СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно-методическое письмо «О преподавании истории в образовательных организациях в 2016—2017 учебном году

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационно-методическое письмо «О преподавании истории в образовательных организациях  в 2016—2017 учебном году в свзи с переходом на линейную систему обучения в преподавании истории

Просмотр содержимого документа
«Информационно-методическое письмо «О преподавании истории в образовательных организациях в 2016—2017 учебном году»

Информационно-методическое письмо «О преподавании истории в образовательных организациях в 2016—2017 учебном году».

Информационно-методическое письмо подготовлено в целях разъяснения вопросов организации преподавания учебного предмета «История» в образовательных организациях в Ленинградской области в 2015—2016 учебном году в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», на основании нормативных и сопроводительных документов Министерства образования РФ, ФГОС основного общего образования, Концепции нового УМК по отечественной истории

Актуальность содержания обусловлена важными изменениями в сфере исторического образования, в частности, утверждением новой редакции Примерной основной образовательной программы основного общего образования и реализацией Концепции нового УМК по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт), переходом на линейную систему изучения истории, а также изменениями в КИМах ЕГЭ по истории.

Нормативно-правовое обеспечение преподавания истории в 2016—2017 учебном году.

В организации преподавания курсов истории и обществознания в 2016—2017 учебном году следует руководствоваться Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, а также основными документами федерального и регионального уровней, обеспечивающими нормативное сопровождение введения и реализации ФГОС ООО.

· ФГОС общего образования

· Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию — протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

Интернет-адреса:.

http://www.fgosreestr.ru./;

http://edu.crowdexpert.ru/

· Примерные программы по Истории (линейная система, с 5 по 10 класс) http://edu.crowdexpert.ru/files/Результаты/История.pdf

· Федеральный компонент государственного стандарта образования. История – опубликован в «Вестнике образования», № 13, 2004 г. и в виде отдельных брошюр – «Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент государственного стандарта». — М. : «Дрофа», 2004 г.; переиздания – 2006—2009 гг.

· Учебные программы к УМК, рекомендованные Минобрнауки РФ (изд. «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана-Граф», 2008—2013 гг.);

· Федеральный перечень учебников на 2014-2015 уч. год

(Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253);

· Приказ Приказ Минобрнауки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников… от 31 марта 2014 г. № 253»;

· Концепция нового УМК по отечественной истории, включающая Историко-культурный стандарт

· http://минобрнауки.рф/документы/3483, http://www.kommersant.ru/docs/2013/standart.pdf;

· Материалы по новым УМК: из-во "Просвещение" http://www.prosv.ru/, из-во "Дрофа" http://www.drofa.ru/, из-во "Русское слово"

2. Об изменениях в преподавании курса «История России»

В соответствии с утвержденной РИО «Концепцией нового УМК по истории России» и ООП, произошел отказ от системы концентров, где история России изучалась с 6 по 9 класс, а затем в 10 и 11 шло повторение всего курса. Новая структура курса представлена в линейном виде с 6 по 10 класс, где XX век изучается в 10 классе, начиная с первой мировой войны, а не с Российской империи в начале XX века, как было ранее. В 11 классе на базовом уровне может быть предложен системный курс «История России в мировом контексте», сравнительно-исторический по своему характеру, но надо отметить, что окончательного решения о том, что будет представлять собой курс истории в 11 классе не принято.

В связи с утверждением Концепции нового УМК по отечественной истории, составной частью которого является Историко-культурный стандарт (далее - ИКС), были созданы новые УМК по истории России.

Данные документы (Концепция и ИКС) являются ориентирами для преподавания истории в школе, задания ОГЭ и ЕГЭ по истории составляются с их учетом, потому педагогам необходимо ознакомиться с ними (http://минобрнауки.рф/документы/3483).

