СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно-справочные системы как средство осуществления правового воспитания старших школьников

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследования: анализ процесса формирования правосознания старших школьников посредством применения справочно-правовых систем при организации, внедрении и осуществлении модели правового обучения. Методы. В основу исследования положено применение юридических и педагогических методов: логический, системный, теоретический анализ литературы, обобщение, систематизация, моделирование; включенное наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, интервьюирование, обобщение и изучение инновационного педагогического опыта, анализ продуктов деятельности учащихся, аудио- и видеозаписей, ранжирование, социометрия, педагогический эксперимент, экспертная оценка; статистическая обработка полученных в результате исследования данных. Выводы. Повышение уровня правовой культуры подрастающего поколения является определяющим в процессе формирования правового государства и общественного правопорядка. Существует множество методов и средств правового обучения школьников, применяемых в педагогических практиках. Информационно-справочные правовые системы являются эффективным средством в достижении цели формирования правового сознания учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Информационно-справочные системы как средство осуществления правового воспитания старших школьников»

УДК 340.


Адаева Ольга Викторовна, старший преподаватель кафедры правовых дисциплин,

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва (г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), заместитель директора по научно-методической работе, Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №19» (г. Саранск, ул. Коммунистическая, д.103), AuthorID: 860592, https://orcid.org/0000-0001-8336-2549

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве – 12.00.01

[email protected]; 89513424403. 


Adaeva Olga Viktorovna, senior lecturer of the department of legal disciplines

Mordovia State University named after NP. Ogareva (Saransk, Bolshevistskaya str., 68), Deputy Director for scientific and methodological work, Municipal educational institution «Gymnasium No. 19» (Saransk, Kommunisticheskaya st., 103)

Theory and history of law and state; history of the doctrines of law and the state - 12.00.01 [email protected]; 89513424403.


ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ СИСТЕМЫ КАК СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ


INFORMATION AND REFERENCE SYSTEMS AS A MEANS OF IMPLEMENTATION OF LEGAL EDUCATION OF SENIOR SCHOOL CHILDREN


Аннотация. Цель исследования: анализ процесса формирования правосознания старших школьников посредством применения справочно-правовых систем при организации, внедрении и осуществлении модели правового обучения. Методы. В основу исследования положено применение юридических и педагогических методов: логический, системный, теоретический анализ литературы, обобщение, систематизация, моделирование; включенное наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, интервьюирование, обобщение и изучение инновационного педагогического опыта, анализ продуктов деятельности учащихся, аудио- и видеозаписей, ранжирование, социометрия, педагогический эксперимент, экспертная оценка; статистическая обработка полученных в результате исследования данных. Выводы. Повышение уровня правовой культуры подрастающего поколения является определяющим в процессе формирования правового государства и общественного правопорядка. Существует множество методов и средств правового обучения школьников, применяемых в педагогических практиках. Информационно-справочные правовые системы являются эффективным средством в достижении цели формирования правового сознания учащихся.


Summary. The purpose of the study is to analyze the process of formation of the legal consciousness of senior schoolchildren through the use of legal reference systems in the organization, implementation and implementation of the model of legal education. Methods. The study is based on the use of legal and pedagogical methods: logical, systematic, theoretical analysis of literature, generalization, systematization, modeling; participant observation, conversation, survey, questioning, interviewing, generalization and study of innovative pedagogical experience, analysis of student activity products, audio and video recordings, ranking, sociometry, pedagogical experiment, peer review; statistical processing of the data obtained as a result of the study. Findings. Raising the level of legal culture of the younger generation is decisive in the process of formation of the rule of law and public order. There are many methods and means of legal education of schoolchildren used in pedagogical practices. Information and reference legal systems are an effective means of achieving the goal of forming the legal consciousness of students.


Ключевые слова: правовое воспитание, правовое сознание, правовая культура, правовое образование, правовая информация, правовоспитательная деятельность, образовательные технологии.

Key words: legal training, legal consciousness, legal culture, legal education, legal information, legal education, educational technologies.


Введение. Постановка проблемы. Современное образование испытывает постоянное влияние процессов, происходящих во всем мире, поскольку находится в системе глобального информационного пространства. Необходимость учета образовательных тенденций определяет основные приоритеты школьного обучения, среди которых отдельное внимание уделяется правовому воспитанию учащихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед школой задачу формирования гражданской позиции у учащихся как активных и ответственных членов российского общества, осознающих свои конституционные права и обязанности, уважающих закон и правопорядок, обладающих чувством собственного достоинства, осознанно принимающих традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности. Данные цели обеспечиваются посредством целенаправленной, системной и плановой работы образовательных учреждений.

