Технология применения средств ИКТ в предметном обучении
«Отдайте человеку — человеческое, а вычислительной машине — машинное. В этом должна, по-видимому, заключаться разумная линия поведения при организации совместных действий людей и машин». Н. Винер
Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии (в том числе, конечно, и Интернет) в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения, ориентируя всю программу на решение общезначимых педагогических проблем.
По данным современных исследований, в памяти человека остаётся 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно, 3/4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения, раздвигает возрастные возможности обучения.
Сегодня функциональные возможности многих современных средств информатики значительно опережают возможности их использования.
Информационно - коммуникационная технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:
использовании некоторых формализованных моделей содержания (педагогических программных средствах);
деятельности учителя, управляющего этими средствами;
повышенной (по сравнению с традиционным обучением) мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
Формализованные модели содержания включают на современном уровне: обучающие и контролирующие программы по предметам, базы данных, гипертекстовые и мультимедиа дополнения, микромиры, имитацию, компьютерные коммуникации, экспертные системы. Чрезвычайное разнообразие типов информации: текстовая, графическая, звуковая, анимационная и видеоинформация, предоставление свободного выбора логики ознакомления с информацией и оперативность обработки информации имеют практически неограниченный объём «поддерживающей информации», информационную среду и играют огромную роль в процессе взаимодействия компьютера и ребёнка.
Управляюще-обучающая деятельность учителя состоит из:
общего стратегического планирования использования компьютерных средств, включающего целеполагание, планирование (тематическое и более протяжённое) педагогического процесса. Здесь учитель подбирает и/или выстраивает дидактические модули и блоки с учётом методических,
логических, психологических и др. соображений;
тактического тематического планирования;
планирования использования компьютера на отдельных учебных занятиях (уроке, практической работе и т.д.);
управления познавательной деятельностью учащихся во время занятия, практического осуществления интеграции традиционных и компьютерных средств;
личностного взаимодействия с учащимися (общение, консультации, воспитательные воздействия).
Интерактивность компьютера позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу, например, погружая учащихся в определённую игровую ситуацию. Кроме того, учащийся сам может задавать компьютеру предпочтительную форму помощи (например, демонстрацию способа решения с подробными комментариями), способ изложения учебного материала.
Классификационные параметры технологии
Уровень и характер применения: отраслевой, частнопредметный, проникающий.
Философская основа: технократизм, сциентизм.
Методологический подход: информационный, культурологический, системный.
Ведущие факторы развития: социогенные + психогенные.
Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная, когнитивная, гештальт, суггестия.
Ориентация на личностные сферы и структуры: ЗУН, СУД, СЭН.
Характер содержания: конкретно-предметный, адаптивный.
Вид социально-педагогической деятельности: социализация.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: компьютерный индивидуальный.
Преобладающие методы: программированное обучение + интерактивные.
Организационные формы: индивидуальные + групповые.
Преобладающие средства: информационно-компьютерные + программные.
Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: субъект-объектный, дидактоцентрический.
Направление модернизации: информатизация.
Категория объектов: все категории.
Акцент целей
Формирование новой педагогической культуры, требующей обновления содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса на основе ИКТ.
• Реальное использование информации, содержащейся в обучающих программных средствах (продуктах), программах, носителях.
Рациональная организация и оптимизация познавательной деятельности в ходе учебного процесса.
• Индивидуализация обучения с помощью использования специфических свойств компьютера и обращения к принципиально новым познавательным средствам.
• Повышение эффективности обучения (т.е. снижение числа ошибок и времени усвоения материала, повышение прочности усвоения знаний и навыков).
• Использование компьютерных средств в качестве инструмента познания окружающей действительности для:
— расширения культурного кругозора в предметных образовательных областях:
- применения в учебном процессе объёмных изображений и мультимедийных средств;
изучения явлений и процессов в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и информационного моделирования;
представления в удобном для изучения масштабе времени различных физических, химических, биологических и социальных процессов, реально протекающих с очень большой или очень малой скоростью;
частичной компенсации недостатка учебной техники и наглядных пособий в предметных областях.
Использование компьютера в качестве средства для развития личности учащихся, для повышения эффективности процессов самопознания, самоутверждения, самоопределения, самореализации.
Использование компьютера в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного, педагогического).
Использование компьютера для процедур диагностики и мониторинга.
Концептуальные положения
Компьютерные средства и информационные технологии значительно влияют на дидактический процесс, повышая его эффективность.
Информационный подход к педагогическому процессу.
Принцип педагогической целесообразности в применении информационно-компьютерных средств в учебном процессе. Дополнительные средства обучения надо применять там и только там, где они имеют конкретную методическую функцию или конкретный методический (или дидактико-психологический) смысл.
Принцип оптимизации в использовании информационно-компьютерных средств.
Интеграция информационных технологий с педагогическими.