Реализуя Историко-культурный стандарт в практике преподавания отечественной истории нужно учитывать следующие условия:

1) при реализации Концепции нового УМК по отечественной истории предполагается обязательный переход на линейную структуру преподавания истории России; переход к линейной системе изучения истории должен проходить постепенно, начиная с 6 класса. Предполагается, что этот переход произойдет в течение 3 лет.

2) внесены существенные изменения в Федеральный перечень учебников. На сайте Министерства образования и науки РФ опубликован приказ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников от 31 марта 2014 г. № 253», в котором говорится об исключении из него всех, существовавших до этого момента, учебников по истории России для основной школы и внесении трех новых линий учебников (издательств Просвещение, Дрофа, Русское слово)

3) необходимо учитывать, что, в случае, если образовательная организация примет решение о переходе в 6-х классах на новые учебники, предполагается преподавание истории России на основе новой программы(http://edu.crowdexpert.ru/files/Результаты/История.pdf), ориентированной на линейную структуру. В случае, если ОУ продолжает работать в 6-х классах по старым учебникам, необходимо ориентироваться на традиционные программы к данным УМК (приказов об обязательном переходе на новые программы на настоящий момент не существует).

В 2016-2017 учебного года в образовательных организациях предмет «История» в основной школе изучается в 5-8 классах - 2 часа в неделю, в 9 классе - 3 часа в неделю. Общий объем учебного времени - 374 часа.

Наименование предмета Классы

ИСТОРИЯ

В соответствии с федеральным БУП количество часов, предусмотренное для изучения истории в 10-11 классах, следующее:

Наименование уровня Средняя (полная) школа (часы в неделю)

10 класс 11 класс

Базовый уровень

Профильный уровень

Напоминаем что, структурно предмет «История» включает учебные курсы по «Всеобщей истории» и «Истории России». В связи с этим целесообразно преподавание истории на ступенях основного общего образования и среднего общего образования как на базовом, так и на профильном уровнях выстраивать единым курсом. На базовом уровне преподавание учебного предмета «История» в образовательных организациях 2 часа в неделю. При этом предполагается как в основной, так и старшей школе два варианта преподавания курсов истории: отдельными курсами (блоками), последовательно (один за другим), или синхронно-параллельно. В случае, когда история изучается раздельными курсами (блоками), рекомендуется сначала изучать «Всеобщую историю», затем «Историю России». На практике в 5–9 классах общеобразовательных учреждений рекомендуется последовательное изучение курсов истории России и всеобщей истории. В 9–ых классах возможно синхронно-параллельное и интегрированное изучение данных курсов, в 10–11 рекомендуется синхронно–параллельное изучение этих двух курсов с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов, интегрированное преподавание (с использованием соответствующих УМК) возможно исключительно на базовом уровне в классах математического, естественно–научного, технологического и т.п. профилей.

Интегрироваться могут темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории, культуры и др. Также в IX и XI классах возможна разработка интегрированного курса истории.

Так как в Федеральном базисном учебном плане указан один предмет – «История», то и в школьных журналах предметы «Всеобщая история», «История России» записывать одним названием «История» с выставлением единой итоговой оценки (четверть, полугодие и год). При планировании учебного процесса учитель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов. При этом необходимо учитывать такие характеристики, заложенные в ФГОС, как многофакторный подход к содержанию истории - обеспечение баланса между различными областями исторического знания; направленность на органическое единство рассмотрения отечественной и зарубежной истории при приоритете изучения истории России. Изучение истории России и зарубежной истории целесообразно организовывать по следующим параметрам:

- прямое сравнение России и других стран;

- хронологическая синхронизация изучения событий в России и в мире;

- анализ конкретных событий в истории России и их влияния на мировую историю.

Распределение часов, предназначенных на изучение курсов всеобщей истории и истории России с V по IX классы, осуществляется педагогом в соответствии со стандартами, основной образовательной программой, рабочей программой и содержанием УМК. С учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (V-VI, VII-VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.

