СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно-исследовательский проект «Победу труженики тыла ковали праведным трудом»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Победу труженики тыла ковали праведным трудом.

Проблема: Обучающиеся мало знают о  том,  как  воевали,  работали и жили люди  во время Великой Отечественной войны.

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости, уважения и благодарности за подвиг советских воинов и тружеников тыла, одержавших победу в Великой Отечественной войне

Задачи: Узнать, какой вклад внесли труженики тыла, приближая Победу в годы войны через воспоминания моей прабабушки – труженицы тыла .

Донести  правду о той жестокой войне и тяжелом труде  тружеников тыла.

Гипотеза:  Мы предполагаем, что победа над врагом ковалась не только на фронте, но и в тылу  и   труженики тыла  внесли  в неё немалый вклад .

 

Просмотр содержимого документа
«Информационно-исследовательский проект «Победу труженики тыла ковали праведным трудом»»

РФ, Тюменская область, Заводоуковский р-н, г. Заводоуковск

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №2»

(МАОУ «СОШ №2»)





Информационно-исследовательский проект

«Победу труженики тыла ковали праведным трудом»







Участник проекта:

учащийся 5 «Б» класса

Копнин Александр

Руководитель:

учитель истории

и обществознания

Козлова О.С.







Заводоуковск, 2020

Тема: Победу труженики тыла ковали праведным трудом.

Проблема: Обучающиеся мало знают о том, как воевали, работали и жили люди во время Великой Отечественной войны.

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости, уважения и благодарности за подвиг советских воинов и тружеников тыла, одержавших победу в Великой Отечественной войне

Задачи: Узнать, какой вклад внесли труженики тыла, приближая Победу в годы войны через воспоминания моей прабабушки – труженицы тыла .

Донести  правду о той жестокой войне и тяжелом труде тружеников тыла.

Гипотеза: Мы предполагаем, что победа над врагом ковалась не только на фронте, но и в тылу и труженики тыла внесли в неё немалый вклад .



«Историю Великой Отечественной войны нужно изучать не через литературу, а через встречи с людьми её пережившими, так как эти воспоминания ценны тем, что они не искажены» 

Президент РФ В.В. Путин



Война крайне обострила ситуацию с трудовыми ресурсами. Из-за потери густонаселенных западных районов и мобилизации в Красную армию значительно сократилась численность работников. Если в первом полугодии 1941 года в хозяйстве было занято 31,8 млн. рабочих и служащих, то во втором полугодии — 22,8 млн., а в 1942 году — 18,4 млн. человек. 

Ушедших в армию мужчин призывного возраста заменили подростки, старики, женщины. Только во второй половине 1941 года на заводы пришли почти 2 миллиона домохозяек, школьников и пенсионеров. 

Моя прабабушка Пиляк Олимпиала Анфимовна, родилась 1 августа 1928 года. В 1940 году ей исполнилось 12 лет. В 1941 году она закончила 4 класс школы и родители (мама и отчим) решили переехать. Они переехали в начале июня 1941 в Заводоуковск, а 22 июня началась великая отечественная война. Отчима на фронт не забрали, так ка он был под бронью по возрасту. А вот четверых маминых братьев призвали. Бабушка помнит, как ходила одного из них провожать на фронт с туеском земляники. Их забирали поездами по ночам. 2 брата из четверых вернулись после войны домой, 1 погиб в июле 1943 года, а младший так и пропал без вести.

1 октября 1941 года бабушка пошла в 5 класс. Занятия в школе начиналась не месяц позже, так как все силы школьников были нужны для помощи сбора урожая для продовольствия. В село Падун Заводоуковского района ездили с одноклассниками собирать картошку с полей. Но жить в городе было трудно, и семья снова вернулась в деревню Петропавловка Упоровского района. Школы в деревне не было, приходилось по 10 километров добираться пешком каждое воскресенье в школу и каждую субботу обратно домой, чтобы помыться и взять немного продуктов с собой на неделю. Бабушка вспоминает, как однажды в дороге зимой она шла одна и увидела в дали волка. Но первая мысль, которая пришла в голову не вернуться домой, а попытаться отвлечь его, отламывая и бросая по маленькому кусочку лепешку, которая лежала в кармане. Но, слава Богу, тот показавшийся волк оказался лишь заметенным снегом пнем.

Нехватка продовольствия вызвала его жесткое нормирование. Повсеместно были введены карточки на хлеб, сахар и кондитерские изделия; более чем в ста крупных городах — также на мясо, рыбу, жиры, макаронные изделия и крупы. 
Колхозники карточек вообще не получили и остались вне системы нормированного обеспечения — без соли, без сахара, без хлеба — фактически на одной картошке с собственного огорода. Дома мама бабушки содержала огород и держала корову для семьи. Так как и в доме и в стайке для скота было очень холодно зимой, женщины умудрялисть прясть волокно из камыша, а затем плести утеплитель для дверей домов и содержания скота.

Наступил 1942 год и в местном колхозе началась посевная компания. Подросла пшеница и они (дети) ходили ее полоть вручную от колючего осота. Бывало, так ноги и руки наколешь за день, что они несколько дней горят, но терпели с пониманием, что это все для Победы. Потом начался покос. Никаких приспособлений для работы не было, приходилось все делать вручную. На покосе работали женщины и дети. Девочки из волков собирали копны, а мальчики увозили. Осенью во время уборки собирали в ручную колоски зерновых, оставшиеся после комбайнов, сортировали и лопатили зерно. Каждое утро бригадир давал задания, каждому ребенку отводилась своя работа. Так же прошел и 1943 год.

