Министерство образования и науки Челябинской области
МОУ «Полетаевская СОШ»
Информационно-познавательный проект
Памятник кому бы я поставил в своем городе?
Автор:Моисеенко Семен,
ученик 7в класса
МОУ «Полетаевская СОШ»,
Челябинская область, п. Полетаево
Наставник:
Черепина Марина Юрьевна,
учитель английского языка
МОУ «Полетаевская СОШ»
Полетаево-2024
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Память одетая в камень………….………………………………………………....4
1.1. Что такое памятник...………......……………………………..…………………………….4
1.2. История возникновения памятников……………………………………………………....4
1.3. Разновидности памятников……………….…………………………………………..........4
1.4. Кому бы я поставил памятник?…………………………………………………….............7
Глава 2. Практическая часть……………………..…………………………………..……..10
2.1. Что такое буклет?.................................................................................................................10
2.2. Создание буклета «Рожденный землей русской»………………………..……………...10
Заключение…………………………………………………………………………………….11
Литература и Интернет-ресурсы………………………………………………………..…..12
Приложения……………………………………………………………………………………13
Введение
Актуальность выбранной темы
В каждом городе и поселке нашей страны есть памятники. Памятники ставят в честь выдающихся людей или великих исторических событий. В нашем поселке тоже есть памятник. Он посвящен воинам – участникам Великой Отечественной войны. Когда я прохожу мимо этого памятника, я иногда думаю о том, а кому бы я поставил памятник, если бы был скульптором. Поэтому я выбрал тему своего проекта «Памятник кому бы я поставил в своем городе?».
Цель проекта: собрать информацию о памятниках Челябинска.
Для реализации поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
Изучить доступную литературу и Интернет-ресурсы по теме проекта.
Познакомиться с понятиями «памятник» и «разновидности памятников», историей возникновения памятников.
Собрать информацию для создания буклета «Рожденный землей русской».
Создать продукт проекта: буклет «Рожденный землей русской».
Оформить и подготовить проект, презентацию и доклад к защите.
Методы исследования:
Этапы исследования:
Теоретический: постановка цели и задач исследования, поиск и изучение теоретического материала.
Практический: обработка и систематизация материала, формулирование выводов, создание проектного продукта и его презентация.
Для выполнения проекта нами был составлен план проведения исследования (Приложение 1).
Глава 1. Память одетая в камень
Что такое памятник
Памятник – это скульптура или архитектурное сооружение, предназначенные для увековечения реально существовавших (существующих) людей (иногда животных), исторических событий или объектов, литературных и кинематографических персонажей и др. Памятник – это часть культурного достояния страны, народа, человечества (например, памятники природы, археологии, истории, архитектуры, искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами). [4]
История возникновения памятников
История памятников начинается с древних времен. В Древнем Риме и Египте люди создавали памятники, чтобы отметить важные события, такие как победы в войнах или почитать богов. Эти памятники часто были созданы из камня или металла и имели символическое значение.
В средние века памятники стали более сложными и украшенными. Они часто изображали великих правителей или религиозных лидеров. В эпоху Возрождения и классицизма памятники стали еще более изысканными и искусственными. Они были созданы из мрамора и бронзы и часто изображали известных художников, писателей и философов.
В 19 и 20 веках памятники стали более разнообразными и экспериментальными. Они начали изображать не только великих личностей, но и обычных людей, животных и абстрактные идеи. В наше время памятники могут быть созданы из различных материалов, включая стекло, пластик и даже электронные компоненты.
Самый первый русский памятник в России появился в Санкт-Петербурге на Сенатской площади 7 августа 1782 года. Это был «Медный Всадник» – памятник Петру Великому, возведенный по приказу Екатерины II. Целых 15 лет трудился над создание памятника скульптор Этьен-Морис Фальконе. [5]
Разновидности памятников
Памятники могут быть различных типов и форм, каждый из которых имеет свою уникальную историю и значение. Рассмотрим некоторые из них:
Памятники исторических событий
Эти памятники посвящены конкретным историческим событиям, таким как войны, революции или важные даты. Они могут изображать героев, битвы или символы, связанные с этими событиями. [2]
Примерами таких памятников являются «Памятник добровольцам-танкистам» и «Мемориал солдатам правопорядка» (Приложение 2. Рис. 1, 2).