Интерактивный характер общения «человек —компьютер».
Принцип охраны здоровья детей при использовании информационно-компьютерных средств.
Принцип неограниченных возможностей: дать ребёнку столько материала, сколько он захочет и сможет усвоить.
Невозможность замены человека машиной: компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
Особенности содержания
Педагогическая классификация образовательных электронных ресурсов (ОЭР и РИОР) ещё не разработана. Сегодня можно выделить некоторые их виды: информационно-справочные материалы, программные средства обучения, креативные среды, обучающие игры.
Программными средствами обучения называют такие компьютерные продукты, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология её изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.
Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники (изучение полного курса, модулей учебной программы), программы-тренажёры (сборники задач и упражнения на применение), конструкторы, словари, справочники и энциклопедии, хрестоматии, книги для чтения, музеи, экскурсии и путешествия, игры, методические материалы для учителя, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий (сборники фотографий, музыкальных записей, видеосюжетов, рисунков, текстов).
Наиболее распространённые примеры использования компьютерных программных средств в общеобразовательных предметах (в скобках указаны конкретные удачные программы):
Русский язык и литература. Программы-тренажёры: диктанты, изложения и сочинения. Проверка орфографии компьютером (встроенная функция Windows). Сейчас всё большее распространение получают так называемые электронные библиотеки — достаточно представительные базы данных образовательной информации, учебных компьютерных программ, электронные учебники. Последние являются новым видом учебных пособий, специально подготовленных для образования и самообразования на основе последних достижений мультимедийной техники и педагогической науки.
Математика. Формулы и расчёты в электронных таблицах. Обучающие программы по различным разделам и темам («Живая геометрия» и др.), программно-методические комплексы по математике («Алгебра и начала анализа», «Функции и графики», «Метод координат», «Симметрия» и др.). Предлагаются новые принципы изучения геометрии, химии, физики и биологии, где пространственные представления об изучаемых объектах и процессах их взаимодействия становятся исключительно важными.
Иностранные языки. Интерактивные курсы обучения иностранному языку, лексические игры. Мультимедиа тренажёры. Программно-методические комплексы по английскому языку («English Grammatic», «General English», «Next Step», профессор Хиггинс, «Typingland», «Travelling» и др.). Особенно эффективны для самостоятельного изучения электронные учебники по иностранному языку.
Физика и астрономия. Обработка результатов экспериментов в электронных таблицах. Обучающие и моделирующие программы по различным темам («Живая физика», «Физический эксперимент», «Интерактивный планетарий» и др.).
Природоведение и биология. Классификация растений и животных с помощью баз данных. Программы, эмулирующие развитие живых систем и биологические эксперименты («Искусственная жизнь», «Фотосинтез» и др.). Биологические энциклопедии: зоопарки, млекопитающие и др.
Химия. Классификация химических веществ с помощью баз данных. Программы, моделирующие химические эксперименты (обучающие программы «Химия-6», «Хи-мия-7»).
География. Страноведческие базы данных (программы «Интерактивные глобусы и атласы», обучающие программы «География-5, 6, 7,8»).
Экономика. Игровые программы, моделирующие экономические системы.
История. Программы — интерактивные энциклопедии по истории.
Чернение. Чертежи на компьютере. Системы автоматического проектирования САПР.
Изобразительное искусство. Компьютерное рисование в программных средах Corel Draw, Pain-brash. Энциклопедии шедевров мирового искусства.
Музыка. Сольфеджио: звучание нот. Программы «Музыкальные инструменты», «Великие композиторы». Простые мелодии, композиция, аранжировка.
Технология. Обучение машинописи десятипальцевым методом. Программы практического обучения по специальностям.
Начальная школа. Обучение чтению. Орфография и каллиграфия с помощью компьютера. В арсенале программно-методических комплексов для начальной школы: «Обучение грамоте»; «Буква потерялась»; «СВАН»; «Пентамино»; «Кот учёный»; «Емеля» и др.
Диагностика и мониторинг. Принципиально эта область применения компьютера является надпредметной, общеучебной, но конкретные диагностические программы тесно связаны с данным предметом.
Методические особенности
Изменение технологии получения знания учащимися на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности, ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта, навигатора как в мире знаний, так и в становлении у ученика «целостного качества быть Личностью». Лозунг образования «Учить знаниям» также трансформируется через «Учить учиться» к актуальному для информационного общества «Учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута» и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании», а может быть, и ещё шире — выбору образа жизни, области саморазвития.
В зависимости от методического построения занятия компьютер способен работать в режиме разных технологических парадигм:
репродуктивной («педагогика Упанишад»: следуй за мной, делай, как я);
интерактивной («педагогика Сократа»: движение к истине через размышление ученика, отвечающего на вопросы учителя);
развивающей («педагогика саморазвития», «индивидуальная образовательная программа»: преподаватель определяет цель и средства познания, ученик сам избирает пути и способы, которые ведут к цели);
парадигмы саморазвития — свободного путешествия в пространстве культуры.
