Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» г. Сычевка
Информационно познавательный проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель:
Острижко Виктория Эдуардовна
Паспорт проекта
Вид проекта: информационно-познавательный.
Место реализации: МБДОУ «Детский сад №41» ИГОСК, подготовительная группа.
Участники проекта: дети 5-6 лет, родители, воспитатель.
Актуальность проекта
В практике нашего детского сада вопросы формирования финансовой грамотности использовались эпизодически. В рамках данного проекта предполагается на базе данной группы осуществить комплексный подход по обучению детей финансовой грамотности.
В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде. Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. Реалии современной жизни требуют новых подходов в воспитании у детей финансовой грамотности через правильно расставленные приоритеты. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он узнает, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Цель
Сформировать познавательные навыки у воспитанников по финансовой грамотности через организацию совместной деятельности детей и взрослых.
Задачи
Формировать умение понимать, что такое «семейный бюджет», «деньги», «товар».
Создать условия для организации совместной деятельности детей и взрослых, направленные на ознакомление с финансовой грамотностью.
Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».
Ресурсы
Временные – разработка проекта велась две недели. Проект реализуется с 26.10.2021г по 14.11.2021г.
Информационные – интернет ресурсы https://www.minfin.ru/ru/document,
https://dohcolonoc.ru/, http://e.stvospitatel.ru/, http://festival.1september.ru/ 35, , http://nsportal.ru, http://www.solnet.ee/school/p8_50.html, http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv104.htm , http://www.bibliotekar.ru/biznes-63/index.htm
-- медиаресурсы с информацией для детей http://basic.economicus.ru/igroteka/
1. Электронные учебно-методические комплекты по финансовой грамотности, разработанные в рамках проекта Минфина России. // https://vashifinancy.ru/books/ .
2. Учебно-методические комплекты по финансовой грамотности в формате электронного учебника // https://школа.вашифинансы.рф.
3. КиноПАКК: учебные фильмы по финансовой грамотности для УМК // https://edu.pacc.ru/kinopacc/.
4. Образовательные проекты ПАКК: анимированные презентации для УМК по финансовой грамотности // https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/presenations/.
5. Образовательные проекты ПАКК: серии мультфильма «Смешарики», подготовленные для УМК по финансовой грамотности // https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/smeshariki/
6. Интерактивный развлекательно-просветительский мультсериал по финансовой грамотности // https://bobrenok.oc3.ru/
7. Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Финзнайка» // https://финзнайка.рф
8. Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Монеткины» // https://монеткины.рф
Использованные ресурсы: https://kakzarabativat.ru/marketing/chto-takoe-reklama/ https://smesharik.net/azbuka-finansov/1-2-blagorodnoe-delo http://zagadka.pro/team-46.html https://avidreaders.ru/book/tropinka-v-ekonomiku-programma-metodicheskierekomendacii.html
Кадровые- воспитатель, старший воспитатель-консультант.
Материально-технические- информационно-коммуникационные системы ДОУ, интернет-сети wi-fi, компьютер, принтер, аудио-видео материалы, методические игровые пособия по данной теме.
Этапы проекта:
1этап – организационный:
изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
создание развивающей среды по теме.
2 этап – практический.
Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми с родителями. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
3 этап – заключительный.
Подведение итогов реализации проекта в форме брейн-ринга «Путешествие в страну финансов»
Содержание проекта
Таким образом, процесс формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в ходе проекта различными методами, средствами и приемами, а также их сочетанием.
просмотр мультфильмов развлечения
анкетирование
игры
экскурсии
беседы
Проект реализуется: в ходе совместной деятельности воспитателя, родителей, воспитанников.
Формы реализации проекта: наблюдение, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, труд.
Методы и приёмы реализации проекта:
организационные;
мотивирующие;
словесные;
игровые;
наглядные;
нетрадиционные
совместный поиск выхода из ситуации,
проигрывание положительных ситуаций,
обсуждение способа действия,
прием опосредованного воздействия.
План реализации проекта
Таблица 1
Направления работы | Работа с детьми и родителями |
Диагностика | «Уровень финансовых знаний и умений детей» |
Анкетирование родителей | «Мой ребенок и финансовая грамотность» |
НОД | «Что мы знаем о деньгах». |
Презентация | «История денег» |
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевая игра «Купи другу подарок» |
Просмотр мультфильмов | «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад» |
Работа с родителями | Домашнее задание: «Экскурсия в продуктовый магазин» |
Игровая ситуация | «Рекламная кампания»- дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи. |
НОД по финансовой грамотности | «Мы хотим знать зачем людям нужны деньги» «Какие бывают деньги» «Что стоит дороже, а что дешевле?» |
Продуктивная деятельность | Изготовление чеков, банковских карточек для с/р игры «Супермаркет». |
Сюжетно-ролевая игра | «Супермаркет» |
Чтение произведений | А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха». «Хранители бюджета» «Золотая репка» |
Просмотр видеоролика | Виртуальная экскурсия в банк «Дом , где живут деньги» |
НОД | Художественно-эстетическое развитие: лепка «Знакомая монетка» |
НОД | «Чудо-деньги» |
Игровая деятельность | Брейн-ринг «Путешествие в страну финансов» |
Ожидаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети смогут:
Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
Представлять о том, что зарплата – это оплата количества и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
Осознавать на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).
Понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.
Литература
Стахович, Рыжановская, Семенкова: Образовательная программа "Азы финансовой культуры для дошкольников". Пособие для воспитателей ФГОС ДО/ «ВИТА-Пресс», 2019г.
Поварницина Г.П., Киселёва Ю. А. Финансовая грамотность дошкольника. Издательство «Учитель»
Программа образовательного курса «Приключение кота Белобока, или экономика для малышей», Волгоград, 2015г.
Тропинка в экономику. Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников. Методическое пособие (Шатова А. Д.), издательство: Вентана-Граф, 2018г.
Финансовая грамотность. Сценарии обучающих сказок | Стахович Л. А., Семенкова Е. В. Издательство «Вакоша», 2019г.
Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа, методические рекомендации, конспекты занятий с детьми 5-7 лет. Вентана Граф, М., 2015