В 1944 году бабушке исполнилось 16 лет, и во время уборки она уже работала у комбайна: один день у соломы, один у зерна. Было тяжело, мужская часть населения на войне, но продовольствие было необходимо всем жителям страны, а в первую очередь для фронта. Зимой бабушка работала в колхозе. На запряженных быках она одна с несколькими мальчишками возили солому с полей на скотный двор. Летом жили прямо на выпасах, чтобы ухаживать за телятами.

В 1946 году после окончания великой отечественной войны бабушка уже была помощником бригадира колхоза, в полях пахали тракторами, боронили забыках, а измерять и записывать размеры полей была ее задача. Осенью 1946 года умерла сестра бабушкиной мамы, и пришлось переехать в другую деревню, в оставшийся там дом. В той деревне было качество жизни немного лучше. Бабушка устроилась на работу в местный сельский совет дежурным и смогла получить свой первый паспорт.

В 1947 году она приняла решение уехать из колхоза. Тогда были, так называемые «вербовщики» для поступления в училища сел Голышманово, Викулово и Кемерово. Обратившись в первое ремесленное училище города Тюмени , ее отправили в училище в Кемерово (ФЗО от азотно-тукового завода). Мальчиков там учили на токарей и слесарей, а девочек на машинистов-аппаратчиков. Но так случилось, что пока добирались из Тюмени до места обучения, пришел Приказ из Москвы об отмене этих специальностей. И бабушке пришлось учиться на штукатура. Закончила она училище с почётной грамотой и по распределению попала на азотно-туковый завод, и получила комнату в общежитии.

Там в 1948 году в одном цехе она встретила нашего будущего прадедушку, который в годы ВОВ был увезен со всей молодежью из Белоруссии немцами в концлагерь для работы, а в послевоенные годы освобожден и привезен эшелоном для работы на заводе в Кемерово. В 1949 году они поженились, а в 1951 году родился сын Саша – мой дедушка. В 1962 году они вернулись в Заводоуковск. Бабушка 20 лет работала на междугородней телефонной станции, 18 из них бригадиром. Дедушка на машиностроительном заводе. В браке они прожили долгие 51 год.

Сейчас дедушки и сына нет в живых, но есть у бабушки три внучки, 6 правнуков и пока 1 праправнучка. Бабушке сейчас 91 год.За свою долгую и тяжелую жизнь имеет множество наград: медаль за доблестный труд в ВОВ 1941-1945гг., медали 50,60,65,70,75 лет Победы в ВОВ, звание Ветеран труда (стаж 40 лет), звание Труженик тыла в годы ВОВ 1941-1945гг., звание Ветерана ВОВ 1941-1945гг., медаль за добросовестный труд, медаль в ознаменование 100-летия Владимира Ильича Ленина, Победителя соц. соревнований, Ударник 9 пятилетки, Ударник 10 пятилетки.

Нами был проведен социологический опрос среди учащихся 5-х классов МАОУ «СОШ №2» города Заводоуковска. Опрос анкеты состоял из следующих вопросов:

  1. Напишите дату начала Великой Отечественной войны.

  2. Напишите, когда закончилась Великая Отечественная война.

  3. Есть или были ли участниками Великой Отечественной войны

кто- нибудь в вашей семье или в семьях близких родственников.

  1. Кто такие труженики тыла?

  2. Есть или были ли тружениками тыла в годы ВОВ в вашей семье?



Все учащиеся справились с анкетой, и результат опроса представлены в приложении 1.

Наша гипотеза о том, что труженики тыла внесли немалый вклад в победу над врагом, подтвердилась. Мы на примере нашей прабабушки Пиляк Олимпиады Анфимовны, доказали, что труженики тыла нашей страны внесли немалый вклад в победу.

Единство фронта и тыла стали одной из главных причин победы в войне. Солдаты самоотверженно воевали, но так, же жил и тыл: ведь солдатам нужны были оружие, боеприпасы, техника, продовольствие, а всё это делали в тылу. Труженики тыла, не щадя сил, здоровья, делали всё, чтобы обеспечить фронт. Значит, страна победила общими усилиями всего народа.

Люди, совершившие беспримерный подвиг в тылу, справедливо приравниваются в своем подвиге к воинам-победителям. Они ковали Победу для фронта в тылу. Недаром говорится «Медаль за фронт, медаль за труд из одного металла льют».











Выводы:


1. Труженики тыла нашей страны внесли большой вклад в победу. Единство фронта и тыла стали одной из главных причин победы в войне.

2. Самоотверженный труд и жизнь тружеников тыла должны служить примером для нас. Мы не должны забывать, что благодаря им имеем возможность жить в свободной стране.

3. Человек, не знающий свою историю, не имеет будущего! Мы должны знать историю своей страны, города, села, историю своей семьи.



Общая Победа 

Бойцы её в боях ковали,
Тылы – посильно помогали.

Спасибо деду за Победу!
А бабушке – за помощь деду!

 



























Список литературы.

  1. Воспоминания прабабушки Пиляк Олимпиады Анфимовны.

  2. Семейный архив фотографий.

  3. Материалы Заводоуковского местного краеведческого музея.













































Приложение 1.































Приложение 2.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!