Также широко варьируются и формы обучения.
Индивидуализация обучения. Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Пространство компьютерной поддержки процесса индивидуализации обучения неограниченно. Индивидуальная образовательная программа может использовать различные информационные средства и быть в разной степени самостоятельной и осуществляться в виде:
выполнения индивидуального задания в классе;
работы с модульной частью электронного пособия (изучение нового, упражнения, лабораторная работа, контрольные работы);
самостоятельного освоения учебного предмета по электронному учебнику;
свободного путешествия по пространству культуры.
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
Интерактивный характер взаимодействия с компьютером обеспечивается обучающим диалогом, множественным выбором решений, выходом на базы данных и др.
Групповые формы работы. Помимо развития индивидуальных форм обучения появляются и новые многообещающие формы совместного компьютерного обучения. В перспективе создание компьютерных сетей позволит ученикам различных школ, и даже регионов, работать совместно, не выходя из своего дома, класса.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
Представление информации. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше его показать». Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности (например, «погрузить» учащегося в конкретную историческую эпоху, поставить его в положение участника исторических событий, первооткрывателя земель) и т.д.
Гипертекст — организация информационно-поисковых массивов, при котором отдельные информационные элементы (документографические, фактографические, полнотекстовые, графические и др.) связаны между собой ассоциативными отношениями, обеспечивающими быстрый поиск необходимой информации и/или просмотр взаимосвязанных указанными отношениями данных. Гипертекст позволяет информации стать составной частью глобального открытого полилога (широкий обмен мыслями, значениями, в который вступает автор любого гипертекста, возможность создания книги «тысячи и одного автора»), интертекстом (взаимодействие между гипертекстами, потенциальная сверхъёмкость гипертекста). Главная характеристика гипертекста — не протяжённость, а нелинейность, связность, структурированность, насыщенность разнородными связями и. кроме того, содержательная полнота, что позволяет связывать в гигантском социальном супертексте все проявления культуры.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении, в том числе при разъяснении многих теоретических понятий, оказывается чрезвычайно эффективным; компьютерная трафика помогает детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д.
Компьютер в наглядной форме представляет различного рода зависимости, числовые соотношения, вводит ребят в мир математических абстракций за счёт привязки их к наглядным образам, поэтому они прочнее запечатлеваются в сознании ребёнка.
Компьютерное моделирование (экспериментирование) весьма эффективно с точки зрения понимания природных взаимосвязей и формирования естественно-научной картины мира. Компьютерная программа может задавать параметры какой-либо экологической системы, а ученик, используя (моделируя) различные воздействия на окружающую среду, будет наблюдать сложную динамику системы, в том числе последствия своего вмешательства в её жизнь.
Мультимедиа. Современные программные средства обучения являются мультимедийными. Мультимедиа — область компьютерной технологии, позволяющая объединить в одном техническом устройстве (компьютере) некоторые возможности других технических устройств (например, магнитофона, видеоплеера и т.д.), что позволяет работать с программами, оснащёнными анимацией, стереозвуком, видеоизображением и массой других видео- и аудиоэффектов.
Мультимедиа обеспечивают переход от жёстко фиксированного текста, характерного для классической письменной культуры, к «мягкому» — на экране компьютера. Мгновенная готовность мультимедиатекста к трансформации буквально подталкивает читателя-зрителя к диалогу с ним, в результате чего обеспечивается восприятие информации сразу несколькими органами чувств в сочетании с быстрым доступом и интерактивными возможностями работы с ней. Это даёт большие возможности для развития особого, «визуального мышления» (Р. Арнхейм), играющего самостоятельную роль в развитии и жизнедеятельности человека.
Внедрение в технологии компьютерного обучения аудиовизуальных (мультимедийных) образов позволяет надеяться на использование всех важнейших способностей восприятия человека для развития детей.
Вариативность использования средств ИКТ. Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:
полная замена деятельности учителя компьютерным программным средством, электронным учебным пособием по предмету (CD-ROM, DVD). Компьютер позволяет внести принципиальные изменения в содержание обучения, качественно иначе строя учебные предметы. Примеры: изменения в
построении учебного предмета в компьютерных программах по геометрии, языкам, предметам художественного цикла — рисованию, музыке и предметам профессионального профиля;
частичная замена деятельности учителя компьютерными обучающими программами (по отдельным темам, вопросам предмета) состоит в использовании учителем своего сценария изучения учебного материала с применением фрагментов имеющегося программного обеспечения по
предмету. При этом учитель, оставаясь центральной фигурой учебного процесса, выполняет управляющие воздействия по отношению к учащимся, отбирает учебные задачи, контролирует ход их решения и определяет характер и меру помощи;
фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала, аудиовидеонаглядности из электронных хрестоматий, энциклопедий, музеев, контролирующих и других: дополнительных материалов предметного учебно-методического комплекта.
