СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно познавательный проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поект для детей старшего дошкольного возраста 

Просмотр содержимого документа
«Информационно познавательный проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» г. Сычевка





















Информационно познавательный проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»





















Подготовила воспитатель:

Острижко Виктория Эдуардовна









Паспорт проекта

Вид проекта: информационно-познавательный.

Место реализации: МБДОУ «Детский сад №41» ИГОСК, подготовительная группа.

Участники проекта: дети 5-6 лет, родители, воспитатель.

Актуальность проекта

В практике нашего детского сада вопросы формирования финансовой грамотности использовались эпизодически. В рамках данного проекта предполагается на базе данной группы осуществить комплексный подход по обучению детей финансовой грамотности.

В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде. Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. Реалии современной жизни требуют новых подходов в воспитании у детей финансовой грамотности через правильно расставленные приоритеты. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он узнает, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Цель

Сформировать познавательные навыки у воспитанников по финансовой грамотности через организацию совместной деятельности детей и взрослых.



Задачи

  • Формировать умение понимать, что такое «семейный бюджет», «деньги», «товар».

  • Создать условия для организации совместной деятельности детей и взрослых, направленные на ознакомление с финансовой грамотностью.

  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

  • Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.

  • Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».



Ресурсы

Временные – разработка проекта велась две недели. Проект реализуется с 26.10.2021г по 14.11.2021г.

Информационные – интернет ресурсы https://www.minfin.ru/ru/document,

https://dohcolonoc.ru/, http://e.stvospitatel.ru/, http://festival.1september.ru/ 35, , http://nsportal.ru, http://www.solnet.ee/school/p8_50.html, http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv104.htm , http://www.bibliotekar.ru/biznes-63/index.htm

-- медиаресурсы с информацией для детей http://basic.economicus.ru/igroteka/

1. Электронные учебно-методические комплекты по финансовой грамотности, разработанные в рамках проекта Минфина России. // https://vashifinancy.ru/books/ .

2. Учебно-методические комплекты по финансовой грамотности в формате электронного учебника // https://школа.вашифинансы.рф.

3. КиноПАКК: учебные фильмы по финансовой грамотности для УМК // https://edu.pacc.ru/kinopacc/.

4. Образовательные проекты ПАКК: анимированные презентации для УМК по финансовой грамотности // https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/presenations/.

5. Образовательные проекты ПАКК: серии мультфильма «Смешарики», подготовленные для УМК по финансовой грамотности // https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/smeshariki/

6. Интерактивный развлекательно-просветительский мультсериал по финансовой грамотности // https://bobrenok.oc3.ru/

7. Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Финзнайка» // https://финзнайка.рф

8. Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Монеткины» // https://монеткины.рф

Использованные ресурсы: https://kakzarabativat.ru/marketing/chto-takoe-reklama/ https://smesharik.net/azbuka-finansov/1-2-blagorodnoe-delo http://zagadka.pro/team-46.html https://avidreaders.ru/book/tropinka-v-ekonomiku-programma-metodicheskierekomendacii.html

Кадровые- воспитатель, старший воспитатель-консультант.

Материально-технические- информационно-коммуникационные системы ДОУ, интернет-сети wi-fi, компьютер, принтер, аудио-видео материалы, методические игровые пособия по данной теме.

Этапы проекта:

1этап – организационный:

  • изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

  • информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

  • подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

  • создание развивающей среды по теме.

2 этап – практический.

Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми с родителями. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап – заключительный.

Подведение итогов реализации проекта в форме брейн-ринга «Путешествие в страну финансов»

Содержание проекта

Таким образом, процесс формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в ходе проекта различными методами, средствами и приемами, а также их сочетанием.



просмотр мультфильмов развлечения

анкетирование

игры

экскурсии

беседы

Проект реализуется: в ходе совместной деятельности воспитателя, родителей, воспитанников.

Формы реализации проекта: наблюдение, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, труд.

Методы и приёмы реализации проекта:

  • организационные;

  • мотивирующие;

  • словесные;

  • игровые;

  • наглядные;

нетрадиционные

  • совместный поиск выхода из ситуации,

  • проигрывание положительных ситуаций,

  • обсуждение способа действия,

  • прием опосредованного воздействия.



План реализации проекта

Таблица 1

Направления работы

Работа с детьми и родителями

Диагностика

«Уровень финансовых знаний и умений детей»

Анкетирование родителей

«Мой ребенок и финансовая грамотность»

НОД

«Что мы знаем о деньгах».

Презентация

«История денег»

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Купи другу подарок»

Просмотр мультфильмов

«Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад»

Работа с родителями

Домашнее задание: «Экскурсия в продуктовый магазин»

Игровая ситуация

«Рекламная кампания»- дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи.

НОД по финансовой грамотности

«Мы хотим знать зачем людям нужны деньги»

«Какие бывают деньги»

«Что стоит дороже, а что дешевле?»

Продуктивная деятельность

Изготовление чеков, банковских карточек для с/р игры «Супермаркет».


Сюжетно-ролевая игра

«Супермаркет»


Чтение произведений

А. Романова «Чудеса в кошельке»,

К. Чуковского «Муха-Цокотуха».

«Хранители бюджета»

«Золотая репка»

Просмотр видеоролика

Виртуальная экскурсия в банк «Дом , где живут деньги»

НОД

Художественно-эстетическое развитие: лепка «Знакомая монетка»

НОД

«Чудо-деньги»

Игровая деятельность

Брейн-ринг «Путешествие в страну финансов»




Ожидаемые результаты

По завершению проектных мероприятий дети смогут:

  • Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

  • Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

  • Представлять о том, что зарплата – это оплата количества и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

  • Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

  • Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей 

  • Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

  • Осознавать на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).

  • Понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.

Литература

  1. Стахович, Рыжановская, Семенкова: Образовательная программа "Азы финансовой культуры для дошкольников". Пособие для воспитателей ФГОС ДО/ «ВИТА-Пресс», 2019г.

  2. Поварницина Г.П., Киселёва Ю. А. Финансовая грамотность дошкольника. Издательство «Учитель»

  3. Программа образовательного курса «Приключение кота Белобока, или экономика для малышей», Волгоград, 2015г.

  4. Тропинка в экономику. Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников. Методическое пособие (Шатова А. Д.), издательство: Вентана-Граф, 2018г.

  5. Финансовая грамотность. Сценарии обучающих сказок | Стахович Л. А., Семенкова Е. В. Издательство «Вакоша», 2019г.

  6. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа, методические рекомендации, конспекты занятий с детьми 5-7 лет. Вентана Граф, М., 2015






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!