«Памятник добровольцам-танкистам» расположен на территории мемориального комплекса «Бульвар Славы» и был открыт в 1975 году. Он посвящён боевым подвигам советских танкистов, совершённых в годы Великой Отечественной войны. В 1943 году из добровольцев Урала был сформирован Уральский добровольческий танковый комплекс. Бронзовая скульптура добровольца-танкиста установлена на стилизованной башне танка с отрытым люком. Боец жестом призывает идти на бой с врагом. На нем все еще рабочий фартук, дающий понять, что он рабочий, добровольно вызвавшийся вступить в танковую бригаду, но уже надет танковый шлем и сапоги. К монументу ведет дорожка из чугунных плит. На одной из них стилизованное изображение древнерусского меча, рассекающего надвое тевтонский меч, а на других – перекрещенные молоты.
«Мемориал солдатам правопорядка» находится на набережной реки Миасс, в центральной части Челябинска. В центре композиции расположена бронзовая фигура спасателя, держащего за руку маленького ребёнка. По бокам от неё установлены памятные доски, выполненные из белого камня. Мемориал был установлен в 2013 году. Он посвящён всем работникам МВД, погибших во время исполнения должностных обязанностей, с 1918 года. [6]
Памятники известным личностям
Эти памятники созданы в честь известных и влиятельных личностей, таких как писатели, художники, политики или научные деятели. Они могут изображать скульптуры или бюсты этих людей, а также содержать информацию о их достижениях. [2]
Примерами таких памятников могут быть памятники Игорю Васильевичу Курчатову и Михаилу Ивановичу Глинке (Приложение 2. Рис. 3, 4).
Памятник И. В. Курчатову установлен в 1986 году. Он посвящён великому советскому физику-ядерщику, Игорю Курчатову. В центре композиции находится каменная фигура физика, высотой около 6 метров. За ней установлены два пилона. Их высота достигает 27 метров. На внутренней стороне каждого изображены половины расщеплённого атома.
Памятник М. И. Глинке находится на площади рядом с челябинским Театром оперы и балета. Его общая высота составляет 8 метров. На каменном постаменте установлена бронзовая скульптура великого композитора. Он изображён стоящим в полный рост и смотрящим вдаль. По левую руку от него установлена скульптура гармони, а правой он опирается на виолончель. Памятник посвящён выдающемуся вкладу Глинки в развитие классической музыки. [6]
Памятники литературным героям
Ставить памятники литературным героям – традиция, насчитывающая не одно десятилетие. Существуя лишь в вымышленном мире художественного произведения, литературные персонажи обладают порой исключительной силой воздействия на умы и сердца живых людей, заставляют нас плакать или смеяться, восхищаться или негодовать, думать о них и о нашей жизни.[2]
Примерами таких памятников могут быть «Скамья Татьяны Лариной» и памятник Баба-Яге (Приложение 2. Рис. 5, 6).
В парке имени Александра Сергеевича Пушкина находится беседка, посвящённая одной из героинь «Евгения Онегина», Татьяне Лариной. Беседка выполнена из белого камня, а внутри неё установлена «онегинская» скамья. На ней расположена скульптура Татьяны Лариной. Она опирается рукой на скамью, а рядом находится свиток с отрывком из «Онегина». Беседка крайне популярна среди туристов и жителей города.