Структура преподавания истории в основной школе (5—9 кл.) в 2016—2017 учебном году в 5—9 классах рекомендуется преподавание истории по следующей структуре:

КЛАСС ПРЕДМЕТ (запись в журнале) Содержание Кол-во часов

история Всеобщая история. Древний мир(с 2014 – 2015 уч.г. изучается по программам ФГОС ООО)

история Всеобщая история. История средних веков (с 2015 – 2016 уч. г. изучается по программам ФГОС ООО)

история История России (с 2015 – 2016 уч. г. изучается по программам ФГОС ООО)

история Всеобщая история. Новое время ч. I.

история История России

история Всеобщая история. Новое время ч. II.

история История России

история Всеобщая история. Новейшая история XX- начало XXI вв.

история История России XX- начало XXI вв.

При переходе на новые УМК по истории России и линейную систему обучения истории учителя столкнутся с определенными сложностями, связанными с тем, что учебники по всеобщей истории по-прежнему ориентированы на концентрическое изучение предмета. В связи с этим необходимо синхронизировать изучение курсов всеобщей истории и истории России, Ориентиром для этого могут послужить две следующие таблицы.

Класс

Всеобщая история

История России


История Древнего мира Первобытность Древний Восток Античный мир. Древняя Греция Древний мир

Народы и государства на территории нашей страны в древности  


История средних веков VI – XV вв. Раннее средневековье Зрелое средневековье Страны Востока в средние века Страны доколумбовой Америки

От Древней Руси к Российскому государству VIII – XV вв. Восточная Европа в середине I тыс. н.э. Образование государства Русь Русь в конце X – начале XII вв. Культурное пространство Русь в середине XII – начале XIIIвв. Русские земли в середине XIII - XIV вв. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII - XV вв. Культурное пространство   Формирование единого Русского государства в XV веке. Культурное пространство Региональный компонент.


История нового времени XVI-XVII в От абсолютизма к парламентаризму Буржуазные революции Европа в конце XV – начале XVII вв. Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. Страны Востока в XVII—ХVIII в

Россия в XVI-XVII в: от великого княжества к царству Россия в XVI веке Смута в России Россия в XVII вв Культурное пространство Региональный компонент


История нового времени XVIII в. Эпоха Просвещения Эпоха промышленного переворота Великая французская революция

Россия в конце XVII – XVIII вв. От царства к империи. Россия в эпоху преобразований Петра Эпоха дворцовых переворотов Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины и Павла Культурное пространство империи Народы России в XVIII в. Региональный компонент


История Нового времени XIXв. Мир в начале XX вв. Становление и расцвет индустриального общества. Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. Экономическое и политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. Страны Азии в ХIХ в. Война за независимость в Латинской Америке Народы Африки в Новое время Развитие культуры в ХIХ в. Международные отношения в ХIХ в. Мир в 1900 – 1914 гг.  

Российская империя в XIX – начале XX вв. Россия на пути к реформам (1801- 1861 гг. Александровская эпоха: государственный либерализм. Отечественная война 1812 г. Николаевская эпоха: государственный Консерватизм Крепостнический социум. Деревня и город Культурное пространство империи в первой половине XIXв. Пространство империи : этнокультурный облик страны Формирование гражданского самосознания Основные течения общественной мысли Россия в эпоху реформ Преобразования Александра II: социальная и Правовая модернизация «Народное самодержавие» Александра III Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность Культурное пространство России. Этнокультурный облик империи Формирование гражданского общества. Основные направления общественных движений Кризис империи в начале ХХ века. Первая Российская революция 1905 – 1907 гг. Начало парламентаризма. Общество и власть после революции. «Серебряный век» русской культуры.

