СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно-практический проект по этикету «Приятного аппетита или этикет за столом»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать культуру поведения за столом.

Задачи:

  • познакомить с понятием «столовый этикет»;
  • закреплять у детей навыки правильного поведения за столом; 
  • познакомить с правилами сервировки стола и пользования столовыми приборами; знакомить с тем, что, как и чем едят;
  • развивать культурно- гигиенические навыки;
  • учить способам общения за столом, воспитывать доброжелательность, вежливость, самостоятельность, опрятность и аккуратность;
  • повысить уровень знаний родителей и вовлечь их в процесс формирования этикета за столом;
  • способствовать обогащению предметно-развивающей среды в группе детского сада.

Просмотр содержимого документа
«Информационно-практический проект по этикету «Приятного аппетита или этикет за столом»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Бебяевский детский сад № 1»













Информационно-практический проект по этикету

«Приятного аппетита или этикет за столом»


Подготовила

воспитатель

Струнаева Е.А.





Арзамас, 2017г.

Актуальность проекта. Столовый этикет не ограничивается только правилами приема пищи. В это понятие вкладывается и способность производить благоприятное впечатление на окружающих, и манера общения, и культурно-гигиенические навыки, и многое другое. В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение принятых правил поведения. Многие дети испытывают значительные трудности в знании правил поведения за столом, в правильном пользовании столовыми приборами.  Формирование культуры поведения за столом - всегда актуально. 

Цель: формировать культуру поведения за столом.

Задачи:

  • познакомить с понятием «столовый этикет»;

  • закреплять у детей навыки правильного поведения за столом; 

  • познакомить с правилами сервировки стола и пользования столовыми приборами; знакомить с тем, что, как и чем едят;

  • развивать культурно- гигиенические навыки;

  • учить способам общения за столом, воспитывать доброжелательность, вежливость, самостоятельность, опрятность и аккуратность;

  • повысить уровень знаний родителей и вовлечь их в процесс формирования этикета за столом;

  • способствовать обогащению предметно-развивающей среды в группе детского сада.

Участники проекта: дети средней группы детского сада (возраст 4-5 лет), воспитатель, родители воспитанников.  

Вид проекта: информационно-практический, групповой.

Длительность проекта: среднесрочный, продолжительность проекта 3 месяца.   

Методы и формы работы: мониторинг в начале и в конце проекта, анкетирование родителей, беседы, наблюдение (за действием взрослого и ребенка), занятия, чтение художественной литературы (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы), игровые приемы (дидактические, сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения, игры-соревнования, игры-путаницы), наглядные приемы (картинки, иллюстрации, схемы, мнемотаблицы), создание специальных ситуаций, режимные моменты, практические действия, консультации для родителей.

Ответственные за проведение всех мероприятий: воспитатели средней группы, музыкальный руководитель.

Ожидаемые результаты по окончанию проекта дети научились сервировать стол к чаю, пользоваться чайными принадлежностями; уметь сервировать стол к обеду (правильно раскладывать вилки ножи ложки), пользоваться столовыми приборами; непринужденно сохранять правильную осанку; знают, что чем едят, умеют это делать; научились складывать салфетки разнообразными способами, умеют ими пользоваться; научились культуре внешнего вида за столом (поддерживают опрятный вид, знают, что одеваться нужно в соответствии с местом и событием); умение обратиться с просьбой, четко ее излагая, уместно и правильно извиняться, употреблять ответные слова на извинения, пользоваться разнообразными формами прощания в зависимости от ситуации.

1 этап – подготовительный:

1. Разработка проекта.
2. Мониторинг: наблюдение, беседа с детьми с целью выявления знаний о правилах поведения за столом, анкетирование родителей о поведении детей вне детского сада.
3. Оснащение предметно-развивающей среды предметами необходимыми для организации работы по формированию у детей навыков столового этикета (сервиз, скатерти, салфетницы, бумажные и тканевые салфетки, красивые фартуки).

4. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы.
5. Подбор иллюстративного материала по теме, подбор игр (настольно-печатных, дидактических, речевых, сюжетно-ролевых), видеоматериалов.

2 этап – основной:

Работа с детьми

Работа с родителями

Этические беседы по теме: «Что такое этикет», «Посуда и столовые приборы», «Для чего нужна салфетка?», «Как правильно и красиво накрыть на стол», «Правильно ли поступил Буратино», «Зачем говорят здравствуй».

