СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационная переработка научного текста.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Информационная переработка научного текста.»

Тема урока: Информационная переработка научного текста.

Цель урока:  обобщить и систематизировать знания о ранее изученных типах текста, раскрыть особенности строения текста; развивать навыки анализа текста различной направленности.

Задачи урока:

  • способствовать развитию исследовательских навыков;

  • создать условия для коммуникативной деятельности учащихся;

  • воспитывать читательскую культуру.

Тип урока – комбинированный: урок характеризуется сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении:

  • проверка знаний, повторительно-обучающая работа по пройденному материалу;

  • работа по закреплению изложенного материала;

  • работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков.

Используемое оборудование: раздаточный материал.


Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке вам предстоит роль внимательных, вдумчивых читателей, т. к. очень важно суметь не просто прочитать произведение, а понять автора, раскрыть его замысел и в конечном итоге - научиться грамотно излагать свои мысли.

Тема сегодняшнего урока: «Анализ и информационная переработка текста».

Цель нашего урока - обобщить и систематизировать знания о ранее изученных типах текста, раскрыть особенности строения текста; развивать навыки анализа текста различной направленности.

II. Актуализация уже имеющихся знаний.

В ходе проверки уже имеющихся знаний, на доску записываются ключевые слова и термины, такие как тема текста, строение текста, абзац, типы текстов.

  • Дайте определение текста, назовите его основные признаки?

(Текст - это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.

Признаки текста:

  • Информативность (содержанием любого законченного текста является информация по определённой тематике, проблематике. Весь текст пронизывает идея, основная мысль).

  • Членимость текста на определённые части (главы, микротексты), единицы (предложение, синтаксическое сложное целое, абзац). Деление на абзацы проясняет композицию (структуру) текста. Отсутствие абзацев сделало бы текст трудно воспринимаемым, лишённым композиционных ориентиров.

  • Связность (все части и единицы текста связаны между собой по смыслу и лексико-грамматически).

  • Коммуникативное намерение автора текста – общение, сообщение, воздействие, создание художественных, поэтических образов + эмоционально-эстетическое воздействие.

  • Целенаправленность – с какой целью данный текст написан, прочитан или рассказан.

  • Строение текста? Что для чего нужно?

  • Вступление (завязка) – часть текста, подготавливающая читателя к восприятию основной информации.

  • Основная часть (развитие действия) – часть текста, сообщающая о самом главном в тексте.

  • Заключение (развязка) – часть текста, показывающая, что текст завершен и автор сказал всё, что хотел.

  • Что такое абзац?

Абзацем называется законченная по смыслу часть текста. Обычно абзац состоит из нескольких предложений и занимает в тексте несколько строк, но может занимать и одну строку. Абзац – микротема. Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью.


  • Что такое тема? (предмет речи; то, о чём говорится в тексте)

От темы переходим к идее. Идея - основная мысль – то, для чего написан текст, к чему призывает


  • Что такое проблема текста? (вопрос, требующий исследования, серьёзного размышления; вопрос, поднимаемый автором в тексте).


  • Какие существуют 3 типа текста?

(повествование, описание, рассуждение)

Расскажите подробнее об этих типах. (ученики отвечают)


Работа с текстом.

Сейчас я прочту несколько строк, а вы скажите текст ли это.

Текст: Роза распустилась в хорошее майское утро. Когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё было всё так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, пронизывавшего её тонкие лепестки розовым светом. В цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить. Она могла только, склонив свою голову, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой (По В.М. Гаршину).

(Это текст, так как все предложения связаны по смыслу и грамматически; в данном тексте для связи предложений используются местоимения (она, вокруг неё, её) и союзы (но, и, когда); цельность тексту придаёт смысловое единство, т.к. каждый текст заключает в себе определённое содержание, то есть имеет свою тему)


А что такое тема текста и какова тема данного текста? 

( Тема текста – это то, о чём идёт речь в тексте. Тема данного текста – роза).


Предложения в тексте определяются только темой? 

(Нет не только темой, но и основной мыслью, идеей)


Дайте определение основной мысли текста, определите основную мысль данного текста. 

(Основная мысль текста – это то главное, что хочет сказать автор своим произведением, то, ради чего он его пишет. В тексте о розе основная мысль – описание радости, счастья, которые испытывает роза, оттого что она живёт.)


В каких предложениях эта мысль заключается? 

(Эта мысль заключается в таких предложениях как: «Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро…; …Если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить»).


Еще несколько строк для сравнения:

К вечеру между высокими листьями травы уже колыхался густой клубок на длинных тонких растяжках. С рассветом пришла в паутину роса. Этот маленький клубок переливающегося света был похож на все сказочные дворцы сразу. Они покачивались от ветра, то светились голубизной, то наливались белым блеском или летучим багряным инеем. Остановился в паутине луч света, и тонкие, туго натянутые нити засверкали. Это было так удивительно, что сам паук изумлённо припал к земле, да так и глядел со стороны, пока не ушла роса. Весь день паук ткал в травах.

