Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мучкапская средняя общеобразовательная школа
Краснокустовский филиал
ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
![](https://fhd.multiurok.ru/f/2/6/f26f974d9f8a2d2fa46afd8fdfc2c75d7ffdf4c4/informatsionno-issliedovatiel-skii-proiekt-pomoghi_1.jpeg)
Выполнили: учащиеся группы предшкольной подготовки:
Крысанов Роман, Луконина Ангелина, Мочалов Максим,
Недорезов Денис, Тихонов Андрей
Руководитель: Левченко Галина Николаевна, учитель начальных классов
Февраль-март 2016 года
1. Проект «Помоги птицам перезимовать»
Цель: расширение и углубление знаний обучающихся о видовом составе и жизнедеятельности зимующих птиц нашей местности, воспитание чуткого и бережного отношения к природе.
Задачи:
Способствовать формированию знаний детей о зимующих птицах нашей местности.
Развивать экологическое мышление, познавательную активность воспитанников в ходе изучения зимующих птиц.
Воспитывать у детей осознанное чувство необходимости бережного отношения к природе; доброту, чуткость по отношению к братьям нашим меньшим.
Объект исследования: зимующие птицы нашего села
2. Паспорт проекта «Помоги птицам перезимовать»
Вид проекта: информационно – исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (февраль – март)
Участники проекта: учитель, дети группы предшкольной подготовки, родители
Охватываемые образовательные области: познавательное, художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.
3. Актуальность
В холодное время года перед зимующими птицами встает вопрос: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И только люди могут помочь птицам. Когда ночная температура падает до -10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10 % собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь.
В ходе проекта «Помоги птицам перезимовать» дети больше узнают о птицах, выяснят, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать; узнают, какие существуют кормушки для птиц, как их изготовить и правильно развесить, научатся вести наблюдения.
4. Предполагаемый результат:
1. Кормушки для птиц появятся возле дома каждого воспитанника, а также несколько – на территории школы.
2. Дети смогут устанавливать связь между погодными изменениями в природе и прилетом птиц к кормушкам.
3. Дети научатся вести наблюдения за объектами природы, с помощью взрослых заполнять календарь наблюдений.
4. Дети смогут различать зимующих птиц по внешнему виду, пению.
5. Узнают о пользе птиц в природе, о необходимости заботиться о них в зимний период.
6.Накопят достаточно информации для изготовления альбома (с помощью родителей и учителя);
7. Предполагается активное участие родителей в реализации проекта.
5. Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
-Анкетирование родителей по проблеме
- Обсуждение цели и задач с детьми, их родителями.
-Создание необходимых условий для реализации проекта.
2 этап – практический
-Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных
методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах: изучение литературы о птицах, сбор материала о птицах села, о зимующих птицах.
-Заготовка корма для птиц.
-Изготовление кормушек. Организация «Птичьей столовой».
-Подкормка и наблюдение за птицами, заполнение таблицы наблюдений.
-Выставка детских работ (рисунков, поделок, фотоматериалов, аппликаций).
–Накопление методических материалов.
-Подбор рекомендаций по проблеме «Как изготовить кормушки?»
-Изготовление альбома «Зимующие птицы нашего села»
3 этап – заключительный
-Анализ и обработка данных, составление сводной таблицы наблюдений.
-Презентация проекта перед учащимися начальных классов, воспитанниками детского садика.
-Проведение открытого мероприятия «Знатоки зимующих птиц».
6.Анализ и обработка данных. Выводы.
В ходе реализации проекта кормушки появились возле дома каждого воспитанника (в чём большая заслуга родителей) – 5 кормушек. На территории школы мы развесили ещё 3 кормушки, изготовленные из пластиковых бутылок на занятиях ручного труда. Наблюдения за птицами, прилетающими к кормушкам, проводили с 1-го февраля по 20 марта. Сделав анализ и обработку данных наблюдений, составили сводную таблицу. За период наблюдений в среднем на одной кормушке нам удалось покормить 370 птиц, если данное число умножить на 8 (по количеству всех кормушек), то это число увеличится до 2960. Надеемся, что нам удалось помочь птицам перезимовать.
Проведя наблюдения за птицами и изучая литературу, можно сделать следующие выводы:
-В нашем крае рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, прилетают из леса дятлы, а также снегири, свиристели, поползни.
-Зимуют в нашем селе не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жестких погодных условиях.
-В холодную погоду на кормушке птиц больше, чем в теплую погоду или дождливую.
-Если в кормушке корм периодически менять, то состав кормящихся на ней птиц будет разнообразнее.