Памятник сказочному персонажу Баба-Яге установлен рядом с театром кукол Челябинска. Фигура Бабы-Яги была отлита из бронзы и установлена в 2018 году. Скульптура изображает сказочную героиню, сидящую на скамейке и широко улыбающуюся. Как и многие новые памятники, фигура Бабы-Яги быстро стала популярной городской достопримечательностью. На скамейке рядом со скульптурой есть место, где можно сделать памятное фото. [6]
Памятники животным
Наши четвероногие друзья бывают не только милыми домашними животными, но и воинами, спасателями и даже космонавтами. Истории их верности и героизма не могут оставить равнодушными. Люди восхищаются их поступками и создают в их честь мемориалы. [2]
Примером такого памятника может быть памятник псу по кличке Беляш.
Два года подряд пёс приходил на трамвайную остановку в ожидании хозяина, погибшего в автокатастрофе. Вскоре пса стали подкармливать местные жители, и он получил прозвище «Беляш». Позже Беляша стали называть «челябинским Хатико», за сходство случившейся истории с сюжетом знаменитого фильма. Пёс был сбит машиной через 2 года после смерти хозяина (Приложение 2. Рис. 7).
Технические памятники
На территории нашей страны находится огромное количество технических памятников – от легковых автомобилей до кораблей. В России на постаменты устанавливают – танки и БМП, гражданские и боевые воздушные суда, паровозы и тепловозы, вагоны и даже запасные части, автобусы и катера, грузовики и трактора. Почти в каждом крупном городе есть по одному, а иногда по несколько памятников техники. [2]
Примерами таких памятников могут быть памятник паровозу Ес-350 «Красный коммунар» и памятник «Катюше» (Приложение 2. Рис. 8, 9).
Поезд-памятник Ес-350 «Красный коммунар» находится в саду имени Пушкина, рядом с Дворцом Культуры железнодорожников. Паровоз обладает богатой историей. Именно этот состав был отправлен в 1920 году в Москву с большим грузом хлеба. Он добрался из Челябинска до Москвы за 4 дня, установив рекорд скорости. Паровоз сумел спасти от голода множество жителей Москвы в тяжёлые революционные годы, за что и был установлен, как памятник.
Памятник «Катюше» был установлен в честь 30-летия Победы. Челябинск имеет самое непосредственное отношение к выпуску легендарных систем артиллерии. Осенью 1941 года заводу имени Колющенко были приказано в срочном порядке наладить выпуск реактивных установок «Катюша» и снарядов к ним, для чего в город прибыло оборудование с разных предприятий страны. На монтаже оборудования люди работали по 15−18 часов. Многие совсем не уходили с завода. На его территории построили цех № 3, где велась окончательная сборка «Катюш». В начале 1942 года из ворот цеха № 5 вышли первые зачехленные брезентом и отправлены на фронт челябинские реактивные установки «Катюша». [6]
Кому бы я поставил памятник?
Если бы я был скульптором, я бы поставил памятник первому крупному русскому ученому, совершившему открытия в самых разных областях науки.
Мы обязаны Ломоносову новыми знаниями в области химии, физики, астрономии. В сферу его деятельности также входили металлургия, география, история, геология. Ломоносов – основоположник науки о стекле, научного мореплавания и физической химии.
Выдающийся ученый в то же время был талантливым поэтом и художником. Ломоносов стал автором проекта первого в России университета, где могли учиться представители всех сословий. Сегодня Московский университет носит имя своего создателя.
Михаил Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской (ныне село Ломоносово) Архангелогородской губернии. С детства Ломоносов много трудился, помогая отцу – владельцу небольшого судна для перевозки грузов, рыбаку и охотнику. К учебе мальчик приступил только в двенадцатилетнем возрасте. Его учителями и наставниками были Иван Шубный (отец известного скульптора Федора Шубина) и дьяк Семен Сабельников. Талантливый юноша отлично учился. В местной церкви его считали одним из лучших чтецов.
Михаил не собирался останавливаться на достигнутом. Он мечтал о продолжении учебы в большом городе – Москве, Петербурге или Киеве. В декабре 1730 года Ломоносов тайно покинул свой дом (родные не одобряли его планы) и с рыбным обозом отправился в Москву. В Москве ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Способный ученик уже в конце первого года обучения был переведен в третий класс. В академии Ломоносов изучал только гуманитарные науки. Для изучения естественных наук он отправился в Киево-Могилянскую академию. Однако проучился там недолго и уже через несколько месяцев вернулся в Москву. Из Москвы Ломоносова направили в университет при Академии наук в Петербурге.
