© 2020, Гизатулина Ольга Ивановна
Информационно-образовательная среда дистанционного обучения
- Moodle - аббревиатура от M odular O bject- O riented D ynamic L earning. Это LMS система - Learning Management System. Или по-нашему СДО - Система Дистанционного Обеспечения . По сути это CMS, заточенная для выполнения триединой задачи: обучение, тренировка, тестирование.
- Онлайн-система обучения и тестирования пользователей. Доступ в систему осуществляется вследствие регистрации и авторизации. Есть гостевой вход на уровне курса для просмотра материалов без возможности участия в тестах и опросах. Права пользователей зависят от роли.
© 2020, Гизатулина Ольга Ивановна
Информационно-образовательная среда дистанционного обучения
- Основные характеристики и элементы информационно-образовательной среды.
- Описание LMS Moodle.
- Организация и сопровождение учебного процесса в LMS Moodle. Использование средств коммуникации.
Основные характеристики и элементы информационно-образовательной среды.
Информационно-образовательная среда - программно-телекоммуникационная среда, обеспечивающая едиными технологическими средствами ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в среде Интернет любому числу учебных заведений.
Платформа
Оболочка
Система дистанционного обучения (СДО)
Система управления обучением (LMS)
Преимущества использования сред
- Существенное снижение времени на разработку курсов (создание курсов без средств программирования);
- Снижение общих затрат организации на разработку и использование курсов ДО;
- Обеспечение современного уровня функциональных и коммуникационных возможностей и пользовательского графического интерфейса курсов;
- Существенное расширение аудитории потенциальных разработчиков.
Современные системы дистанционного обучения обеспечивают:
- централизованное автоматизированное управление обучением;
- быстрое и эффективное размещение и предоставление учебного контента обучаемым;
- единую платформу для решения основных задач в рамках планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями в организации;
- поддержку современных стандартов в сфере технологий дистанционного обучения;
- персонализацию учебного контента и возможность его многократного использования;
- широкий диапазон средств организации взаимодействия между всеми участниками учебного процесса.
Основные элементы информационно-образовательной среды
- Средства создания учебного содержания курса(контента) , т.е. программные инструменты дизайнера учебного контента, включая тестовый, графический, мультимедийный дизайн и необходимые средства импорта контента в обучающую среду;
- Средства управления контентом , отвечающие за наполнение, изменение, дополнение, авторизацию контента администраторами СДО и доставку контента до обучаемого по его запросу и/или календарю курса обучения;
Основные элементы информационно-образовательной среды
- Средства управления и организации процесса обучения , играющие роль деканата (зачисление на курсы, отчисление, ведение отчетности, статистика событий и процессов, организация и проведение тестов);
- Средства коммуникации между всеми участниками процесса обучения (электронная почта, форумы, чаты, аудио- и видеоконференции и т.п.).
На организационно-методическом уровне среда должна отвечать следующим принципам:
− личностно-ориентированный характер образовательных программ (маркетинговый подход; учет образовательных потребностей обучающихся);
− практико-ориентированность содержания и способов совместной деятельности;
− активность и самостоятельность обучающихся как основных субъектов образования;
− проблемность и диалогичность содержания и характера взаимодействия в учебном процессе;
− рефлективность (осознанность обучающимися содержания, способов деятельности, а главное, собственных личностных изменений);
− вариативность (разнообразие); содержание образования должно демонстрировать множество точек зрения на проблему, множество граней ее решения;
− принцип поддерживающей мотивации;
− модульно-блочный принцип организации содержания образования и деятельности обучающихся;
− интерактивность – постоянный контакт не только преподавателя и студента, но и студентов в группе.
Функционал типичной СДО
Контент (информационные материалы)
- Основной информационный материал;
- Дополнительные информационные
- материалы;
- Библиотека ресурсов;
- Глоссарий.
Функционал типичной СДО
- Система тестирования – обеспечивает текущий контроль знаний;
- Средства управления и организации обучения :
система регистрации, учет всех участников ДО – администраторов, авторов курсов, тьюторов, обучающихся;
персонализация и разграничение прав доступа к учебным материалам;
администрирование процесса обучения, учет с результатов обучения и тестирования;
Функционал типичной СДО
Асинхронные (offline):
- Электронная почта;
- Новостные группы;
- Форумы;
Синхронные(online):
- Видео- и аудиоконференции;
- Виртуальные семинары и обсуждения (чаты);
Описание среды Moodle
Среда MOODLE (Модульная Объектно-Ориентированная Динамическая Учебная Среда) является пакетом программного обеспечения для создания курсов дистанционного обучения и web-сайтов. Система распространяется бесплатно, как Open Source-проект, по лицензии GNU GPL .
