Информационно-образовательная среда
Информационно-образовательная среда - это программно-телекоммуникационная среда, основанная на использовании компьютерной техники. Данная среда обеспечивает технологическими средствами информационное обеспечение всех участников образовательного процесса. Основной целью информационно-образовательной среды является информационная поддержка учебного процесса и управления учебным заведением, информирование всех участников образовательного процесса о его ходе и результатах, а также о внеклассных мероприятиях.
Учебная деятельность, в ходе которой происходит развитие и социализация ребенка, осуществляется во многих средах, каждая из которых является своеобразным срезом с человеческой деятельности и акцентирует различные ее аспекты. Одной из таких сред является информационно-образовательная среда.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения - это пространство сетевого взаимодействия всех участников учебного процесса, в котором происходит развитие ребенка-школьника. ИОС школы насыщенно субъектами - носителями информационных культур, информационными объектами - образовательным контентом различной природы и структурыми практиками - фиксируемыми способами человеческого поведения в этой среде.
Информационно-образовательная среда - это продукт деятельности, преследующей образовательные цели и задачи, в которой присутствуют как объекты, привнесенные в нее планомерно и целенаправленно, так и объекты, появившиеся в ней в результате нецеленаправленного поведения, в силу следования за модой или привычки.
С одной стороны, ИОС школы представляет собой экосистему, в которую объединены личные информационные среды ее участников - администраторов, учителей и учащихся. С другой - в ИОС явно можно выделить ядро, то, что самым непосредственным образом связано с обеспечением учебной деятельности, и периферию - информационные ресурсы, людей - носителей знаний и культуры, события и многое другое, находящееся за пределами школы, и всего того, что служит контекстом учебной и управленческой деятельности.
ФГОС начального образования
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:
планирование образовательного процесса;
размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе – работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;
фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе – дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;
контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);
взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями.
Литература
Адольф В.А., Степанова И.Ю. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога/ // Информатика и образование. Серия: Педагогика. – № 1. – 2006.
Баранова Т.А., Максимова О.А., Фомина А.А. Создание современной информационно-образовательной среды образовательного учреждения // Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 1. – 2007.
Жилин С.М., Жилина Л.В. Организация школьной корпоративной сети/ // Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 1. – 2006.
Кларк Ч. Информационные и коммуникационные технологии: революция в образовании // Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 4. – 2003.
Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 4. – 2003
Красношлыкова О.Г. Создание единого информационного пространства как условие развития муниципальной системы образования // Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 12. – 2005.
Яснева Г.Г. Развитие интеллектуальной сферы учащихся на уроках информатики // Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 2. – 2006.