Принятые в последние годы нормативные правовые акты: Федеральный закон «Об образовании», Национальная доктрина образования до 2025 года, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания и др., подчеркивают необходимость усиления воспитательных функций в работе образовательных учреждений [Адаева, 2017: 309].

Задача построения правового государства в Российской Федерации, переход к рыночным отношениям в экономике, кризис в социальной, политической сферах, поляризация мнений и общественных движений, обновление законодательства обусловливают необходимость особого внимания к проблемам правового образования. Развитие правового государства, укрепление национального согласия в России требуют качественных знаний в области права. В современных быстро меняющихся социально-экономических условиях знание права приобретает все более ощутимую жизненную значимость, позволяя правильно понимать общественные явления, ориентироваться в жизни, знать свои права и обязанности, определять грань дозволенного и допустимого.

Актуальность проблемы педагогического опыта обусловлена необходимостью поиска новых, нестандартных средств и методических приемов по изучению и усвоению правовой информации несовершеннолетними. Особенное внимание при осуществлении правовоспитательной деятельности в школе направлено на категорию старших школьников, поскольку они являются одной из самых активных групп населения, однако в силу психологической и гражданской незрелости, а также в попытках самовыражения и признания, как правило, легко подвержены влиянию противоправных, антисоциальных, экстремистских идей, нередко становятся объектами насилия.

Основные положения работы. Осуществление правового воспитания является важной составляющей образовательного процесса, поскольку формирование успешной, социально адаптированной личности невозможно без понимания норм права и способов их реализации.

Недостаточная сформированность или отсутствие компетенций в области права педагогического состава является одной из проблем осуществления правового воспитания в рамках образовательных учреждений [Худойкина, 2016: 248]. Полагаю, что сочетание высшего юридического и педагогического образования, практического опыта позволяют качественно обучать школьников основам правоведения, эффективно решать проблемы правового нигилизма, склонности несовершеннолетних к совершению противоправных деяний. Образование в рамках подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации позволяет организовывать научно-исследовательскую деятельность учащихся, развивать навыки критического мышления, поиска и анализа информации. Непрерывное повышение квалификации учителя способствует применению в своей педагогической деятельности новейших образовательных технологий и методик, в том числе, и возможностей информационно-справочных правовых систем [Адаева, 2020: 107].

Проблема недостаточности теоретических знаний, практических умений и навыков в вопросах формирования правовой культуры старшеклассников является предметом изучения многих ученых. Так, например, И. И. Евтушенко в качестве пути решения данной проблемы предлагает создание определенных педагогических условий формирования правовой культуры старшеклассников, особое внимание при этом уделяя организации внеучебной деятельности [Евтушенко, 2014: 4]. О. В. Кириченко обращает внимание на роль именно практических навыков в вопросах правового воспитания учащихся [Кириченко, 2012: 4].

При правовом образовании и воспитании формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе, воспитывается понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развивается чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми [Худойкина, 2015: 106].

В настоящее время существует и углубляется целый ряд противоречий, связанных с правовым образованием и воспитанием подрастающего поколения: возросший уровень правонарушений в стране и недостаточно эффективная деятельность правоохранительных органов; высокая потребность общества и государства в формировании правосознания личности и недостаток эффективных для этого организационных и педагогических условий; проводимые масштабные педагогические исследования и необходимость в повышении качества правовой культуры учащихся; преобразование процесса правового обучения и воспитания учащихся общеобразовательных учреждений в соответствии с объективными потребностями, но в то же время необходимость применения традиционных подходов к их подготовке.

Особое место в системе информационно-справочных систем как средств осуществления деятельности учителя по осуществлению правового воспитания являются справочно-правовые системы.

При осуществлении такой формы правового воспитания как правовое обучение учитель погружает учащихся в необъятный мир правовой информации, которая находится под влиянием постоянно изменяющихся условий и процессов, и в силу этого требует определенного упорядочивания с помощью систематизации и классификации. От того насколько грамотно, логично и наглядно будет систематизирована правовая информация будет зависеть эффективность обращения с ней субъектов деятельности.

