СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно – познавательный классный час на тему: «Три конфессии мира против терроризма»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект внеклассного мероприятия в рамках недели "Диалог религий"

Просмотр содержимого документа
«Информационно – познавательный классный час на тему: «Три конфессии мира против терроризма»»

План-конспект внеклассного мероприятия

разработан учителем высшей квалификационной категории

филиала «Новоалтайская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

КГКОУ Вечерняя школа №2

Ненашевой Светланой Васильевной.

Информационно – познавательный классный час на тему: Три конфессии мира против терроризма"

Цель: формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций народов России.

Сформировать представление учащихся об экстремизме и терроризме, их сущности и причинах возникновения;

Способствовать формированию у учащихся толерантной модели поведения, в т.ч. веротерпимости.

Задачи:

- способствовать формированию у обучающихся культуры уважения к истории религий своей страны, различным вероисповеданиям людей, традициям и обычаям религиозных верований на земле

- воспитывать толерантное отношение к окружающим, патриотизм, неприятие насилия, терроризма и экстремизма;

- развивать творческие способности, воображение, внимание;

- формировать коммуникативные умения и навыки (умение высказывать своё мнение, комментировать), интеллектуальные умения и навыки;

- раскрыть разновидности экстремизма и терроризма, выяснить причины их возникновения.

Ход мероприятия

Эпиграф: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху,

как птицы, плавать под водой, как рыбы,

нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди»                                    

(Бернард Шоу)


I. Вступительная часть.

1) Организационный момент.

2) Сообщение темы и задач мероприятия.

Тема нашего сегодняшнего классного часа: «Три конфессии мира против терроризма"». (Слайд 1)

3) Работа с эпиграфом. (Слайд 2)

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Прочитайте эпиграф к нашему сегодняшнему мероприятию. Как вы думаете, что значит этот эпиграф? Как он связан с темой нашего сегодняшнего классного часа?

II. Основная часть.


Вызов интереса к теме через прослушивание и осмысление стихотворения

Давайте быть терпимей и добрее,
Наш мир и так жесток и полон зла.
В нем холод безразличья часто веет,
И неизмененная нужда тепла.

Едва ли много пользы от гордыни,
А сколько бед исходит от войны,
Давайте милосердней быть отныне.
Пусть души будут лишь добром полны.

Ведь нужно для добра совсем немного,
Терпимость и сердечность проявлять.
И не спешить безжалостно и строго
Людские души гневом уязвлять.

Делясь добром, никто не станет нищим,
Сторицей возвратится все назад.
Кто делает наш мир светлей и чище,
Тот станет сам от доброты богат.

 Ответьте на вопросы:

О чём говорится в стихотворении? (о добре, о милосердии, о терпимости)

К кому нужно проявлять эти чувства? ( К людям, живущим рядом с нами. К людям!!! Других национальностей, другого вероисповедания).

         Современный мир – это несколько тысяч разноязычных больших и малых народов с их культурой, веками формировавшимися традициями и обычаями. Все люди, живущие на Земле, во что-то верят. Одни верят в Бога, другие в то, что его нет, третьи  верят в прогресс, справедливость, разум. Вера – часть мировоззрения человека, его жизненная позиция, убеждение. Она принимает самые различные формы, эти-то формы и называются религией.

Вопрос:

  Вы сталкивались в вашей жизни с религией?

А что такое религия?

В современных условиях, на фоне постоянной угрозы возникновения межнациональных конфликтов очень важно осознавать сущность религии, её смысл и особенности, выработать уважение к культурным традициям других народов.

Сегодня во всём мире  стоит проблема формирования  духовно – нравственного, толерантного человека, способного понимать многообразие мировоззренческий позиций, их исторических основ и культурных традиций. Эти качества особенно важны для нас, так как мы проживаем в многоконфессиональном государстве.

  1. ПОНЯТИЕ РЕЛИГИИ (Слайд 3)

Прежде всего в начале нашего мероприятия хотелось бы начать с самого определения

– что же такое религия?

–  в  каких формах она проявлялась?

Любая религия начинается с частичного признания существования сверхличных существ. В процессе познания окружающей действительности древний человек пришел к мысли о своей полной и абсолютной зависимости от божественного начала; он не сомневался, что высшие существа способны заставить дуть штормовой ветер, блистать молнию. Это они заложили основание земной тверди и определили границы беспокойного моря. Они вдохнули в человека жизнь, но они же и наслали на него голод, чуму и войны.

