«Информационно-ценностный подход в обучении чтению младших школьников»
Бардикова Л.Н., учитель начальных классов
Прослаухинская СОШ-филиал МБОУ «Баевская СОШ»
2018 г.
1 БЛОК: Совершенствование навыков чтения учащихся через инновационные технологии и практические упражнения»
Основные методики чтения
Разработаны К.Д. Ушинским.
В 80-е годы методы и программы были усовершенствованы.
Авторами новых методик, программ и книг для чтения стали В.Г. Горецкий, Л.Ф Климанова, Л.К. Пискунова,
Л.С. Геллерштейн.
Решение задач через компьютер
пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности.
Компьютерные игр сайта «Логозаврия» ( http://www.logozavr.ru/ , автор Варченко В.И.)
Способствуют развитию навыков быстрого чтения, как непосредственно, путем считывания слов в условиях ограниченного времени, так и опосредовано, через развития внимания и зрительной памяти. При этом учитывался и возраст учащихся, их способность к выполнению заданий.
Комьютерные игры сайта «Логозаврики» автор Варченко В.И.
Для реализации учебной программы согласно ее целям было отобрано 10 развивающих флеш-игр
Игра «Продолжи узор»
Игра «Найди отличия
Игра «Составь картинку».
Игра «Создай картинку»
Игра «Укажи место»
Игра «Запомни»
Игра «Найди пары».
Игра «Прочитай»
Игра «Раскраска»
Игра «Мозаика»
2 блок «Враги скорочтения и их устранение»
- А. Возвратные движения глаз (или регрессии), представляющие собой непроизвольные, механические, повторные фиксации глазами одного и того же участка текста.
- Б. Артикуляция – членораздельное произношение. Основная причина того, что артикуляция замедляет процесс чтения, заключается в том, что, проговаривая, мы как бы читаем «губами»
- В. Малое поле зрения, под которым понимается видимое глазом пространство, когда глаз неподвижный и фиксирует одну точку предмета.
Регрессия и способы борьбы с ней.
№ 1 Борьба с регрессией при помощи шаблона
Используют специальный шаблон, который закрывает уже прочитанные слова. Но при чтении взгляд часто возвращается назад, даже если предыдущий текст закрыт. Но если регулярно проводить подобное упражнение, то со временем частота подобных возвратных движений снизится.
№ 2 Продолжаем бороться с регрессией
№ 3 Перст указующий
Устраняем регрессию чтением вслух
Предложенный текст нужно читать плавно, но быстро – в темпе разговорной речи. Стремиться к тому, чтобы читать «с листа», без предварительного просмотра текста. Текст читается только один раз. Скользя взглядом по тексту и воспринимая информацию, вслух произносить текст с запаздыванием на 2-3 слова.
3 блок: «Враги понимания текста и на пути к пониманию »
Низкая эффективность процесса понимания сопровождается:
А. Низкой концентрацией внимания
Б. Пассивностью памяти
В. Отсутствие навыков предвосхищения
Г. Отсутствие умения анализировать логическую структуру текста
Д. Низкой подвижностью чтения
4 блок «Контроль над формированием у учащихся навыка беглого чтения и проверка навыка чтения»
Проверяем технику чтения по таблице, в которой отражены следующие параметры:
-способ чтения;
-темп чтения;
-правильность;
-выразительность.
Мои дети читают:
выше нормы-80%
норму-20%
ниже нормы-0%
Спасибо за внимание