Справочно-правовые системы в работе учителя, направленной на формирование правосознания учащихся, выполняют следующие функции:

- информационная (помогает обеспечивать получение, сбор, обработку, использование, распространение правовой информации, в том числе сведений событийного характера относительно правовых явлений);

- познавательная (позволяет приобрести необходимые правовые знания и практические навыки применения правовой информации);

- идеологиче¬ская (формирует взгляды на социальную действительность сквозь призму правовых явлений и процессов; обеспечивает формирование представлений о сущности права как социального регулятора общественных отношений);

- культурная (позволяет закрепить представление о правомерности и противоправности деяний с целью последующего соблюдения правовых предписаний; формирование уважения к институту права).

Современный этап развития справочно-правовых систем характеризуется возросшей коммерциализацией в процессе систематизации правовой информации, создании ограниченных и полных версий для заинтересованных пользователей [Егоров, 2007: 7].

Однако говоря об использовании СПС в деятельности учителя, необходимо отметить, что их применение самим педагогом, носит, как правило, эпизодический характер и, к сожалению, в настоящее время, не всегда используется в качестве средства обучения учащихся.

Несмотря на это, полагаем, что использование справочно-правовых систем должно активно внедряться в правовоспитательную деятельность учителя, поскольку они имеют ряд несомненных преимуществ по сравнению с иными средствами получения правовых знаний и другими источниками правовой информации:

- справочно-правовые компьютерные системы позволяют содержать в себе неограниченный объем информации в противовес, например, каким-либо печатным изданиям, правовой литературе на бумажном носителе;

- автоматизированные системы способны к более быстрому обновлению, тогда как правовая литература, нормативно-правовые акты на материальном носителе быстро становятся не актуальными в силу стремительного и частого изменения законодательства;

- справочно-правовые компьютерные системы обеспечивают доступность и свободу получения правовой информации, так как их использование, как правило, осуществляется посредством сети Интернет и предполагается наличие бесплатных версий различных программ;

- справочно-правовые компьютерные системы охватывают весь спектр законодательства и иной правовой информации, имеют возможности быстрого нахождения необходимой информации и удобного использования.

К настоящему времени существуют и функционируют десятки справочно-правовых систем, применяемые различными субъектами для достижения тех или иных целей.

В работе учителя при осуществлении правового воспитания учащихся наиболее подходящими, по нашему мнению, являются такие ресурсы, как СПС «Консультант Плюс» (АО «Консультант Плюс»); «ГАРАНТ» (НПП «Гарант-Сервис»); «Кодекс» (Центр компьютерных разработок). Выбор данных систем обусловлен их универсальностью, поскольку большинство иных программ создано, как правило, для обеспечения потребностей в правовой информации различных организаций, ведомств, и имеют свою специфику.

Условия реализации опыта. Экспериментальной площадкой, выступающей базой проведенного исследования, стало муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №19» г.о. Саранск Республики Мордовия, где была апробирована авторская интегрированная модель организации правововоспитательного процесса по формированию и повышению правового сознания учащихся 9-11 классов в деятельности учителя права с использованием технологий справочно-правовых компьютерных систем [Адаева, 2021: 1].


Рис.1. Схема интегрированная модель организации правовоспитательного процесса по формированию и повышению правового сознания учащихся 9-11 классов в деятельности учителя права.

В рамках данного исследования был реализован эксперимент, в котором приняли участие ученики 9-11 классов социально-гуманитарного профиля, направленный на определение уровня сформированности правовых знаний при использовании справочно-правовых компьютерных систем. Всего в эксперименте на разных его этапах приняло участие 175 учащихся 9-11 классов социально-гуманитарного профиля МОУ «Гимназия №19» г. о. Саранск Республики Мордовия.

В рамках исследования проводился следующий эксперимент, который проводился на протяжении четырех лет: 2018-2019 учебный год; 2019-2020 учебный год; 2020-2021 учебный год; 2021-2022 учебный год.

Были разработаны вопросы, определяющие уровень правовой культуры учащихся. В эксперименте участвовали 4 экспериментальные группы и 4 контрольные группы. В начале каждого учебного года все группы проходили опрос, который демонстрировал уровень правовой культуры.

Так, приведем данные по 2020-2021 году. Экспериментальная группа – учащиеся 9 класса социально-гуманитарного профиля (11 человек). Контрольная группа – учащиеся универсального класса (9 человек).