Человек обращался к этим могущественным существам с просьбами защитить его от опасностей, которыми со всех сторон была окружена жизнь смертного.  Именно преклонение и благоговение перед высшими существами привело к образованию у древних людей ранних форм религии.

  1. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ (слайд 4)

Какие вы знаете мировые религии?(буддизм, христианство, ислам)

Почему их так называют?(-объединение крупной общности людей; наличие последователей во многих странах и среди различных народов)

К мировым религиям традиционно относят: христианство, ислам и буддизм.

(слайды 6-11) Христианство зародилось в I в. н.э. в Палестине. «Христианство» - от имени Иисуса Христа, где «Иисус» означает «спаситель»: он принес себя в жертву, чтобы спасти людей от грехов. Основа вероучения священное писание (Библия). В христианстве главное – вера в таинственную силу, ниспосылаемую Богом для освобождения человека от греха; ВЕРА В ПОСМЕРТНОЕ ВОЗДАЯНИЕ за совершенное в жизни, вера в Рай и Ад. Цель жизни – не земное благополучие, а спасение души для жизни вечной. В 1054 году христианство разделилось на католичество (во главе с Папой Римским) и православие (патриарх). Основные правила для христиан 10 заповедей Христа: 1. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. 2.Не делай себе кумира и никакого изображения, не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой. 3.Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. 4.Помни (Наблюдай) день субботний, ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. 5.Почитай отца твоего и матерь твою. 6.Не убивай. 7.Не прелюбодействуй (то есть, не нарушай супружеской верности (не изменяй)). 8.Не кради. 9.Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10.Не желай ничего, что у ближнего твоего.

(Слайды 12- 17) Ислам, что означает «предание себя Богу», зародился в Аравии в VII веке н. э. Основателем религии был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание». Книга делится на 114 глав, именуемых сурами. Каждая сура делится на аяты. Коран для всех мусульман является главным источником вероучения. Он содержит наставления, правила, запреты, повеления культового, этического, юридического, хозяйственного характера. Сунна, Шариат - мусульманское законодательство. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог — Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что существуют ангелы и злые духи (джинны); что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу. Пять столпов ислама: 1.Верить в Аллаха, 2.Читать пятикратный намаз, 3.Держать уразу (пост), 4.Помогать слабым, бедным подаянием. 5.Совершать хадж, паломничество в Мекку. Возглавляет верующих муфти.

(Слайды 18- 22 ) Буддизм. Возник в древней Индии в 5-6 веке до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (Будда). Размышляя над окружающим миром, Будда пришел к 4 истинам: все есть страдание (зло) в этом мире; причина страдания - наличие любых желаний; прекращение страданий достигается путем освобождения от желаний; чтобы достигнуть этой цели, необходимо придерживаться особой морали. В буддизме нет церкви, но есть община верующих – сангха. Буддизм учит верить в спасение. Однако спасает в буддизме не бог, спасение приходит изнутри человека в результате его собственных духовных усилий во время медитации (аудиофайл). Буддизм учит, что поступая плохо, человек пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворённость. Таков закон кармы (морального воздаяния), который определяет участь человека и в этой жизни, и в будущих перевоплощениях. Ученики Будды и его последователи собирали сведения о его жизни и том, когда, как и чему он учил людей. В I веке до н.э. все собранные сведения были собраны и записаны на пальмовых листьях на индийском языке пали. Эти листья были положены в три особые корзины. Так появилось буддийское Священное писание, которое получило название Типитака, что обозначает «три корзины мудрости». Церковь в буддизме – ступа.

Учитель: Мы живём на планете, население которой более 7 млрд. человек. Все мы относимся к разным расам, народам, национальностям, проживаем в разных государствах и странах, исповедуем разные религии. Но, ни одна из мировых религий не учит делать зло, не призывает к войнам и насилию над другими людьми. Наоборот, все религии должны объединять людей, их сердца и души. Человек должен сам решать в какого Бога верить. В этом заключается суть религиозной терпимости, толерантности. Умение принимать чужой выбор позволило бы всем жителям Земли жить в мире, любви и спокойствии.

(Слайды 23 – 34). РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗ.

Вместе с тем, в настоящее время во всём мире складываются благоприятные условия, способствующие изменению устоявшейся религиозной ситуации. В частности, наблюдается возникновение очагов радикальных религиозных сообществ, наметилось развитие нетрадиционных религиозных верований, псевдорелигиозных организаций.