(Это не текст, т.к. отсутствует связность).

III. Работа в группах.

Теперь класс делится на три группы и каждой группе раздается распечатанный текст с перепутанными предложениями. 3 группы - 3 разных типа текста (описание, повествование, рассуждение).

Задание: собрать предложения, чтобы получился текст, соблюдая строение текста, определить тип текста, тему.



Группа №1.

1. Недавно даже были найдены окаменелости роз, которые указывают на возраст около пятидесяти миллионов лет.

2. Это растение активно используется в парфюмерной промышленности, косметологии и медицине.

3. Еще в древние времена заметили, что аромат этого цветка способствует ускорению процессов выздоровления, поэтому возле лечебниц всегда высаживали сады из этого растения.

4. В медицине оно стало использоваться почти сразу.

5. Ее называют королевой цветов за невероятную красоту, нежность и элегантность.

6. Роза — самый популярный цветок во всем мире.

7. Ее выращивают не только для красоты.

8. Через несколько десятилетий масло из лепестков этого цветка начали применять для изготовления косметики и парфюмерии в арабских странах.

9. По данным археологии, этот цветок существует более тридцати миллионов лет.

10. Роза является наиболее значимым цветком в истории, ставшим первым растением, из которого начали получать эфирное масло в десятом веке нашей эры.

Оригинал текста:

Роза — самый популярный цветок во всем мире. Ее называют королевой цветов за невероятную красоту, нежность и элегантность. Ее выращивают не только для красоты. Это растение активно используется в парфюмерной промышленности, косметологии и медицине. По данным археологии, этот цветок существует более тридцати миллионов лет. Недавно даже были найдены окаменелости роз, которые указывают на возраст около пятидесяти миллионов лет.

Роза является наиболее значимым цветком в истории, ставшим первым растением, из которого начали получать эфирное масло в десятом веке нашей эры. Через несколько десятилетий масло из лепестков этого цветка начали применять для изготовления косметики и парфюмерии в арабских странах. В медицине оно стало использоваться почти сразу. Еще в древние времена заметили, что аромат этого цветка способствует ускорению процессов выздоровления, поэтому возле лечебниц всегда высаживали сады из этого растения.

Тема текста - роза

Тип текста - описание


Группа №2.

1. Луга превратились в моря.

2. Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой.

3. Весна в этом году была поздней, зато дружной.

4. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они устремились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась, пробудилась от спячки.

5. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди.

6. В три дня снег, которого навалило очень уж много, превратился в ревущие потоки.

7. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше её уровня: поляны, огороды и ближние избы.

Оригинал текста:

Весна в этом году была поздней, зато дружной. В три дня снег, которого навалило очень уж много, превратился в ревущие потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они устремились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась, пробудилась от спячки. Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше её уровня: поляны, огороды и ближние избы. Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди.

Тема текста - весна

Тип текста - повествование



Группа №3.

1. Необозримо широк был круг их интересов, глубока связь с жизнью, неукротимо стремление познать неизведанное.

2. Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно.

3. Без знаний, без широкого кругозора нельзя сделать и шага вперед.

4. Расширяйте свой кругозор, боритесь за глубину знаний, воспитывайте в себе высшую человечность!

5. Красивый человек в нашем понимании — это человек гармонически развитый.

6. Леонардо да Винчи боролся за свободу и был пионером в разных областях знаний.

7. Так, по пути утверждения гармонии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой.

8. Великий художник, создавший совершенные произведения искусства, проникал в тайны астрономии и ботаники, писал басни.

9. Лев Толстой хорошо знал церковнославянский, латинский, украинский, английский, французский, немецкий, греческий, итальянский языки.

10. Даже самые поверхностные знания можно углубить — просто не надо лениться.

11. Живите так, чтобы каждый день казался вам новым!

Оригинал текста:

Без знаний, без широкого кругозора нельзя сделать и шага вперед. Красивый человек в нашем понимании — это человек гармонически развитый. Так, по пути утверждения гармонии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их интересов, глубока связь с жизнью, неукротимо стремление познать неизведанное. Леонардо да Винчи боролся за свободу и был пионером в разных областях знаний. Великий художник, создавший совершенные произведения искусства, проникал в тайны астрономии и ботаники, писал басни. Лев Толстой хорошо знал церковнославянский, латинский, украинский, английский, французский, немецкий, греческий, итальянский языки. Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные знания можно углубить — просто не надо лениться. Расширяйте свой кругозор, боритесь за глубину знаний, воспитывайте в себе высшую человечность! Живите так, чтобы каждый день казался вам новым!

Тема текста - личностное развитие

Тип текста - рассуждение


IV. Итог урока.

Оцените свою работу в группах. Все ли удалось, на ваш взгляд, с чем возникли трудности, над каким вопросом думали больше всего и почему.

Далее выставление оценок: кто активно участвовал в группах, отвечал на вопросы получают положительные оценки.