Учителя, преподающие историю в 5-х классах при разработке рабочих программ по истории Древнего мира, до изучения истории темы «Древний Восток», в разделе «Первобытность» должны предусмотреть выделение 1 учебного часа на обзорное представление темы «Народы и государства на территории нашей страны в древности». Содержание данного урока носит пропедевтический характер и соотносится с содержанием темы «Первобытность» по всеобщей истории. Для разработки урока можно воспользоваться информационно-методическими материалами учебников по истории России для 6 класса, адаптируя их к возрастным возможностям обучаемых, уровню их знаний и умений, целям и задачам урока.

Следует заметить, что при переходе к планированию единого курса «История» разработка рабочей программы становится обязательной, так как основные учебники идут отдельно к курсам «История России» и «Всеобщая история», и, соответственно, обеспечиваются разными программами.



Учитель, составляя Рабочую программу на основе имеющихся примерных (типовых) учебных и авторских рабочих учебных программ, имеет право менять не более 20% материала. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся.

Переход на новую структуру и содержание исторического образования.

При переходе на новую структуру исторического образования педагоги могут ориентироваться на следующую схему.

Классы Всеобщая история История России

История Древнего мира

История средних веков VI-XVв Средние века до Великих географических открытий (28часов) История России VIII- XV вв. До создания единого Русского централизованного государства, До конца правления Ивана III (1505 г.) (40 часов)

Всеобщая история XVI -XVII вв. От абсолютной монархии к парламентской монархии. От абсолютизма к парламентализму (28 часов) История России XVI-XVII вв. От начала правления Василия III (1505г.) до правления Петра I

Всеобщая история XVIIIв. Эпоха просвещения Эпоха промышленного переворота Первые буржуазные революции Великая французская буржуазная революция (28 часов) История России XVIII в От начала правления Петра I до конца правления Павла I (1801 г.) (40 часов)

Всеобщая история XIX в. Становление буржуазного общества (28 часов) История России XIX в. От начала правления Александра I (1801) до начала первой мировой войны (1914) (74 часа)

Всеобщая история XX в. (40 часов) История России 1914 – начало XXI в.

Согласно Концепции обучение истории завершается в 10 классе. В настоящее время не принято окончательного решения о том, какие учебники и какое содержание исторического образования будет реализовываться в 11 классе.

Наибольшую сложность для учителей истории может представлять сам переходный период с концентрической системы исторического образования на линейную, так как в условиях перехода на Историко-культурный стандарт (далее - ИКС) возникает несоответствие структуры и отдельных сюжетов преподавания истории России.

Рекомендуем приступить к изучению истории России по новым УМК с 6 класса, в них уже учтены все изменения хронологических рамок изучаемого периода в соответствии с линейной структурой и ориентированность изучаемых тем на историко-культурный стандарт. Если же преподавание истории России в 6 классе осуществляется по учебникам, ранее включенным в федеральный перечень учебников, учителю необходимо самостоятельно учесть изменение хронологических рамок изучаемого периода истории до конца правления Ивана III (1505). Это означает, что данный период истории изучается в соответствии с новыми требованиями более подробно, чем в старых учебниках. Изучение периода истории, связанного с правлением Василия III (1505-1533) и Ивана Грозного (1533-1584) соответственно переносится в 7 класс.

Для обучающихся, начинающих изучение истории России в соответствии с новыми требованиями в 7 классе, необходимо предусмотреть повторение тем, связанных с историческими событиями 1505-1584 гг. (ориентировочно в объеме 10 часов). Чтобы избежать полного повторения ранее изученных тем, уже знакомых школьникам, их внимание необходимо сконцентрировать на темы и сюжеты, предусмотренные историко-культурным стандартом. Например, связанные:

с формированием идентичности россиян в новом цивилизационно-культурном и историческом пространстве в данный исторический период;

с культурологическими аспектами восприятия государства и личности царя;

с особенностями народного восприятия власти и важнейших событий;

с историко-культурными сюжетами концепции «Москва – третий Рим»;

с особенностями взаимоотношений Ивана IV с ханствами на постордынском пространстве;

с влиянием ордынских элементов на складывание государственности в централизованной России;

с особенностями взаимоотношений России со странами Запада;

со взаимоотношениями между народами Росси в XVIвеке;

с историей повседневности.