В 1736 году он поехал в Германию, где изучал физику, химию, металлургию, горное дело, иностранные языки, литературу. Ломоносов также увлекался танцами, рисованием, фехтованием. За границей молодой ученый переводил научные труды иностранных авторов, написал несколько научных работ и стихотворений на русском языке. В 1740 году Михаил Ломоносов решил вернуться домой, в Россию. Ему удалось сделать это лишь год спустя. Русского ученого принудили завербоваться в прусскую армию, откуда он через несколько недель дезертировал.
Вернувшись в Россию, Ломоносов занялся научной работой. Он написал две диссертации и стал адъюнктом Физического класса Санкт-Петербургской Академии наук. Эта должность давала ученому возможность заниматься наукой самостоятельно и участвовать в работе академического собрания. К 34 годам Ломоносов стал профессором химии и преподавателем университета.
Занимаясь наукой, он не забывал и о литературном творчестве – писал стихи. К этому времени у ученого появился собственный дом, во дворе которого была построена первая в России химическая лаборатория. Ломоносов работал над редактированием переводов книг зарубежных авторов, много времени и сил он отдавал и развитию отечественной науки. Ломоносову благоволила императрица, так как ей он посвятил «Слово первое похвальное ея величеству государыне императрице Елисавете Петровне, самодержице Всероссийской, говоренное ноября 26 дня 1749 года». Ученый получил чин коллежского советника.
В своей химической лаборатории Ломоносов открыл способ изготовления цветного стекла. Впоследствии он начал строительство фабрики для производства этого стекла, которое использовали в мозаике, для изготовления бусин и бисера.
В 1751 году Михаил Ломоносов в своем труде «Слово о пользе химии» объединил физику и химию в единую науку и стал автором университетского курса по «истинной физической химии».
1755 год в России ознаменовался открытием первого университета. Указ о его учреждении подписала императрица Елизавета Петровна, а план по созданию высшего учебного заведения разработал Михаил Ломоносов. В 1757 году вышла в свет «Российская грамматика» Ломоносова. Год спустя появилось его исследование «О пользе книг церковных в российском языке», где он говорил о литературных «штилях».
К началу 1760-х годов ученый руководил Историческим собранием, Географическим департаментом, гимназией и университетом при Академии наук. В эти годы он написал «Слово о рождении металлов от трясения земли», в котором предложил классификацию землетрясений, использующуюся до сих пор, а также высказал мысль о происхождении каменного угля из торфяника. Кроме того, Ломоносов стал автором атомно-корпускулярной теории вещества. Он объяснил природу космических тел и физическую природу цветового зрения.
После смерти императрицы Елизаветы Петровны на престол взошла Екатерина II, которая также оценила вклад Ломоносова в российскую науку, пожаловав ему чин статского советника.
Михаил Ломоносов умер 4 (15) апреля 1765 года. Его прах покоится на Лазаревском кладбище Александро-Невского монастыря. [3]
Глава 2. Практическая часть
Что такое буклет?
Буклет (от франц. bouclette - колечко) – краткий путеводитель, реклама, проспект и т. п. в форме книжки, раскрывающейся как ширма.
Буклет (англ. booklet) – вид печатной продукции, характерный для рекламной полиграфии, имеющей внешнюю схожесть с брошюрой, но обычно более сложной конструкции и проработанного дизайна. Представляет собой листы, скрепленные в корешке, или сфальцованный в два и более сгибов лист бумаги, на обеих сторонах которого размещена текстовая и/или графическая информация. Традиционно буклеты изготавливаются на бумаге из листа формата А4 или меньше (рекламные издания, печатаемые форматом А4 и больше, называются проспектами).