На этапе констатирующего этапа 10% учащихся ЭГ продемонстрировали низкий уровень правовой культуры, 70% – средний уровень правовой культуры, 10% – высокий уровень правовой культуры. При этом оценивались такие критерии как: когнитивный, интеллектуальный, критерий восприятия, мотивационно-оценочный критерий и деятельностный критерий. 20% Учащиеся КГ продемонстрировали низкий уровень правовой культуры, 65% – средний уровень правовой культуры, 5% – высокий уровень правовой культуры. При этом оценивались такие критерии как: когнитивный, интеллектуальный, критерий восприятия, мотивационно-оценочный критерий и деятельностный критерий.

Далее в рамках формирующего эксперимента на экспериментальной группе – учащихся 9 класса социально-гуманитарного профиля (11 человек) была апробирована интегрированная модель правовоспитательной деятельности, контрольная группа не участвовала в апробации.

В конце учебного года был проведен контрольный эксперимент, который показал следующие результаты:

0% учащихся ЭГ продемонстрировали низкий уровень правовой культуры, 30% – средний уровень правовой культуры, 70% – высокий уровень правовой культуры. При этом оценивались такие критерии как: когнитивный, интеллектуальный, критерий восприятия, мотивационно-оценочный критерий и деятельностный критерий. 10% Учащиеся КГ продемонстрировали низкий уровень правовой культуры, 60% – средний уровень правовой культуры, 20% – высокий уровень правовой культуры. При этом оценивались такие критерии как: когнитивный, интеллектуальный, критерий восприятия, мотивационно-оценочный критерий и деятельностный критерий.

В рамках данного исследования также проводился социологический опрос учителей обществознания, права и школьников отдельных регионов России по вопросу использования информационно-справочных правовых систем в рамках урочной и внеурочной деятельности. В опросе приняли участие учителя обществознания, права и учащиеся 7-11 классов образовательных учреждений Республики Мордовия, Самарской области, города федерального значения Москва, Нижегородской области, Пермского края, города федерального значения Санкт-Петербурга, Кировской области, Пензенской области, Ямало-ненецкого автономного округа, Волгоградской области, Краснодарского края, Камчатского края, Чувашской республики, Омской области, Иркутской области, Республики Татарстан, Оренбургской области, Московской области, Псковской области, Республики Хакасия, Владимирской области, Ростовской области, Новосибирской области, Тюменской области, Мурманской области.

Социологический опрос был проведен посредством программы GoogleForms, ссылки для прохождения опросов были направлены в группы профессиональных сообществ учителей обществознания, права, истории, в группы общеобразовательных учреждений различных субъектов Российской Федерации в социальных сетях.

Всего в рамках социологического опроса приняли участие: 61 ученик и 47 учителей. Основные выводы, полученные в результате проведенного опроса учителей обществознания, права:

- 87% опрошенных учителей используют в педагогической практике справочно-правовые системы;

- 59% опрошенных учителей отдают предпочтение СПС «Консультант Плюс»;

- большинство опрошенных учителей считают, что основной ролью справочно-правовых систем, является получение правовых знаний и информирование о правовых событиях, изменениях в законах;

- большинство опрошенных учителей считают, что обучать школьников работе со справочно-правовыми системами необходимо, начиная с 12-14 лет;

- 56% опрошенных учителей отметили, что в использовании СПС в учебном процессе есть как преимущества, так и недостатки, а 36% указали на высокую эффективность СПС.

Основные выводы, полученные в результате проведенного опроса учащихся 7-11 классов:

- 50% опрошенных учащихся изучают дисциплину «Право»;

- 75% опрошенных учащихся имеют представление о функциональных возможностях справочно-правовых систем, 25% опрошенных учащихся никогда не слышали о них;

- 34% опрошенных учащихся часто используют в учебной деятельности справочно-правовые системы, 37% опрошенных учащихся однократно использовали справочно-правовые системы, 27% никогда не использовали справочно-правовые системы в учебной деятельности;

- 62% опрошенных учащихся указали, что учитель обществознания/права обучал их работе со справочно-правовыми системами;

- 55% опрошенных учащихся иногда используют справочно-правовые системы на уроках, 32% никогда не используют, 11% часто используют;

- половина опрошенных учащихся выбирают в качестве средства обучения из разных видов справочно-правовых систем СПС Консультант Плюс;

- 44% опрошенных учащихся указали, что эффективность использования справочно-правовых систем определяется функциональной возможностью изучения нормативно-правовых актов, 33% – возможностью ознакомления с изменениями, вносимыми в нормативно-правовые акты;

- 54% опрошенных учащихся указали, что основная роль справочно-правовых
систем – получение правовых знаний;

- 49,2% опрошенных учащихся полагают, что в использовании справочно-правовых систем есть как преимущества, так и недостатки, 49,2% опрошенных учащихся считают использование справочно-правовых систем в учебной деятельности достаточно эффективным средством;

- 72% опрошенных учащихся хотели бы чаще применять возможности справочно-правовых систем в рамках урочной и внеурочной деятельности;

- 96% опрошенных учащихся убеждены, что использование справочно-правовых систем способно повысить их правосознание.