Зачастую они стремятся оторвать человека от семьи, общества, культурной и социальной жизни своего народа, применяя иррациональные, эмоциональные методы, а также психологическое воздействие на человека. Немало таких, которые отрицают и игнорируют исторические традиции, быт и нравы народов и наносят вред физическому и психологическому здоровью наших граждан. Этим самым они расшатывают не только устои традиционных религий и верований, но и государственные основы общества.

Секты.

Само слово “секта”, если сформулировать его значение более полно и связано, означает “отколовшаяся часть религиозной общины.

Привлекая человека в секту его вводят в заблуждение.

Как правило, большинство сектантов не знакомы с традиционными религиозными вероучениями. Человек ищет духовности, а находит суррогат, при помощи которого его заманивают в полукриминальное сообщество.

Попав в секту человек может потерять своё имущество, семью, свободу и даже саму жизнь.

Тоталитарная секта — это пользующаяся манипулятивными приемами группа, которая эксплуатирует своих членов. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы.

Вопросы учащимся
Как Вы думаете, как люди попадают в секты?
Предполагаемые ответы:
-В минуты слабости и горя
– Это просто слабые духом люди, ищут поддержку, общения
– Может это люди с комплексами, а в такой группе его слушают, считаются с его мнением, он становится значимым!

Вот Вы сказали о слабости духа, воли, о гипнозе насколько вы внушаемы:
Внушающим тоном объясняют:

“Представьте, что вы сидите за праздничным столом. Вам приносят спелый, сочный, ярко-желтый лимон. В одну руку вы берете лимон, в другую – острый нож, чтобы разрезать его на маленькие дольки. Вы отрезаете одну дольку, пока сок еще не появляется. Но вот вы отрезаете следующую дольку, и на поверхности срезанной части лимона появляется много маленьких капелек кислого сока. Именно в этот момент вы начинаете ощущать кислый вкус во рту. После этого вы отрезаете еще одну дольку лимона, взяв ее рукой, кладете себе в рот. Ощущение кислого вкуса во рту усиливается”.
Лица, у которых таким путем удается вызвать обильное выделение слюны и ощущение кислоты во рту, оказываются более внушаемыми, чем те, у которых этого вызвать не удается, чтобы проверить результат, вот Вы сказали о слабости духа, воли, а давайте проверим, подвержены ли Вы чужому мнению?
На экране появляется тест в слайдах 
«Поддаетесь ли Вы чужому влиянию?» 

1.Прибегали ли вы когда – нибудь к услугам предсказателя, хироманта или гадалки?
а ) Да, часто
б ) Несколько раз, ради шутки
в ) Нет, никогда
2. Вам предстоит принять ответственное решение. Близкие всеми силами убеждают вас последовать их совету. Ваши действия?
а ) Сделаю так, как советуют
б ) Приму во внимание их доводы, но решать буду сама
в ) Сделаю точно наоборот
3. Вводили ли вас когда- нибудь в гипнотический транс?
а ) Да
б ) Не было случая
в ) Пытались, но не получилось
4. Можете ли вы изменить свои планы, если вам приснится плохой сон?
а ) Да
б ) Иногда
в ) Нет
5. Верите ли вы гороскопам?
а ) Да
б ) Не очень, но читать интересно
в ) Нет
6. Способны ли вы изменить свои взгляды под влиянием момента?
а ) Да
б ) Иногда
в ) Нет
7. Вы находитесь в толпе, перед которой выступает известный человек, люди вокруг вас растроганы до слез. Ваша реакция?
а ) Проникаюсь всеобщим чувством
б ) Слушаю и составляю свое мнение
в ) Стараюсь как можно быстрее уйти
8. Вы с большим уважение относитесь к какому либо человеку. Повлияет ли на ваше отношение к нему гневные статьи в газетах?
а ) Да
б ) Частично
в ) Нет
9. Покупая какую-либо вещь, вы отдаете предпочтение разрекламированным маркам?
а ) Да
б ) Иногда
в ) Нет
За каждый ответ: а) – 0 очков, б) – 1 очко, в) – 2 очка
От 16 до 20.
Вас практически невозможно убедить в чем-либо помимо вашей воли, так как ваша внушаемость близка к нулю. С одной стороны, это ценное качество, с ругой – такая «Несгибаемость» может мешать вам в общении. Однако из таких, как вы, получается великолепные психологи и психоаналитики.
От 8 до 15.
Вы относитесь к безусловному большинству – это люди, которые при известном скептицизме всё же способны поддаваться внушению.
По большей части это проходит для вас незаметно, на уровне так называемых «Бытовых внушений». В целом же вы вполне способны противостоять серьёзным психологическим атакам на ваше подсознание.
От 0 до 7.
Ваше внушаемость чрезвычайно высока. Люди способны убедить вас в чём угодно, приложив для этого минимум усилий.
Подумайте, быть может, подобная гибкость мнений и взглядов ни так уж хороша, как кажется на первый взгляд. Постарайтесь научиться отделять собственные желания и предпочтение от тех, что внушают вам окружающие