Следует отличать буклет от листовки и брошюры, потому как листовкой считается печатная продукция с одним сгибом, либо вовсе без них. Под брошюрой же понимается непериодическое текстовое книжное издание (например, по стандартам СССР объемом свыше 4, но не более 48 страниц), состоящее из двух основных элементов: блока и бумажной обложки, и скрепленных между собой при помощи шитья, скрепкой, ниткой или верёвкой и так далее. [1]
Создание буклета «Рожденный землей русской»
При создании буклета мы использовали программу Microsoft Publisher, в которой очень удобно размещать текст и различные изображения. В буклет помещена информация о великом русском ученом М.В. Ломоносове.
На лицевой стороне буклета я указал тему «Рожденный землей русской» и свои данные. А также разместил информацию о первой в России научно-исследовательской и учебной химической лаборатории, и какие географические и архитектурные объекты названы в честь М.В. Ломоносова (Приложение 3).
На внутренней стороне буклета я разместил информацию о достижениях Ломоносова и стихи об этом великом человеке.
Этот буклет может помочь учащимся расширить свои знания о Михаиле Васильевиче Ломоносове.
Заключение
В ходе выполнения проекта были сформулированы выводы и достигнуты следующие результаты:
изучена литература и Интернет-ресурсы по теме проекта;
кратко описаны история возникновения памятников и разновидности памятников;
выбрана информация для создания буклета «Рожденный землей русской»;
создан буклет «Рожденный землей русской»;
оформлен и подготовлен проект, презентация и доклад к защите.
Таким образом, цель информационно-познавательного проекта – собрать информацию о памятниках Челябинска – достигнута.
Практическая ценность работы состоит в том, что материалы работы и продукт проекта можно использовать на классных часах, на занятиях в рамках Дня Науки.
Литература и Интернет-ресурсы
Значение слова «буклет»[Электронный ресурс] URL:https://kartaslov.ru/значение-слова/буклет(дата обращения: 28.02.2024). Классификация памятников[Электронный ресурс] URL: https://obuchonok.ru/node/3648?ysclid=lt7ooq3rnt743656481/ (дата обращения: 28.02.2024). Ломоносов: русское чудо [Электронный ресурс] URL:
https://www.pravmir.ru/lomonosov-mihail-vasilevich/?ysclid=ltizqiufh0164306296/ (дата обращения: 28.02.2024) Памятник[Электронный ресурс] URL: https://bigenc.ru/c/pamiatnik-0ac88f?ysclid=lt7ozixvwa943426921/ (дата обращения: 28.02.2024). Памятники: история, значение и символика[Электронный ресурс] URL:https://nauchniestati.ru/spravka/pamyatnik/?ysclid=lt7pnfqlfl758344775/(дата обращения: 28.02.2024). Памятники Челябинска [Электронный ресурс] URL: https://must-see.top/pamyatniki-chelyabinska/(дата обращения: 28.01.2024).
Приложение 1
План выполнения проекта
№ | Дата | Мероприятие | Необходимые для выполнения проекта материалы | Отметка о выполнении |
1 | 16.01.24 | Определить тему проекта | | Выполнено |
2 | 22.01.24 | Определить проблему цели, задачи, методы исследования | | Выполнено |
3 | 26.01.24 | Составить план выполнения проекта | | Выполнено |
4 | 28.01.24 | Собрать, изучить и проанализировать информацию | Интернет-ресурсы, литература | Выполнено |
5 | 04.02.24 | Написать введение | | Выполнено |
6 | 27.02.24 | Написать теоретическую часть проекта | | Выполнено |
7 | 01.03.24 | Написать практическую часть проекта | | Выполнено |
8 | 02.03.24 | Создание проектного продукта | Microsoft Publisher | Выполнено |
9 | 03.03.24 | Оформить выводы | | Выполнено |
10 | 06.03.24 | Оформить проект, доклад и презентацию к защите | | Выполнено |
11 | 11.03.24 | Внесение корректив в работу и защиту | | Выполнено |
Приложение 2
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 4
Рисунок 5
Р исунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Приложение 3