Также рекомендуем усилить сравнительные линии отечественной и всемирной истории, более пристально подойти к изучению вопросов культуры истории народов России, не вошедших в данный исторический период в состав России и развивающихся в иных цивилизационно-культурных пространствах

Можно уделить внимание организации проектной деятельности школьников, при возможности – новому осмыслению истории родного края в указанный период, организации реальных и виртуальных экскурсионных маршрутов, работе с документами историко-культурного и этнокультурного характера, в том числе имеющихся в местных архивах и музеях. Среди рекомендуемых форм уроков возможны ученические конференции, защиты проектов, круглые столы, лабораторные практикумы.

Для обучающихся, начинающих изучение истории России в соответствии с новыми требованиями в 8 классе, имеются два пути изучения истории России.

Путь первый. Чтобы не возникло ощущения повторения уже изученного материала, учитель может организовать изучение истории России по пути усиления историко-культурологического подхода, так, как это предложено для 7 класса (см. выше). Основное внимание при этом уделяется осмыслению особенностей российской цивилизации, многонационального государства и формирования российской идентичности в условиях европеизации. В частности, необходимо уделить внимание следующим сюжетам:

- сущности и последствиям культурно-исторического раскола в российском обществе, связанного с европеизацией страны;

- рождению светской культуры; влиянию элементов протестантизма, рационализма и эпохи Просвещения

- на представления россиян о личности человека, о государстве, государственности, праве, династии и власти, возможностей её смены, о трудовой этике и профессионализме, о переходе от общинных отношений к общественным (социальным), о сословном строе, о правах и обязанностях подданных, о религии и церкви, их роли в жизни государства и общества;

- сущности и последствий фактического участия России в вестфальской системе международных отношений, включая войны с европейскими государствами и разделы Польши;

- включению в состав империи польского населения, расширению территории страны на юго-западе (Новороссия и Крым) и его многонациональной колонизации (немцы, сербы, греки, армяне и т.д.);

- феномену массового притока иностранцев в систему государственной власти и государственного управления, образования и науки, его влиянию на национальное самосознание (менталитет) россиян;

- особенности складывания российской интеллектуальной элиты и деятельности просветителей народов России;

- истории повседневности, истории идей.

- изучению истории и культуры народов, не вошедших в состав России к началу XIX века, но впоследствии оказавшихся в её границах.

Такое изучение истории при приоритете интерактивных форм уроков и расширении сферы историко-культурологического подхода предпочтительно в классах, изучающих углублённый курс истории.

Путь второй. Для большинства школьников, изучающих в 8 классе историю на базовом уровне, рекомендуем сразу перейти к изучению событий, процессов, фактов и явлений XIX века либо по новым учебникам для 9 класса, либо по старым учебникам с соответствующей корректировкой по тематике историко-культурного стандарта и завершить его рубежной датой 1861 года с тем, чтобы в 9 классе довести преподавание курса до начала Первой мировой войны. По тематике историко-культурного стандарта необходимо сконцентрировать внимание школьников на продолжении культурологических сюжетов предшествующего столетия, перечисленных выше, а также на роли России в венской системе международных отношений, национально-культурном возрождении славянских народов империи, влиянии событий 1812 года на особенности формирования национального самосознания и российской гражданской идентичности, истории повседневности?

При этом надо отметить, что не следует форсировать переход на линейную систему изучения истории в 7 и тем более в 8 классе, так как это создаст трудности при сдаче ОГЭ по истории, контрольно-измерительные материалы которого в течение ближайших 3-х лет будут ориентированы на концентрическую систему обучения.









Составитель Сорокина Т.С.,

методист кафедры истории

и социальных дисциплин ЛОИРО.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!