Занятия: «Как нужно вести себя за столом?», «Как правильно пользоваться столовыми приборами» (с использованием сказочных персонажей). Практические занятия «Мы идем в гости», «Мы принимаем гостей», «Научи Машу сервировке стола к обеду», «Поможем Федоре Егоровне», «Чаепитие друзей», «Моя помощница салфетка».

Беседы и занятия проводились в течение 20-25 минут, один раз в неделю в первой половине дня. Накануне каждой беседы с детьми проводилась предварительная работа. Во многие беседы вводились сказочные персонажи. Целью этических бесед и занятий было формирование представлений, обогащение знаний и закрепление у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета.

Игровые ситуации «Незнайка шумит и капризничает за столом», «Покажи, как правильно держать ложку и сколько еды ею захватывать», «Что есть ложкой, что вилкой», «Мы самые аккуратные», «Приглашаем в гости к нам», «Как мы обедаем», «Незнайка с нами полдничает», «Чаепитие у Мальвины», «Чудо-приборы на столе», «Когда я ем, я глух и нем», «Едим перед зеркалом», разбор ситуаций, которые могут возникнуть во время приема пищи.

Сюжетно-ролевые игры «Столовая», «Чаепитие друзей», «Кафе», Детский сад».

Чтение художественной литературы: «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковский, «Я мою руки» М. Яснов, «День рождения вредного кота» перевод А. Кочарова, «Суп не ест, не любит каши…» О.Кокоткин, пословицы, поговорки о правилах поведения. Разгадывание загадок о посуде. Рассматривание иллюстраций, мнемотаблиц.

Дидактические игры «Кто знает больше вежливых слов», «Что чем едят», «Хорошо-плохо», «Запрещается-разрешается», «Цепочка действий», «Вежливая просьба», «Лото».

Игры-соревнования «Знатоки этикета», «Сервировка стола» (между дежурными).

Рассматривание предметов посуды в стиле народных промыслов России: Гжель, Хохлома, Жостово. Рисование по мотивам гжели.

Лепка предметов посуды. Изготовление кушаний, блюд из соленого теста, пластилина, подручных средств. Оригами «Сложи салфетку». Изготовление открыток-приглашений.

Разработка сценария праздника "Приятного аппетита".

Консультации в родительском уголке «Осанка ребенка за столом», «Правильно держим ложку», «Правила вежливости», «Расскажите ребенку о столовых приборах».

Индивидуальные беседы с родителями детей испытывающих трудности с овладением правил поведения за столом.

Совместная деятельность родителей и детей - сочинение сказки «В гости к любимому сказочному персонажу».

Помощь в оформлении фотовыставки.


3 этап – заключительный:

Итоговое занятие на тему «Этикет за столом». Цель занятия - расширение и уточнение знаний детей о понятиях «этикет», «правила поведения за столом».

Проведение праздника «Приятного аппетита» совместно с родителями.

Отзывы родителей.

Изготовление альбома «Сервировка стола», который содержит фотографии, картинки сервировки стола, кодекс правил поведения за столом.

Организация фотовыставки о проведенных мероприятиях.

Мониторинг уровня сформированности навыков столового этикета у детей.

Заслушивание мини – доклада на педсовете.

Результаты проекта имеют практическую значимость и могут быть использованы в работе педагогов дошкольных учреждений.





Список литературы

  1. Алябьева Е.А. «Дни этикета в детском саду», - «Сфера», 2011.

  2. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду», - Москва, 2005.

  3. Дошкольная Григорьева Т. «Как красиво накрыть стол», - «Аст-пресс» 1996.

  4. Дошкольная педагогика № 7 (82), сентябрь, 2012.

  5. Дошкольная педагогика №10 (85), декабрь 2012.

  6. Корчинова О.В. «Детский этикет», - «Феникс», 2002.

  7. Наглядно-дидактическое пособие «Посуда». – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

  8. педагогика № 7 (122), сентябрь 2016.

  9. Современный этикет. – «Кристина и Ко», 1997. – с. 58. Ю.Фомина

  10. Старавойтова Е.А. Дидактическая игра «Что чем едят» [электронный ресурс] - http://drujhnaia.blogspot.ru/2014/05/blog-post_4.html

  11. Черенкова Е.Ф. «Уроки этикета и вежливости для детей», - «Рипол Классик», 2006.

  12. Чудакова Н.В. «Этикет от А до Я», - АСТ, 1999.

  13. Шалаева Г.П., Журавлёва О.М. «Новые правила поведения для воспитанных детей», - АСТ, 2009.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!