СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения мотивации младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения мотивации младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения мотивации младших школьников»






Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения мотивации младших школьников















Научить человека жить в информационном мире –

важнейшая задача современной школы”.
Семенов А. П.





Использование компьютерных технологий на уроках в школе за последнее десятилетие получило широкое распространение, что связано с глобальной информатизацией общества и появлением Интернета. Новые учебные технологии предоставляют огромные возможности организации учебного процесса. Это шанс для учителя повысить мотивацию учащихся к приобретению знаний через организацию учебной и внеурочной деятельности учащихся.

Как показывают данные психолого-ᴨедагогичеких и дидактических исследований , необходимым потенциалом в развитии мотивационной сферы учащихся обладают методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так как именно они способны обесᴨечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т. д. Использование средств ИКТ способствует учёту индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни, а также необходимости требования индивидуализации обучения, адаптации его к познавательным потребностям и интересам обучаемых.

Вспомним, что формирование мотивации - это побуждение учащихся к активной учебной деятельности, продуктивному познанию содержания обучения. Мотивация связана с таким понятием, как познавательная активность школьника.

В структуре активности выделяют следующие компоненты:

1. готовность выполнять учебные задания;

2. стремление к самостоятельной деятельности;

3. сознательность выполнения задания;

4. систематичность обучения;

5. стремление повысить свой личный уровень.

Эффективным средством повышения познавательной активности и формирования мотивов является ИКТ- компонент.

Исходя из опыта работы могу сделать следующие выводы:

1. Формировать мотивацию к учению, особенно у младших школьников, необходимо, потому что в результате побуждения учащихся к активной учебной деятельности возрастает уровень самостоятельности ребёнка.

2. Для того, чтобы сформировать мотивацию у учащихся начальной школы на уроках, необходимо использовать в этом процессе такие методы и средства, с помощью котоҏыҳ, учитель мог бы заинтересовать ребёнка возникшей проблемой.

3. Дидактические возможности ИКТ не только активизируют процессы восприятия, мышления, воображения, памяти и мобилизируют внимание обучаемого, но и помогают реализовать деятельностный подход в обучении.

4. Использование ИКТ- компонента является резервом при формировании мотивов к обучению у младших школьников на уроках.

Итак, применение ИКТ- компонента в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ИКТ- компонента на уроках приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у учащихся к этим занятиям.

Существует несколько направлений применения ИКТ в образовательном процессе. Приведу пять основных:

1. Контроль знаний.

2. Лабораторный практикум.

3. Иллюстративное средство при объяснении нового материала.

4. Самообразование.

5. Эффективное формирование познавательного интереса.

Современные ИКТ обладают уникальными дидактическими возможностями. ИКТ позволяют:

1. Представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, аудио, видео, анимация, презентация.

2. Контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого.

3. Выдавать большой объем информации по частям, в связи с этим изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей.

4. Активизировать процессы восприятия, мышления, воображения, памяти;

5. Мобилизовать внимание обучаемого;

6. Быть точным и объективным в оценке знаний;

7. Формировать мотивацию к учению и познавательный интерес.

Результат применения ИКТ.

ИКТ помогают:

  • усвоить в большем объеме новые знания по этим предметам;

  • организоватьдеятельностный подход в обучении;

  • достичь привлекательности уроков;

  • дифференцировать процесс обучения;

Характер использования ИКТ на уроках может быть разный – это обучающий, развивающий, коммуникативный, диагностический, общекультурный. Это зависит от цели и задач, стоящих у меня, как учителя, при проектировании урока с использованием компьютера. Провожу уроки демонстрационного типа, уроки обобщения и получения новых знаний,   уроки компьютерного тестирования и др. На уроке  используются мультимедиапроектор, компьютеры, интерактивная доска, электронные микроскопы, пульты (лазер-вижен), документ-камера. В качестве программного обеспечения  используем готовые продукты, разработанные производителями – электронные учебники. Всё это активизирует познавательную деятельность обучающихся и помогает  самореализации личности. Работа проводится под руководством учителя, что способствует сотрудничеству между учащимися, взаимопомощи  и взаимопониманию,  партнерским отношениям «Учитель -  ученик». Технология применения ИКТ на уроках должна быть не самоцелью, а сопровождать предмет для доступного, наглядного изложения материала, для организации интересной познавательной учебной деятельности.

Использование ИКТ в учебном процессе:

  • Создание презентаций,

  • работа с Интернет-ресурсами,

  • коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР),

  • использование готовых обучающих программ – электронные учебники,

  • работа с тестами.

ИКТ-технологиии позволяют организовать различные формы работы: групповую, парную, индивидуальную. Работая в ИКТ среде, учитель имеет возможность создавать условия, позволяющие каждому ученику развиваться в соответствии со своей образовательной траекторией. Информационно-коммуникационные технологии помогают организовать самоконтроль знаний учащимися в работе с тестами, предоставляют им возможность систематизировать знания, повторять, закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память.

Применение ИКТ на уроках является эффективным фактором для развития мотивации учащихся. В большинстве случаев детям очень нравится работать в компьютерном классе или с интерактивной доской, так как уроки проходят в неформальной обстановке, детям предоставлена большая свобода действий, и некоторые из них могут “блеснуть” своими познаниями.

Применение ИКТ способствует осознанному усвоению знаний учащимися и позволяет:
– повысить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность учащихся.
– использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
– увеличить объем выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза; обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
– расширить возможность самостоятельной деятельности; формировать навыки исследовательской деятельности.
– обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Необходимо помнить: ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продуманной и дозированной. Практика работы в этом направлении показала, что в конечном счете использование компьютерных технологий оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, положительно влияет на мотивацию школьников, что несомненно повышает качество обучения.

Использование ИКТ также позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)

  • обеспечивает наглядность;

  • привлекает большое количество дидактического материала;

  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения;

  • учащиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Именно информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и развивать личность ребёнка. Образность отображения тех или иных явлений и процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала, способствует его наилучшему пониманию, а значит и повышают мотивацию к обучению.

Итак, место ИКТ в обучении - информационная поддержка деятельности преподавателя и учащихся, роль ИКТ состоит в расширении образовательных возможностей обучаемых, интенсификации, дифференциации и индивидуализации их деятельности в процессе обучения. Значение ИКТ заключается в создании предпосылок и условий для совершенствования качества образования, для формирования и развития личности человека и его творческих способностей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!