Автор системы: Мартин Догиамас, администратор СДО университета Куртина , Австралия.
Описание среды Moodle
• Богатый набор модулей-составляющих для курсов - Чат, Опрос, Форум,
Глоссарий, Рабочая тетрадь, Лекция, Тест, Анкета, Scorm, Wiki,
Семинар, Ресурс (в виде текстовой или веб-страницы или в виде каталога).
• Изменения, произошедшие в курсе со времени последнего входа
пользователя в систему, могут отображаться на первой странице курса.
• Почти все набираемые тексты (ресурсы, сообщения в форум, записи в
тетради...) могут редактироваться встроенным WYSIWYG RichText -редактором.
• Все оценки (из Форумов, Рабочих тетрадей, Тестов и Заданий) могут быть
собраны на одной странице (либо в виде файла).
• Доступен полный отчет по вхождению пользователя в систему и работе, с
графиками и деталями работы над различными модулями (последний вход,
количество прочтений, сообщения, записи в тетрадях).
• Возможна настройка E-mail - рассылки новостей, форумов, оценок и
комментариев преподавателей.
Описание среды Moodle
• Система спроектирована с учётом достижений современной педагогики c акцентом на взаимодействие между учениками, обсуждения (социальный конструкционизм).
• Может использоваться как для дистанционного, так и для очного обучения.
• Имеет простой и эффективный web-интерфейс.
• Дизайн имеет модульную структуру и легко модифицируется.
• Студенты могут редактировать свои учетные записи, добавлять фотографии и изменять многочисленные личные данные и реквизиты.
• Каждый пользователь может указать своё локальное время, при этом все
даты в системе будут переведены для него в местное время.
• Поддерживаются различные структуры курсов: «календарный», «форум»,
«тематический».
• Каждый курс может быть дополнительно защищен с помощью кодового слова.
Использование LMS Moodle позволяет обеспечить
- многовариантность представления информации;
- интерактивность обучения;
- многократное повторение изучаемого материала;
- структурирование контента и его модульность;
- создание постоянно активной справочной системы;
- самоконтроль учебных действий;
- выстраивание индивидуальных образовательных траекторий;
- конфиденциальность обучения;
- соответствие принципам успешного обучения.
Вход в систему
© 2020, Гизатулина Ольга Ивановна
Работа в системе
После регистрации вы получаете следующие права:
- Чтение новостей.
- Участие в чатах.
- Просмотр описания курсов, которые поддерживает система.
- Регистрация на курсы, не требующие согласования с преподавателем или администрацией.
Дистанционное обучение в «Moodle» http://moodle.guldu.uz/
Структура LMS Moodle
© 2020, Гизатулина Ольга Ивановна
Структура LMS Moodle
Одним из основных понятий LMS Moodle является курс.
Все курсы в рамках системы распределяются по категориям.
Названия категорий являются ссылками, при переходе по которым вы сможете увидеть список курсов только этой категории с расширенной информацией, которая включает список преподавателей курса и его описание.
Все курсы имеют примерно одинаковую, модульную структуру.
Каждый курс состоит из блоков, размещенных в левой и правой колонках, и основного содержания (модулей), находящегося в центре страницы.
Блоки увеличивают функциональность, интуитивность и простоту использования системы.
Структура курса в LMS Moodle
Основное содержание курса разбито на модули: нулевой модуль, состоящий из общих для всего курса элементов, и тематические модули.
Нулевой модуль обычно содержит форумы, чаты курса, общие описания, касающиеся всего курса в целом.
Нулевой модуль типового обучающего курса, например, может содержать следующие элементы:
форум «Новости и объявления курса» содержит темы, которые автоматически рассылаются всем участникам курса. Добавлять тему может только преподаватель курса, обсуждать – все участники курса;
«Общий форум» и «Общий чат» предназначены для свободного общения студентов и преподавателей. Добавлять и обсуждать тему могут все участники курса;
словари терминов и персоналий.
Структура курса в LMS Moodle
Количество и содержание тематических модулей может сильно варьироваться в зависимости от курса (максимально может быть 52 модуля).
Модуль в общем случае содержит некоторое количество элементов, объединенных одной темой.
Тематический модуль типового обучающего курса, например, может содержать следующие элементы:
краткое описание (инструктивная часть): дата начала и окончания, тема, сроки сдачи теста и контрольной работы;
лекции и тесты самоконтроля;
тематический тест, тренинг, контрольную работу.