Приложение 1

Роза распустилась в хорошее майское утро. Когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё было всё так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, пронизывавшего её тонкие лепестки розовым светом. В цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить. Она могла только, склонив свою голову, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой.

Роза распустилась в хорошее майское утро. Когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё было всё так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, пронизывавшего её тонкие лепестки розовым светом. В цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить. Она могла только, склонив свою голову, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой.

Роза распустилась в хорошее майское утро. Когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё было всё так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, пронизывавшего её тонкие лепестки розовым светом. В цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить. Она могла только, склонив свою голову, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой.


Приложение 2

К вечеру между высокими листьями травы уже колыхался густой клубок на длинных тонких растяжках. С рассветом пришла в паутину роса. Весь день паук ткал в травах. Этот маленький клубок переливающегося света был похож на все сказочные дворцы сразу. Они покачивались от ветра, то светились голубизной, то наливались белым блеском или летучим багряным инеем. Остановился в паутине луч света, и тонкие, туго натянутые нити засверкали. Это было так удивительно, что сам паук изумлённо припал к земле, да так и глядел со стороны, пока не ушла роса.

К вечеру между высокими листьями травы уже колыхался густой клубок на длинных тонких растяжках. С рассветом пришла в паутину роса. Весь день паук ткал в травах. Этот маленький клубок переливающегося света был похож на все сказочные дворцы сразу. Они покачивались от ветра, то светились голубизной, то наливались белым блеском или летучим багряным инеем. Остановился в паутине луч света, и тонкие, туго натянутые нити засверкали. Это было так удивительно, что сам паук изумлённо припал к земле, да так и глядел со стороны, пока не ушла роса.

К вечеру между высокими листьями травы уже колыхался густой клубок на длинных тонких растяжках. С рассветом пришла в паутину роса. Весь день паук ткал в травах. Этот маленький клубок переливающегося света был похож на все сказочные дворцы сразу. Они покачивались от ветра, то светились голубизной, то наливались белым блеском или летучим багряным инеем. Остановился в паутине луч света, и тонкие, туго натянутые нити засверкали. Это было так удивительно, что сам паук изумлённо припал к земле, да так и глядел со стороны, пока не ушла роса.

К вечеру между высокими листьями травы уже колыхался густой клубок на длинных тонких растяжках. С рассветом пришла в паутину роса. Весь день паук ткал в травах. Этот маленький клубок переливающегося света был похож на все сказочные дворцы сразу. Они покачивались от ветра, то светились голубизной, то наливались белым блеском или летучим багряным инеем. Остановился в паутине луч света, и тонкие, туго натянутые нити засверкали. Это было так удивительно, что сам паук изумлённо припал к земле, да так и глядел со стороны, пока не ушла роса.

Приложение 3

Группа №1.

1. Недавно даже были найдены окаменелости роз, которые указывают на возраст около пятидесяти миллионов лет.

2. Это растение активно используется в парфюмерной промышленности, косметологии и медицине.

3. Еще в древние времена заметили, что аромат этого цветка способствует ускорению процессов выздоровления, поэтому возле лечебниц всегда высаживали сады из этого растения.

4. В медицине оно стало использоваться почти сразу.

5. Ее называют королевой цветов за невероятную красоту, нежность и элегантность.

6. Роза — самый популярный цветок во всем мире.

7. Ее выращивают не только для красоты.

8. Через несколько десятилетий масло из лепестков этого цветка начали применять для изготовления косметики и парфюмерии в арабских странах.

9. По данным археологии, этот цветок существует более тридцати миллионов лет.

10. Роза является наиболее значимым цветком в истории, ставшим первым растением, из которого начали получать эфирное масло в десятом веке нашей эры.











Приложение 4

Группа №2.

1. Луга превратились в моря.

2. Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой.

3. Весна в этом году была поздней, зато дружной.

4. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они устремились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась, пробудилась от спячки.

5. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди.

6. В три дня снег, которого навалило очень уж много, превратился в ревущие потоки.

7. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше её уровня: поляны, огороды и ближние избы.













Приложение 5

Группа №3.

1. Необозримо широк был круг их интересов, глубока связь с жизнью, неукротимо стремление познать неизведанное.

2. Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно.

3. Без знаний, без широкого кругозора нельзя сделать и шага вперед.

4. Расширяйте свой кругозор, боритесь за глубину знаний, воспитывайте в себе высшую человечность!

5. Красивый человек в нашем понимании — это человек гармонически развитый.

6. Леонардо да Винчи боролся за свободу и был пионером в разных областях знаний.

7. Так, по пути утверждения гармонии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой.

8. Великий художник, создавший совершенные произведения искусства, проникал в тайны астрономии и ботаники, писал басни.

9. Лев Толстой хорошо знал церковнославянский, латинский, украинский, английский, французский, немецкий, греческий, итальянский языки.

10. Даже самые поверхностные знания можно углубить — просто не надо лениться.

11. Живите так, чтобы каждый день казался вам новым!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!