Появление мультимедиатехнологий вывело взаимодействие компьютера и человека на новый уровень. Сегодня ученик на своём рабочем месте может просмотреть видеосюжет документальной или художественной кинохроники, прослушать голоса природы, наблюдать социальные и физические явления в высококачественной анимации, пройти аудио-тренинг по иностранному языку, стать участником общественного мероприятия;
использование тренинговых программ для закрепления материала. Тенденции развития компьютерной техники обещают почти фантастические возможности имитации
действительности. Человек в этой имитации, называемой виртуальной реальностью, становится как бы частью среды, субъектом действия. В таких имитациях компьютер обращается к эмоциональной сфере личности субъекта. Это может оказать стимулирующее воздействие на творческую активность ребёнка, поскольку обращение к эмоциям способно создать психологический климат, благоприятный для формирования новых подходов и более эффективного решения познавательных задач. Компьютер включает творческое воображение человека;
использование диагностических и контролирующих материалов, имеющихся на электронном носителе или разработанных учителем; компьютер позволяет качественно улучшить контроль за деятельностью учащихся, вести мониторинговый режим, создаёт возможность сохранения хода и результатов решения различных задач, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом;
выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий учащимися с последующей демонстрацией их на уроках или внеклассной работе. Компьютер позволил разработать новые типы учебных задач, в частности задачи исследовательского характера, задачи, направленные на рефлексию учащимися своей деятельности, на её саморегуляцию;
использование компьютера для вычислений, построения графиков;
• использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы (программа «Матлаб» и др.);
• использование игровых и занимательных программ для закрепления материала, мотиваций, психологической разрядки.
Деятельность учителя, организующего учебный процесс, т.е. целенаправленную и сложную по структуре работу ученика при получении, закреплении или контроле знаний, содержательно соответствует деятельности разработчика автоматизированных информационных обучающих программ. Учитель должен не только понимать, какие знания и в каком виде передаются ученику, как можно проверить полноту знаний, какую роль должны и могут сыграть компьютерные средства, но и продумать и организовать сам процесс общения учеников с компьютером, сопоставить функции компьютерных средств и действия ученика, виды представления и способы подачи учебного материала с помощью компьютерных средств. В этом случае и идёт речь о разработке учебного процесса, понимаемого как определённая технология.
Мотивация деятельности учения. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит — видеть причины и следствия, понимать их смысл. Интерес создаётся также разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет). Этому способствует не только новизна работы с компьютером, но и возможность регулировать предъявления учебных задач по трудности, поощрение правильных решений.
Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе — неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. На компьютере ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, опираясь на необходимую помощь
Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая
практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы и предлагать любые решения без риска получить за это низкий балл, — всё это способствует формированию положительного отношения к учёбе.
Наконец, ещё одним источником мотивации являются игровые возможности компьютера.
Программное обеспечение компьютера вообще создаёт общий игровой фон общения человеках машиной. Эта особенность не ограничивается сугубо игровыми моделями компьютера. Предлагая интерфейс, имеющий иронически-шутливую окраску, компьютер привносит положительный эмоциональный характер в мыслительный и творческий процесс.
Дружественность. Особым достоинством компьютера, неоценимым в процессе обучения, являются его «выдержка» и •«спокойствие», «дружественность» по отношению к пользователю.
Эффективное использование информационных технологий в общеобразовательных предметах может быть достигнуто при условии а) овладения учителями-предметниками основами компьютерной грамотности; б) тесного взаимодействия с учителями информатики.
Рекомендуемая литература
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.
Беспалько В.П. Программированное обучение: Дидактические основы. М., 1970.
Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. М., 1971.
Вильяме Р. и др. Компьютеры в школе. М., 1988.
Гейн А.Г. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991.
Горвиц Ю.М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
Дидактические основы компьютерного обучения. Л., 1989.
Журавлёв А.Л. Языковые игры на компьютере. М.. 1988.
Новые педагогические и -информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат и др. М.: Академия, 2000.
Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: РПА, 1996.
Петрусинский В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. М., 1987.
Политика в области образования и новые информационные технологии // Информатика и образование. 1996. № 5.
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.
Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании об-1 щего образования // Советская педагогика. 1989. № 3.
Селевко Г.К. Информационные технологии в школе // Информационно-компьютерные средства в школе. Ярославль: ИРО, 2003.
Талызина Н.Ф. Контроль и его функции в учебном процессе // Советская педагогика. 1989. № 3.
Управление, информация, интеллект / Под ред. А.И. Берга и др. М., 1976.
Шеншев Л.В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? //Педагогика. 1992. № 11.
6