Формат курса
Календарь - курс организуется на основе расписания работы с точным сроком начала и окончания работы;
Структура - курс организуется как совокупность тематических модулей, не привязанных к определенному расписанию;
Форум - курс организуется на основе одного большого форума.
Использование навигационной панели
Работа с календарем
Блок «Календарь» содержит сетку текущего месяца с отмеченными на ней событиями, на которые необходимо обратить внимание. Существует четыре типа событий:
- общие события – события, выходящие за рамки курса;
- события курса – события, относящиеся непосредственно к курсу, в котором вы находитесь в данный момент, а именно: граничные даты выполнения различных элементов и добавленные вручную события данного курса;
- групповые события – события вашей группы для курса, в котором вы находитесь;
- события пользователя – ваши личные события, которые вы сами для себя добавили.
Для добавления события вам необходимо перейти на страницу календаря и событий нажав на ссылку с названием месяца, на этой странице нажать на кнопку « Новое событие » и далее заполнить необходимые поля.
Работа с профилем пользователя
Для того чтобы попасть на страницу редактирования своего профиля, вам необходимо перейти по ссылке, содержащей ваше имя и фамилию.
Такие ссылки размещаются практически на всех страницах
- В правом верхнем углу ,
- На всех страницах внизу – «Вы зашли под именем » ,
- В блоке «Пользователи на сайте»,
- На странице «Участники курса» (ссылка «Участники», блок «Люди»)
Работа с форумом
Форум – это деятельностный модуль, который дает возможность асинхронного общения участникам дистанционной программы.
В рамках системы вам могут встретиться форумы разных типов:
стандартный форум : состоит из неограниченного числа тем для обсуждений и сообщений в темах;
простое обсуждение : состоит из одной темы, обычно используется для того, чтобы сфокусировать обсуждение на одной теме;
каждый открывает одну тему : каждый участник обсуждения может начать только одну тему, участие в открытых темах не ограничивается;
форум вопрос-ответ : в этом типе форума темы может создавать только преподаватель, учащийся увидит ответы других участников только тогда, когда сам ответит на вопрос, поставленный в теме.
Форумы, как и любые деятельностные элементы, могут располагаться в любом модуле курса, а также в некоторых блоках.
Работа с личными сообщениями
Система обмена сообщениями предоставляет участникам дистанционной программы возможность обмениваться личными сообщениями.
Получить доступ к страницам обмена сообщениями можно разными способами, например:
- из блока «Обмен сообщениями», воспользовавшись одноименной ссылкой;
- со страницы своего профиля, воспользовавшись кнопкой «Обмен сообщениями».
Страница обмена сообщениями содержит 3 вкладки: «Собеседники», «Искать» и «Настройки».
Работа с чатом
Чат может выступать не только средством общения, но и деятельностным элементом.
Например, в курсе может присутствовать задание (деятельностный элемент «задание» обозначается иконкой ) с типом ответа «Ответ – вне сайта». В этом случае работа может строиться следующим образом: вы читаете задание, выполняете какие-то подготовительные действия, а в назначенное время в чате проходит собеседование с преподавателем, по результатам которого он выставляет вам оценку.
Чат может располагаться в тех же местах, где и форум, и любые деятельностные элементы: на главной странице системы и на главной странице курса как в центральной части, так и в блоках.
Тест
Тест позволяет разработчику создавать базы вопросов как для самопроверки студентов, так и для организации промежуточного и итогового опросов.
Типы тестов:
- с несколькими вариантами ответов;
- с одним правильным ответом;
- с выбором верно/неверно;
- предполагающие короткий текстовый ответ, числовой ответ; вопросы на сопоставление;
- вопросы со вписываемыми ответами в тексте на месте пробелов;
- вычисляемый вопрос.
Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть в последствии использованы заново в этом же курсе (или в других).
Студентам можно разрешить проходить тест несколько раз, при этом каждая попытка автоматически оценивается.
Режим редактирования курса
Одна из основных возможностей преподавателя (если вы имеете все необходимые права) – редактирование курса: добавление, удаление, перемещение ресурсов, деятельностных элементов, блоков.
Каждый модуль, а также некоторые блоки (например, «Основное меню») в режиме
редактирования содержат выпадающие списки
«Добавить ресурс»,
«Добавить элемент курса».
© 2020, Гизатулина Ольга Ивановна
Взаимодействие в СДО