Выводы исследования. Таким образом, в результате проведенного исследования необходимо отметить, что современные информационные справочно-правовые системы являются эффективным средством правового воспитания школьников 9-11 классов. Обучение навыкам работы с компьютерными программами по систематизации законодательства в рамках урочной и внеурочной деятельности позволяют получать и закреплять знания в области права, повышать уровень правовой культуры и правосознания учащихся, формировать уважительное отношение к праву как к социальной ценности.

Заключение. Возможности справочно-правовых систем применимы при организации деятельности учащихся в рамках различных форм, осуществляемых учителем при внедрении авторской интегрированной модели формирования правосознания учащихся старших классов, целью которой является обучение основам права и повышение правовой культуры и правосознания школьников.


Список литературы:

  1. Евтушенко И.И. Внеучебная деятельность как фактор формирования правовой культуры старшеклассников в современных условиях: автореф. канд. пед. наук /
    И.И. Евтушенко. – М., 2014. – 21 с.

  2. Кириченко О.В. Правовое воспитание старшеклассников в системе деятельности классного руководителя: автореф. канд. пед. наук / О.В. Кириченко. – М., 2012. – 27 с.

  3. Адаева О.В. Вопросы нормативного регулирования правового воспитания в России / О.В. Адаева // Пробелы в российском законодательстве. – 2017. – № 3. – С. 309-310.

  4. Адаева О.В. Организация правового воспитания в общеобразовательных учреждениях / О.В. Адаева // Проблемы экономики и юридической практики. – 2020. – Т. 16. – № 4. – С. 107-110.

  5. Адаева О.В. Правовые игры как средство правового воспитания старших школьников (на примере игры «парламентские дебаты») / О.В. Адаева // В сборнике: Актуальные проблемы образования. сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. Саранск, 2021. – С. 1.

  6. Худойкина Т.В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов / Т.В. Худойкина // Глобальный научный потенциал. – 2015. –№ 11 (56). – С. 206-208.

  7. Худойкина Т.В. Формирование правовой культуры школьников / Т.В. Худойкина // Социально-политические науки. – 2016. – № 4. – С. 248-251.

  8. Егоров Г.Г. Роль справочно-правовых компьютерных систем в систематизации российского законодательства: автореф. … канд. юрид. наук / Г.Г. Егоров. – Волгоград, 2007. – 27 с.


List of references:

1. Evtushenko I.I. Extracurricular activities as a factor in the formation of the legal culture of high school students in modern conditions: author. cand. ped. Sciences / I.I. Yevtushenko. – M.,
2014. – 21 p.

2. Kirichenko O.V. Legal education of high school students in the system of activity of the class teacher: author. cand. ped. Sciences / O.V. Kirichenko. – M., 2012. – 27 p.

3. Adaeva O.V. Issues of normative regulation of legal education in Russia / O.V. Adaeva // Gaps in Russian legislation. – 2017. – № 3. – P. 309-310.

4. Adaeva O.V. Organization of legal education in educational institutions / O.V. Adaeva // Problems of economics and legal practice. – 2020. – T. 16. – № 4. – Р. 107-110.

5. Adaeva O.V. Legal games as a means of legal education of senior schoolchildren (on the example of the game «parliamentary debate») / O.V. Adaeva // In the collection: Actual problems of education. collection of scientific articles based on the materials of the International Scientific and Practical Conference. Saransk, 2021. – P. 1.

6. Khudoykina T.V. Legal education as the main factor in the prevention of legal conflicts / T.V. Khudoykina // Global scientific potential. – 2015. – № 11 (56). – Р. 206-208.

7. Khudoykina T.V. Formation of the legal culture of schoolchildren / T.V. Khudoykina // Socio-political sciences. – 2016. – № 4. – Р. 248-251.

8. Egorov G.G. The role of reference and legal computer systems in the systematization of Russian legislation: author. … cand. legal Sciences / G.G. Egorov. – Volgograd, 2007. – 27 p.


Статья проверена системой Антиплагиат, оригинальность текста – 82,54%.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!