-Если корма достаточно, то птицы довольно успешно могут противостоять холоду и не погибнут.
Таблицы наблюдений за птицами в среднем на 1-ой кормушке в феврале - марте 2016 года (всего 8 кормушек)
Дата | t°воздуха (среднесу) | Время наблюдения | Количество птиц, прилетающих к кормушке | Итого за День | Примечание (какой корм, поведение птиц и др.) |
воробьи | синицы | снегири | сороки | вороны | Другие |
1.02.16 | +1 | Наблюдали 2 раза в день (утром с 8.00 до 8.30 и после обеда с 15.00 до 15.30) | 2 | | | | | | 2 | Зерно и семечки |
2.02 | -1 | 11 | | | | | | 11 | Зерно |
3.02 | +2 | 3 | | | | | | 3 | Семечки (Дождливый день) |
4.02 | +1 | 3 | 3 | | | | | 6 | Зерно и семечки |
5.02 | +1 | 6 | 1 | | | | | 7 | Сало несолёное |
6.02 | -2 | 9 | 4 | | | | | 13 | Сало |
7.02 | -1 | 5 | 7 | | | | | 12 | Пшено, сало |
8.02 | -2 | 9 | 5 | | 2 | | | 16 | Пшено, крошки белого хлеба |
9.02 | -5 | 10 | 8 | | 2 | | | 20 | Сало, семечки |
10.02 | -2 | 8 | 6 | | | | | 14 | Хлебные крошки, пшено |
11.02 | -1 | 3 | 7 | | 2 | | | 12 | Сало, зерносмесь |
12.02 | -2 | 1 | 9 | | | | 1 голубь | 11 | Зерносмесь, белый хлеб |
13.02 | -2 | 7 | 1 | | | | | 8 | Зерно |
14.02 | +1 | 4 | | | | 2 | | 6 | Зерно (Дождь) |
15.02 | +2 | 6 | | | | 3 | | 9 | Семечки |
16.02 | +2 | 2 | | | | 3 | | 5 | Хлеб белый, зерно (Ливень) |
17.02 | -1 | 2 | | | | 2 | | 4 | Зерносмесь |
18.02 | -3 | 4 | | | | | | 4 | Зерно |
19.02 | -3 | 5 | 1 | | 2 | | | 8 | Хлебн.крошки |
20.02 | -2 | 9 | 5 | | | 3 | | 17 | Зерносмесь, сало |
21.02 | -5 | 4 | 7 | | 1 | 1 | | 13 | Зерно, сало |
22.02 | -1 | 6 | 3 | | | | | 9 | Хлеб |
23.02 | +3 | 1 | 1 | | | 3 | | 5 | Семечки (Дождь) |
24.02 | +4 | 0 | | | | | | 0 | Зерно |
25.02 | +3 | 2 | 2 | | | 2 | | 6 | Семечки. (Дождливый день) |
26.02 | +2 | 3 | 1 | | | | | 4 | Зерно |
27.02 | +1 | 4 | | | | | | 4 | Зерносмесь (Дождь) |
28.02 | +1 | 0 | | | | 2 | | 2 | Пшено |
29.02 | 0 | 7 | | | | | | 7 | Пшено, семечки |
Дата | t°воздуха (среднесут.) | Время наблюдения | Количество птиц, прилетающих к кормушке | Итого за День | Примечание (какой корм, поведение птиц и др.) |
воробьи | синицы | снегири | Сороки | вороны | Другие |
1.03.16 | +1 | Наблюдали 2 раза в день (утром с 8.00 до 8.30 и после обеда с 15.00 до 15.30) | 10 | | | | | | 10 | Зерно и семечки (дождь) |
2.03 | +1 | 10 | 5 | | | | | 15 | Зерно (пшеница) (дождь) |
3.03 | +3 | 5 | 1 | | | | | 6 | Семечки |
4.03 | +3 | 15 | | | | | | 15 | Зерно и семечки |
5.03 | +5 | 5 | 4 | | | | | 9 | Сало несолёное |
6.03 | +6 | 5 | 1 | | | | | 6 | Сало |
7.03 | +7 | 2 | 2 | | | | | 4 | Пшено, сало |
8.03 | +10 | | | | | | | 0 | Пшено |
9.03 | +5 | 1 | | | | | | 1 | Сало, семечки |
10.03 | +4 | 2 | | | | | | 2 | Хлебные крошки, пшено |
11.03 | +6 | 3 | | | | | | 3 | Сало, зерносмесь |
12.03 | +10 | 1 | | | | | | 1 | Зерносмесь, белый хлеб |
13.03 | +3 | | | | | | | 0 | Зерно (дождь со снегом) |
14.03 | 0 | 3 | 2 | | | | | 5 | Зерно (пшеница) (небольшой снег с дождём) |
15.03 | 0 | 15 | | | | | | 15 | Семечки |
16.03 | 0 | 6 | | | | | | 6 | Хлеб белый, зерно (пшеница) |
17.03 | +1 | 8 | | | | | | 8 | Зерносмесь |
18.03 | 0 | 3 | | | | | | 3 | Зерно (снег) |
19.03 | -2 | 5 | | | | | 2 голубя | 7 | Хлебн.крошки |
20.03 | -1 | 12 | | | | | 2 голубя | 14 | Зерносмесь, сало (снег) |
7.Итоги реализации проекта
1. Дети заинтересовались жизнью зимующих птиц, появилось устойчивое желание им помогать. Многие решили сделать к весне скворечники.
