточный уровень развития информационной культуры;
- 35 - 43 - оптимальный уровень развития информационной культуры.