Одним из самых распространенных видов экстремизма является религиозный экстремизм. В последнее десятилетие этот термин употребляется все шире, под ним понимается агрессия, исходящая от религии. Однако этот термин концептуально противоречив: религия по своей сути не может нести агрессию, ни одна истинная религия не призывает к насилию и не оправдывает теракты. Экстремисты и террористы лишь прикрываются религиозными лозунгами. А на самом деле преследуются политические цели. Экстремисты добиваются захвата власти, создают атмосферу страха и бессилия.

В настоящее время религиозный экстремизм приобретает всё более широкий размах, практически во всех  странах мира.

Наиболее болезненной и жёсткой формой проявления религиозного экстремизма является ТЕРРОРИЗМ. (слайды 35-37)

Если экстремизм – это взгляды и идеи, то терроризм – орудие воплощения этих идей.

Экстремизм на религиозной основе – это приверженность в религии к крайним взглядам и действиям. Основа такого экстремизма – насилие, крайняя жестокость, агрессивность, разжигание религиозной розни и др.

Религиозная безграмотность, неумение отличить истинную религию от её извращений, также являются одними из причин вовлечения молодёжи в ряды экстремистов.

В настоящее время экстремисты и террористы используют в своих преступных целях возможности сети Интернет.

Террористическое движение в Интернете организовывают специально подготовленные люди, обладающие хорошими знаниями психологии. Именно они направляют толпу, и в особенности тех, кто ещё не сформировался как личность или не определился со своим предназначением в жизни.

Таким образом, все, о чем мы сегодня говорили, не может оставить нас равнодушными. Мы еще раз убедились в том, что экстремизм – это жестокость, основанная на ненависти и злобе, а порой и глупости, подчиненной слепой вере.

Обсуждение по вопросу:  Что нужно делать для того, чтобы не дать себя вовлечь в деструктивные организации?

Давайте задумаемся, в чём причина экстремизма и терроризма в обществе? Можно ли с ними бороться? Как? С чего нужно начинать?

Действительно, причина экстремизма в неспособности прощать. Нужно быть толерантными: к другим народам, к представителям другой религии, к своему другу, который не согласен с вашим мнением. Ведь всё начинается с малого!

(Слайд 41). Игра «Шкатулка мудрости».

Для того чтобы стать на мир толерантности, мира, добра и прощения, давайте заглянем в «шкатулку мудрости». Вы должны объяснить смысл высказывания из:

-  Самый несчастный человек тот, кто считает себя всегда правым.

  -  Других не суди – на себя погляди. (Пословица)

  -  Когда двое ссорятся, всегда виноваты оба. (Л.Н.Толстой)

  - И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с   ними. (Евангелие)

  - Огонь тушится не огнём, а водой.

  - Как аукнется, так и откликнется. (Пословица)

  - Уважение к людям есть уважение к самому себе. (Голсуорси)

III. Заключительная часть.

3.1. Заключительное слово учителя.

Стремительный и блистательный, жестокий и равнодушный ХХI век. Его можно смело назвать монстром с железным сердцем, он не хочет слышать стоны, не замечает слезы, принимая их часто за прозрачную росу на лице человека.

Но всё-таки, сегодня в России как и во всем мире, религия начинает играть все более заметную роль в социально-общественных процессах. Возможно, это способ защиты или своеобразный ответ на стремительное наступление глобализации. Именно через религию значительная часть населения стремится возродить традиционные ценности и нравственные устои. Меняются роль и место религии в системе общественных отношений.

Как вы думаете, что надо сделать каждому из нас, чтобы наша Земля стала планетой толерантности, чтобы отношения между людьми стали как можно более толерантными? (Ответы учащихся).

(Слайд 42). «Круг толерантности».

Быть толерантным – это значит… (ассоциативный круг)

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление толерантности.

Давайте выберем

(Слайд 43). Незавершенные предложения.

Я сегодня понял, что…

Я узнал, что…

Мне понравилось…

Я хотел бы после сегодняшнего классного часа…

(Слайд 44). Будьте внимательными, занимайте активную гражданскую позицию, делайте правильный выбор!!!




 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!