2. Дети активно проявили себя в творческих работах.
3. Возросли коммуникативные навыки. Благодаря исследовательской работе все стали читателями школьной библиотеки.
4. Родители приняли активное участие в изготовлении кормушек, реализации всего проекта.
8 .Литература
1.Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.;
2.Плешаков А.А. Зелёная тропинка: Пособие для детей 5-7 лет - 4-е издание, – М., «Просвещение» 2015. – 80 с.
3.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные/ Сост. П.Р. Ляхов; Под общ. Ред. О.Г. Хинн. – М., 1998. – 554 с.
4.Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет/ авт.-сост. М.П.Костюченко. – Волгоград: Учитель, 2012.-190 с.
5. Л.П.Молодова «Экологические праздники для детей» М.,1999 г.
Интернет-ресурсы:
http://www.ecosystema.ru/07referats/birds_winter.htm
http://rbcu.ru.
http://www.liveinternet.ru/users/maknika/post202031899/
http://www.babyblog.ru/user/Sunty/3095833
https://www.google.com/search?q
Приложение 1
Памятка наблюдения за птицами
При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Потому-то так важны кормушки! Кусочки сала и мяса для синиц можно положить в сеточку и повесить прямо на ветку. Мясо и сало можно давать сырое и вареное, но обязательно несоленое. Белый хлеб (черный птицам вреден!) нужно посушить, мелко растолочь – крупные замерзшие куски птицам «не по зубам». Перловую крупу, горох пернатым предлагать не стоит. Она разбухнет в желудке и этим вызовет мучительную смерть. Из круп птицы охотно поедают овсянку «Геркулес» и пшенную. Когда птаха сыта, то ей тепло под перьями и пухом.
Какие птицы обычны на кормушках? По утрам галдят воробьи. Невольно проснешься от их веселого щебета. Корм остается после домашних животных. Вот и кормятся, да и из собачьих мисок норовят стащить кусочек. Часто прилетают синицы. В сильные морозы бывают снегири, поползни. Возможен и визит веселой стайки соек, но не так уж часто. В теплые дни меняется поведение птиц: голуби воркуют, сороки трещат, воробьи чирикают. Но вот снова повалил снег, ударили морозы. Самое время наблюдать, кто и как обедает в твоей столовой. Частые гости в кормушке – синицы и воробьи. Синица клюнула семечку или крупу и быстрее на ветку доедать. А воробьи съедают пищу прямо на кормушке. К синицам воробьи относятся недружелюбно, даже провоцируют драки. Голуби подбирают что упало, крутятся на снегу. Вывод: не страшна зима, если есть корм.
Задачи: сделать кормушку для птиц, следить за тем, чтобы постоянно был корм в кормушке, если удаться провести фотосъемки. Кормушку для мелких птиц можно устроить в любом месте: на окне, приусадебном участке. Кормушки можно изготовить простые из картонных коробок из под обуви, прорезать в них окошко, отогнуть вырезанный над отверстием клапан, засыпать корм и повесить. Так же удобны кормушки – автоматы, в которых пища высыпается постепенно по мере ее употребления (и птица сыта и уход за кормушкой не сложен). Для этого взять подставку, над ней укрепить пластиковую бутылку вверх дном и из нее будет сыпаться зерно на подставку.
Приложение 2
ПРАВИЛА КОРМЛЕНИЯ ПТИЦ
Что бы правильно кормить птиц, нужно соблюдать некоторые правила:
1. Во время подкормки птиц не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки.
2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время – птицы сами будут прилетать к месту кормления.
3. Кормить птиц регулярно, ежедневно. Нельзя подкармливать время от времени, в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.